4 Йога Урок: не усложняйте себе жизнь

Я измеряю свои успехи в йоге не глубиной наклона или поворота, а тем, как обращаюсь со своей женой и детьми.

Т. К. В. Дешикачар, знаменитый учитель йоги

Я старею.

Поясню: вообще-то я еще относительно молодой человек, однако в последнее время наблюдаю у себя признаки, которые вызывают беспокойство.

Просыпаясь утром, я часто чувствую тупую боль где-то посередине спины. После дня, проведенного за компьютером, шея и плечи у меня напряжены и немеют. Не очень приятное ощущение.

До этого момента я не уделял особого внимания своему телу. Оно просто действовало. Расставшись со школой, а вместе с ней и с регулярными уроками физкультуры, я вообще не занимался спортом. В колледже я относился к своему телу как к средству передвижения, которое предназначено для того, чтобы перемещать мой мозг из одной аудитории в другую.

По окончании университета это отношение не изменилось, и до сих пор я не чувствовал никаких неудобств. Теперь все эти годы пренебрежения физическими упражнениями дали себя знать.

У меня хрустит все тело, и я это чувствую.

«Ты должен внимательно присмотреться к йоге…»

Моя жена Келси начала заниматься йогой еще в колледже. Почти каждый день она ходит в студию йоги, расположенную на нашей улице, и проводит час или больше в очень теплой комнате, принимая разные позы. Ей это нравится, и она всегда возвращается домой довольная и расслабленная.

Каждую неделю Келси говорит мне: «Ты должен обязательно попробовать йогу. Это здорово. Тебе понравится».

Я колебался. Йога меня не очень привлекала.

И дело не в растяжке. В старших классах школы я занимался бегом, так что растяжка для меня не проблема. Моей любимой дисциплиной был бег на 110 метров с барьерами, который требует хорошей гибкости [1].

Тренировка барьериста предполагает серьезную растяжку, и за прошедшие годы мне удалось сохранить эластичность связок и мышц. Даже теперь, 10 лет спустя, я легко могу достать ладонями пол, не сгибая коленей.

Мои колебания относительно йоги, откровенно говоря, были связаны с тем, что она казалась мне странной.

Чакры, ауры и кундалини… О боже!

Видеоролик «Что говорят йоги» (Sh!t Yogis Say) [2], снятый компанией Lululemon [3], самым прибыльным из розничных торговцев спортивными аксессуарами, представляет собой превосходную пародию на то, как йога может выглядеть в глазах непосвященных. Вот несколько самых ярких фраз:


● Меня беспокоит ваша аура…

● Как сказать это на санскрите?

● Мои чакры так сбалансированы.

● Хотите посмотреть, куда я могу закинуть ногу?


Со времени появления ролика на YouTube в декабре 2011 года его просмотрели более 2 миллионов раз – он явно задел зрителей за живое.

Я очень рациональный и приземленный человек. И готов поверить, что регулярная растяжка приносит пользу. Выучить несколько упражнений на растяжку – это мне кажется разумным.

Однако все эти разговоры про ауры, чакры и эзотерические духовные практики только отвлекают от дела. Я не понимаю, какое отношение все это имеет к физическим упражнениям, и, откровенно говоря, считаю, что мистические теории в стиле хиппи делают йогу похожей на какой-то странный культ.

Но это еще не все. Занятие йогой в Америке превратилось в образ жизни, индустрию фитнеса и спортивной экипировки с оборотом в 8 миллиардов долларов. Демонстрация своей принадлежности к сообществу любителей йоги стала модным сигналом о социальном статусе, своего рода эквивалентом последней модели сумочки Louis Vuitton.

Нет, спасибо. Мои «чакры» в полном порядке, премного благодарен.

«Расслабьте лицо»

В конечном итоге Келси убедила меня попробовать заняться йогой – в качестве новогоднего обещания «начать новую жизнь». Я работал дома, и она сказала, что это прекрасная возможность выйти из квартиры и пообщаться с людьми. Я был настроен скептически, но решил доставить ей удовольствие.

Мы записались в Pure Yoga, шикарную новую студию йоги в Верхнем Ист-Сайде Нью-Йорка. Занятия там вел Марко Рохас, любимый преподаватель Келси и один из лучших инструкторов в городе.

Представьте более молодую и худую версию Антонио Бандераса, в широких штанах для занятий йогой – это будет Марко. Красивый, харизматичный, с неотразимым голосом и испанским акцентом. На занятиях Марко всегда полно народу, во-первых, потому что он действительно потрясающий преподаватель, а во-вторых, потому что 99 процентов любительниц йоги города без ума от него. (И кто может их за это винить?)

Поскольку я ничего не знал о йоге, то пытался следовать указаниям Марко. Я не знал ни поз, ни их названий, а просто смотрел, что делают другие, и пытался им подражать. Это требовало полной концентрации. Я справлялся, но с трудом. Некоторые позы, например стойка на голове, оказались за гранью моих возможностей.

Я старался держаться в глубине зала, чтобы видеть, что делают остальные, а также минимизировать ущерб для окружающих в случае моего падения, что случалось чаще, чем я готов это признать.

Мне нравились занятия Марко, но истинного удовольствия от происходящего я не получал. Марко постоянно останавливался у моего коврика и корректировал мои движения, помогая принять правильную позу.

Один случай мне запомнился особенно. Марко взял меня за руки и потянул. Сильно.

– Используйте четырехглавые мышцы… поверните бедра. Хорошо. А теперь… расслабьте лицо.

Мое лицо было искажено гримасой, и на то имелась веская причина. И я расслабил мышцы лица.

Дилемма домоседа

Мне нравились занятия у Марко, но выделить для них время оказалось не так-то просто. Продолжительность каждого составляла полтора часа, плюс время, чтобы дойти до студии, переодеться, принять душ после занятий и вернуться домой.

Несмотря на то что студия йоги находилась всего в нескольких кварталах от меня, все эти действия в совокупности занимали не менее двух часов. В то время я работал дома, мои обязанности в компании Fortune 500 требовали большой ответственности; кроме того, мне часто приходилось встречаться с людьми, и эти встречи периодически совпадали по времени с занятиями в студии. Чтобы попасть на утренние или дневные уроки, мне приходилось откладывать работу. Но, вообще говоря, проблема была по большей части психологической: я с трудом мог убедить себя, что можно в течение двух часов завязывать свое тело в узел, когда меня ждет работа.

В конечном итоге за год я посетил около пятнадцати занятий. После каждого занятия я прекрасно себя чувствовал, но считал, что все это не стоит затраченного времени.

Кроме того, я не занимался йогой дома. Просто не знал как. В студии я копировал действия других учеников. Конечно, дома можно расстелить на полу коврик и заняться растяжкой, но, как мне кажется, это совсем не йога.

Когда ученик готов, появляется учитель

После переезда в Колорадо Келси как-то вечером призналась мне, что скучает по Нью-Йорку. Ей не хватает занятий в студии Марко, курсов по анатомии йоги Лесли Каминоффа, на которые она записалась после получения свидетельства преподавателя йоги. Лесли – соавтор книги «Анатомия йоги»[11] («Yoga Anatomy») (2007, 2011), одной из самых успешных за последнее время книг о йоге, по которой готовят преподавателей йоги во всем мире. К сожалению, для того чтобы посещать курсы Лесли, нужно жить в Нью-Йорке, и после переезда Келси пришлось бросить их.

– Кто-то должен выложить курсы Лесли в интернет, – сказала Келси.

Парадоксальное заявление. Несколько недель назад Келси помогала мне запустить мои первые онлайновые курсы, так что она знала, как это делается. И Келси была права – уроки Лесли Каминоффа доступны только ньюйоркцам, а поскольку потребность в них есть во всем пире, есть смысл вывести эти курсы в онлайн.

Я указал жене на очевидный факт: она вполне способна сделать онлайновый курс обучения, если Лесли даст на это согласие. Вечером Келси отправила ему свое предложение.

Два дня спустя Келси и Лесли договорились о сотрудничестве, и Келси открыла свой первый бизнес, связанный с продвижением онлайновых курсов йоги.

Поскольку теперь мы оба работали дома, я стал гораздо больше слышать о йоге. Производственный процесс включает просмотр видеосъемки каждого занятия и составление подробных комментариев. Так я познакомился с самим курсом Лесли.

Момент, когда я решил серьезно заняться йогой

Прежде всего, меня привлекла тональность речи Лесли. Совсем не похожая на тональность беззаботного хиппи, которую я ожидал услышать. Наоборот – обладая 30-летним практическим опытом в области анатомии, физиологии и спортивной медицины, он не терпел расплывчатых терминов.

С точки зрения Лесли, йога ценна в первую очередь своей практичностью. Занятия йогой – это превосходный способ развития силы, повышения гибкости и поддержания подвижности.

Эффективность йоги значительно усиливается, если сосредоточиться на технике дыхания. Большинство людей рассматривают занятия йогой как причудливую смесь аэробики и гимнастики, но такая картина неточна. Йогу делает йогой комбинация дыхания, движения и внутренней сосредоточенности.

Лесли также объясняет некоторые странности в терминологии. Первые йоги экспериментировали со своим телом и психикой, пытались систематизировать свои знания еще до того, как оформились такие современные научные дисциплины, как анатомия, биология и когнитивная психология.

В результате, когда первые йоги обнаруживали нечто интересное, единственным способом описания для них оставались метафоры. Так, например, когда практикующие йоги замечали, что некоторые позы и способы дыхания вызывают определенный эмоциональный отклик, то объясняли эти явления в доступных им терминах.

Именно таким образом возникло понятие чакры: с научной точки зрения, не существует тайных центров энергии в животе, крестце, солнечном сплетении, сердце, горле, во лбу и макушке. Однако эти метафоры помогали первым йогам описывать свои ощущения и оказались настолько удобными, что сохранились до наших дней.

Последней каплей стал видеоролик на YouTube, который Лесли представил во время одного из первых онлайновых уроков. В нем Гил Хедли [4], преподаватель анатомии, проводил учебную аутопсию трупа перед группой студентов [5]. Гил обратил внимание на любопытную особенность мышечной фасции, оболочки, которая покрывает наши мышцы.

Подобно связкам и сухожилиям, фасции относятся к соединительным тканям: они скрепляют части нашего тела. Охватывая группы мышц, фасции помогают нам двигаться, облегчая скольжение мышц относительно друг друга.

Но у фасции есть один недостаток: когда мышцы неподвижны, «ворсинки» соединительной ткани, по внешнему виду и структуре похожие на вату, начинают прорастать сквозь фасцию.

Обычно это не составляет большой проблемы. Отдельные волокна очень тонкие и легко рвутся при движении мышц. Неприятности возникают при недостатке движения.

Если мышцы сохраняют неподвижность в течение определенного промежутка времени, соединительных «ворсинок» становится все больше, они уплотняются, затвердевают и ограничивают диапазон движений.

Я знал, что слишком мало двигаюсь, и этот видеоролик привлек мое внимание. Может быть «хруст», который я ощущал во всем теле, указывал как раз на то, что мои мышцы зарастают «ворсинками»? (Жуть какая!)

Это одно из возможных объяснений, но не единственное. По мнению Лесли, боль в спине и шее также может объясняться недостаточным поступлением кислорода к этим мышцам – такое явление получило название ишемии. Неподвижность может привести к ограничению кровоснабжения мышц. Когда мышца получает недостаточно кислорода, в ней возбуждаются болевые рецепторы, в результате чего возникает тупая, не проходящая боль. Чем дольше сохраняется такое состояние, тем сильнее боль.

Ишемии также способствуют хронический стресс и неправильное дыхание. Эти факторы часто сопутствуют друг другу – при стрессе люди склонны задерживать дыхание. Если вы поможете своим мышцам получать больше кислорода – движением, правильным дыханием, уменьшением уровня стресса, – то боль в них исчезнет [6].

В любом случае, нагрузка на мышцы и снабжение их кислородом играют важную роль в ослаблении боли и в поддержании диапазона движений. Йога сочетает движения, дыхание и медитацию, и поэтому она особенно эффективна в ослаблении и устранении хронической мышечной боли.

Этих доказательств достаточно. Я буду учиться йоге.

Но… с чего начать?

Что же такое «йога»?

Поскольку я собираюсь заняться йогой, то мне нужно знать основы того, что я делаю. Если йога представляет собой только растяжку, то ее так и называли бы «растяжкой».

Как выяснилось, ключом к определению сути йоги является понимание того, где возникла эта практика и почему мы сегодня называем ее «йогой» [7].

Йога в той или иной форме существует уже не одну тысячу лет. Первые известные свидетельства существования йоги дают нам артефакты, найденные в местах археологических раскопок, связанных с цивилизацией долины Инда, которая существовала на территории современного Пакистана и северо-запада Индии приблизительно с 3300 по 1300 гг. до н. э.

Йога как философия и практика представляла собой свод приемов и техник, которые не имели прямого отношения к религии, но были тесно связаны с религиозными и философскими традициями. В поисках Брахмы, «основы всего сущего», жрецы древней ведической культуры проводили сложные ритуалы, чтобы соединить материальный мир с духовным. Термин «йога» происходит от древнего санскритского слова упряжка. Подобно тому как бык привязан к плугу, вспахивающему поле, жрецы пытались привязать духовный мир к миру материальному.

Со временем ведические традиции угасли. Жрецы стали опираться на понятия атмана, высшей природы человеческой души. Внешний, связанный с движением ритуал превратился в интроспективную медитацию, и приверженцы духовной практики в поисках абсолютной истины начали отвергать материальный мир и сложный ритуал, заменяя его скитаниями по лесам, обетами бедности и аскетизма.

Мудрец Яджнавалкья, живший во времена, которые мы называем эпохой Упанишад, предположил, что властное эго не позволяет нам познать свою истинную суть. Разрушив эго, мы можем стать единым целым с атманом, «душой», или истинным «я». Яджнавалкья также ввел понятие кармы, которую он определял как действия, предпринимаемые для освобождения от эго. Отделив тело от атмана, можно достичь состояния, которое Будда в более поздние времена называл просветлением.

Появление асан

Философские идеи Яджнавалкьи привели к развитию того, что большинство практикующих йогу считают ядром современной йоги: физические позы в сочетании с контролем дыхания и медитацией. Специалист по истории религии Карен Армстронг в своей книге «Великое превращение» («The Great Transformation») [8] объясняет:


Йога – одно из величайших индийских достижений и в своей самой развитой форме почти наверняка было задумано [практикующими йогами] как средство освобождения пуруши [истинного «я»] от пут природы.

Эта классическая йога существенно отличается от той версии йоги, которой сегодня часто обучают на Западе. Это были не аэробные упражнения, и занятия не помогали людям примириться с жизнью – как раз наоборот. Йога была систематическим наступлением на эго, строгим режимом, который за большой промежуток времени учил кандидата отказываться от нормального сознания с его ошибками и заблуждениями и заменять его экстатическим познанием своего пуруши.


Йога была настоящей работой. Такое занятие не для дилетантов или малодушных – это требовательная и суровая духовная дисциплина, исключительная сфера монахов и гуру. Классический йог занимается не для того, чтобы стать более сильным или гибким. Он стремится разорвать связь между своим телом и атманом. Нелегкий труд.

Кодификация йоги

Во II веке до н. э. ученый по имени Патанджали начал объединять философские учения и практику йоги той эпохи. Изложением лучших (раджа, или «царских») практик стали его «Йога-сутры», собрание изречений, основополагающий текст для тех, кто практикует йогу.

В «Йога-сутрах» Патанджали определил восемь главных аспектов, или ветвей, раджа-йоги:


● яма – нравственность;

● нияма – духовное самоочищение;

● асана – позы;

● пранаяма – управление дыханием;

● пратьяхара – управление эмоциями;

● дхарна – концентрация;

● дхьяна – медитация;

● самадхи – погружение/размышление.


Патанджали называл эту систему «аштанга», или «восьмиступенчатой» йогой. Усердные занятия всеми восемью ступенями позволяют практикующему йогу достичь состояния кайвалья – отделения души от материального мира, которое приводит к вечному блаженству.

То, что представляет большинство людей, услышав слово «йога», – складывание своего тела в необычные позы – это только одна из ступеней, асана. Как правило, асана сочетается с определенной техникой дыхания, которая называется пранаяма. Цель таких занятий – подготовиться к медитации (дхьяна).

Система Патанджали рассматривает йогу как философию, а не как систему физических упражнений. Ступень асана по большей части была ограничена статическими позами в положении сидя – совсем не похожими на гимнастические трюки тех, кто практикует йогу сегодня.

Но это не значит, что сложных поз тогда не было. Позы хатха-йоги (усиленной йоги) были известны еще со времен Яджнавалкьи, но атлетизм тогда считался второстепенной задачей.

Самая известная систематизация практик хатха-йоги содержится в трактате «Хатха-йога Прадипика» жившего в XV веке мудреца Махариши Сватмарамы. Сватмарама считал хатха-йогу идеальным путем к раджа-йоге Патанджали. Сватмарама верил, что, очищая тело с помощью физических упражнений, практикуя пранаяму и вдыхая дым благовоний, стоя на голове, можно достичь высших уровней сознания.

Ранние формы хатха-йоги не сохранились. Интенсивные физические упражнения оставались малоизвестным ответвлением раджа-йоги, пока четыре века спустя брамин из индийского города Майсор не революционизировал это направление йоги.

Человек, который «изобрел» современную йогу

Тирумалай Кришнамачарья родился в 1888 году и был старшим сыном известного брамина Шри Тачарайи [9]. С хатха-йогой его в пятилетнем возрасте познакомил отец, и Кришнамачарья продолжал заниматься ею до завершения формального образования. В 1919 году он предпринял путешествие на гору Кайлас в Тибете, чтобы обучаться под руководством одного из последних мастеров хатха-йоги, Шри Рамамохана Брахмачари.

Кришнамачарья провел у Брахмачари семь с половиной лет, запоминая «Йога-сутры» Патанджали и практикуя асану. Рассказывают также, что он научился некоторым эффектным трюкам, таким как замедление дыхания и остановка пульса на длительное время. Впоследствии Кришнамачарья использовал эти умения для популяризации хатха-йоги, демонстрируя их на публике.

Завещание гуру

Отношения учителя (гуру) и ученика имеют в Индии долгую историю. При расставании с гуру ученики обычно делали ему пожертвование, так называемое гуру-дакшина, в знак благодарности за науку и глубокого уважения. Нередко пожертвование вносилось деньгами или материальными ценностями, но иногда гуру давал ученику особое задание. Когда обучение Кришнамачарьи закончилось, Брахмачари обратился к ученику с просьбой: он должен жениться, завести детей и распространять знания, приобретенные на горе Кайлас.

Просьба гуру потрясла молодого человека. Дело в том, что Кришнамачарья получил блестящее образование, уже имел несколько религиозных и научных степеней и ему прочили место, которое занимал его дед, – религиозного лидера Южной Индии. Чтобы получить представление о масштабах потери такого статуса, вообразите, что вас назначили в руководство престижной компании, а затем вдруг объявили, что вы должны стать консьержем. Дакшина Брахмачари означала суровый приговор – жизненные трудности и низкий социальный статус.

Кришнамачарья выполнил просьбу своего наставника; он вернулся в Майсор, жил в бедности и искал возможность распространять хатха-йогу.

В 1931 году Кришнамачарья был приглашен преподавать хатха-йогу в Санскритском колледже в Майсоре. Там его представили Кришне Радже Вадийяру IV, правящему махарадже Майсора. Впечатленный возможностями и знаниями йога, а также в благодарность за то, что Кришнамачарья помог ему излечиться от диабета, махараджа предложил открыть у себя во дворце школу йоги, которая будет находиться под покровительством правителя.

Поскольку большинство учеников йога шала в Майсоре составляли непоседливые мальчишки, Кришнамачарья разработал новую разновидность хатха-йоги, направленную на развитие силы и гибкости. Он объединил асаны традиционной хатха-йоги с движениями британской гимнастики, приспособив и изменив последовательность поз в соответствии с возможностями каждого ученика [10].

Новая йога

Таково происхождение системы, которая сегодня известна под названием аштанга-виньяса-йога. Если вы пришли на занятия в студию йоги или взяли любую книгу, в которой есть слова аштанга, виньяса, «сила», «поток энергии», Айенгар, то знайте – вы принадлежите к традиции Кришнамачарьи.

Кришнамачарья приспосабливал свое учение к потребностям учеников. Аштанга-йога была популяризирована одним из первых последователей Кришнамачарьи, Паттабхи Джойсом, который учился в Майсоре. Аштанга сфокусирована в первую очередь на шести последовательностях поз, начиная с «первой последовательности», которой Кришнамачарья обучал в своей йога шала. Современная аштанга сохранила упор на последовательность поз и атлетизм.

Обучая своего шурина Б. К. С. Айенгара, Кришнамачарья основное внимание уделял положению тела в асанах – с учетом слабого здоровья Айенгара. Со временем Айенгар развил этот подход и разработал тот современный, основанный на асанах стиль йоги, который практикуют сегодня.

В преклонном возрасте Кришнамачарья большую часть времени посвящал врачеванию и обучил своего сына Т. К. В. Дешикачара терапевтическим аспектам практики асан. Сегодня ученики Дешикачара подчеркивают значение йоги как средства улучшения самочувствия и указывают на широкий спектр ее потенциального применения в медицине, от физиотерапии до снятия тревожного состояния. В результате практически все крупные школы современной йоги испытали сильное влияние учения Кришнамачарьи.

Неизменным осталось одно – обращение к обычным людям с повседневными обязанностями. Йога Кришнамачарьи предназначена не для монаха или аскета: упор на индивидуализированную практику обычных людей сделал асану доступной миллионам занятых людей во всем мире. Как говорил Т. К. В. Дешикачар, «вы занимаетесь йогой, чтобы жить, а не наоборот».

Йога = дыхание + движение + медитация

Вернемся к настоящему. Какое отношение имеют все эти истории к современной йоге?

Вот что меня удивило: с исторической точки зрения, современная практика асан является недавним изобретением. Конечно, философским аспектам йоги уже несколько тысяч лет, но реальная практика, когда вы принимаете различные позы, сочетая их с определенной техникой дыхания и медитацией, исторически очень молода.

Внимание, уделяемое в практике йоги силе и гибкости, – тоже новая тенденция. Лишь очень немногие из практикующих йогу пытаются силой отделить душу от тела в поисках своего атмана. Большинство не причисляет себя к аскетам и отшельникам. Современные поклонники йоги в основном хотят поддержать физическую форму, развить гибкость, избавиться от стресса.

В целом понятно, что современная практика йоги сочетает движения, дыхание и медитацию. В самих позах нет ничего сверхъестественного. Они менялись на протяжении столетий, и Кришнамачарья без колебаний добавлял новые элементы или видоизменял старые в соответствии с возможностями ученика.

Понятно также, что в йоге нет стремительных движений. Подход к упражнениям здесь философский: осознать, что ты тратишь время на совершенствование себя. Но, несмотря на то что современная асана относительно нова, философия йоги насчитывает несколько тысяч лет и интересна сама по себе. Йога обладает глубиной, которой лишены новейшие направления фитнеса.

Кроме того, нет никакой нужды тренировать самые невероятные позы. Стать «настоящим» йогом – это не значит гнуться, как пластилиновый человечек Гамби, а делать то, что поможет вам улучшить свою жизнь. Не можете принять какую-то позу из-за недостаточной гибкости или перенесенной травмы? Не проблема – скорректируйте позу или выберите другую. Если во время движений вы концентрируетесь на дыхании и прислушиваетесь к своему телу, значит, вы все делаете правильно.

Как я уже сказал, в своей основе современная практика йоги объединяет дыхание, движение и сосредоточенную медитацию. Это не гимнастика, не акробатика и не развитие гибкости. Необыкновенная гибкость или умение выполнять акробатические трюки не делает вас хорошим йогом.

Избавляемся от ложных представлений

Вот несколько опровержений самых распространенных ложных представлений о йоге.


● Для занятий йогой вам не нужно знать тысячи поз. Запоминание большого количества поз не сделает вас хорошим йогом. Сам Кришнамачарья начинал с 24.

● Вам не нужно знать санскритские названия поз – и даже названия на родном языке. Запоминание большого количества поз и их названий не сделает вас хорошим йогом.

● Некоторые приверженцы йоги исповедуют такую религию, как индуизм, однако религиозные убеждения не обязательно укрепляются практикой асаны.

● Некоторые приверженцы йоги придерживаются разного рода вегетарианских диет или практикуют аюрведу, однако диеты не являются необходимым условием для практики асаны.

● Некоторые приверженцы йоги также интересуются альтернативной медициной, астрологией и другими подобными вопросами, но этот интерес не является необходимым условием для практики асаны.


Я разделял все эти заблуждения, когда впервые обратил внимание на йогу. Потратив немного времени на изучение того, что в действительности представляет собой практика йоги, я избавился от первоначальных сомнений, а также не стал тратить время на ненужные дополнительные занятия.

Опасна ли йога?

У меня оставалось одно опасение: насколько велика вероятность травмы при занятиях йогой?

Приблизительно в то время, когда я изучал асану, в газете New York Times появилась провокационная статья «Как йога может сломать ваше тело» («How Yoga Can Wreck Your Body») [11]. Ее написал штатный сотрудник отдела науки редакции Уильям Дж. Броуд. В сущности, статья представляла собой выдержки из книги Броуда «Наука йоги: риски и вознаграждение» («The Science of Yoga: The Risks and the Rewards») (2012).

Статья вызвала оживленные споры в мире йоги. Броуд приводил данные нескольких научных исследований о пользе асаны, в большинстве своем связанной с диапазоном движений и эмоциональным равновесием. А затем переходил в наступление, утверждая, что йога может стать причиной широкого спектра неприятностей, от растяжений до инсульта. Броуд даже предположил, что в нескольких случаях йога стала причиной комы.

Данная статья представляет собой характерный пример полезной инверсии. Как будут выглядеть неправильные занятия йогой и каковы главные опасности практики асаны?

Реакция преподавателей йоги на статью и книгу Броуда была быстрой и яростной: судя по всему, Броуд гонялся за сенсацией. Подобно любым физическим упражнениям, йога не свободна от риска, однако при соблюдении мер безопасности вы не нанесете себе серьезного вреда.

Действительно, травмы при занятии йогой не исключены, однако серьезные проблемы со здоровьем, такие как инсульт или кома, встречаются крайне редко, и нет никаких доказательств, что практика асаны повышает риск оказаться в таком состоянии. Статистика свидетельствует, что от других видов физической активности, даже бесконтактных, таких как гольф, йога отличается низкой степенью риска.

Загрузка...