Каждое утро я встаю с намерением изменить мир и прекрасно провести время. Иногда из-за этого мне трудно спланировать день.
Меня зовут Джош Кауфман, и я заядлый любитель обучения.
Шкафы у меня дома и в офисе до отказа набиты книгами, инструментами и разного рода неиспользуемым оборудованием, которое медленно покрывается слоем пыли.
Мой список того, чему необходимо научиться, включает сотни пунктов. Моя корзина покупок на сайте Amazon.com в настоящее время содержит 241 наименование – все это книги, которые я бы хотел прочитать. Зайдя в книжный магазин, я не могу выйти оттуда без трех или четырех новых книг, которые дополнят те 852 тома, что у меня уже есть.
Каждый день ко мне приходит идея очередного проекта или эксперимента, и я добавляю ее в постоянно удлиняющийся перечень под названием «когда-нибудь/возможно». При взгляде на список всего, чему я хотел бы научиться, меня охватывает растерянность, поэтому я делаю это не очень часто.
Я хочу знать, как повысить эффективность моего издательского бизнеса. Я хочу научиться снимать и редактировать видео. Я хочу подготовить аудиопрограмму. Я хочу понять, как улучшить мои семинары и сделать мои курсы эффективнее.
У меня есть идеи по выпуску нового продукта, но я не знаю, как его создать. Я придумал новые компьютерные программы, но не умею их писать. Сюжетов книг в моей голове столько, что у меня не хватит на них ни времени, ни сил.
Я хочу научиться рисовать. Научиться сплавляться по реке на байдарке. Удить рыбу нахлестом. Я хочу научиться скалолазанию, хочу уметь играть на гитаре, укулеле, пианино и электрической скрипке.
Мне нравятся некоторые игры, например го, но я так и не научился в них играть. Правила других игр, в частности шахмат, мне известны, однако я играю в них не очень хорошо и поэтому – не получая большого удовольствия – довольно редко.
Меня привлекает гольф, но каждая партия оборачивается тренировкой стойкости духа, когда мне приходится за смехом скрывать свое замешательство. (Обычно я говорю, что играю в гольф-марафон: к концу партии пробегаю марафонскую дистанцию.)
У меня складывается впечатление, что каждый день я добавляю какой-нибудь новый навык к списку того, что мне хотелось бы уметь, ad infinitum[1]. Столькому нужно еще научиться, а времени так мало!
По складу характера я отношусь к тем, кто все делает своими руками. Если требуется решить какую-то проблему, я скорее займусь этим сам, чем обращусь за помощью. Даже если кто-то справится с этим быстрее и лучше, мне не хочется лишать себя удовольствия чему-нибудь научиться.
Усложняет ситуацию и то обстоятельство, что у моей жены Келси свой бизнес – разработка курсов непрерывного повышения квалификации для преподавателей йоги. Мы оба с удовольствием занимаемся бизнесом, и поэтому постоянно заняты.
А чтобы сделать жизнь еще интереснее, мы подарили этому миру нашу дочь Лелу. Когда я пишу эти строки, Леле девять месяцев.
Еще до рождения Лелы мы с Келси решили, что если у нас будут дети, то их воспитание должно стать для нас самым главным делом. Одной из основных причин, по которым я оставил свою работу менеджера в корпорации Fortune 500, была потребность в гибком графике, желание работать дома, и самому распоряжаться своим временем и как можно больше этого самого времени проводить с семьей.
Мы с Келси поровну делим родительские обязанности. Поскольку в нашей семье два бизнеса, то Келси работает по утрам, я же занимаюсь Лелой. После обеда дочь переходит на попечение Келси, а я работаю до ужина. Это дает мне 25 рабочих часов в неделю плюс то время, которое мне удается выкроить, пока Лела спит.
После рождения Лелы я едва успевал справляться с работой, а о приобретении новых навыков не могло быть и речи. Заядлого любителя обучения это могло свести с ума. Я не хотел полностью отказываться от учебы и возможности личностного роста даже после появления новых семейных обязанностей. Свободного времени у меня не очень много, но я собирался распорядиться им с максимальной разумностью.
Так возник интерес к тому, что я называю быстрым приобретением навыка, – методам быстрого обучения новым умениям.
Я хочу и дальше учиться чему-то новому, но не желаю, чтобы процесс обучения затягивался до бесконечности. Я хочу быстро усваивать основы и добиваться заметных результатов, не испытывая постоянной фрустрации.
Уверен, вы меня поймете. Сколько «свободного» времени у вас остается ежедневно после того, как закончена работа и выполнены семейные обязанности? Вам не кажется, что в сутках должно быть 36 или 48 часов, чтобы у вас оставалось время на то, чтобы сесть и научиться чему-то новому?
Есть известное выражение: «работать с умом». Выяснилось, что процесс приобретения нового навыка имеет отношение не к количеству затраченных часов, а к тому, на что вы тратите эти часы.
В 2008 году Малкольм Гладуэлл написал книгу под названием «Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего?»[2] («Outliers: The Story of Success»). В ней автор попытался объяснить, почему одни люди оказываются успешнее других.
Одна из идей, к которой Гладуэлл обращается снова и снова, называется «правилом 10 тысяч часов». Исследование, проведенное доктором К. Андерсом Эриксоном из Университета штата Флорида, показало, что для достижения высокого уровня мастерства требуется в среднем 10 тысяч часов целенаправленных тренировок [1].
10 тысяч часов эквивалентны восьми часам ежедневных занятий на протяжении приблизительно трех с половиной лет, без перерывов, выходных и отпусков. Если предположить, что в году 260 полноценных рабочих дней, то это полная занятость в течение пяти лет, при условии, что во все 100 % времени вы вкладываете все 100 % своей энергии и сил.
На практике такой уровень сосредоточенности требует чрезвычайного напряжения. Даже у мастеров мирового класса в высшей степени конкурентных профессий (например, у музыкантов и спортсменов) хватает сил лишь приблизительно на три с половиной часа интенсивных ежедневных занятий. Это значит, что для достижения мастерства может потребоваться 10 лет.
Другими словами, исследования доктора Эриксона указывают, что, если вы хотите приобрести новый навык, приготовьтесь к долгому пути. Чтобы стать в какой-либо области лучшим в мире, даже ненадолго, потребуются годы и годы упорных тренировок. Если же вы не желаете тратить столько времени и сил, вас затмят те, кто готов на это.
Книга «Гении и аутсайдеры» стремительно взлетела в верхние строчки списков бестселлеров из категории научно-популярной литературы и продержалась там три месяца. В мгновение ока «правило 10 тысяч часов» стало постулатом.
Неужели вы не только должны найти время для тренировок… но еще и обязаны потратить на них именно 10 тысяч часов? Большинство считают себя счастливчиками, если удастся выкроить несколько часов в неделю. Зачем вообще заваривать всю эту кашу, если для обучения требуется столько времени?
Прежде чем отступить, подумайте вот о чем.
В исследовании доктора Эриксона есть один аспект, который очень легко не заметить: это высокий уровень мастерства. Если вы собираетесь стать следующим Тайгером Вудсом, то вам, вероятно, придется потратить не менее 10 тысяч часов на интенсивную и систематическую отработку всех элементов игры в гольф. Почти все профессиональные гольфисты начинали играть в юном возрасте и непрерывно тренировались на протяжении как минимум семи лет. Чтобы стать игроком мирового класса, требуется время.
А если вы не ставите пред собой цель выиграть турнир Профессиональной ассоциации гольфа? Если вы просто хотите научиться играть, чтобы достойно выглядеть на поле, не испытывать неловкости, получать удовольствие и, возможно, иметь шансы на успех в местном гольф-клубе?
Это совсем другое дело. Мастерство мирового класса может потребовать 10 тысяч часов упорных тренировок, но для овладения навыком, достаточным для удовлетворения своих потребностей, как правило, не нужно прилагать такие колоссальные усилия.
Данное утверждение не ставит под сомнение ценность того, что Эриксон называет «намеренной практикой»: интенсивные и систематические упражнения по совершенствованию навыка. Намеренная практика – это основа приобретения навыка. Вопрос в том, сколько намеренной практики требуется для достижения поставленной цели. Как правило, гораздо меньше, чем вам кажется.
Ключом к быстрому приобретению навыка является принцип достаточности. В данной книге мы будем обсуждать умение что-либо делать, а не мастерство мирового класса. Мы попробуем выйти на крутой участок кривой обучения и как можно быстрее подняться по ней.
Оставьте 10 тысяч часов профессионалам. Мы начнем с 20 часов целенаправленных, разумных и сосредоточенных усилий.
Мы хотим добиться требуемых результатов с минимальными затратами сил. Возможно, вы никогда не выиграете золотую медаль чемпионата мира, но получите не менее ценные для вас награды за гораздо меньшее время.
Если потом вы захотите усовершенствовать свои умения, то значительно повысите шансы на успех, начав с быстрого приобретения навыков. Осознав, во что вы ввязываетесь, усвоив основы, тренируясь разумно и выработав удобный график тренировок, вы будете быстрее и увереннее продвигаться по кривой обучения и в рекордно короткое время достигнете мастерства.
Быстрое приобретение навыка – это процесс. Вы разбиваете навык, которым намерены овладеть, на минимально возможные элементы, причем выявление этих элементов является самым главным, а затем целенаправленно упражняетесь в их выполнении. Все просто.
Быстрое приобретение навыка можно представить в виде четырех основных этапов.
● Разбиение навыка на элементы, мельчайшие из возможных.
● Изучение каждого элемента – достаточно подробное, чтобы придать тренировкам осмысленность и иметь возможность исправления ошибок.
● Устранение физических, психологических и эмоциональных препятствий, мешающих тренировкам.
● Тренировка самых важных элементов в течение как минимум 20 часов.
Вот так. Быстрое приобретение навыка – это не ракетные технологии. Вы просто выбираете, что именно тренировать, определяете наилучший метод тренировки, выделяете на нее время и упражняетесь, пока не достигнете желаемого уровня мастерства.
Тут нет никакой магии – только разумные, долговременные усилия, направленные на то, что вам интересно. Небольшая подготовка позволит вам овладевать новыми навыками быстро и с меньшими усилиями.
Это не значит, что результат будет мгновенным. Кстати, стремление к мгновенному удовлетворению – одна из главных причин, почему люди так медленно приобретают новые навыки.
Помните сцену из фильма «Матрица», когда герой Киану Ривза открывает глаза, моргает несколько раз и шепчет: «Я знаю кун-фу»?
Вынужден вас разочаровать: быстрое приобретение навыка не настолько быстрое.
В этом Голливуд оказал нам медвежью услугу. Разумеется, было бы здорово научиться управлять вертолетом Bell 212 за пять секунд, загрузив программное обеспечение прямо в мозг, но современная наука не может угнаться за фантастикой.
До тех пор пока программирование мозга не станет реальностью, «быстрый» означает лишь существенно меньшее время, чем требуется для обучения навыку так, как это обычно делает большинство людей: вслепую, бессистемно и непоследовательно.
Один из первых профессиональных навыков, которым я овладел, это умение разработать полезный и работоспособный сайт. Начав в 1996 году с основ на сайте Angelfire.com, я научился читать и писать на языке HTML, использовать CSS, редактировать изображение в Adobe Photoshop, конфигурировать интернет-серверы и поддерживать систему, которая публикует мои работы.
Я не учился всему этому в старших классах школы или в колледже. И хотя в университете нам читали базовый курс по информационным системам в бизнесе, лекции в аудитории и моя нынешняя повседневная работа практически не пересекаются.
Я овладел искусством создания сайтов методом проб и ошибок, обучаясь по ходу дела. Столкнувшись с новой технологией или инструментом, способным улучшить мой сайт или облегчить работу, я экспериментировал. Прошло довольно много времени, прежде чем мое мастерство выросло.
Тем не менее даже бессистемный подход к приобретению навыка создания сайтов сделал свое дело: я получил заказ, требовавший этих навыков, и теперь они, уже приобретенные, помогают мне зарабатывать на жизнь. Можно сказать, цель достигнута.
Все это далось мне тяжелым трудом. Вне всякого сомнения, моего уровня компетенции в данной области можно достичь не за 15 лет, а гораздо быстрее, если применить системный подход. Разумно спланировав занятия, вы подниметесь до моего уровня компетентности примерно за месяц.
Вот что я имею в виду под быстрым приобретением навыка. Если вы сможете узнать о веб-дизайне столько же, сколько знаю я, не за 15 лет, а за один месяц сосредоточенных усилий, это серьезный прогресс. И это вполне достижимо.
Быстрота приобретения нового навыка в значительной степени определяется тем, сколько времени вы готовы посвящать намеренной практике и разумному экспериментированию и насколько высоки требования к желаемому уровню мастерства.
Не ждите мгновенных результатов. Просто рассчитывайте, что затраченное время будет гораздо, гораздо меньшим, чем если приступать к процессу обучения, не имея стратегии.
Прежде чем подробно рассматривать сам метод, необходимо осознать следующее: быстрое приобретение навыка не имеет ничего общего с тем, как вас «учили учиться» в школе. Теоретические занятия и аттестация практически никак не пересекаются с приобретением навыка, не говоря уже о его быстром приобретении.
Подобно многим американским старшеклассникам, я изучал иностранный язык. Каждый день на протяжении нескольких лет мне преподавали испанский. Оценки у меня были высокими – в основном пятерки.
Сегодня я могу вспомнить только hola, cуmo estбs и muy bien[4] и, хоть убей, не способен поддержать разговор по-испански. (Я даже не знаю, как сказать, что у меня выдался не самый удачный день.)
Противоположный пример – мой друг Карлос Мисели, выросший в испаноязычной Аргентине. В старших классах школы Карлос решил, что ему нужно научиться бегло говорить по-английски, и сознательно старался как можно больше разговаривать с людьми, для кого английский был родным. В процессе освоения языка он открыл для себя Skype и создал собственный сайт, чтобы иметь возможность регулярно практиковаться в письменном и устном английском.
Карлос не учился на курсах. Он не знает правил английской грамматики. И даже не в состоянии объяснить, как выучил язык. Но это не имеет значения. Карлос бегло говорит и пишет по-английски, а остальное не важно.
Доктор Стивен Крашен из Университета Южной Калифорнии – признанный специалист в области обучения второму языку. Одна из главных идей Крашена заключается в том, что усвоение языка отличается от обучения языку.
В школе я много узнал об испанском языке. Выучил тысячи испанских слов, спряжение глаголов, правила грамматики. Усвоил все необходимое, чтобы с блеском сдать экзамены.
Однако эти экзамены не имели никакого отношения к моей способности осмысленно говорить по-испански, а также понимать естественный темп речи испаноговорящего человека. Если бы я хотел свободно владеть языком, то несколько недель разговоров на испанском дали бы лучший результат, чем четыре года учебы.
Однако в то время я не ставил себе целью свободное владение испанским. Моей целью было получить высший балл на выпускном экзамене. Карлос, наоборот, не утруждал себя теорией, а начал сразу с практики. Вместо спряжения глаголов он упражнялся в том, что действительно важно, – общаться с другими людьми на английском.
Бесспорно, в смысле эффективности и долговременного результата подход Карлоса оказался гораздо лучше моего.
Это не значит, что вам не нужны теоретические знания о навыке, который вы приобретаете. Обучение может быть чрезвычайно важным, но несколько в другом, неожиданном аспекте. Теоретические знания о предмете обучения помогают «редактировать» или «исправлять ошибки» в процессе тренировки.
Если вы умеете спрягать испанские глаголы, вам будет легче составить правильную фразу в разговоре с человеком, для которого испанский язык родной. Зная слова из основного словаря, вы будете лучше понимать собеседника, а попав в затруднительное положение, быстрее подберете подходящее слово или фразу.
Доктор Крашен называет это «гипотезой монитора». Обучение помогает планировать, редактировать и исправлять ошибки в процессе овладения навыком. Вот в чем заключается ценность обучения. Беда в том, что мы путаем обучение с приобретением навыка.
Если вы хотите приобрести новый навык, необходимо тренироваться в соответствующем контексте. Обучение делает практику эффективнее, но не заменяет ее. Если речь идет о практических действиях, одного обучения недостаточно.
Существует также огромная разница между приобретением навыка и тренировкой. В данном контексте тренировка означает совершенствование навыка, которым вы уже овладели посредством повторения.
Примером может служить марафонский бег. Большинство людей учатся бегать в детстве. Тут никакого нового навыка не нужно – ставим попеременно одну ногу впереди другой, пока не преодолеем все 42 километра.
Однако сначала требуется приложить довольно много сил, чтобы укрепить свой организм и достичь необходимой физической готовности, позволяющей пробежать марафон. Этот процесс выработки выносливости и называется тренировкой. Чем больше вы тренируетесь, тем сильнее становитесь – и тем быстрее пробегаете марафон.
В занятиях марафонским бегом присутствует и элемент обучения: как записаться для участия в забеге, как квалифицироваться на крупные соревнования, например Бостонский марафон, чего ожидать на дистанции, какими должны быть оптимальный темп бега, экипировка и так далее.
Например, такая мелочь, как трение футболки о кожу, не будет большой проблемой, если вы бежите на 5 тысяч метров, и большинство бегунов об этом даже не задумываются. Но чрезмерное трение превращается в огромную проблему, если дистанция – марафон.
Не сумев подготовиться заранее, вы столкнетесь с такой печально известной проблемой, как стертые в кровь соски. Это неприятно, больно… и вполне предотвратимо. (Не верите? Поищите в Google.)
Тренировка и обучение, несомненно, помогут вам добежать до финиша, но это не приобретение навыка, без которого тренировка и обучение невозможны или бесполезны. Подготовка и создание благоприятных условий для занятий могут облегчить приобретение навыка, но ни в коем случае не заменяют практику.
А вот повторное обучение бегу относится к категории приобретения навыка. Такие методики, как ChiRunning [2], помогают бегуну овладеть техникой, которая минимизирует усилия и повышает эффективность движений. Немного попрактиковавшись, спортсмен может обновить основной навык бега, который затем укрепляется последующими тренировками.
Несмотря на благородные усилия преподавателей и профессоров во всем мире, современные методы в сфере образования и аттестации почти никак не связаны с приобретением навыка.
Приобретение навыка требует практики. Оно требует значительных периодов непрерывных, сфокусированных усилий. Оно требует творческого подхода, гибкости и свободы устанавливать собственное мерило успеха.
К сожалению, большинство современных методов в области образования и аттестации требуют простого соответствия нормам. Главная (по умолчанию) цель состоит в удостоверении соответствия набору критериев, по большей части случайных, которые устанавливаются комиссиями с целью подтверждения определенных качеств, которые якобы требуются некой третьей стороне.
Творческий подход, гибкость и свобода эксперимента – главные элементы быстрого приобретения навыка – несовместимы с процессом аттестации. Если стандарты слишком гибкие, их уже нельзя назвать стандартами, не правда ли?
К сожалению, жесткие процедуры в области образования и аттестации могут мешать приобретению навыка. Главная проблема заключается в цене нереализованных возможностей: если требования по получению аттестации настолько высоки, что не оставляют времени на практические занятия, то программы аттестации могут принести больше вреда, чем пользы.
Возьмем, к примеру, энергичного и мотивированного человека, желающего создать компанию по разработке программного обеспечения. Базовый курс информатики и вычислительной техники престижного университета обычно рассчитан как минимум на четыре года [3]. За это время свежеиспеченный специалист проведет тысячи часов за изучением алгоритмов и анализом компиляторов, успешно сдаст дюжину экзаменов, но ни на шаг не приблизится к созданию собственной компании. Наш несчастный студент запомнит большой объем информации о программировании, но по-прежнему не будет знать, как создать именно такую компьютерную программу, которую люди посчитают полезной и захотят купить.
Создание компании по разработке программного обеспечения требует приобретения новых навыков. Это изучение языков программирования, создание и поддержка компьютерных систем, анализ доступных инструментов и программ, создание прототипов, поиск первых пользователей, получение необходимого финансирования, а также решение обычных задач управления бизнесом.
Есть ли связь между созданием стартапа и получением свидетельства об образовании? Несомненно. Но следует отметить вот что: бо́льшая часть образовательного процесса направлена на выполнение определенных стандартов. Помогут ли эти стандарты приобрести навыки, необходимые для работы в реальном мире? Этот вопрос для разработчиков стандартов третьестепенен – в лучшем случае.
В моей первой книге «Сам себе MBA. Самообразование на 100 %»[5] («The Personal MBA: Master the Art of Business») (2010) я объяснял, почему решил отказаться от диплома о бизнес-образовании в пользу самостоятельного изучения современных принципов ведения бизнеса и создания собственной компании. Заменив занятия в бизнес-школе построением собственного бизнеса, я очень многому научился и сэкономил 150 тысяч долларов. С учетом поставленных целей самостоятельное приобретение навыков построения бизнеса оказалось во всех отношениях предпочтительнее бизнес-школы.
Если вы хотите добиться успехов в том, что требует эффективности в реальной жизни, необходимо практиковать этот навык в соответствующем контексте. Одного теоретического обучения никогда не бывает достаточно.
И последнее, что следует знать, прежде чем мы перейдем к сути быстрого приобретения навыка: вы должны полностью осознавать свою способность овладеть новыми навыками.
Как ни странно это звучит, но человеку легко поверить в ограниченность своих возможностей, в то, что вам от природы либо даны способности, талант, дар, либо, увы, не даны.
В книге «Образ мышления: новая психология успеха» («Mindset: The New Psychology of Success») (2007) психолог Кэрол Двек приводит результаты исследований, которые указывают на то, что люди обычно придерживаются одного из двух взглядов на работу своего мозга.
По мнению доктора Двек, приверженцы «фиксированной» теории предполагают, что способности и таланты являются врожденными, что мы появляемся на свет с определенными возможностями и изменить ничего нельзя. Если человеку с таким типом мышления «не дается математика», то дополнительные занятия математикой – пустая трата времени. К чему утруждать себя, если ты все равно не добьешься успеха?
Те же, кто придерживается теории «роста», предполагают, что навыки и возможности расширяются посредством практики и настойчивых усилий. Ошибаясь в решении математических задач, человек с таким складом ума считает причиной неуспеха не отсутствие способностей, а недостаток практики. Если проявить настойчивость и упорно трудиться, овладение математикой на нужном уровне – это лишь вопрос времени.
Для тех, кто попал в ловушку «фиксированного» мышления, у меня есть хорошая новость: многие исследования (и их число постоянно растет) демонстрируют, что любой мозг способен при помощи упражнений совершенствовать свои способности и навыки. Генетическая предрасположенность действительно существует, однако она играет незначительную роль в сравнении с мощью целенаправленной, разумной практики. Вы можете развить любой навык, если захотите приложить усилия.
Человеческий мозг пластичен – этот термин нейробиологи используют для указания на физические изменения, которые происходят в мозге под воздействием окружающей среды, ваших действий и их последствий. В процессе практики при обучении новому навыку, двигательному или интеллектуальному, между нейронами мозга изменяются связи.
По словам доктора Джона Медины, автора книги «Правила развития мозга вашего ребенка» («Brain Rules For Baby», 2009), «одновременно возбуждаемые нейроны образуют связи», и в результате в нервных цепях мозга формируются абсолютно новые структуры. Со временем в процессе упражнений в ответ на обратную связь возбуждаемые нейроны образуют все более эффективные цепи.
Если вы работаете над моторным навыком (то есть навыком, который предполагает физическое движение), то в самом начале действие получается медленным и неуклюжим. Вам приходится думать над каждым движением, и вы часто совершаете досадные ошибки. Для овладения основами требуются целенаправленные усилия.
Однако со временем мышечная координация становится автоматической, более согласованной с мыслительным процессом. У вас появляется способность уделять больше внимания мелочам, и вы учитесь адаптировать свои действия в соответствии с обратной связью, поступающей от окружающей среды.
Вы начинаете уделять больше времени тому, что важно, не отвлекаясь на второстепенное. В конечном итоге вы уже способны выполнять требуемое действие, не сосредоточиваясь на каждой мелочи.
В научной литературе этот процесс называется «трехступенчатой моделью» приобретения навыка [4], которая применима и к двигательным, и к интеллектуальным навыкам. Вот эти три стадии.
1. Когнитивная (первая) стадия – понимание того, что вы пытаетесь сделать, осмысление процесса и разбиение навыка на поддающиеся выполнению элементы.
2. Ассоциативная (промежуточная) стадия – практика, восприятие обратной связи и корректировка действий на основе этой связи.
3. Автономная (завершающая) стадия – эффективное и рациональное выполнение действия, без обдумывания и излишнего внимания к процессу.
Нейрофизиологический процесс приобретения навыка протекает непрерывно, даже когда вы читаете это предложение. Разум не может пребывать в неподвижном состоянии. Ваш мозг постоянно учится, декодирует информацию и объединяет новые навыки.
Доктор Двек в книге «Новая психология успеха» пишет: «Ваш мозг подобен мышце – чем больше вы его нагружаете, тем сильнее он становится». Чем больше вы упражняетесь, тем более рациональным, эффективным и автоматическим становится навык.
Это очень важно, когда речь заходит о быстром приобретении навыка. Если ваши разум и тело способны научиться действовать иначе и лучше, то можно выяснить, как ускорить этот процесс.