В числе претендентов на Киевский стол был сын Владимира Мономаха и английской принцессы Гиты Уэссекской Ростово-Суздальский князь Юрий Долгорукий, родившийся в 1090 году. Долгорукий добивается киевского престола в 11501149–1151 году. «Юрий Долгорукий …на далекую Суздальскую землю смотрел как на второстепенное владение своей семьи. Но иных взглядов был сын его Андрей. Вся его жизнь с раннего детства сложилась совершенно иначе, чем жизнь отца и других князей Южной Руси»[3]. Мы цитируем Нечволодова не потому, что он сообщает что-то новое, а потому, интересно наблюдать, как он интуитивно нащупывает суть. Надо понимать, что Долгорукий был последним из поколения сыновей Мономаха и с его смертью 11501157 году, закончилась целая эпоха. Новое поколение, свободное от старых парадигм, сможет назвать киевский «вчерашний день» своим именем. Андрей (Боголюбский) тайно и без разрешения отца «бежит»-уезжает от родственных киевских склок обратно в лесное Ростово-Суздальское княжество, чтобы заложить там Боголюбово и основы величия Владимира. Вспоминаем «бегства» и изгнания Маодуня (Модэ), Юйцзюлюй Шэлуня и Тэмучина (Чингиз Хана).
«Затем произошло и другое невиданное до сих пор дело. Андрей, признанный всеми старшим князем, войска которого взяли Киев, не пожелал сесть на его золотом столе. Он перевел сюда брата своего Глеба из Переяславля, а сам остался жить в далеком и мало еще известном Владимире на Клязьме.
«Этот последний поступок Андрея, – говорит С. Соловьев в своей известной «Истории России с древнейших времен», – был событием величайшей важности, событием поворотным, с которого начинался на Руси новый порядок вещей».
Мы видели, что Андрей совершенно не искал ни Киева, ни старшинства, но когда это старшинство пришло к нему естественным порядком и его выбрала вся братия, то, конечно, Андрей, как человек глубоко любящий свою Родину и притом нелицемерно верующий в Бога, не мог отнестись к своему новому званию как к пустой обязанности. Он сознавал, что она возложена на него милостью Божией и обязывает его отныне быть для всех князей и для всей земли государем, в отцов и праотца место поставленным.
Это сознание возлагало на него первым делом, конечно, священный долг – поднять значение старшего князя над землею, так упавшее во время усобиц. А для этой цели Киев совершенно не был пригоден как столица: слишком близко сидели отсюда остальные князья, вечно между собой враждовавшие и искавшие случая сесть самим на старшем столе; слишком своевольна и слишком опытна в крамоле была киевская дружина, и слишком распущено и избаловано было киевское городское население.
Поэтому-то и понятно, что после признания Андрея старшим остальными князьями и взятия его войсками Киева он не переехал в это гнездо междоусобия и крамолы, а по простой необходимости жить покойно и безопасно остался во Владимире на Клязьме».[4]
Андрея Боголюбского больше интересует владимирское боярство и непокорный Новгород.
После повторного правления Ярослава Всеволодовича в 12401243 году, утвердившегося с помощью новгородцев, Киевское княжество окончательно утратило самостоятельное значение. Через 360 лет после Вещего Олега и через 240 лет после Ярослава Мудрого Киев ушел в историю. Теперь князья, носившие титул киевских, перестали «появляться» в Киеве лично. Тем временем, занимая Киев, Ярослав Всеволодович оставил в торговом Новгороде, своего представителя, сына Александра – будущего Невского. И все опять начнется с Новгорода.
Киев и Новгород оставались общерусскими столами, но в отличии от первого второй не потерял, а усилил свои позиции и самостоятельность. В Новгороде сложилось чрезвычайно сильное ростовщическое боярство, которое долго мешало закрепиться в городе какой-либо княжеской ветви, и она окрепнет во Владимире, где появится владимирский «сёгунат». Рассказ о Руси мы продолжим с Литвы.