Перекрестная проверка не имеет исчерпывающего перечня сведений, которые могут быть перепроверены. При этом основные проверки затрагивают такой показатель, как выручка от реализации товаров/услуг. Это связано с тем, что в любом бизнесе выручка является прямой основой для расчета чистой прибыли компании. Как известно, рассматриваемая технология кредитования предприятий малого бизнеса предполагает погашение кредита из чистой прибыли. Т.е. в конечном итоге, правильно рассчитанные значения выручки позволяют принять верное решение по предполагаемому кредиту.
Причины искажения выручки
Практика показывает, что значения выручки могут, как завышаться, так и занижаться клиентами. Что же побуждает представителей малого и среднего бизнеса искажать реальные значения выручки?
– Завышение выручки клиентами может быть связано с желанием получить как можно большую сумму кредита.
– Занижение выручки клиентами может быть связано с опасением или нежеланием раскрывать перед кредитным специалистом весь бизнес.
Оба рассмотренных случая искажения выручки не позволяют в полной мере оценить риски, связанные с выдачей кредита, поэтому кредитным специалистам необходимо владеть реальными значениями выручки от реализации товаров/услуг.
Методы перепроверки выручки
Перекрестная проверка выручки основана на различных методах сопоставления. Выделим основные:
– сопоставление с выручкой за меньший период
– сопоставление с зарплатой сотрудников
– сопоставление с количественными показателями
– сопоставление с закупом товаров
Рассмотрим каждый из методов перепроверки выручки более подробно.