Проводить перекрестную проверку можно как во время посещения бизнеса клиента, так и в процессе анализа полученной информации и документов. Т.е. делать первые расчеты и анализировать данные можно уже с самых первых минут общения с потенциальным заемщиком.
Общим залогом успеха может быть построение кредитным специалистом доверительных отношений с клиентом банка. Наряду со специфичными методами перепроверки, которые относятся к конкретным направлениям перепроверок, существуют общие принципы проведения перекрестной проверки, применимые во всех случаях. Перечислим основные:
– несколько раз задавать один и тот же вопрос, в разное время, формулируя его по-разному
– сопоставлять имеющиеся документы с данными, полученными от клиента в устной форме
– сопоставлять информацию, полученную в процессе проведения финансового анализа с данными, полученными при первоначальной беседе с клиентом
– перепроверять информацию, опираясь на свой прошлый опыт и знание рынка, а так же на опыт своих коллег. В однотипных бизнесах такие показатели, как объем выручки, наценка, объем ТМЗ, расходы по бизнесу и прочее примерно одинаковы
– получить информацию о клиенте и его бизнесе из открытых источников (СМИ, Интернет и т.д.)
Правила проведения перекрестной проверки
Для того чтобы процесс коммуникации с клиентом проходил на высоком уровне, необходимо придерживаться двух простых правил:
– Показать свой профессионализм: клиент должен понимать, что с ним работает профессионал, которого трудно ввести в заблуждение.
– Консервативно относиться к получаемой информации: любую новую или непонятную информацию ставить под сомнение и искать варианты её перепроверки.