См.: Вениамин (Милов), еп. Пастырское богословие. М., 2002. С. 10.
См.: Вениамин (Милов), еп. Пастырское богословие. М., 2002. С. 11.
Антоний (Храповицкий), митр. Пастырское богословие. Псково-Печерский монастырь, 1994. С. 17.
Константин (Зайцев), архим. Пастырское богословие. Решма, 2002. С. 3.
Вениамин (Федченков, митр. Лекции по пастырскому богословию с аскетикой. М., 2006. С. 29.
Филарет (Дроздов), свт. Слова и речи: В 5 т. М., 1873-1885. Т. 1. С. 108.
См.: Вениамин (Федченков), митр. Отец Иоанн Кронштадтский. СПб., 2001. С. 396.
См.: Вениамин (Федченков), митр. Отец Иоанн Кронштадтский. СПб., 2001. С. 393.
Амфитеатров В., прот. О Кресте Твоем веселящеся. Проповеди. М., 2002. С. 151–152.
Амфитеатров В., прот. О Кресте Твоем веселящеся. Проповеди. М., 2002. С. 172–173.
О главных задачах современного пастырского служения см. в: Особенности выступления Святейшего Патриарха Кирилла на епархиальных собраниях г. Москвы.
Более подробный исторический обзор курсов по пастырскому богословию, употребляемых в русских духовных школах, см. ниже в Главе 1.
См.: Серафим (Чичагов), архим. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря… СПб., 1903. С. 56–57.
Сергиев И.И., прот. Моя жизнь во Христе, или минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге. Т. 1. СПб., 1893. С. 44–45.
Книга о должностях пресвитеров приходских, от слова Божия, соборных правил и Учителей церковных сочиненная. СПб., 1776.
Антоний (Амфитеатров), архим. Пастырское богословие. К., 1851. Труд составлялся в те годы, когда архимандрит Антоний был ректором Киевской ДС (1845-1851), ректором КДА он стал одновременно с выходом книги, с 10 января 1851 г. См. также: Он же. Беседа сельского священника с прихожанами. К., 1854; Он же. О должностях приходских священников // Смоленские епархиальные ведомости. 1866. № 3; Он же. Пастырское послание // Христианское чтение. 1874. № 9.
Кирилл (Наумов), архим. Пастырское богословие. СПб., 1853.
Розанов П.П. Опыт курса «Практического руководства для пастырей». К., 1872.
Хойнацкий А.Ф. Практическое руководство для священнослужителей при совершении церковных треб с указанием церковных правил и гражданских постановлений и принятых в церковно-богослужебной практике обычаев и постановлений. Чернигов, 1873. Ч. 1.
Громов П.В. Уроки «Практического руководства для пастырей». Иркутск, 1873.
Соллертинский С. А., прот. Пастырство Христа Спасителя. Часть основоположительная: Иисус Христос, основатель христианского пастырства. СПб., 1887; 18962.
Борис (Плотников), архим. Записки по Пастырскому богословию: В 4 вып. К., 1891-1892.
Этот курс публиковался в виде статей: Антоний (Храповицкий), архим. Два пути пастырства – латинский и православный // Богословский вестник. 1894; Он же. Из чтений по Пастырскому богословию. Казань, 1896; Он же. Значение молитвы для пастыря Церкви // Православный собеседник. 1897. № 5. С. 587–607; Он же. О пастырском призвании // Руководство для сельских пастырей. 1900. В дальнейшем: Антоний (Храповицкий), митр. Исповедь. Варшава, 1928; Он же. Пастырское богословие: Сборник статей и лекций по религиозным вопросам из области науки пастырского богословия (переизданная часть 2-го тома Полного собрания его сочинений). Харбин, 1935.
Антоний (Храповицкий), еп. Приготовление к пастырскому званию / Антоний (Храповицкий), еп. Полное собрание сочинений. Т. II. Казань, 1900. С. 190.
Феодор (Поздеевский), еп. Из чтений по Пастырскому богословию (Аскетика). Сергиев Посад, 1911. См. также: Он же. К вопросу о страданиях // Богословский вестник. 1909. № 10; Он же. Путь духовной мудрости // Богословский вестник. 1910. № 1.
Вениамин (Федченков), митр. Лекции по пастырскому богословию с аскетикой. М.: ПСТГУ, 2006.
Августин Аврелий, блж. Исповедь. СПб., 2013 С. 5.
Ср.: Филарет Московский, свт. Слова и речи: В 5 т. М., 1873-1885. Т. 3. С. 344.
Филарет Московский, свт. Слова и речи. Т. 4. С. 194.
Греховная масса (лат.)
Иларион (Троицкий), сщмч. Творения: В 3 т. М., 2004. Т. 2. С. 47.
Ср.: И избрал Давида, раба Своего, и взял его от дворов овчих и от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова (Пс. 77:70-71).
Иустин Попович, прп. Собрание творений: В 4 т. М., 2006. Т. 3. С. 8.
Ср.: Тихон Задонский, свт. Сокровище духовное, от мира собираемое. Задонск, 2009. С. 362 и ниже.
Ср.: Филарет Московский, свт. Келейный дневник // Филаретовский альманах № 1. М., 2004. С. 54.
Иоанн Златоуст, свт. Шесть слов о священстве // Творения: В 12 т. Свято-Успенская Почаевская лавра, 2005. Т. 1. С. 520.
Подробный обзор канонических требований к священству см. ниже в Главе 3.
Феофан Затворник, свт. Толкование посланий ап. Павла. Пастырские послания. М., 1995. С. 351–353.
См.: Вятские епархиальные ведомости 1904. № 14. С. 1119.
Антоний (Храповицкий), еп. Полное собрание сочинений: В 3 т. Казань, 1900. Т. 2. С. 167–168.
Дурылин С, свящ. Маросейский батюшка // «Пастырь добрый». Жизнь и труды московского старца Алексия Мечёва. М., 1997. С. 148.
Григорий Богослов, свт. Творения: В 2 т. М., 2007. Т. 1. С. 44.
Ср.: Иоанн Златоуст, свт. О священстве. С. 522–523.
Тихон Задонский, свт. Творения: В 5 т. М., 1889. Т. 3. С. 353.
Михаил (Грибановский), еп. Над Евангелием. М., 2002. С. 136.
Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла к Ефесянам. М., 2002. С. 373.
Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла к Коринфянам первого. С. 498.
Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла к Коринфянам первого. С. 498.
Филарет Московский, свт. Начертание церковно-библейской истории. СПб., 1827. С. 616–617.
Καψάνης Γ., ἀρχιμ. Ἡ ποιμαντική διακονία κατά τους ἱερους κανόνας. Ἐκδ. Ἄθως Πειραίευς, 1976. С 94.
Трул. 4; Лаод. 4; Нов. Юст. 123. 19.
Ап. 1: «Епископа да поставляют два или три епископа». I Всел. 4 и др.
Ап. 2: «Пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет един епископ». Устав. XV. 12.
IV Всел. 29; Карф. 92; ДВС. Т. 2. С 113; Т. 3. С. 50, 100 и т. д.
II Всел. 6.
Игнатий Антиох. К Смирн. 8; ср. также: Его же. К Магн. 6; К Тралл. 3 // PG. 5. 713, 668, 677.
Ап. 39: «пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают: ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их».
Сард. 18.
Цыпин В., прот. Духовенство // ПЭ. Т. 16. С. 374–390.
Ап. 34; I Всел. 4; Антиох. 9 и др.; Устав. IV. 7 (с, т); V. 26.
Феоф. Алекс. 7: «Весь собор священнослужителей да согласится и да изберет, и тогда епископ да испытает избраннаго, и с согласием священства да совершит рукоположение среди церкви, в присутствии народа, и при возглашении епископа, аще может и народ свидетельствовати о нем. Тайно же да не бывает рукоположение».
II Всел. 4.
Устав. XV. 10.
Ап. 28: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, праведно за явные вины изверженный, дерзнет коснутися служения, некогда ему порученного: таковый совсем да отсечется от церкви». II Всел. 6. Анкир. 1 (несмотря на то, что в этом каноне упомянуты только пресвитеры, расширительное его толкование предполагает и епископов – отступников; ср.: Милаш. Т. 2. С. 4).
Двукр. 13: «Аще который пресвитер или диакон, по некоторым обвинениям, зазрев своего епископа, прежде соборного исследования и рассмотрения, и совершенного осуждения его, дерзнет отступити от общения с ним, и не будет возносити имя его в священных молитвах на литургиях, по церковному преданию: таковый да подвергнется извержению, и да лишится всякие священнические чести. Ибо поставленный в чине пресвитера, и восхищающий себе суд, митрополитам предоставленный, и, прежде суда, сам собою осуждати своего отца и епископа усиливающийся, не достоин ни чести, ниже наименования пресвитера». Положение. Ст. 28. 1.
Антиох. 18; Послание III Всел. Собора о Евстафии Памфилийском; Устав. V. 26 (а).
Ап. 35: «Епископ да не дерзает вне пределов своея епархии творити рукоположения во градех и в селех, ему не подчиненных. Аще же обличен будет, яко сотвори сие без согласия имеющих в подчинении грады оные или села: да будет извержен и он, и поставлении от него». II Всел. 2; Антиох. 22.
Анкир. 13; Антиох. 10; VII Всел. 14; Устав. XV. 12; Положение о епархиальных викариатствах Русской Православной Церкви. II. 1.
Антиох. 10: «Святый собор за благо рассуждал, чтобы состоящие в малых градах или селах предстоятели, или так именуемые хорепископы, знали свою меру…: чтобы поставляли чтецов, иподиаконов и заклинателей, и довольствовалися производством токмо в сии чины, а поставляти пресвитера или диакона не дерзали без воли сущего во граде епископа, которому подчинен хорепископ и его округ».
VII Всел. 14: «Рукоположение же чтеца творити позволяется каждому игумену в своем, и токмо в своем монастыре, аще сам игумен получил рукоположение от епископа в начальство игуменское, без сомнения уже будучи пресвитером».
I Всел. 9.
Вас. Вел. 89.
Καψάνης Γ., ἀρχιμ. Там же. С. 96.
Ср.: Апост. Постановления. III. 9.
Апост. Постановления. VIII. 19-20. Епиф. Кипр. Против ересей. 79. 3. Подробнее см.: Желтов М., диак. Диаконисса // ПЭ. Т. 14. С. 580–587.
Проблема установления пола может постепенно становиться все более актуальной ввиду развивающихся медицинских (хирургических и терапевтических) технологий по так называемой коррекции пола.
I Всел. 2: «Поелику, по нужде, или по другим побуждениям человеков, многое произошло не по правилу церковному, так что людей, от языческаго жития недавно приступивших к вере, и краткое время оглашенными бывших, вскоре к духовной купели приводят, и тотчас по крещении возводят в епископство, или пресвитерство: посему за благо признано, дабы впредь ничего таковаго не было. Поелику и оглашенному потребно время, и по крещении дальнейшее испытание». Ап. 80: «От языческого жития пришедшего и крещенного, или от порочного образа жизни обратившагося, не праведно вдруг производить во епископа. Ибо несправедливо еще неиспытанному быть учителем других: разве только по благодати Божией сие устроится». Каноны не устанавливают определенного времени, которое должно пройти с момента крещения до хиротонии. Нормы имп. Юстиниана требуют, чтобы от избрания до хиротонии епископа прошло не менее трех месяцев (Нов. Юст. 6. 1; 123. 1).
Неокес. 12 (текст см. выше).
Карф. 45: «Епископы и пресвитеры и диаконы не прежде да поставляются, разве когда всех в доме своем соделают православными христианами».
I Всел. 10: «Если которые из падших произведены в клир, по неведению, или со сведением произведших: сие не ослабляет силы правила церковнаго. Ибо таковые, по дознании, извергаются от священнаго чина».
Анк. 12: «Прежде крещения идоложертвовавших, и потом крестившихся, рассуждено производити в чин священный, яко смывших грех».
Нов. Юст. 123. 12.
VII Всел. 2.
См. Послание архиеп. Геннадия Новгородского митрополиту Симону // Акты исторические. Т. 1. СПб., 1841. № 104. С. 147: «А се приведут ко мне мужика, и аз велю ему апостол дати чести и он не умеет ни ступити, и аз ему велю псалтырю дати и он и по тому едва бредет, и аз его отреку, и они извет творят: земля, господине, такова, не можем добыти кто бы горазд грамоте».
Духовный регламент. М., 1897. С. 93 (Прибавления о правилах причта церковнаго и чина монашеского. «О пресвитерах». п. 1).
Духовный регламент. М., 1897. С. 27 (Дела епископов. п. 3).
Ап. 66: «Аще кто из клира в сваре кого ударит, и единым ударением убиет: да будет извержен за продерзость свою». Вас. Вел. 55: «Разбойников взаимно поражающие, аще не суть в церковном служении, да будут отлучаемы от причастия Святых Таин: аще же клирики, да низложатся со своего степени. Ибо речено: всяк приемший меч, мечем погибнет».
УК РФ. Ст. 37.
Григ. Нисск. 5: «Аще кто, хотя невольно, будет осквернен убийством, такового, как уже соделавшегося нечистым чрез нечистое дело, правило признало недостойным священнической благодати».
Вальсамон в комментарии на Вас. Вел. 43 говорит о низложенном епископе, который во время войны убил турка, угрожавшего ему мечом.
Вальсамон, комментарий на Вас. Вел. 43.
Подробнее см. выше в гл. 1.
Ап. 25: «Епископ, или пресвитер, или диакон, в блудодеянии, или в клятвопреступлении, или в татьбе обличенный, да будет извержен от священного чина, но да не будет отлучен от общения церковного».
I Всел. 1: «Аще у кого в болезни врачами отъяты члены, или кто варварами оскоплен: таковый да пребывает в клире. Аще же, будучи здрав, сам себе оскопил: таковаго, хотя бы и к клиру причислен был, надлежит исключити, и отныне никого из таковых не должно производити».
Ап. 61: «Аще верный обвиняем будет в любодействе, или в прелюбодействе, или во ином каком запрещенном деле, и обличен будет: да не вводится в клир».
I Всел. 9: «Если некоторые без испытания произведены в пресвитеры, или хотя при испытании исповедали свои грехи, но, после их исповедания, противу правила подвиглись человеки, и возложили на них руки: таковых правило не допускает до священнослужения. Ибо Кафолическая Церковь непременно требует непорочности». I Всел. 10: «Если которые из падших произведены в клир, по неведению, или со сведением произведших: сие не ослабляет силы правила церковнаго. Ибо таковые, по дознании, извергаются от священнаго чина». Неокес. 9: «Пресвитер, аще согрешив телом произведен, и исповедует, что согрешил прежде рукоположения, да не священнодействует».
Таков общий принцип всех препятствий к священству, ср.: Ап. 17: «Кто по святом Крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священнаго чина».
Ап. 17 (см. выше).
Трул. 3: «кто по крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел: тот не может быти епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ниже вообще в списке священнаго чина. Такожде взявший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню или позорищную, не может быти епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ниже вообще в списке священнаго чина». «Позорищная» (греч. ἡ ἐπὶ σκηνῆς) – актриса; вплоть до поздней Византии профессия актера устойчиво ассоциировалась как в каноническом, так и в императорском законодательстве с непристойным образом жизни (см. Karpozilos A., Kazhdan A. Actor // The Oxford Dictionary of Byzantium. Vol. I. P. 16).
Ср. Ап. 19: «Имевший в супружестве двух сестер, или племянницу, не может быти в клире».
Карф. 45 (см. выше).
Юст. Нов. 6. 1; Трул. 12: «Дошло до сведения нашего и то, что в Африке, и Ливии, и в иных местах некоторые из тамо сущих боголюбезнейших предстоятелей, и по совершившемся над ними рукоположении, не оставляют жити купно со своими супругами, полагая тем претыкание и соблазн другим. Имея убо великое тщание, дабы все устроити к пользе порученных паств, признали мы за благо, да не будет отныне ничего таковаго».
Устав. XV. 10.
Ап. 82: «Не позволяем в клир производить рабов, без согласия господ, к огорчению владетелей их». Нов. Юст. 123. 17: «Если некий раб, с ведома господина и без его возражений будет почислен в клир, в силу самого этого почисления пусть считается свободным и благородным». В конце Синодальной эпохи не располагали достаточной свободой для хиротонии все представители податных сословий: крестьяне, мещане, городские рабочие; они должны были получить законное увольнение от своего общества (Свод Законов Российской Империи. Т. IX. Ст. 270).
Ап. 81: «Не подобает епископу, или пресвитеру вдаватися в народныя управления, но неупустительно быти при делах церковных. Или убо да будет убежден сего не творити, или да будет извержен».
Ап. 83: «Епископ, или пресвитер, или диакон, в воинском деле упражняющийся, и хотящий удержати обое, то есть, римское начальство и священническую должность: да будет извержен из священного чина».
Поздневизантийские комментаторы, Зонара и Вальсамон считали, что в Ап. 83 речь идет об управляющих имуществом войска, осуществляющих набор солдат и т. д.
Вас. Вел. 14: «Вземлющий лихву, аще восхощет неправедную корысть истощити на нищих, и впредь от недуга любостяжания свободен быти, может принят быти в священство».
Карф. 55: «Позорищные и глумящиеся на зрелищах и прочие таковые лица, или отступники, кающиеся и обращающиеся к Богу, да не лишаются благодати или примирения». Об отношении к актерству в эпоху Вселенских Соборов, см. прим. 53.
См. Лаод. 12: «Епископов, по суду митрополитов и окрестных епископов, поставляти на церковное начальство, и притом таких, которые с давнего времени испытаны и в слове веры, и в житии сообразном правому слову».
Ап. 77: «Аще кто лишен ока, или в ногах (в греч. тексте канона: τὸ σκέλος – нога в ед. ч.) поврежден, но достоин быти епископ: да будет. Ибо телесный недостаток его не оскверняет, но душевная скверна».
Ап. 78.
Павлов А.С. Курс церковного права. СТСЛ., 1902. С. 197.
Ап. 79: «Аще кто демона имеет: да не будет принят в клир, но ниже с верными да молится. Освободясь же, да принят будет с верными, и аще достоин, то и в клир».
Вальсамон в своем толковании на Ап. 78 говорит, что ему не дается новых дел, но не отнимаются прежние.
Они включены и в византийские Номоканоны, и в славянские Кормчии.
Юст. Нов. 123. 1. Юст. Нов. 137. 2.
Трул. 14. Неокес. 11. Нов. Юст. 123. 13.
Трул. 14. Карф. 22. Нов. Юст. 123. 13.
Трул. 14. Нов. Юст. 123. 13.
Трул. 15.
Нов. Юст. 123. 13.
Устав. XVI. 10; XVII. 24.
Вас. Вел. 10. Комментарий Зонары на этот канон: «Некоторые, будучи призываемы к принятию рукоположения, связывали себя клятвою – не принимать хиротонии. Таковых, говорит святый отец, не должно принуждать к нарушению клятвы».
Карф. 40: «Аще которые либо причетники и диаконы будут непослушны епископам своим, хотящим по необходимым обстоятельствам своих церквей возвести их на высшие степени в церкви своей: таковые да не служат и в той степени, из которой возведены быти не восхотели».
Карф. 61. Феоф. Алекс. 7: «…весь собор священнослужителей да согласится и да изберет, и тогда епископ да испытает избраннаго, и с согласием священства да совершит рукоположение среди церкви, в присутствии народа, и при возглашении епископа, аще может и народ свидетельствовати о нем. Тайно же да не бывает рукоположение. Ибо когда церковь пребывает в мире, тогда рукоположениям прилично совершатися в церкви в присутствии святых».
Двукр. 17: «правильно рукополагаемый да пройдет чрез все степени священства, исполняя в каждом положенное законом время».
Серд. 10.
Ср.: комментарий Вальсамона на Двукр. 17: «Рукоположение на каждую степень по необходимости должно совершаться через семь дней».
Ап. 68: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, приемлет от кого-либо второе рукоположение: да будет извержен от священного чина, и он, и рукоположивый; разве аще достоверно известно будет, что от еретиков имеет рукоположение».
IV Всел. 6: «Решительно никого, ни во пресвитера, ни во диакона, ниже в какую степень церковного чина, не рукополагать иначе, как с назначением рукополагаемого именно (ἰδικῶς) к церкви градской, или сельской, или к мученическому храму, или к монастырю. О рукополагаемых же без точного назначения (ἀπολύτως χειροτονουμένους), Святый Собор определил: поставление их почитать недействительным, и нигде не допускать их до служения, к посрамлению поставившего их».
Ап. 35: «Епископ да не дерзает вне пределов своея епархии творити рукоположения во градех и в селех, ему не подчиненных». Ант. 13, 22.
Ап. 29: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, деньгами сие достоинство получит: да будет извержен и он, и поставивший, и от общения совсем да отсечется». Трул. 22: «Во епископы, или в какую бы то ни было степень клира поставляемых за деньги, а не по испытанию и избранию за образ жизни, повелеваем извергати, такожде и тех, коими они поставлены». См. также IV Всел. 2; VII Всел. и др.
Ап. 30: «Аще который епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую в церкви власть: да будет извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним». Разумеется, к этому канону применимо расширительное толкование, позволяющее применение нормы не только к епископам, но и клирикам любой другой степени.
Нов. Юст. 123. 3: «…Все это мы повелеваем всячески соблюдать, чтобы ни церкви не обременялись долгами, ни дар священства не выставлялся на продажу».
Это право обеспечивается канонами «от противного»: к ак наказание за оскорбление духовного лица. См., например: Собор в храме Св. Софии. 3:» Аще кто из мирян, возпреобладав и пренебрегши повеления Божия и царские, и поругавшись достойным благоговения церковным уставам и законам, дерзнет бити, или заключали в темницу епископа, или без вины, или под вымышленными предлогами вины: таковый да будет анафема». Императорское законодательство (Нов. Юст. 123. 31, 44) наказывает ссылкой и порой даже смертной казнью дерзающих препятствовать клирику в его служении или издеваться над священным саном в сценических постановках.
Ап. 25, 66. Вас. Вел. 3, 32, 51, 70.
Ап. 81: «Рекли мы, яко не подобает епископу, или пресвитеру вдаватися в народныя управления, но неупустительно быти при делах церковных». См. также Двукр. 11.
IV Всел. 3: «…Некоторые из принадлежащих к клиру, ради гнусного прибытия, берут на откуп чужие имения, и устрояют мирские дела, о Божием служении небрегут, а по домам мирских людей скитаются, и поручения по имениям приемлют, из сребролюбия. Посему определил святый и великий Собор, чтобы впредь никто, ни епископ, ни клирик, ни монашествующий, не брал на откуп имений, и в распоряжение мирскими делами не вступал».
Юст. Нов. 123. 5, 6. См. также комментарий Зонары к IV Всел 3: «Устроять дела значит, когда кто из корысти вступает в чужие хлопоты, или дела, принимая на себя заботы, и мирские беспокойства, или и тяжбы, и из сребролюбия принимает поручения по управлению чужими имуществами».
VII Всел. 15: «…Для потребностей сея жизни, есть различныя занятия (греч.: ἐπιδεύματα – ремесла, профессии) и сими, аще кто пожелает, да приобретает потребное для тела».
IV Всел. 3: «…Разве токмо по законам призван будет к неизбежному попечительству над малолетними, или епископ града поручит кому иметь попечение о церковных делах, или о сиротах и вдовах беспомощных и о лицах, которым особенно нужно оказать церковную помощь, ради страха Божия».
Трулл. 76: «Никто не должен внутри священных оград корчемницу (имеется в виду торговля мелкими товарами и едой), или различныя снеди поставлять, или иныя купли производить, сохраняя благоговение к церквам».
Трул. 9: «Никакому клирику не позволяется содержати корчемницу. Ибо аще не позволено таковому входити в корчемницу, то кольми паче служити в оной другим, и упражнятися в том, что ему неприлично».
I Всел. 3: «Великий Собор без изъятия положил, чтобы ни епископу, ни пресвитеру, ни диакону, и вообще никому из находящихся в клире, не было позволено иметь сожительствующую в доме жену, разве матерь, или сестру, или тетку, или те токмо лица, которыя чужды всякаго подозрения». Устав Духовных консисторий. Ст. 185: «Никто, обличенный в нарушении целомудрия или святости брака, не может оставаться в духовном звании, но исключается из онаго».
Ап. 5. VI Всел. 13: «…Аще кто, пресвитер, или диакон, под видом благоговения, изгонит жену свою: да будет отлучен от священнослужения, а пребывая непреклонным, да будет извержен». Священный Синод РПЦ, Постановление от 23 ноября 1932 года № 173. (Опубликовано в ЖМП. № 13. 1933) о диаконе, который 4 года проживал раздельно со своей женой: «… Раздельное жительство клириков со своими женами вообще неправильно; если диакон имеет основание обвинять свою жену в нарушении святости брака, он обязан… возбудить дело о снятии бракоблагословения».
Священный Синод РПЦ, Постановление от 20 февраля 1929 года № 19. (Опубликовано в ЖМП. № 3. 1931): «Ввиду того, что [даже] фиктивные разводы не отвечают достоинству пастыря, так как являются некоторым обхождением закона; что они обычно не достигают цели и к тому же соблазняют совесть верующих, предписать епархиальным Преосвященным предупредить духовенство о недопустимости фиктивных разводов для духовных лиц, пояснив при этом, что гражданский развод будет считаться церковной властью достаточным поводом к удалению священника из прихода и даже к запрещению в священнослужении».
Ап. 56: «Аще кто из клира в корчемнице ядущий усмотрен будет: да отлучится, кроме случая, когда на пути по нужде в гостинице отдыхает». Также см. Лаод. 24. Капф. 49.
Ап. 42, 43. Карф. 18. Лаод. 54. Нов. Юст. 123. 10. Итоговый канон – Трул. 24: «Никому из числящихся в священном чине, ни монаху, не позволяется ходити на конския ристалища, или присутствовати на позорищных играх. И аще кто из клира зван будет на брак: то при появлении игр, служащих к обольщению, да востанет, и тотчас да удалится: ибо так повелевает нам учение отец наших».
Ап. 27: «Повелеваем епископа, или пресвитера, или диакона, биющаго верных согрешающих, или неверных обидевших, и чрез сие устрашати хотящаго, извергати от священного чина».
Ап. 44: «Епископ, или пресвитер, или диакон, лихвы требующий от должников, или да престанет, или да будет извержен».
Трул. 6: «…Отныне ни иподиакон, ни диакон, ни пресвитер не имеет позволения, по совершении над ними рукоположения, вступати в брачное сожительство: аще же дерзнет сие учинити, да будет извержен. Но аще кто из поступающих в клир восхощет сочетаться с женою, по закону брака: таковый да творит сие прежде рукоположения во иподиакона, или в диакона, или во пресвитера». См. также Ап. 26.
Неокес. 8: «Аще же по рукоположении мужа впадет в прелюбодейство: то он должен развестись с нею. Аще же сожительствует: не может касатися служения, ему порученного».
IV Всел. 20: «Клирикам, определенным к церкви, не позволительно, как уже мы постановили, определятися к церкви иного града: но должны быти довольными тою, в которой началено удостоены служения, за исключением тех токмо, кои, лишась отечества своего, по нужде пришли в другую церковь. Аще же который епископ, после определения сего, приимет клирика принадлежащего другому епископу: то суждено нами быти вне общения церковного и приятому, и приявшему, доколе перешедший клирик не возвратится во свою церковь».
Трул. 17, 18.
Положение. Ст. 18. 3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Ст. 56. 3. 4: «Не подлежат допросу в качестве свидетелей… священнослужитель – об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди». Гражданско-процессуальный кодекс РФ. Ст. 69: «Не подлежат допросу в качестве свидетелей: … священнослужители религиозных организаций, прошедших государственную регистрацию, – об обстоятельствах, которые стали им известны из исповеди».
Нов. Юст. 123. 7.
IV Всел. 7: «Вчиненным единожды в клир и монахам, определили мы не вступать ни в воинскую службу, ни в мирский чин: иначе дерзнувших на сие, и не возвращающихся с раскаянием к тому, что прежде избрали для Бога, предавать анафеме».
Новелла 7.
Устав Духовных консисторий. Ст. 86.
Трул. 27: «Никто из числящихся в клире да не одевается в неприличную одежду, ни пребывая во граде, ни находясь в пути: но всякий из них да употребляет одежды, уже определенныя для состоящих в клире». VII Всел. 16: «…Епископы или клирики, украшающие себя светлыми и пышными одеждами, да исправляются. Аще же в том пребудут, подвергати их епитимии: такожде и употребляющих благовонныя масти».
Антоний (Храповицкий), еп. Лекции по пастырскому богословию. Казань, 1900. С. 39.
Антоний (Храповицкий), еп. Лекции по пастырскому богословию. Казань, 1900. С. 42.
См., напр.: Певницкий В. Священник. Приготовление к священству и жизнь священника. Киев, 1885. С. 32–34.
Сергиев И.И., прот. Моя жизнь во Христе, или Минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге. Т. 1. СПб., 1893. С. 33.
Шмеман А., прот. Из лекций по пастырскому богословию. Пастырское призвание / Шмеман А., прот. Собрание статей 1947-1983. М., 2009. С. 733.
Сергиев И.И., прот. Моя жизнь во Христе. Т. 2. С. 201.
Творения аввы Исаака Сириянина. Сергиев Посад, 1911. С. 281.
Ельчанинов А., свящ. Православие для многих. Отрывки из дневника и другие записи. М., 2006. С. 286.
Иоанн Синайский, прп. Преподобного отца аввы Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. СТСЛ, 1898. С. 252.
Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. Свято-Троицкая Православная Миссия, 2000. С. 19.
Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. Свято-Троицкая Православная Миссия, 2000. С. 17–18.
Тихон (Агриков), архим. Пастырское богословие. Т. 2. Гл. IV. 2 г. // https://www.libfox.ru/215751-dots-arhimandrit-tihon-agrikov-pastyrskoe-bogoslovie-t-2.html
Афанасьев Николай, протопресв. Экклесиология вступления в клир. Киев, 1997. С. 13.
См. чин пострижения во чтеца.
Это деление заимствовано из католического богословия, где тема призвания занимает особое место. Здесь традиционно разделяются внутреннее («vocatio interna») и внешнее призвание («vocatio externa»). Под первым понимается примерно то же, что было описано в начале данного раздела – некое внутреннее устремление, склонность, желание связать свою жизнь с высоким служением; Напротив, под «внешним призванием» понимается совокупность внешних, не зависящих от человека обстоятельств, оказывающих влияние на выбор жизненного пути – будь то встреча с каким-либо человеком, вдохновившим на служение, либо тяжелое потрясение, целиком меняющее жизненную траекторию и склоняющее к выбору служения Богу и ближним. Нередко католические священнослужители празднуют конкретную дату своего призвания – день, в который было принято окончательное решение стать священником.
Иоанн Златоуст, свт. О священстве С. 545.
Поспелов Николай Васильевич // Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.: [база данных ПСТГУ]. URL: http://kuz3.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/ans (дата обращения: 15.07.2020).
Жития святых Русской Зарубежной Церкви, включенных в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской // Русская Православная Церковь: офиц. сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5606409.html (дата обращения: 15.07.2020).
Заседание Священного Синода 28–29 декабря 1998 года (https://mospat.ru/archive/1999/02/sr291281/)
Святейший Патриарх Кирилл. Семьи священников должны быть в центре внимания правящих архиереев (http://www.patriarchia.ru/db/text/5397156.html)
Подробнее о семейной жизни священника см. в Главе 8.
Заседание Священного Синода 28–29 декабря 1998 года // https://mospat.ru/archive/1999/02/sr291281/
Эти и другие искушения, встречающиеся на пастырском пути, а также способы борьбы с ними подробно рассматриваются в Главе 9.
Святейший Патриарх Кирилл: «Самое отвратительное в Церкви – это монашеский карьеризм» // http://www.patriarchia.ru/db/text/1256252.html
Григорий Двоеслов, свт. Правило пастырское, или О пастырском служении. Киев, 1872. С. 6.
Иоанн Златоуст, свт. О священстве. С. 512.
Иоанн Златоуст, свт. О священстве. С. 545.
Иоанн Златоуст, свт. О священстве. С. 519.
Иоанн Златоуст, свт. О священстве. С. 564.
Иоанн Синайский, прп. Лествица. С. 232–233.
Иоанн Златоуст, свт. О священстве С. 549.
Антоний (Храповицкий), еп. Лекции по пастырскому богословию. С. 52.
Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. С. 24.
Григорий Богослов, свт. Творения. Т. 1. С. 515.
Иоанн Златоуст, свт. О священстве. С. 567–568.
Иоанн Златоуст, свт. О священстве. С. 559.
Иоанн Златоуст, свт. О священстве. С. 558.
Вениамин (Федченков), митр. Лекции по пастырскому богословию с аскетикой. С. 191.
Вениамин (Федченков), митр. Лекции по пастырскому богословию с аскетикой. С. 197.
Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. С. 33.
Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. С. 93.
Вениамин (Милов), еп. Пастырское богословие с аскетикой. М., 2002. С. 71.
Вениамин (Милов), еп. Пастырское богословие с аскетикой. М., 2002. С. 72.
Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. С. 33–34.
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви V, 2.
Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. С. 35.
Григорий Нисский, свт. Творения: В 8 ч. Ч. 8. М., 1872. С. 7.
Вениамин (Милов), еп. Пастырское богословие с аскетикой. С. 100.
См. Чиновник архиерейского служения.
Булгаков Сергий, прот. Автобиографические заметки. Париж, 1991. С. 440–441.
Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 9. С. 144.
См. Чиновник архиерейского служения.
Вениамин (Федченков), митр. Отец Иоанн Кронштадтский. С. 761.
Григорий Богослов, свт. Творения Т. 1. С. 31.
Вениамин (Федченков), митр. Лекции по пастырскому богословию с аскетикой. С. 99.
Вениамин (Милов), еп. Пастырское богословие с аскетикой. С. 40.
Цитированные слова – не устоявшаяся формула, а приблизительное содержание того, что в данный момент архиерей говорит ставленнику. Фиксированной формулы не существует.
Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. С. 34.
Никита Стифат, прп. Житие прп. Симеона Нового Богослова // Преподобный Симеон Новый Богослов. Преподобный Никита Стифат. Аскетические сочинения в новых переводах. СПб., 2007. С. 113.
«Совершать богослужение образцово…». Протоиерей Владимир Диваков о практике священнического и диаконского сорокоуста // http://www.patriarchia.ru/db/text/2917645.html
См., напр.: Игнатий Антиохийский, сщмч. Послание к ефесянам. Гл. 4 // Писания мужей апостольских. М., 2008. С. 331.
Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. С. 14.
Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. С. 42–57.
Антоний (Храповицкий), еп. Полное собрание сочинений. Т. II. С. 178–181.
Иоанн Златоуст, свт. О священстве С. 527.
Антоний (Храповицкий), еп. Полное собрание сочинений. Т. II. С. 203.
Иоанн Златоуст, свт. О священстве С. 522.
Иоанн Златоуст, свт. О священстве С. 567.
Иоанн Златоуст, свт. О священстве С. 567.
Иоанн Кронштадтский, св. прав. Дневник. Т. 19. 1874–1876. Тверь, 2012. С. 144.
Иоанн Кронштадтский, св. прав. Дневник. Т. 19. 1874–1876. Тверь, 2012. С. 307.
Григорий Богослов, свт. Творения. Т. 1. С. 28.
«Таинство Священства подобно таинству Брака и сочетает священника и паству в неразрывное целое. Отсюда понятно и обрядовое сходство таинства Священства с брачным союзом – по подобию чувств всепрощающей любви, соединяющей мужа с женой, пастыря с паствой. По свидетельству Златоуста, духовную любовь не рождает что-либо земное. Она исходит свыше в таинстве Священства, но усвоение и поддержание благодатного дара зависит и от стремления человеческого духа… Для пастыря все свои, родные, кровные… Момент усвоения пастырского настроения совпадает с таинством Хиротонии» (Вениамин (Милов), еп. Пастырское богословие с аскетикой. С. 107–108).
Иоанн Златоуст, свт. О священстве. С. 523.
Иоанн Кронштадтский, св. Дневник. 1857-1858 гг. Т. 1. Ч. 2. // https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/dnevnik-tom-1-1856
Иоанн Кронштадтский, св. Дневник. 1857–1858 гг. Т. 1. Ч. 2. // https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronsht adtsk ij/dnevnik-tom-1-1856.
Иоанн Кронштадтский, св. Дневник. 1874–1876 гг. Т. 19. Разд. 2. https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronsht adtsk ij/dnevnik-tom-19–1874.
Вениамин (Милов), еп. Пастырское богословие с аскетикой. С. 107.
Подробнее об этом см. в следующем параграфе настоящей главы.
Вениамин (Милов), еп. Пастырское богословие с аскетикой. С. 110.
Иоанн Кронштадтский, св. Дневник. 1874–1876 гг. Т. 19. Разд. 2.
Иоанн Кронштадтский, св. Дневник. 1857–1858 гг. Т. 1. Ч. 2.
Григорий Богослов, свт. Творения. Т. 1. С. 36–37. Ср.: у святителя Иоанна Златоуста: «Нельзя со всеми подвластными обращаться одинаковым образом, так же как врачам нельзя лечить всех больных одним способом, и кормчему – знать только одно средство для борьбы с ветрами. И корабль Церкви волнуют постоянные бури… (которые) требуют от священника великой внимательности и тщательности» (Иоанн Златоуст, свт. О священстве С. 568). См. также у святителя Филарета Московского: «Необходимо и спасительно все: и священнослужение, и проповедь, и власть вязать и решить, но все сие требует мудрых рук и рассудительного употребления, и не то или другое по случаю, но все совокупно и в порядке приводит ко спасению» (Филарет Московский, свт. Слова и речи. Т. 2. С. 44).
Икономия (греч. οἰκονομία) – домостроительство. В сочетании с понятием «акривия» применяется в значении «послабление в допустимых границах».
Акривия (греч. ἀκρίβεια) – строгая точность. В сочетании с понятием «икономия» применяется в значении «строгого применения правила, строгость, наказание без послабления».
Никон (Рождественский), архиеп. Мои дневники: В 7 т. Т. 4. ТСЛ, 1913. С. 79–80.
Игнатий (Брянчанинов), свт. Избранные письма. https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/izbrannye-pisma/3#3_231
Григорий Богослов, свт. Творения. С. 53.