Памятник Иуде

Если вспомнить первые месяцы Советской власти, выяснится, что она не просто отделила Церковь от государства, но даже сделала попытку создать иную мораль, в которой на месте положительных персонажей оказалась бы и Дьявол, и Иуда. Так, один из первых советских сатирических журналов назывался просто – «Красный дьявол», а известный приключенческий фильм режиссера Ивана Перестиани по одноименной повести Павла Бляхина, вышедший в 1923 году и относящийся ныне к классике советского кино, – «Красные дьяволята».

Но существует версия, что было еще одно событие – 12 августа 1918 года в небольшом городке Свияжске, расположенном в 30 километрах от Казани, был торжественно открыт памятник Иуде Искариоту, как борцу с религиозным дурманом. Открытие памятника сопровождалось революционным митингом и парадом отрядов Красной армии. На церемонии присутствовали Лев Троцкий, драматург Всеволод Вишневский и поэт Демьян Бедный, спустя некоторое время опубликовавший в газете «Правда» свою новую антирелигиозную поэму «Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна».


Красноармейцы. 1917


Кроме того, в июле 1919 года в выходивших Петрограде «Известиях» была перепечатана (причем без комментариев и опровержения) заметка из выпускаемой в Сибири правительством Колчака газеты «Великая Россия», где рассказывалось об установке памятника Иуде в городе Тамбове. Существует также версия, что памятник Иуде Искариоту был примерно в это же время поставлен в городе Козлове (позже переименованном в Мичуринск).

Московский Центральный Комитет РККП Большевиков

Луги Штаб 4-й пехотной дивизии

МСК Всероссийское бюро военнополитических комиссаров центральный комитет РККП большевиков военнарком Троцкому Юреневу, Петроград военракомп РК Позерн Ярославль Военнаркомокр Аркадьеву.

Вследствие совершившегося 21 сего июля моего бракосочетания с девицей Неверовой по православному обычаю, чем преступлены мною законы партии и декрет Совета Народных Комиссаров я из РККП Большевиков выхожу и слагаю с себя полномочия Военкомуезда. К сему подчеркиваю, что с Неверовой я познакомился только 4 дня назад, увлекшись ею и по ее настоянию иначе поступить я не мог как обвенчаться.

Луга, 23 июля 1918 года, военкомуезд Иванов

Луга. Штаб 4-й пехотной дивизии

Военному Уездному Комиссару Иванову

№ 7247

27.07.1918

В ответ на Вашу телеграмму от 28-го июля с.г., Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет выражает Вам свое искреннее изумление по поводу оригинального отождествления в Вашем сознании личных Ваших дел с интересами общегосударственной важности и значения. ВЦИК ставит Вам на вид абсолютную недопустимость подобного смешения и просит Вас не обременять внимания и не отнимать времени у ВЦИК и телеграфа подобными, не представляющими никакого общественного интереса, делами.

Брак церковный, дело исключительно Вашего личного взгляда. Декрет Совета Народных Комиссаров не запрещает брака по церковному обряду, как это Вы неправильно понимаете, но не считает его обязательным.

Вместе с тем, плату за телеграммы, как Ваши личные, а не вызванные общественно-необходимым интересом, ВЦИК предписывает Вам внести в казначейство 4-й пехотной дивизии.

Секретарь ВЦИК

Кстати, судьба того самого свияжского памятника Иуде тоже неизвестна – так, в некоторых источниках утверждается, что этот красно-бурого цвета монумент (фигура с протянутыми к небу кулаками и веревкой на шее, лицо искажено гримасой) исчез буквально через две недели после установки, несмотря на то что охранять его был назначен специальный красноармейский пост. Говорили, что памятник унесли и бросили в реку Свиягу уцелевшие богобоязненные жители Свияжска.

Информация о свияжском памятнике Иуде в наши дни считается легендой, основанной на книге датчанина Хеннинга Келера «Красный сад» и мемуарах писателя-эмигранта А. Вараксина.

Троцкий был в Свияжске только в августе 1918 года, когда рядом шли бои, – не время для памятников. Возможным источником легенды могли быть торжественные похороны погибшего как раз 12 августа 1918 года комбрига Юдина – Яниса Юдиньша из латышских стрелков. Келер по-русски понимал плохо, на слух мог и перепутать, а облик памятника приукрасить с помощью своей фантазии.

Но духу того времени легенда вполне соответствует. Достаточно вспомнить книгу Александра Фадеева «Молодая гвардия», где одна из героинь, воспитанная в эпоху раннего СССР, читает лермонтовского «Демона» и говорит, что в отличие от Тамары улетела бы с ним, потому что он восстал против самого Бога.

Загрузка...