1. Французский университет и право на образование

Среди французских вузов преобладают государственные университеты, объединяющие технологические институты (Instituts Universitaires de Technologie, IUT) и некоторые высшие технические учебные заведения. Кроме того, на рынке государственного высшего образования присутствуют лицеи, которые имеют возможность подготовки технических специалистов и выдачи свидетельств о высшем техническом образовании (Brevets de Techniciens Supérieurs, BTS = Baccalauréat – аттестат об окончании средней школы), Bac+ 2 (школа +2 курса высшего технического учебного заведения). Они могут иметь подготовительные классы к поступлению в высшие школы (Classe préparatoire aux grandes écoles, CPGE), здесь могут преподавать филологию, математику, экономику и управление для подготовки учащихся к вступительным испытаниям в таких вузах, как высшие бизнес-школы, Институт политических наук Сьянс По или национальные высшие литературные и научные школы (Écoles Nationales Supérieures littéraires ou scientifiques, ENS). Помимо государственных в сфере высшего образования задействовано множество других учреждений. Представляется целесообразным рассмотреть, как они организованы.

1.1. Организация французского высшего образования

Французская система высшего образования соответствует общеевропейской системе образования: бакалавриат – магистратура – докторантура (Licence-Master-Doctorat, LMD), которая была принята в 1999 г. в рамках Болонского процесса. В настоящее время 48 стран присоединились к этой инициативе, направленной на создание более понятной и привлекательной системы европейского высшего образования и на увеличение студенческой мобильности. Система бакалавриат – магистратура – докторантура имеет три цикла и оценивает эквивалентность дипломов в зависимости от срока обучения или количества семестров с момента поступления в вуз, а также соответствия определенному количеству кредитов по европейской системе перевода и накопления кредитов (European Credit Transfer and Accumulation System, ECTS):

– бакалавриат = 6 семестров = 180 кредитов;

– магистратура (бакалавриат+магистратура) = 10 семестров = 300 кредитов;

– докторантура (бакалавриат+магистратура+ докторантура) = 16 семестров = 480 кредитов.


Французская система высшего образования состоит из многочисленных учебных заведений[3] и предлагает широкий спектр образовательных программ (рис. 1).

1.1.1. Университеты

В стране насчитывается 74 университета, финансируемых государством. Две трети студентов учатся в университетах. Здесь готовят специалистов по всем дисциплинам и уровням подготовки. Продолжительность обучения от 2 до 8 лет. Университеты выдают национальные дипломы: об университетском технологическом образовании (Diplôme Universitaire de Technologie, DUT, 2 года), диплом о бакалавриате и профессиональном лицензиате (3 года), диплом магистра и сертификат инженера (5 лет), диплом об окончании докторантуры (8 лет).


Рис. 1. Структура системы бакалавриат – магистратура – докторантура (Licence-Master-Doctorat, LMD)

Источник: Французский институт, Études en France.


Прием в университеты проводится без предварительного отбора: все обладатели аттестата о среднем образовании или его эквивалента имеют право поступать в университет (за исключением некоторых направлений, где количество мест ограничено).

1.1.2. Высшие школы и вузы

Более 220 высших школ и многочисленные вузы, государственные или частные, предлагают профессиональное образование во многих областях, включая инженерные школы, бизнес-школы и школы управления, высшие художественные школы, высшие нормальные школы, национальные ветеринарные школы, институты политических исследований. Продолжительность обучения, как правило, составляет 5 лет. Они выдают дипломы уровня магистра: дипломы магистра, выданные некоторыми заведениями, признаются государством (например, диплом инженера); также предлагают промежуточные программы, по окончании которых выдаются дипломы, и специализации. Отбор студентов очень строгий: абитуриенты проходят по конкурсу или по результатам рассмотрения резюме.

1.1.3. Профессиональные колледжи и институты

Более 3 тыс. государственных и частных учреждений готовят специалистов в очень узких областях: здравоохранение, медицинское обслуживание, социальная служба, коммуникация, туризм, гастрономия, мода, журналистика. Они выдают государственные дипломы или дипломы/аттестаты образовательного учреждения. Продолжительность обучения от 2 до 5 лет. Прием проводится по отбору: абитуриенты проходят по конкурсу или на основании документов об окончании средней школы и портфолио абитуриента.

1.2. Французский университет и право на образование

Во Франции 74 университета, в которых 200 тыс. человек занимаются профессиональной подготовкой и научными исследованиями, из них 60,3 тыс. работают на административных, технических или управленческих должностях. Университеты являются основными поставщиками образовательных услуг в сфере высшего образования.

1.2.1. Концепция университета во Франции

В соответствии с французским законодательством университет представляет собой особый тип государственного учреждения научного, культурного и профессионального характера (Etablissement Public à Caractère Scientifique, Culturel et Professionnel, EPSCP), а национальные политехнические институты приравниваются к университетам[4]. В 2019 г. этот статус получили 67 учреждений, а также Национальный политехнический институт Тулузы[5]. Название университета также носят:

– некоторые университетские объединения;

– технологические университеты, которые являются государственными учреждениями научного, культурного и профессионального характера (Etablissement Public à Caractère Scientifique, Culturel et Professionnel, EPSCP) и, имея статус «институтов и школ, работающих вне университетов», выдают диплом инженера;

– Университет Париж-Дофин и Университет Лотарингии, которые имеют статус «высшего учебного заведения».


Отличительная черта французского высшего образования состоит в том, что университеты не являются единственными учреждениями высшего образования и научными центрами. Существуют «школы» высшего образования и научно-исследовательские организации, государственные учреждения научного, культурного и профессионального характера, такие как Национальный центр научно-технических исследований. Такое сложное устройство привело к созданию с 2006 г. университетских объединений, а также к появлению в 2011 г. Института передового опыта (Initiatives D’Excellence, IDEX). Законом от 22 июля 2013 г.[6] о высшем образовании и научных исследованиях был учрежден Устав сообществ университетов и образовательных учреждений (COMmunautés d’Universités et Établissements, COMUE), призванный стимулировать объединение высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений. Конечным шагом в этом процессе является Интегрированный университет, объединяющий университеты, крупные институты и национальные исследовательские центры. Цель состоит в том, чтобы сделать систему французского образования более понятной на национальном уровне и более прозрачной на международном уровне (по Шанхайскому рейтингу)[7].

1.2.2. Право на образование

Право на образование, обучение и доступ к знаниям – неотъемлемое право каждого человека. Это право закреплено в различных национальных и международных договорах, таких как Всеобщая декларация прав человека 1948 г. и Конвенция о правах ребенка 1989 г. Благодаря знаниям, передаваемым через образование, человек должен развиваться и получать нравственное и гражданское воспитание. Образование способствует социальному, экономическому и культурному развитию общества. Во Франции право на образование было закреплено на законодательном уровне лишь в Законе Жоспена 1989 г. В настоящее время оно предусмотрено в Кодексе об образовании. Согласно ст. L111-1 Кодекса об образовании с изменениями, внесенными Законом № 2013-595 от 8 июля 2013 г., ст. 2, «образование является первым национальным приоритетом». Государственная служба образования должна способствовать обеспечению равных возможностей и борьбе с социальным и территориальным неравенством в том, что касается образования и успеваемости. Названная статья обеспечивает включение в школьное образование всех детей без каких-либо различий и социальное разнообразие обучающихся в учебных заведениях.

Для обеспечения этого права и соблюдения принципа равных возможностей учащимся предоставляется финансовая помощь в соответствии с их ресурсами и заслугами. При распределении средств государственной службы образования учитываются различия в экономическом и социальном положении.

1.3. Эволюция французских университетов с 1960-х годов

Университет, созданный в XIII в. – Сорбонна в Париже, затем в Тулузе и Монпелье, – в своей нынешней форме восходит к 1808 г., когда Наполеон основал государственные факультеты.

Современный университет сталкивается с множеством проблем, которые ему приходится решать из-за постоянного роста числа студентов (+1,6 % студентов в 2014 и 2015 гг.). Цель университета, обозначенная правительством, – добиться, чтобы 50 % студентов определенной возрастной группы доходили до уровня бакалавриата.

1.3.1. Университеты получают больше автономии

При режиме, существовавшем до Французской революции 1789 г., создавались «факультеты», возглавляемые «деканами», которым указ от 25 июля 1885 г. предоставил статус юридического лица. Но уже законом от 10 июля 1896 г. были образованы университеты, управляемые университетским советом под председательством ректора, которые объединили сохранявшие свою автономию факультеты.

Только после принятия Закона об общих принципах высшего образования № 68-978 от 12 ноября 1968 г. (известного как Закон Эдгара Фора) университеты стали государственными учреждениями и сформировали государственные учреждения научного и культурного характера (Etablissements Publics à Caractère Scientifique et Culturel, EPSC). Они пользуются административной автономией, которая позволяет им определять содержание устава и свои внутренние и финансовые структуры (они управляют общим бюджетом, который получают от государства), а также педагогические структуры (они устанавливают направления образовательной деятельности). Исследовательская программа осуществляется под руководством ученого совета. Университеты состоят из подразделений высшего образования и науки (Unités d’Enseignement supérieur et de Recherche, UER), которые в основном соответствуют бывшим факультетам, которые в настоящее время лишены правосубъектности. Университеты в настоящее время управляются выборным советом университета, возглавляемым президентом, который, в свою очередь, избирается этим советом.

Закон № 84–52 от 26 января 1984 г. о высшем образовании (известный как Закон Савари) сохраняет основные принципы Закона от 12 ноября 1968 г. – автономию и многодисциплинарность, но в еще большей мере отмечает необходимость демократизации и профессионализации высшего образования. Университеты становятся государственными учреждениями научного, культурного и профессионального характера (Etablissement Public à Caractère Scientifique, Culturel et Professionnel, EPSCP), за которыми признается автономия не только административная и финансовая, но и педагогическая и научная. Профессионализация проводится 4 способами:

– переформатированием магистерских программ, которые делятся на профессиональные курсы, предназначенные для непосредственной подготовки к профессиональной деятельности, и курсы, предназначенные для продолжения научной деятельности в докторантуре: магистратура по профессиональной подготовке (ранее Diplôme d’Études Supérieures Spécialisées, DESS – диплом о высшем специальном образовании) и исследовательская магистратура (ранее diplôme d’Études Approfondies, DEA – диплом об углубленном образовании)[8];

– привлечением к преподаванию специалистов из социальноэкономической сферы;

– учебные курсы организуются в университете по просьбе деловых кругов с целью повышения квалификации в одной или нескольких областях;

– уже около десяти лет обучение без отрыва от трудовой деятельности, которое было одной из характеристик бакалаврских программ по профессиональной подготовке, развивается в рамках магистерских программ.


Став более профессиональными, государственные учреждения научного, культурного и профессионального характера (Etablissement Public à Caractère Scientifique, Culturel et Professionnel, EPSCP) объединяют институты, колледжи, факультеты, лаборатории и исследовательские центры. Подразделения высшего образования и науки (Unités d’Enseignement supérieur et de Recherche, UER) становятся учебными и научно-исследовательскими подразделениями (Unités de Formation et de Recherche, UFR). Преподавательская и исследовательская виды деятельности сближаются.

Закон также изменил количество центральных советов, увеличив их с двух до трех: помимо совета директоров (Conseil d’Administration, CA) (который заменяет университетский совет) и ученого совета (Conseil Scientifique, CS) закон предусматривает создание совета, занимающегося педагогическими вопросами и студенческой жизнью: совета по образованию и академическим вопросам (Conseil des Etudes et de la Vie Universitaire, CEVU). Члены советов избирают президента университета сроком на 4 года[9].

Для обеспечения равного представительства в состав советов входят преподаватели, научные сотрудники, учащиеся и работники не из числа преподавателей, которые избираются коллегами по работе в колледже. В работе советов участвуют также представители не из университетской среды, выбранные из-за их роли в региональной деятельности (например, директора средних школ, представители департамента или региона и т. д.).

Закон от 26 января 1984 г. наделил государственные учреждения научного, культурного и профессионального характера (Etablissement Public à Caractère Scientifique, Culturel et Professionnel, EPSCP) образовательной, научной, административной и финансовой автономией, однако на практике были препятствия для реальной автономии: повсеместный государственный контроль; слабое управление; на 90 % управление ресурсами учреждений осуществлялось государством (включая ресурсы, направляемые на выплату заработной платы государственных должностных лиц, которые не включены в бюджет учреждений); недвижимое имущество в значительной степени принадлежит государству; управление кадрами осуществляется службами министерств; ухудшение научной автономии Шанхайским рейтингом. Все это вызвало множество выступлений противников Закона с требованиями реальной автономии, а не автономии на бумаге.

Эти требования привели к принятию Органического закона по финансовому законодательству (ОЗФЗ) от 1 августа 2001 г. и его вступлению в силу с 2006 г. Результатом этого стало новое руководство учреждений, которое является «государственным оператором».

В 2007 г. Закон о свободе и ответственности университетов расширяет сферу ответственности и компетенций университетов, включая полную передачу управления их бюджетами и в случае необходимости их имущественными активами. Хотя этот Закон знаменует начало прекращения вмешательства государства, оно продолжает расширять возможности учебных и исследовательских программ. Через ректора, канцлера университетов государство также занимается бюджетным контролем и может брать на себя функции президентов в случае повторяющихся дефицитов. Фактически ректоров назначают указом Президента Французской Республики для выполнения в Академии (административный округ Министерства национального образования и Министерства высшего образования и науки) задач, связанных с содержанием и организацией воспитательной деятельности. Этим же указом назначается министр, ответственный за национальное образование в Академии и ее подразделениях.

Обладая автономией, но при этом продолжая зависеть от государственного финансирования, французские университеты в настоящее время переживают интересный, но дестабилизирующий переходный этап.

1.3.2. Задачи

Государственные учреждения обладают компетенциями, изложенными в Кодексе об образовании[10], и выполняют следующие задачи:

– базовое образование и профессиональная переподготовка;

– научно-технические исследования, распространение и использование их результатов;

– профессиональная ориентация и адаптация;

– распространение культуры и научно-технической информации;

– участие в строительстве европейского пространства высшего образования и исследовательской деятельности;

– международное сотрудничество.

Обучение в соответствии с государственными стандартами: гарантия качества

В рамках гармонизации европейских систем высшего образования французские университетские учебные программы с 2003 г. организованы на основе трех национальных дипломов: бакалавра, магистра и доктора.

До принятия во Франции 22 июля 2013 г. Закона о высшем образовании и научных исследованиях дипломы утверждались министром. Теперь он аккредитует учреждения. Для получения аккредитации высшее учебное заведение должно давать название своим курсам в соответствии с национальной номенклатурой, установленной министерским постановлением.

Набор учебных программ упрощается с упразднением некоторых специальностей и с соблюдением номенклатуры названий. Образовательные учреждения могут свободно организовывать свои программы путем создания стандартных учебных курсов, которые они осваивают в течение срока действия контракта.

Для обеспечения качества национальных дипломов в процессе аккредитации министерство ориентируется на национальный образовательный стандарт, позволяющий осуществлять государственное регулирование. Образовательные учреждения должны соответствовать требованиям этого стандарта. В настоящее время диалог между государством и его операторами сосредоточен на стратегии подготовки кадров с учетом педагогических, организационных и финансовых аспектов. Учреждение, определяющее свою стратегию в области профессиональной подготовки, должно также продемонстрировать способность к ее реализации.

Прием большего числа студентов

Будучи первой ступенью высшего образования, аттестат о среднем образовании[11] позволяет поступить в университет, даже если возможны другие пути, такие как получение диплома о доступе к университетскому образованию[12] или диплома об окончании двухлетнего курса юридического факультета. Диплом о доступе к университетскому образованию предназначен для людей, которые не получили аттестата о среднем образовании, но хотят поступить в университет. Он действует от одного до четырех лет в зависимости от ситуации, в которой находится абитуриент (например, работающий). Диплом о доступе к университетскому образованию включает две опции: диплом о доступе к университетскому образованию А (области: искусство, литература, языки, право, экономика, управление, гуманитарные и социальные науки) и диплом о доступе к университетскому образованию В (области: наука, технологии, здравоохранение). Диплом об окончании двухлетнего курса юридического факультета предназначен только для тех, кто хочет поступать на юридический факультет.

Шесть из десяти студентов поступают в университеты


Рис. 2. Изменение контрольных цифр приема в высшие учебные заведения в 2016 г.

Источник: https://www-alternatives-economiques-fr.camphrier-1.gre-net.fr/universite-va-craquer/00086197.


Университет ориентирован на людей разных возрастов: молодежь, поступающую впервые, и людей старших возрастов, проходящих профессиональную переподготовку. Он предлагает образовательные программы по широкому кругу дисциплин: право, экономика, управление, литература, языки, искусства, гуманитарные и социальные науки, технологии и здравоохранение. В 2016 г. французские университеты приняли около 1,6 млн студентов, что составляет более 60 % общего числа студентов[13]. Остальные 40 % распределяются между различными программами высшего образования на конкурсной основе (рис. 2).

В 2019–2020 гг. число студентов, обучающихся в университете, увеличилось на 1,3 % по сравнению с 2018–2019 гг., достигнув 1674 700 человек. 60 %, или 1003 300 человек, обучаются в бакалавриате (+2 %), здесь самый большой прирост обучающихся по сравнению с другими образовательными программами (табл. 1). Во многом это произошло в результате увеличения числа абитуриентов в предыдущем году из-за демографических показателей. В магистратуре число студентов остается стабильным (+0,5 %), в то время как в докторантуре продолжается снижение. В то время как число студентов увеличивается по всем дисциплинам, самый высокий рост наблюдается в науке.


Таблица 1. Контрольные цифры приема во французские университеты по ступеням образования за 2019–2020 гг.[14]


Источник: Информационная система и система статистических исследований Министерства высшего образования, научных исследований и инноваций /Информационная система контроля за учащимися (Ministère de l’enseignement supérieur, de la recherche et de l’innovation-Système informatique statistique des étudiants, MESRI-SIES).


Учебные курсы бакалавриата распределяются следующим образом (табл. 2).


Таблица 2. Контрольные цифры приема на учебные программы бакалавриата в зависимости от типа диплома



* Первый год общего образования на медицинских специальностях. Он представляет собой промежуточный этап, обычно существующий во Франции, чтобы продолжить обучение по медицинским специальностям: врача, стоматолога-хирурга, акушерки, физиотерапевта и фармацевта. Управляемый совместно Министерством здравоохранения и Министерством высшего образования и науки, он проходит в университете в рамках учебного и научно-исследовательского подразделения (UFR) медицины и завершается сразу несколькими отборочными этапами.

Источник: Информационная система и система статистических исследований Министерства высшего образования, научных исследований и инноваций /Информационная система контроля за учащимися (Ministère de l’enseignement supérieur, de la recherche et de l’innovation-Système informatique statistique des étudiants, MESRI-SIES).


Как было сказано выше, обладатели аттестата о среднем образовании могут также продолжить обучение в отделениях научно-технического профиля в высших учебных заведениях для получения диплома о высшем техническом образовании (Brevets de Techniciens Supérieurs, BTS) или в подготовительных литературных либо научных классах, в том числе в высших учебных заведениях:

– в начале 2019 /20 учебного года отделения высшего технического образования и смежные секции приняли более 262 тыс. студентов. После резкого увеличения числа студентов в 2018/19 учебном году, связанного с демографическим бумом 2000 г., число новых поступающих на эти учебные курсы сократилось на 2,3 %;

– на начало 2019 /20 учебного года в подготовительных классах к поступлению в высшие школы (Classe préparatoire aux grandes écoles, CPGE) обучались 85100 учащихся, т. е. число студентов стабилизировалось, сократившись по сравнению с 2018 г. лишь на 0,1 %. Тем не менее число учащихся первого курса сократилось (-0,9 %), равно как и число женщин среди них (-0,6 %), а филологические специальности потеряли 2,2 % общего числа учащихся.


Широкий спектр возможностей для дальнейшего обучения появляется после получения полного среднего образования[15]. Однако 6 из 10 студентов идут в университеты, поскольку, вопреки сложившемуся представлению, университет имеет очень хорошие показатели профессиональной интеграции, составляющие 90 % для выпускников магистратуры и 92 % для бакалавра с профессиональной подготовкой, при этом уровень заработной платы сопоставим с другими курсами высшего образования. Как никогда раньше, получение университетского диплома остается надежной защитой от попадания на биржу труда.

Исследования, проводимые в интересах бизнеса и признанные на международном уровне

Научными исследованиями в университетах руководит Национальное агентство исследований (НАИ), которое является государственным административным учреждением, подведомственным Министерству высшего образования, науки и инноваций. Агентство осуществляет финансирование проектных исследований для государственных операторов, сотрудничающих друг с другом или с частными компаниями.

Университеты вместе с государственными исследовательскими центрами (Национальным центром научных исследований, Национальным институтом здравоохранения и медицинских исследований, Комиссариатом по атомной энергии и др.) аккумулируют в своих лабораториях большую часть французской исследовательской деятельности, как теоретической, так и практической. Государственные научные исследования организуются и финансируются главным образом государством, а также местными органами власти[16]. Вместе с тем с 1981 г. Министерство высшего образования и науки учредило конвенции по подготовке кадров для промышленных исследований (стипендии Cifre) в целях расширения обмена между государственными исследовательскими лабораториями и социально-экономическими кругами, поощрения трудоустройства докторантов на работу в частные компании и обеспечения процесса инновационных изменений французских компаний. Эта программа позволяет компании воспользоваться финансовой помощью для найма молодого докторанта, чья исследовательская работа соответствует ее проблемам и целям развития.

Сегодня 62 тыс. докторантов проводят исследовательскую деятельность в университетских лабораториях (это объединенные исследовательские подразделения или специализированные подразделения университета). Чтобы поступить в докторантуру, студенты должны получить финансирование не менее чем на три года. Эти средства поступают либо от грантов на проведение исследований, выплачиваемых государством, либо от исследовательских проектов, проводимых лабораториями, для финансирования которых они привлекают различные виды финансирования: региональное, европейское, средства частных компаний и т. д.

Французские исследования признаны во всем мире и регулярно получают награды на международном уровне, например, за последнее время: Нобелевская премия по экономике была присуждена Жану Тиролю в 2014 г., Нобелевская премия по физике – Сержу Харошу в 2012 г., Нобелевская премия по медицине – Жюлю Хоффману в 2011 г., медаль Fields – Седрику Виллани в 2010 г., Нобелевская премия по физике – Альберту Ферту в 2007 г. Однако в контексте глобальной конкуренции правительство хотело бы оказывать поддержку научных исследований в рамках долгосрочной программы, закрепленной законодательно. Эта программа подвергается резкой критике, поскольку приведет к тому, что поддерживать будут только потенциально успешные и значимые исследования и исследователей, что противоречит взглядам преподавателей, занятых исследовательской деятельностью.

1.3.3. Финансирование университета: центральная роль государства

За последние 5 лет вопрос о механизмах финансирования высшего образования во Франции приобрел особое значение, в то время как университетам было поручено контролировать общий бюджет, сфера охвата которого была значительно расширена для покрытия расходов на заработную плату.

Статья L. 719-4 Кодекса об образовании (законопроект о высшем образовании и научных исследованиях, который в настоящее время обсуждается, не планирует внесения в него изменений) предусматривает, что «государственные научные, культурные и профессиональные учреждения располагают оборудованием, персоналом и кредитами, выделяемыми им государством для выполнения своих задач. Они могут располагать ресурсами, в частности полученными за счет продажи товаров, завещаний, пожертвований и фондов, платы за услуги, прав интеллектуальной собственности, конкурсных фондов, участия работодателей в финансировании основных курсов технической и профессиональной подготовки и различных субсидий. Они получают регистрационные взносы, выплачиваемые студентами и слушателями курсов. Они могут получать субсидии на покупку оборудования и ведение деятельности от регионов, департаментов и муниципалитетов и их объединений».

Более того, высшее образование рассматривается как элемент развития на местном уровне, в течение последних 15 лет оно побудило регионы, департаменты и муниципалитеты взять на себя решение некоторых вопросов, с ним связанных. Но, поскольку органы местного самоуправления не имеют собственных полномочий в сфере высшего образования, их вклад зависит от их желания и качества отношений с университетами. Столкнувшись с нормами, принятыми на национальном уровне, с одной стороны, и правами образовательных учреждений – с другой, они берут на себя функции определения количества и содержания образовательных программ, что является прерогативой университетов. Поэтому мы сталкиваемся с различными трудностями во взаимоотношениях между вузами и местными властями.

За последние 15 лет регионы приняли участие в ряде инициатив. В частности, они сотрудничали по планам U2000 и «Университет третьего тысячелетия» (U3M)[17]. В этом контексте регионы постоянно уделяют внимание географическому или территориальному распределению образовательных учреждений. Они хотят сделать равенство возможностей более реальным, однако смена места жительства и мобильность за пределы мегаполисов увеличивают стоимость образования. Поэтому регионы выступают за развитие сети филиалов университетов и технологических институтов (Instituts Universitaires de Technologie, IUT), создание которых они готовы поддержать. Формализация этих отношений отражена в многолетних контрактах, таких как Региональная дорожная карта по высшему образованию и научным исследованиям.

Увеличение общего бюджета

В рамках присоединения университетов к программе расширения ответственности и полномочий их бюджеты увеличились в три-четыре раза. При этом они должны выплачивать весь объем заработной платы своим сотрудникам.

В 2019 г. для укрепления покупательной способности университетского сообщества, повышения заработной платы и финансирования проекта реформы высшего образования были выделены дополнительные кредиты на общую сумму 206 млн евро. Таким образом, бюджет 2019 г. составил 16,3 млрд евро, увеличившись на 173 млн евро по сравнению с 2018 г. [18] Эти средства были распределены следующим образом:

– 13,6 млрд евро на обучение и научные исследования (+166 млн евро);

– 2,7 млрд евро на нужды студентов (+7 млн евро).


Университеты также начинают пользоваться Большим инвестиционным планом, который Правительство Франции приняло на период 2018–2022 гг. В нем выделены четыре приоритета:

– ускорение экологического перехода, 20 млрд евро;

– построение общества с высокими профессиональными навыками, 15 млрд евро;

– укрепление конкурентоспособности в сфере инноваций, 13 млрд евро;

– создание цифрового государства, 9 млрд евро.


Из выделенных средств 7,6 млрд евро расходуется на высшее образование, научные исследования и инновации (из них 1,55 млрд евро на высшее образование). Эти средства будут направлены на реформу учебных программ в университетах (и, в частности, на диверсификацию учебных курсов для студентов первого образовательного цикла) и на реформу системы профессиональной ориентации. Предпочтение будет отдано двум направлениям:

– первое направление имеет название «новые учебные программы в университете»[19]. На него выделено 250 млн евро, что позволит полнее учитывать географическое и социальное положение студентов, впервые поступающих в высшие учебные заведения. С принятием в марте 2018 г. Закона о профессиональной ориентации и успешном развитии студентов, а также с разработкой платформы Parcoursup[20], которая стала национальной формой предварительного зачисления на первый год обучения в вузы Франции, реформа бакалавриата действительно представляется приоритетом правительства;

– второе направление касается развития университетов мирового класса, на эти цели на 10 лет выделено 700 млн евро. Предполагается, что реализация этого направления будет способствовать развитию отношений между университетами, исследовательскими центрами и экономикой. Для осуществления проектов сотрудничества на европейском уровне планируется выделить 100 млн евро.


Анализ ресурсной базы французских университетов в 2019 г. показывает, что в ней преобладает доля Министерства высшего образования и науки (74,15 % ресурсов в виде дотаций) (табл. 3).


Таблица 3. Ресурсная база университетов в 2019 г.


Источник: Главное управление высшего образования и профессиональной интеграции (DGESIP).


Переход к программе расширения ответственности и полномочий (Responsabilités et Compétences Elargies, RCE)[21], начатый в 2010 г., – это право всех университетов: с тех пор к ней присоединились 105 образовательных учреждений. Участие в программе не только дает возможность большей самостоятельности в использовании ресурсов, но и требует увеличения собственных ресурсов. В 2019 г. они составляли всего 16,56 % общей суммы.

Министерство приняло решение создать механизм солидарности и сократить бюджет университетов, у которых был излишек оборотных средств. Таким образом, в 2015 г. в 47 образовательных учреждениях было собрано 100 млн евро[22]. За счет этих средств были профинансированы создание рабочих мест, частично увеличение заработной платы государственных служащих (выслуга – опыт – стаж), освобождение от сборов стипендиатов, а также меры для административного персонала категорий В и С.

Это решение привело к тому, что многие университеты (13 в 2017 г.) оказались в трудном финансовом положении и разрыв между максимальным числом разрешенных рабочих мест и фактическим их количеством остается слишком большим. Предстоит найти новый баланс между привлекаемыми средствами и бюджетным финансированием.

Развитие системы финансирования 1994–1997 гг.: финансирование по мере необходимости

Внедренная в 1994 г. аналитическая система распределения средств (Système AN alytique de Répartition des MO yens, SAN REMO) позволила рассчитать теоретическую потребность в кадрах и операционных ресурсах для каждого учреждения. Методика расчета данной теоретической кадровой системы базировалась на трех критериях: количестве зачисленных студентов, административно-техническом руководстве, площади, отведенной под учебные нужды. Эти критерии использовались для расчета четырех видов финансирования, сумма которых после вычета общей суммы регистрационных сборов составляла общий операционный фонд.

Принципы распределения зависят от цели использования средств: на рабочие места или на деятельность университета. Что касается рабочих мест, то потребность в учебных часах была обусловлена применением почасовой стоимости на одного учащегося (ч/с). Эта стоимость была различной в зависимости от учебных классов и дисциплинарных областей. Теоретическая нагрузка, рассчитанная таким образом, была сопоставлена с возможностями преподавателей учебного заведения, что позволило выявить потребности в преподавателях и/или дополнительных часах. Потребность в кадрах ИАТРОП (инженерных, административных, техниках, рабочих и обслуживающем персонале) была рассчитана на основе функционального анализа задач, выполняемых этими сотрудниками. Для каждой должности (из 9 выявленных) было установлено соотношение, которое наилучшим образом отражает уровень активности и измеряет потребность учреждения в кадрах.

Что касается операционной деятельности, то теоретически общий операционный фонд был рассчитан путем суммирования нескольких элементов: расходов на обучение, компенсации преподавателям и кадрам ИАТРОП, расходов на педагогическое и материально-техническое обеспечение, на логистику недвижимости. Регистрационные сборы вычитаются из этой общей суммы.

Аналитическая система распределения средств, разработанная в качестве инструмента для оказания помощи в распределении рабочих мест (преподавателей и кадров ИАТРОП) и кредитов на покрытие текущих расходов, не получила положительной оценки. Она была сложной, непонятной, несправедливой, непригодной для организации системы бакалавриат – магистратура – докторантура, далекой от логики и целей, установленных Законом о свободах и обязанностях университетов.

Действительно, аналитическая система распределения средств имела огромные негативные последствия, прежде всего пороговые эффекты, что делало ее несправедливой. Справочные нагрузки разрабатывались как необходимый минимум, т. е. на основе образовательных моделей (общий объем часов, разбивка лекций, семинары, практические занятия и размеры групп); оказалось, что на практике во многих учебных учреждениях применяется образовательная программа, которая оправдывает преподавание в небольших группах. В этих случаях критерии аналитической системы распределения средств не определяли фактическую нагрузку преподавателей, лежащую на образовательных учреждениях. Наконец, она являлась неполной, поскольку не касалась ассигнований на научные исследования и выплат заработной платы.

В 2009 г. аналитическая система распределения средств была заменена на систему по распределению средств на развитие и ведение деятельности (Moyens à la Performance et à l’Activité, SYMPA). Теперь Министерство высшего образования и науки учитывает как саму деятельность вузов, так и их достижения при расчете финансирования университетов.

Оценка результатов работы включает «рассчитанную» часть на основе национальных критериев и «согласованную» часть в четырехлетнем контракте, который должен быть подписан между каждым университетом и государством. Этот контракт предусматривает на каждый год общую сумму государственных дотаций, проводя различие между средствами, выделенными на выплату заработной платы, ассигнованиями на ведение деятельности и инвестиционными ассигнованиями. Суммы, выделяемые на выплату заработной платы, ограниченны и зависят от максимального количества рабочих мест, которое учреждение уполномочено оплачивать. Многолетний контракт образовательного учреждения устанавливает максимальную долю средств, направляемых на заработную плату сотрудников по контрактам[23].

Логика такого финансирования заключается в том, чтобы найти баланс между деятельностью и ее результатами. Следует отметить, что введение части, касающейся результатов профессиональной подготовки, является новшеством; и хотя намерение поставить систему высшего образования в соответствие с утвержденными стандартами качества было единодушным, тем не менее возникли проблемы, связанные с его осуществлением. Следует напомнить, что университеты находятся в ведении государства и обязаны принимать и обучать студентов, на отбор которых они влиять не могут. Таким образом, основная часть финансирования образовательной деятельности должна учитывать фактическую деятельность учебных заведений. Она в основном зависит от количества студентов и содержания их образовательных программ. Две трети финансовых средств направлялось на образование, а около 20 % – на повышение эффективности (табл. 4).


Таблица 4. Распределение ресурсов системы по распределению средств на развитие и ведение деятельности (Moyens à la Performance et à l’Activité, SYMPA) в 2009 и 2013 гг., %



* Указанные кредиты проходят в рамках кредитования системы по распределению средств на развитие и ведение деятельности (Moyens à la Performance et à l’Activité, SYMPA), т. е. всего 2 млрд евро. Они не включают средства, направляемые на заработную плату, выделяемые в зависимости от количества рабочих мест.

** Чтобы можно было суммировать кредиты и рабочие места, было принято, что затраты на одно рабочее место составляют 60 тыс. евро.

Источник: https://www.senat.fr/rap/r12-S47/r12-S47S.html: расчеты авторов по данным системы по распределению средств на развитие и ведение деятельности (Moyens à la Performance et à l’Activité, SYMPA), переданным в университеты.


В общей сложности ресурсы системы по распределению средств на развитие и ведение деятельности (Moyens à la Performance et à l’Activité, SYMPA) распределяются так: примерно 65 % на преподавание, 35 % на научные исследования, а также примерно 80 % на деятельность и 20 % на эффективность. Кроме того, результаты работы составляют различную долю общих ресурсов (кредитов + + рабочих мест) в зависимости от того, рассматриваются ли преподавание или научные исследования. Эта доля на самом деле составляет порядка 8 и 40 % соответственно[24].

Суммы финансовой поддержки не являются фиксированными не только потому, что система требует учета современных реалий, но и потому, что была добавлена «договорная часть контракта», составляющая от 1 до 2 % общей суммы кредитов, отнесенных на долю результатов деятельности университетов.

Хотя объективная оценка критериев распределения является одним из ключевых приоритетов, министерство сочло целесообразным предоставить университетам свободу действий в оценке качества для учета таких важных и не поддающихся количественной оценке элементов, как:

– качество проекта образовательного учреждения;

– особенности, связанные, например, с благоустройством территории;

– качество управления в университете;

– внимание к показателю «студенческая жизнь».


Рис. 3. Средние расходы на одного студента по учебным программам в 2016 г.

Источник: https://www-alternatives-economiques-fr.camphrier-1.grenet.fr/universite-va-craquer/00086197.


Тем не менее система по распределению средств на развитие и ведение деятельности (Moyens à la Performance et à l’Activité, SYMPA) привела к замедлению роста дотаций для небольших университетов.

Раскол в системе французского высшего образования

Французский университет, хотя и является основой высшего образования, насчитывающей 90 тыс. преподавателей-исследователей, получает все меньше государственного финансирования. В 2016 г. на государственные программы, поступление на которые проходит по конкурсу (такие, как диплом техника высшей квалификации или подготовительные программы), были выделены гранты на одного студента в 1,3–1,5 раза выше, чем в университетах, что является самым очевидным показателем раскола французского высшего образования (рис. 3).

Все чаще слышится критика в связи с разрушительными последствиями перераспределения в новой системе финансирования оборотных средств. Этих дотаций недостаточно, что привело к конкуренции за средства, необходимые для выплаты заработной платы в соответствии с Законом[25] об автономии университетов (рис. 4).

Вместе с тем выполнение положений Закона о свободах и ответственности университетов сопровождалось значительными финансовыми усилиями со стороны государства: университеты были освобождены от выполнения норм по сокращению государственных расходов, применимых к другим государственным операторам в контексте экономии бюджетных средств[26]. Выделение бюджетных и внебюджетных ресурсов высшим учебным заведениям, в частности в рамках программы «Инвестиции в будущее», финансируемой за счет основного займа, отражает приоритетное внимание, уделяемое высшему образованию и научным исследованиям. Однако финансовое положение университетов после их присоединения к программе расширения ответственности и полномочий в последние годы вызывает особую тревогу. «Доказанные финансовые трудности» и даже «риск неустойчивости в краткосрочной или среднесрочной перспективе» – это термины, которые использовала Счетная палата в мае 2018 г. для описания ситуации в некоторых университетах[27].

Главной причиной этих трудностей является старение сотрудников, автоматически приводящее к увеличению расходов на заработную плату, на которую в настоящее время приходится почти 80 % бюджета университета. Поэтому университеты должны диверсифицировать свои ресурсы за счет услуг[28], исследовательских контрактов или профессиональной переподготовки, на которые пришлось всего 2,74 % ресурсов в 2019 г. Они также могут получать пожертвования (например, через фонды).


Рис. 4. Доля государственных средств, выделяемых на высшее образование (исключая деятельность в области научных исследований), % от общего объема государственных расходов

Источник: https://www-alternatives-economiques-fr.camphrier-1.grenet.fr/universite-va-craquer/00086197.


Внебюджетное финансирование (инвестиции в будущее), или ресурсы научно-исследовательских организаций, не всегда учитывается на счетах университетов. Такой вид финансирования может также привести к неравенству, связанному с территориальными диспропорциями в распределении инвестиций. В то время как международные рейтинги создают ощущение «понижения класса» французского университета и сопоставление соответствующих расходов студента университета и учащегося высшей школы вызывает опасения по поводу раскола высшего образования, финансирование высшего образования и научных исследований было определено как высший политический приоритет. Это решение приносит свои плоды, поскольку в 2015 г. государственные расходы на высшее образование во Франции составляли лишь незначительную часть бюджета по сравнению с несколькими странами ОЭСР, как показано на рис. 4.

1.3.4. Руководство и управление

Хотя университеты самостоятельно определяют содержание своих уставов и внутренних структур[29], они тем не менее являются государственными учреждениями и поэтому на них распространяются некоторые общие правила, касающиеся их организации и функционирования. Образовательное учреждение имеет руководящие органы, способные выражать свою волю как субъект права. Таким образом, оно имеет совещательный орган (совет директоров) и исполнительный (президент или директор) и:

– принимает решения, которые могут быть индивидуальными или регулирующими, односторонними или договорными;

– может владеть собственным имуществом, в том числе недвижимым и движимым;

– осуществляет свою деятельность за счет собственного бюджета;

– может защищать свои интересы в суде.


Статус юридических лиц, регулируемых публичным правом, т. е. подпадающих в принципе под сферу применения публичного права, рассматривается как прерогатива публичной власти. В то же время принадлежность к числу государственных институтов ведет к применению более строгих правил, которые, как правило, предохраняют от каких бы то ни было сложностей в управлении учреждением. Это относится к наличию государственной опеки над учреждениями, осуществляемой министерством или министерствами, к которым они относятся. Государственные учреждения научного, культурного и профессионального характера (Etablissement Public à Caractère Scientifique, Culturel et Professionnel, EPSCP) находятся под надзором министра высшего образования и науки, а также под административным и финансовым контролем. Кроме того, правомерность решений, принятых органами таких учреждений научного, культурного и профессионального характера, определяется ректором академии, канцлером университета, который может сделать представление ректору.

Автономия университетов – поворотный момент в управлении

Закон о свободах и ответственности университетов 2007 г. призвал к оптимизации образовательными учреждениями всех своих ресурсов: кадровых, бюджетных и имущественных. Он требовал систематического пересмотра перспектив устойчивости проектов, осуществляемых управленческими группами (как в университете, так и в каждом структурном подразделении), которые имеют право на распоряжение собственными средствами. Автономные университеты имеют дополнительные возможности в управлении своими бюджетами. Они имеют общий бюджет (включая средства, направляемые на заработную плату) и сами распределяют средства между различными подразделениями[30]. Однако для того, чтобы справиться с этими новыми обязанностями, соответствующим университетам часто приходилось расширять свои административные услуги и тем самым еще больше увеличивать объем средств, направляемых на выплату заработной платы.

Согласование различных механизмов финансирования университетов в настоящее время является ключевым вопросом в процессе усиления бюджетной и финансовой устойчивости политики вузов в области подготовки кадров и исследовательской деятельности с момента их присоединения к программе расширения ответственности и полномочий. Согласованность и взаимная дополняемость между многочисленными источниками финансирования оказывают значительное влияние на способность высшего учебного заведения занять собственное стратегическое положение, что позволяет ему не только выполнять свои общественные задачи в оптимальных условиях, но и проводить политику дифференциации и выделяться на основании «добавленной стоимости» в условиях все более конкурентной среды, а также удовлетворять конкретные локальные потребности в подготовке кадров.

Слияние или объединение университетов

Заметным законодательным изменением является обязанность университетов, относящихся к одной и той же академии, объединяться либо путем слияния или ассоциации соответствующих учебных учреждений с одним из университетов, который затем играет ведущую роль, либо, наконец, в рамках Сообщества университетов и образовательных учреждений (COMUE). Эти изменения также касаются публичных высших школ. Присоединение частных учебных заведений к различным структурам высшего образования одобряется. Независимо от выбранной формы именно объединение становится основным субъектом в общении с министерством, особенно в ходе переговоров о заключении пятилетних контрактов на объекты, с которыми связаны местные органы власти (в частности, регионы и метрополии). Некоторые значительные ассигнования, такие как финансирование Института передового опыта (Initiatives D’Excellence, IDEX), были обусловлены созданием этих объединений (например, UGA: Университет Гренобль-Альпы)

1.3.5. Оценка университетов

В 1984 г. в соответствии с Законом Савари был учрежден Национальный комитет по оценке (Comité National d’Evaluation, CNE). Это независимый административный орган, задачей которого является оценка работы всех государственных учреждений научного, культурного и профессионального характера: университетов, школ и крупных учебных заведений, находящихся под контролем министра высшего образования.

Комплексная оценка

Программный Закон о научных исследованиях 2006 г. привел к созданию Агентства по оценке научных исследований и высшего образования (Agence d’Evaluation de la Recherche et de l’Enseignement Supérieur, AERES), которое заменил Национальный комитет по оценке. Агентство отвечало за общую оценку организаций высшего образования и научных исследований, включавших как образовательные учреждения, исследовательские подразделения, так и программы профессиональной подготовки. Агентство по оценке научных исследований и высшего образования было ликвидировано Законом о высшем образовании и научных исследованиях 2013 г.[31]

В настоящий момент органом, отвечающим за оценку деятельности университетов и высших учебных заведений, является Высший совет по оценке научных исследований и высшего образования (Haut Conseil de l’Evaluation de la Recherche et de l’Enseignement Supérieur, HCERES). Это независимый административный орган, т. е. «административный орган, действующий от имени государства и обладающий реальной властью, но не подчиняющийся правительству»[32].

Высший совет по оценке научных исследований и высшего образования отвечает за оценку высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов, учебных курсов и исследовательских групп, как французских, так и зарубежных[33]. Он управляется Советом, состоящим из 30 членов, из их числа назначается председатель. Поскольку оценка основана на мнениях коллег, то все члены Совета связаны в профессиональной деятельности с высшим образованием и наукой.

Критерии эффективности

С принятием Закона о свободах и ответственности университетов государственная политика в отношении высшего образования и исследовательской деятельности была направлена на повышение объективности оценки результатов деятельности университетов. Если ранее они должны были заниматься преподаванием и проведением исследовательской деятельности, то теперь должны стать «эффективными»! Этот новый аспект университетской деятельности был в значительной степени обусловлен созданием нового органа государственного управления (New Public Management, NPM) в рамках государственной реформы, а также новым методом европейского управления, особенно после Лиссабонского саммита в марте 2000 г. Именно в рамках ЕС внедрение показателей эффективности стало одним из основных направлений государственной деятельности.

Таким образом, Лиссабонская стратегия основана на практике бенчмаркинга, в основе которой лежит сравнение внутренних достоинств и поиск «лучших практик» с целью совершенствования государственного образования. Сфера высшего образования и научных исследований должна соответствовать этой стратегии для построения высококонкурентной «экономики знаний», способствующей росту инноваций, инвестиций, созданию рабочих мест и т. д. Там, где ранее университет имел миссии, Органический закон о финансовом законодательстве определяет четкие «функции и цели».

Загрузка...