«Утром полиция сообщила, что они занимаются поисками особо опасного преступника, который, как полагают, за последние три месяца совершил не менее шести убийств. Тем временем быстро растет число женщин, пропавших без вести на севере Лондона. Только на этой неделе появилась информация об исчезновении еще двух.
Подробности этой истории расскажет Эндрю Малвени.
Местные жители требуют принять меры, чтобы остановить череду убийств. Женщина, чья квартира расположена в Хагейт, неподалеку от места, где была найдена вторая жертва, сказала, что боится выходить из дома. Мы получили много таких комментариев.
Сообщается, что спрос на услуги такси в Северном Лондоне с июля увеличился на сорок пять процентов. Продажи «тревожных кнопок» выросли втрое.
Из официальных источников известно, что все убитые похожи внешне – брюнетки с вьющимися волосами. Жертвами становятся невысокие молодые женщины в возрасте от восемнадцати до двадцати двух лет. Однако в полиции подчеркивают, что бдительность должны сохранять все, независимо от внешности.
В Скотленд-Ярде считают, что за всеми убийствами стоит один и тот же психопат. Однако на утренней пресс-конференции инспектор Гарри Коннор, возглавляющий расследование, сообщил, что нельзя отрицать возможности, что орудуют несколько преступников или подражателей.
Эндрю Малвени, новости Третьего канала, Лонд…»
Мама выключила телевизор и оборвала репортера на полуслове:
– Я запретила тебе это смотреть.
Она крепко стиснула челюсти, как делала бабушка, когда говорила мне не чавкать.
– Тебе нужно найти другую работу. – Я продолжала смотреть в погасший экран, теребя заусенцы.
– С чего бы?
– Так ты будешь ближе к дому. Сама видишь, что творится…
Мама прикусила губу и склонила голову, словно птичка прислушивалась к дождю.
– Да, происходит страшное, но это уже слишком.
– Мама, пожалуйста! Ты возвращаешься в темноте. Так небезопасно.
– Абсолютно безопасно, малыш. Вокруг полно людей.
Неправда. Дорога от работы домой проходила по безлюдным местам, но от моих возражений она только отмахивалась и называла меня трусишкой.
– Может, хоть волосы выпрямишь?
Она засмеялась:
– Только представь, что на это скажет Мэтти.
Да уж, можно представить. По его мнению, волосы были ее самой привлекательной чертой. «Ничего не меняй, Эми».
Я посмотрела на маму, положила голову ей на плечо.
– Тебе тоже страшно?
Она начала было отвечать, но зазвонил телефон.
– Алло!.. Привет, Мэтти.
Они снова разговаривали. Спор, который я подслушала в свой день рождения, отправился на свалку их все менее романтической истории.
– Медовый месяц когда-то заканчивается, Эми, – размышляла Линда. – Сказка проходит, но отношения остаются.
За этим последовала путаная метафора про утопленников и «Скорую помощь».
– Мрачные у нее шуточки, – сказала однажды мама и со смехом добавила, что темная сторона ей нравится. – Эта перчинка делает человека интереснее.
Я раздумывала над словами Линды и пришла к выводу: то, что мама и Мэтти прекратили играть в голубков и стали самими собой, даже к лучшему. Они вступали в новую, более важную и глубокую стадию отношений. Да, я тогда читала много подростковых романов Джуди Блум вроде «Всего семнадцать».
Мама прикрыла рукой телефонную трубку:
– Мэтти приглашает на ланч. Пойдем?
– В «Пиццу Хат»?
– Конечно.
В ответ я подняла большой палец.
В ресторане Мэтти заказал к своей пицце «Суперсуприм» дополнительную говядину, ветчину и пеперони, а потом заполировал все пломбиром с фруктами и сиропом.
– Ты же лопнешь! – Я не могла скрыть восхищения. – Где ты так проголодался? Марафон пробежал, что ли?
– Софи!
– Что?
– Тебе не положено…
Мэтти не слушал маму и наклонился ко мне:
– А ты ничего не съела. В чем дело?
Мама ответила за меня. Эта привычка ужасно раздражала, особенно если учесть, что, когда мне случалось перебить ее, она приходила в бешенство.
– Софи переживает из-за убийств.
– Правда, тыковка?
– Говорят, жертвы похожи на маму, и что, если…
Я не смогла договорить – не хотелось, чтобы они увидели мои слезы.
Они переглянулись.
– И ты переживаешь, что…
– На нее могут напасть.
Мэтти покачал головой, мягко улыбнулся:
– Эти женщины сами подвергали себя опасности, Софи. Ходили по ночам в одиночестве. Вот что довело их до беды, а не внешность.
– Ты винишь их? Убийца – монстр. По телику сказали, что он настоящий псих.
– Довольно! – Мама осекла меня так, будто я произнесла бранное слово.
Я посмотрела на нее:
– Почему нельзя говорить «псих»?
Мэтти глубоко вздохнул, аккуратно разложил на тарелке приборы и промокнул рот салфеткой.
– Обещаю, тебе не о чем волноваться. С твоей мамой ничего не случится. Он ее не тронет.
Тогда его слова меня успокоили. Сработала детская доверчивость.
Теперь же у меня масса вопросов. Например, как он мог так уверенно заявлять, что мы в безопасности?
Очевидный ответ не дает мне покоя, как и то, почему я не задалась этим вопросом еще тогда.
Из «Херальд газетт»
В новом документальном фильме о монстре голос Мелгрена меняется, когда его спрашивают о жертвах.
В новом документальном сериале «Сеансы с психопатом» покажут записи бесед серийного убийцы Мэтти Мелгрена, записанные в тюрьме Бэттлмаут, где он отбывает пожизненное заключение без права досрочного освобождения.
Программа выходит к пятнадцатой годовщине приговора по делу об убийствах девяти женщин в Северном Лондоне и восьмилетней девочки в ирландском Грейстоуне, совершенных в начале 1980-х годов.
В рекламном видео Мелгрен заявляет:
«Важно, чтобы люди услышали мою версию истории. Меня выставляют исчадием ада, монстром с чудовищными наклонностями, которые я не в силах контролировать. Но я не такой. Я обычный человек, отправленный в тюрьму за преступления, которые не совершал. Только представьте, каково это – не сделать ничего дурного и провести всю жизнь за решеткой».
В другом коротком видео репортер обращается к зрителям:
«Когда я спросил его об убийствах, Мэтти заговорил по-другому: более низким голосом, медленно, взвешивая слова. Так ведут себя, когда сгорают от желания. Так обращаются к объекту страсти».
Режиссером выступил лауреат премии «Эмми» Генри Сэлинджер, автор «Меня зовут Мэтти» – художественного фильма с Джеффри Дином Морганом, который осветлил волосы, чтобы сыграть Мелгрена.
Из газеты «Трибьюн»
«Когда я спросил его об убийствах, Мэтти заговорил по-другому: более низким голосом… Медленно… Так ведут себя, когда сгорают от желания. Так обращаются к объекту страсти», – рассказал Том Ричардсон, интервьюировавший серийного убийцу Мэтти Мелгрена для нового документального фильма.
Правда ли это? В самом деле? Или мы наблюдаем очередную попытку приписать Мелгрену то, чего нет? Рисуем образ типичного убийцы – и этим сами совершаем преступление.
Как часто случается в подобных передачах о Мелгрене, из-за его приятной внешности и незаурядного ума журналисты описывают его как «убийцу, которого невозможно понять». Единственное, что можно сделать, чтобы получить разумный ответ на вопрос, как такой внешне пристойный человек мог совершить столь чудовищные злодеяния, – сорвать все маски и обнаружить монстра, который за ними скрывается. В этом и проблема.
Как это ни прискорбно, присяжные слишком часто не решаются обвинить красивых образованных юношей в изнасиловании, потому что не хотят «ломать им жизнь». И в той же мере глубоко неправильно стараться непременно выставить Мелгрена антигероем.
Заявления о меняющемся голосе, когда речь заходит о зверски убитых им женщинах, – это низкий прием, который служит только одному: самый обыкновенный мужчина предстает перед нами невероятным злодеем.