Учение Будды было дано в три основных этапа, известные как три дхармачакры, или три поворота колеса Дхармы. Первый поворот включает учения, общие для всех традиций, – Четыре благородны истины, Благородный восьмеричный путь, отсутствие «я», непостоянство, – которые ведут к освобождению от страдания. Второй поворот расширил первые учения: его плодом являются учения о пустотности всех явлений (праджняпарамита) и всеобъемлющем сострадании – состоянии будды. Учения третьего поворота – о потенциале будды и присущих ему качествах. Подробное объяснение трёх поворотов колеса Дхармы содержится в книге Трангу Ринпоче «Три колесницы буддийской практики» (The Three Vehicles of Buddhist Practice) издательства «Намо Будда Пабликейшнз» (Namo Buddha Publications).
Эти строки относятся к dam pa’i tshul dgu, которые также называются «девятью качествами благородных учёных». Эти девять качеств описаны в книге Кхенчена Трангу Ринпоче «Тибетская виная: путеводитель по буддийской этике» (The Tibetan Vinaya: Guide to Buddhist Conduct) издательства «Шри Сатгуру Пабликейшнз» (Sri Satguru Publications). В главе «Девять аспектов благородного существа» Ринпоче описывает, как первые три – слушание, размышление и медитация – приносят благо нам самим, следующие три – речь (учение), дебаты и сочинение – приносят благо другим, а последние три – учёность, дисциплинированность и сострадательность – приносят благо как себе, так и другим.
Когда мы говорим о гуру в линии махамудры, есть чистый аспект (дхармакаи) гуру, гуру дальней линии и гуру близкой линии преемственности. Гуру дальней линии преемственности начинаются с Владыки Будды и идут как непрерывная последовательность просветлённых наставников и учеников вплоть до Кармапы. Мы называем эти линию дальней, потому что она уходит к Будде Шакьямуни.
Также существует близкая линия махамудры. Она начинается с Будды Ваджрадхары, даровавшего учения махамудры бодхисаттве Лодро Ринчену, – далее эти учения были переданы Тилопе и Наропе. Что касается этих великих мастеров, получивших передачу линии махамудры непосредственно от Будды Ваджрадхары, это произошло значительно позже паринирваны принца Сиддхартхи. Наш физический, или исторический, Будда Шакьямуни, принц Сиддхартха, в то время уже не присутствовал в физической форме принца Сиддхартхи. Сначала эти великие мастера получили учение Будды и его учеников через дальние линии и практиковали их. Благодаря этой практике они достигли реализации. Вследствие этой реализации Будда проявился перед ними, но не как принц Сиддхартха, а как Будда Ваджрадхара. Итак: будда; самбхогакая будды; и нирманакая будды, в нашем случае – это принц Сиддхартха. Будда Ваджрадхара означает присутствие их всех в одном – всегда присутствующий будда, вневременный будда.
Далее Будда Ваджрадхара дал прямые передачи некоторым великим мастерам, но это был лишь результат реализации учений, которые они до этого получили от других наставников, чьи учения шли от исторического Будды. Таким образом, линия передачи махамудры и многие буддийские линии ваджраяны имеют и дальние, и близкие линии передачи.
Ринпоче говорит о типографии Дерге в Кхаме, Восточный Тибет.