Глава 4. Навстречу мечте

Летом 1945 года для Одри и Эллы были выделены комнатушки в амстердамской больнице. Мать и дочь помогали врачам и медсестрам как могли. Они ухаживали за пациентами, читали им вслух, а при необходимости писали весточки их родным.

Через полгода Элла поменяла работу. Она устроилась менеджером по закупке продуктов для ресторанов, и они с Одри сняли малюсенькую квартирку в Амстердаме. Одри также подрабатывала, помогая матери. Так, знакомые пригласили ее участвовать в показе мод как манекенщицу. Еще у Одри появилась возможность посещать балетную школу. Девочке посчастливилось учиться у талантливого балетмейстера и танцовщицы Сони Гаскелл. Гаскелл как могла поддерживала трудолюбивую и целеустремленную ученицу, но видела, что толку не будет. Одри была крайне истощена после продолжительного голодания во время войны, у нее были слабые мышцы. Да и обучение следовало бы начинать раньше. Война уничтожила заветную мечту Одри. Соня Гаскелл честно говорила, что Одри делает огромные успехи, но она никогда не будет балериной. Кроме того, Одри не суждено было стать балериной из-за роста. Она была чересчур высока для балерины.

Огромное впечатление на девушку произвел дневник Анны Франк, ее ровесницы. Этот дневник принес Одри Пауль Рюкенс, друг Эллы. Анну Франк и ее семью война настигла в Амстердаме. Франки два года прятались от нацистов в специально подготовленном убежище, пока их не выдали. В своем дневнике Анна описывает каждый день жизни в убежище. Размышления и переживания Анны были близки и понятны Одри. Как призналась позже сама Одри, этот дневник ее уничтожил.

У девушки началась серьезная депрессия, как и у многих людей, переживших войну. Девушка была недовольна собой. Также на ее моральное состояние повлияло и понимание того, что ее мечте стать балериной не суждено сбыться. Девушку раздражало всё и все, начиная от собственной внешности и фигуры и заканчивая окружающими ее людьми. Даже любимые занятия танцами ее больше не радовали. После школы она впадала в какую-то странную спячку. Чтобы заглушить щемящее чувство тоски, Одри стала намного больше есть и сильно растолстела. Она сама сравнивала себя с воздушным шаром и считала, что очень некрасива.

Депрессия Одри закончилась вместе с неожиданной новостью: Соня Гаскелл планировала переезжать в Париж и звала Эллу и Одри последовать за ней. Однако Элла не видела возможности осуществить эту идею. Во Франции у них не было ни родных, ни друзей, которые могли бы поддержать их первое время, пока Элла не нашла бы работу. Тогда Соня Гаскелл порекомендовала им перебраться в Англию, где в известной лондонской балетной школе работала ее хорошая знакомая. Эллу это предложение устроило гораздо больше, к тому же она и Одри были английскими подданными. Одри воодушевилась, принялась сбрасывать вес и похудела до 55 кг.

Одри улетела в Лондон навстречу своей мечте. В Лондоне ее ждала по рекомендации Сони Гаскелл легендарная хореограф-педагог Мари Рамбер, которая была признана одной из основательниц английского балета. Сивия Рамбам – таковы настоящие имя и фамилия Мари Рамбер – была родом из Польши. В 1919 году Рамбер начала преподавать и в 1920-м открыла в Лондоне собственную балетную студию. У хрупкой Мари Рамбер был тяжелый характер. Часто она несправедливо обижала своих учеников, доводя их до слез. Вместе с тем ее выпускники были прекрасными танцовщиками, умеющими работать в разных стилях. Ее учениками были Фредерик Аштон, Энтони Тюдор, Агнес де Милль, Уильям Чаппелл, Андре Ховард, Гарольд Тернер, Перл Аргайл, Норман Моррис и многие другие. Именно Агнес Милль называла несносную Мари Рамбер «мадам Оса». Ученики Мари Рамбер мечтали о сцене и под ее руководством готовили небольшие постановки для различных мероприятий. Так постепенно появилась группа артистов-единомышленников, которая сначала называлась «Балетный клуб» (Rambert’s Ballet Club), а позже была переименована в «Балет Рамбер».

Одри приехала к Мари с рекомендациями от Сони Гаскелл. Мари благосклонно выслушала ее и согласилась принять в свою школу, но только весной. Мари принимала в свою школу малоимущих учеников и даже давала им приют в своем доме в Кенсингтоне. Однако Одри место в школе она могла предоставить только через пару месяцев. Одри пришлось вернуться в Амстердам. В этот период она приняла решение изменить свою фамилию. Одри Растон меняет паспорт и становится Одри Хепберн. Почему Одри поменяла фамилию отца на фамилию своей прабабушки, неизвестно.

Неожиданно в Голландии Одри получила заманчивое предложение. Голландская авиакомпания KLM искала девушку, говорящую на английском и голландском языках, для съемки в документальном фильме «Голландский за семь уроков». Элла лично была знакома с директором KLM и поспособствовала тому, чтобы роль была отдана ее дочери. Это была первая роль Одри. Сюжет фильма был прост. Оператор получил задание снять фильм о Нидерландах, однако куда больше ему нравится знакомиться с молодыми и красивыми девушками. Одри участвовала в двух эпизодах: вначале главный герой случайно сталкивается с ней на углу улицы, затем Одри в форме стюардессы машет ему рукой. Оба эпизода в общей сложности длились целую минуту. Фильм не сохранился. Кинокритики Одри не заметили. Лишь Х. Иозефсон, постановщик фильма, отметил, что Одри «…была весела, очаровательна, мила… Она светила, как яркое солнышко».

В апреле Одри вернулась в Лондон и приступила к учебе в балетной школе Мари Рамбер. Элла была вынуждена на какое-то время остаться в Амстердаме. Ее паспорт был просрочен, и она ждала новый. Конечно, Элла могла бы предъявить свидетельство о браке в качестве доказательства ее английского подданства, но она боялась демонстрировать связь с бывшим мужем, который только недавно вышел из тюрьмы. Собственно, в этой ситуации мадам Рамбер пошла навстречу баронессе и поручилась за Одри, чтобы девушка смогла приехать в Лондон и жить в ее доме. Элла приехала в Лондон позже, уже с новым паспортом.

Занимаясь в балетной школе, Одри устроилась на работу. Они с матерью не хотели ни от кого зависеть финансово. Поначалу Элла работала консьержкой по адресу Саут-Одли-стрит, 65. Гордая баронесса не гнушалась каждый день мыть общую лестницу и выносить мусор – это входило в ее обязанности. Зато ей было где жить: в доме была предусмотрена комната для консьержки. Это была не единственная работа баронессы. Еще она составляла букеты, работала в отеле и оформляла интерьеры.

В Англии Элле помогал ее друг и поклонник Пауль Рюкенс. По происхождению он был голландцем. Пауль был богат. Он руководил промышленной компанией «Юнилевер». Когда королева Вильгельмина была вынуждена покинуть Голландию во время фашистской оккупации, Пауль предложил использовать свое предприятие на благо Англии, Голландии и их союзников. У мужчины была сложная судьба. Он был болен полиомиелитом, однако смог побороть болезнь. Пауль как мог пытался облегчить несладкую жизнь баронессы ван Хемстра, однако ни Элла, ни Одри не злоупотребляли его щедростью. Одри очень трепетно относилась к Паулю, который, можно сказать, заменил ей отца.

В Лондоне Одри постоянно находилась в поисках подработок. Ей не хватало денег, поэтому девушка соглашалась на любую работу, которую можно было выполнять по вечерам, после занятий в балетной школе. Она позировала фотографам для рекламы модных шляпок, для магазинного каталога, участвовала в съемках рекламы мыла и шампуня, работала секретарем, переводила документы и регистрировала клиентов туристической компании. Весь день Одри отдавалась балету. Уроки в балетной школе начинались в десять часов утра, а заканчивались в шесть вечера, после чего Одри отправлялась на работу. Уроки танцев выматывали и без того устававшую Одри. Девушке довелось испытать на себе непростой характер Мари Рамбер. На занятиях ей постоянно приходилось контролировать себя – держать руки в правильной позиции, не горбиться. Мари за невнимательность не задумываясь могла стегануть нерадивого ученика по рукам кожаным хлыстом. Многие ученики взрывались и покидали школу, однако Одри упрямо и настойчиво шла к своей цели. Она мечтала появиться в балетной пачке на сцене Ковент-Гардена.

Вскоре ученики балетной школы Мари Рамбер начали готовиться к полуторагодичным гастролям в Новой Зеландии и Австралии. Когда Мари зачитала список учеников, которым предстояло участвовать в поездке, Одри не услышала своего имени. Девушка подошла к учительнице узнать, почему та про нее забыла. Мадам Рамбер открыто объяснила оторопевшей Одри, что девушка слишком высокая для балета и что она чересчур поздно начала заниматься танцами, поэтому ей ничего не светит. Мари честно сказала Одри, что ее планка – это кордебалет или миманс. Примой она никогда не будет. Возможно, у нее получится стать преподавателем танцев. Одри Хепберн прекрасно понимала, что по технике исполнения она значительно отстает от тех учениц, которые не голодали во время войны и имели возможность с детства посещать балетные студии. Однако участвовать в кордебалете Одри не хотелось, она считала, что это ниже ее достоинства.

Осенью Одри съехала из дома Мари Рамбер, чтобы не занимать чье-то место. Девушка умела признавать поражение. Надо было жить дальше. Одри не оставляли мысли о сцене, и она принялась вместе с другими учениками Мари Рамбер, не прошедшими отбор и оставшимися в Лондоне, искать работу в театре.

Загрузка...