Из карт, называемых портуланами (в переводе – «описание гаваней» – рукописные лоции), известно о наличии в прошлом, в Хаджибейской бухте, пристани Джинестра (скорее всего якорной стоянки судов, судя по большому количеству найденных на дне бухты якорей). Предполагается, что Джинестра в переводе с итальянского «дрок-ракита» – растение покрывавшее приморские склоны.
Во всяком случае, Джинестра зафиксирована на «компасных картах» Пьетро Висконти 1311, 1318 и 1327-х годов и в некоторых более поздних картах. Точное расположение Джинестры ещё ждёт своего разрешения.
В конце XIV – начале XV веков территория, прилегающая к Хаджибейской бухте входила в состав Великого княжества Литовского, а поселение существовавшее на этом месте с 1415 года называлось Коцюбеев, Качукленов и др. названиями в разное время.
Поселение основал богатый литовец Кочуб Якушинский. Затем эта территория отошла к Крымскому ханству, потом к Оттоманской империи. Поселение стало называться Хаджибей (в переводе – «князь побывавший в Мекке» (102).
В 1764 г. турки соорудили на этом месте крепость «Ени- Дунью» («Новый свет»).
В результате войны с турками (1787—1791 г. г.), территория Хаджибей вместе с крепостью отошли к России, согласно Ясскому договору 1791 г.
По всей видимости, власти Османской империи не сознавали важнейшее географическое положение Хаджибея и 5
не реагировали на рекомендации своих инженеров срочно укрепить замок.
Французский инженер на турецкой службе Лаффит- Клаве писал в докладной записке от 30 октября 1784 г.: «Рейд защищён жалким замком 20—25 человек гарнизона, который не в силах сопротивляться противнику».
Надо отметить, что точно также и военные власти не желали, вначале, понимать исключительное положение Хаджибея. Они отдавали предпочтение Очакову или Николаеву.
ПРЕВРАТНОСТИ ВОЙНЫ.