1794 г.

27 апреля.

Де Воллан представил Екатерине II план города и порта. Екатеринославский и Таврический генерал-губернатор П. А. Зубов и А. В. Суворов поддержали постройку порта в Хаджибее. После этого на плане де Воллана появилась резолюция: «Быть по сему».

27 мая.

Рескрипт Екатерины II: «Уважая выгодное положение Хаджибея, при Чёрном море и сопряжённые с оным пользы, признали Мы нужным устроить тамо военную гавань, купно с купеческой пристанью.

Повелев нашему Екатеринославскому и Таврическому генерал-губернатору открыть тамо свободный вход купеческим судам, как наших подданных, так и чужестранных держав, коим силой трактов с империей нашей существующих, можно плавать по Чёрному морю, устроение сей Мы возлагаем на Вас и всемилостивейше повелеваем Вам быть главным начальником оной, где и гребной флот Черноморский, в вашей команде состоящий, впредь главное расположение своё иметь будет; работы же производить под надзиранием генерала, графа Суворова-Рымницкого, коему поручены от Нас все строения укреплений и военных заведений.

Придав в пособие Вам инженера-подполковника Ф. П. де Воллана, коего представленный план пристани и города Хаджибея, утвердив, повелеваем приступить, не теряя времени, к возможному и постепенному произведению оного в действие». 11

– х —

Последовал второй рескрипт Екатерины II на имя Екатеринославского и Таврического генерал-губернатора графа П. А. Зубова: «Приступить немедленно к гидравлическим исчислениями и измерениями залива для устройства порта и приготовить материалы для начала работ».

– х —

Иосиф Михайлович де Рибас в чине вице-адмирала назначен Главным начальником строительства порта и города Хаджибея.

– х —

Ещё до Высочайшего решения де Рибас получил от Платона Зубова послание: «Уверен, что Вы сможете сообщить сведения, наиболее достоверные в деталях о новых завоеваниях. Посему буду рад видеть Вас как можно скорее. Вы более других можете судить о значении, которое имеют для Империи эти местности».

– х —

В рескрипте, направленном де Рибасу, Екатерина II писала: «Мы надеемся, что Вы не токмо приведёте во исполнение благое предположение Наше, но, что ведая, колико процветающая торговля споспешествует благоденствию народному и обогащению государства, потщитеся, дабы создаваемые Вами город и порт представляли торгующим не токмо безопасное от непогод пристанище, но защиту, ободрение и покровительство. Придав в пособие Вам инженера-полковника де Воллана, коего представленный план пристанища и города утвердив, повелеваем приступить, не теряя времени, к возможному и постепенному произведению оного в действие».

– х —

По прибытии на место Иосиф Михайлович де Рибас сказал: «Город, который закладывается нашими трудами, имеет большую будущность. Он должен быть крупным морским портом, связывающим Отечество наше обменом предприятий промышленности с Европой и не только с Европой. Таково, господа, назначение новоявленного края».

– х —

Де Воллан пишет: «Получив приказ незамедлитель11

но начать строительные работы в Хаджибейском порту, мне пришлось вернуться на берега Чёрного моря, где меня ждал адмирал де Рибас.

Я обнаружил подготовленными заботами адмирала де Рибаса, достаточное количество материалов, готовых для начала работ по строительству молов, дамб порта, различных складов, временных строений для карантина и казарм на 12 тысяч человек.

Отряды матросов были размещены в каменных сооружениях».

– х —

Создана Черноморская казацкая команда при Хаджибее.

Иосиф де Рибас говорил: «Из содеянных мною в этой жизни иных деяний, почитаю важным основание порта и города, которому волею мудрой Государыни дано чудное имя Одесса – торговый путь, соединяющий народы обменом произведений рук их и разума».

– х —

А уже много лет спустя, в 1913 г. потомок славного вице-адмирала, Александр де Рибас напишет в своей книге «Старая Одесса»: «Трудно представить себе первоначальную Одессу в сравнении с нынешней. Это была неприглядная скалистая местность, круто обрывающаяся к морю, без малейшей растительности, окружённая со стороны Пересыпи песчаной пустыней, а со стороны Дальника такой степью, что в ней ловили волков».

– х —

Составитель истории Свято-Троицкой церкви г. Одессы писал: «Императрица Екатерина II, подобно Петру Великому, прорубившему окно в Европу, сама прорезала не окно, а широкую дверь на юг».

Июнь.

Де Рибас назначен армейским начальником – шефом расквартированного в Хаджибее Черноморского гренадерского корпуса, т. е. стал одновременно флотским, армейским и гражданским начальником в Хаджибее.

13 июня.

Указом Императрицы Екатерины II определена черта 11

еврейской осёдлости, в которую вошла и Одесса. Поводом для указа послужило появление в России после захвата части польской территории сотен тысяч евреев.

17 июля.

Утверждены штаты Морского карантина (санитарного пункта) – первого медицинского учреждения Одессы. Штат состоял из 71 человека под началом подполковника Н. Е. Карпова.

Август.

Де Воллан составляет новый план города и порта с указанием местоположения адмиралтейства, карантина, таможни и кварталов для строения домов и магазинов.

Де Рибас получил право раздавать участки в городе собственной властью. Если владелец участка за три года не строит на нем дом, он его теряет.

– х —

Ф. П. Воллан награждён орденом св. Владимира 3-степени.

22 августа.

С благословения митрополита Екатеринославского и Таврического забиты первые сваи в дно прибрежной полосы моря. Состоялось торжественное освящение будущего города и места на Соборной площади для строительства церкви в честь Николая Чудотворца (в будущем Свято-Преображенского собора, закладка которого состоится 14 ноября 1795 г.).

– х —

Почему день рождения города 22 августа (2 сентября по новому стилю)?

Историки предполагают, что де Рибас, увлекавшийся астрологией, считал, что под знаком Девы Одесса приобретёт самое удачливое «покровительство звёзд» и будет одним из самых известных, успешных и красивых городов мира.

Де Воллан работал под руководством А. В. Суворова (с декабря 1793 г.), который так отзывался о нём: «Я был очевидцем его деятельности, неутомимого упорства, которые он проявлял в течении 4-х лет работы в крепостях».

– х —

Начато строительство в порту военного мола по проекту де Воллана. В 1795 году этот мол, длиной 238 метров и 11

глубиной 5,8 метра войдёт в строй.

15 октября.

Де Рибасом утверждена «Экспедиция строения гавани и города», в которую вошли Ф. П. де Воллан, П. Харламов, Е. Х. Ферстер, архитекторы М. И. Портарий и В. В. Ванрезонт и были заведены «Открытые листы» на право для всех желающих возводить постройки на отведённых для этого участках земли. Возглавил экспедицию Ф. П. де Воллан.

– х —

Открыта почтовая экспедиция, работавшая два дня в неделю. При ней существовала почтовая станция, содержание которой сдавалось в подряд.

– х —

Полицейская служба в Одессе поручена итальянцу Августино де Пачиола. В связи с тем, что он не справлялся с делом, плохо зная русский язык, на эту должность назначают секунд-майора Григория Кирьякова.

– х —

В конце ул. Преображенской открыто первое кладбище. Его разделили на участки: христианский, иудейский, караимский, магометанский.

– х —

Открыта первая греческая школа. Финансирование осуществляет семья Г. И. Маразли.

– х —

По распоряжению де Рибаса каждый день из полков снаряжалось около тысячи человек для рытья колодцев и выполнения других работ.

24 ноября.

Ф. П. де Воллану присвоено звание полковника.

– х —

Организовалась торговля солью с Бессарабией и Подолией. Обратно, по Днепру и сухопутно, доставлялись лес и другие материалы для строительства города и порта.

Загрузка...