По просьбе светлейшего князя Потемкина-Таврического Ф. П. де Воллан, в связи с его высокими профессиональными качествами, был откомандирован в Причерноморье и стал дежурным инженером при штабе князя. Он был обязан вести журнал военных действий.7
Дежурным офицером там, в то же время, был И. М. де Рибас.
14 сентября.
Перед штурмом, разведку Хаджибея провёл де Воллан, а потом и участвовал в штурме.
Турецкая крепость Хаджибей была взята штурмом отрядами под командованием генерал-майора Иосифа де Рибаса, и уже в 9 часов утра над ней развивался российский флаг.
После взятия крепости, праздник Воздвижения Креста Господнего был отмечен артиллерийскими залпами.
По составленной священником Романом Ивановым ведомости, в захваченном Хаджибее было всего 10 дворов. В них «мужска пола душ 22 и женска пола 6» местных жителей (без гарнизона и строителей). Среди них проживало 6 евреев, а на старейшем еврейском захоронении сохранился памятник с надписью: «Здесь спрятана (похоронена) женщина набожная, госпожа Двося, дочь рабби Абрама (дальше слово стёрто – вероятно, „скончалась“) Адар 5530 года (от сотворения мира, т.е. около 1770 г.)». Из этого следует, что евреи здесь проживали значительно раньше, чем возник город Одесса.
Сентябрь.
После взятия крепости Хаджибей, де Воллан и де Рибас проводили предварительные работы по измерениям Хаджибейского рейда, результаты которых оказали влияние в будущем на выбор места для строительства порта и города.
Внучатый племянник Иосифа де Рибаса – Александр де Рибас пишет (де Рибас, 1990 г.; 6): «Во всяком случае, уже тогда, план основания Одессы был выработан исподволь, систематично и основательно».
Не исключено, что с предварительными результатами этих гидротехнических измерений де Рибас ознакомил Екатерину II, в результате чего в июле 1793 г. появился указ: «Назначенную при Очакове гавань строением не начинать».
– х —
Через месяц после взятия крепости Хаджибей было приказано срыть её укрепления из стратегических соображений.
22 сентября.
Суворов поздравил де Рибаса: «Милостивый государь 8
мой, Осип Михайлович! С победой Вашего превосходительства над Хаджибеем имею честь поздравить. Усердно желаю, побеждая и далее неверных, заслужить лавры. Александр Суворов.»
3 октября.
Екатерина II наградила де Рибаса за взятие крепости Хаджибей орденом Святого Владимира 2-го класса и орденом Святого Георгия 3-го класса.