Электроснабжение строительных объектов Смирнова Н. В.

Интересно отметить, что на многих из перечисленных объектов в конце XIX века были построены электростанции самим Смирновым Н. В. либо другими подрядчиками.

Для освещения здания Офицерского собрания армии и флота и его надворных флигелей (Литейный пр., 20 / Кирочная ул., 1), выстроенных с 1895 по 1898 г., по проекту была предусмотрена электростанция на 2000 ламп накаливания с ее размещением в одном из флигелей. В результате проведения торгов на строительство зданий подряд выиграл инженер Смирнов Н. В., являвшийся одновременно строителем и специалистом по системам отопления, вентиляции и электрического освещения.

Электрическое освещение во время строительства здания Офицерского собрания обеспечивал Смирнов Н. В. Возможно, он использовал для этого локомобиль мощностью 35 л. с, которым он освещал два своих жилых дома (15 и 17) на 12-й линии В. О. до ввода в работу центральной электростанции на участке 15 в конце 1894 г.

В процессе строительства в 1896 г. по особому ходатайству технической подкомиссии и строителей здания Офицерского собрания было принято решение о переносе электрической станции из здания собрания к Воскресенским продовольственным магазинам (ул. Шпалерная, 46) и устройстве собственного водопровода [8].

В [9] приводится заявка от 9.06.1896 № 9244 Комитета по построению в Санкт-Петербурге Общего офицерского собрания на прокладку воздушных проводов от проектируемой Воскресенской электростанции военного ведомства, введенной в работу в 1897 г. В ней описана трассировка воздушной линии по улицам от электростанции до здания Офицерского собрания и называются потребители военного ведомства. Напряжение 2000 В, ток переменный по аналогии со станцией инженера Смирнова Н. В.

По данным Тонкова Р. Р. [10] Воскресенская электростанция военного ведомства, выстроенная хозяйственным способом, к 1900 г. обеспечивала электрическое освещение Офицерского собрания Преображенского полка (ул. Кирочная, 35, совмещено с госпиталем) и Спасо-Преображенского всей гвардии Собора. При питании общего количества ламп 3500 штук, 14 дуговых фонарей, очевидно, что основным потребителем было только что выстроенное к этому моменту здание Офицерского собрания армии и флота. В 1898 и 1899 гг. от этой электростанции также отпускалась электроэнергия товариществу Подобедов и К° для освещения Таврического сада во время народных гуляний, к воздушной линии присоединялись новые доходные дома по Кирочной улице [11, 12].

Водогрейные котлы обеспечивали с помощью 2-х тепловых пунктов работу систем отопления и вентиляции основного здания и надворных флигелей [13].

В здании товарищества «Печатня С. П. Яковлева», ул. 2-я Рождественская, д. 7 Заводом «Дюфлон» в 1895 г. была выстроена электростанция на базе паровой машины мощностью 12 л. с. для освещения 150 лампами накаливания [10].

В Николаевском институте инженеров путей сообщения общеинститутская электростанция с паровыми котлами и системы электрического освещения института и общежития выполнены инженером Цейтшелем Б. А. и были введены в работу в 1893-1895 годах. Руководил работой электростанции Г. Н. Пио-Ульский. Системы отопления и вентиляции общежития были спроектированы и смонтированы Смирновым Н. В. [14, 15].

Электроснабжение Таврического дворца производилось с 1898 г. Бельгийским Обществом «Электрическое освещение г. Санкт-Петербурга» от центральной электростанции, расположенной по адресу наб. р. Фонтанки, 104 на расстоянии около 5 км от дворца [16, 17]. Интересно отметить, что центральная электростанция Кельнского общества «Гелиос» (ул. Новгородская, 11) расположена гораздо ближе к дворцу и была введена в работу на год раньше. Наглядный пример того, что результат борьбы за заказчика зависел не только от близости потребителя к станции.

В 1905 г. началось приспособление Таврического дворца для заседаний Государственной Думы. Поставщиком электроэнергии был организован 3-й кабельный ввод с созданием трансформаторной подстанции. В связи с частыми забастовками рабочих на центральной электростанции Бельгийского общества рассматривались варианты резервирования электроснабжения здания Таврического дворца, в том числе создание собственной электростанции. Предполагалось также получение резервного питания от рядом расположенной Воскресенской электростанции Ведомства Военного Министерства, созданной в 1897 г. по адресу Шпалерная, 46. Ее мощность равнялась 250 л. с, в ее составе находились две паровые машины и две динамо-машины. Она обеспечивала работу 3500 ламп накала, 14 дуговых фонарей и 4 электродвигателей. У нее имелся резерв величиной 60 кВт на 1200 ламп накаливания для Николаевского военного госпиталя, а также место для установки дополнительного оборудования на этой станции. Предполагалось, что до присоединения Николаевского госпиталя возможно резервирование электроснабжения Государственной Думы.

Предварительные сметы на создание собственной электростанции Таврического дворца мощностью 200 кВт в составе 2-х агрегатов и аккумуляторной батареи были разработаны Шведером Г. Н. в 3-х вариантах: на основе паровых турбин, газовых двигателей внутреннего сгорания и паровых поршневых машин. Были получены предложения на поставку этого оборудования от Всемирной электрической компании, «Сименс и Гальске», конторы Джона Митша. Самым дешевым вариантом было строительство собственной электростанции на основе освободившегося нефтемотора системы Дизеля, работавшего ранее на электростанции Аничкова дворца. Однако идеи резервирования электроснабжения Таврического дворца с помощью новых энергоисточников не получили развития.

Система внутреннего электрического освещения и электрической пожарной сигнализации здания дворца создавалась фирмой «Сименс и Гальске». Ответственным инженером этой фирмы, принимавшим активное участие в сдаче выполненной работы в 1906-1907 годах, был Леонтий Леонтьевич Гинтер, который в 1924 г. стал создателем первой теплоэлектроцентрали в России на ГЭС-3 по адресу наб. Фонтанки, 104.

Смирнов Н. В. известен прежде всего как инженер-строитель. Тем не менее, производит впечатление характеристика достоинств архитектурных решений фасада, спроектированного и выстроенного им 6-этажного доходного дома № 15 на месте электростанции, данная авторитетным историком архитекторы Кириковым Б. М. [18].

«В доме Смирнова сильнее выражена иррегулярность мозаичной кладки; тем самым подчеркнута натуральная красота камня, подобранного вроде бы и не по чертежу архитектора, а сложенного стихийно. Природное начало смело обыграно вкраплениями желтоватого известняка, гирляндами и обводами филенок из необработанных мелких валунов и гальки».

Загрузка...