В каждой отрасли промышленности необходимость в дизайне как отдельной стадии производства назревала в тот момент, когда за всю производственную цепочку (от идеи товара до его продажи) переставал отвечать один-единственный человек. Во многих отраслях этот организационный сдвиг произошел в XVIII веке. Но мало где возникновение профессии дизайнера и важность его роли можно наблюдать так наглядно, как на примере мануфактуры Веджвуда.
Изначально Веджвуд намеревался построить успешный бизнес, собрать «обильный урожай», усердно возделывая то поле, которое открылось перед ним. Успех этого предприятия зависел от возможности расширить производство керамики, повысить уровень продаж и увеличить долю прибыли на единицу продукции.
Все его последующие действия по продаже, рекламе, усовершенствованию продукции в конечном итоге базировались на этих трех слагаемых успеха.
Когда Веджвуд основал свое производство в 1759 году, гончары и керамисты обычно сбывали партии готовой продукции на рынок или купцам. И хотя на первых порах Веджвуд действовал точно так же, он опробовал сравнительно новый способ – продажу по предварительным заказам. Он открыл демонстрационные залы в Лондоне и других городах Англии, где демонстрировались образцы керамики, но не было складов[29].
Заказы передавались на фабрику, и товар доставлялся заказчику напрямую. Позже он усовершенствовал эту систему и стал рассылать демонстраторов с образцами продукции по стране и за рубеж, а также начал выпускать иллюстрированные каталоги, по которым покупатели могли выбирать товар.
Демонстрационный зал Веджвуда и Байерли в Лондоне, 1809. Чтобы не замораживать капитал в товаре, Веджвуд выставляет в демонстрационном зале только образцы для предварительного заказа. Источник: Ackerman R. Repository of Arts. 1809. Vol. 1, № 2
Плитка с образцами рукописных и переводных орнаментов «королевской» керамики Веджвуда, ок. 1800. Такие образцы разносили коммивояжеры. Покупатели выбирали посуду по каталогу, а орнамент – по образцам
С помощью этих методов продаж Веджвуд избегал риска замораживания капитала в товаре сомнительной ликвидности, а также опасности, что посуда определенного дизайна останется невостребованной. Однако для продажи по образцам и каталогам требовалось выдерживать стабильное качество продукции. Покупатель, который приобрел сервиз по увиденному им образцу, должен был получить в точности то, что он видел. Поддержание качества и единообразия продукции было в то время большой проблемой для керамической отрасли. То, как Веджвуд решил эту проблему, повлияло и на его остальные новаторские решения.