Глава 2 Первые промышленные дизайнеры

В каждой отрасли промышленности необходимость в дизайне как отдельной стадии производства назревала в тот момент, когда за всю производственную цепочку (от идеи товара до его продажи) переставал отвечать один-единственный человек. Во многих отраслях этот организационный сдвиг произошел в XVIII веке. Но мало где возникновение профессии дизайнера и важность его роли можно наблюдать так наглядно, как на примере мануфактуры Веджвуда.

Стремление к единообразию

Изначально Веджвуд намеревался построить успешный бизнес, собрать «обильный урожай», усердно возделывая то поле, которое открылось перед ним. Успех этого предприятия зависел от возможности расширить производство керамики, повысить уровень продаж и увеличить долю прибыли на единицу продукции.

Все его последующие действия по продаже, рекламе, усовершенствованию продукции в конечном итоге базировались на этих трех слагаемых успеха.

Когда Веджвуд основал свое производство в 1759 году, гончары и керамисты обычно сбывали партии готовой продукции на рынок или купцам. И хотя на первых порах Веджвуд действовал точно так же, он опробовал сравнительно новый способ – продажу по предварительным заказам. Он открыл демонстрационные залы в Лондоне и других городах Англии, где демонстрировались образцы керамики, но не было складов[29].

Заказы передавались на фабрику, и товар доставлялся заказчику напрямую. Позже он усовершенствовал эту систему и стал рассылать демонстраторов с образцами продукции по стране и за рубеж, а также начал выпускать иллюстрированные каталоги, по которым покупатели могли выбирать товар.


Демонстрационный зал Веджвуда и Байерли в Лондоне, 1809. Чтобы не замораживать капитал в товаре, Веджвуд выставляет в демонстрационном зале только образцы для предварительного заказа. Источник: Ackerman R. Repository of Arts. 1809. Vol. 1, № 2


Плитка с образцами рукописных и переводных орнаментов «королевской» керамики Веджвуда, ок. 1800. Такие образцы разносили коммивояжеры. Покупатели выбирали посуду по каталогу, а орнамент – по образцам


С помощью этих методов продаж Веджвуд избегал риска замораживания капитала в товаре сомнительной ликвидности, а также опасности, что посуда определенного дизайна останется невостребованной. Однако для продажи по образцам и каталогам требовалось выдерживать стабильное качество продукции. Покупатель, который приобрел сервиз по увиденному им образцу, должен был получить в точности то, что он видел. Поддержание качества и единообразия продукции было в то время большой проблемой для керамической отрасли. То, как Веджвуд решил эту проблему, повлияло и на его остальные новаторские решения.

Загрузка...