В мае 2010 г., когда поток сырой нефти продолжал извергаться из океанского дна в воды Мексиканского залива, ведущий ABC News Джейк Таппер устроил Бобу Дадли, тогдашнему управляющему директору компании BP, допрос с пристрастием и потребовал объяснений.
«Итак, заглушить аварийную скважину не удалось, – начал беседу Таппер, имея в виду попытку BP перекрыть скважину, закачав в нее тяжелый буровой раствор. – Пора ли американскому народу смириться с неудобным фактом, что течь в лучшем случае ликвидируют не раньше августа?»[7]
Дадли (лицо сосредоточенное, верхняя пуговица рубашки расстегнута) подтвердил, что дело и впрямь может затянуться до августа, хотя сотрудники компании работают круглосуточно и делают все, чтобы загерметизировать скважину как можно скорее.
Таппер не унимался. «Как вам известно, есть серьезные подозрения, что ваша компания пыталась сэкономить, например на технике безопасности, из-за чего и произошла катастрофа, – сказал он. – Правда ли, что BP пользовалась "небезопасной" опалубкой, которая, как известно, прогибается под высоким давлением?»
Дадли спокойно парировал: нет, никаких попыток сэкономить не было и никаких рискованных конструкторских решений тоже.
«Тогда почему работы не были тут же приостановлены до момента восстановления контроля за скважиной?» – гнул свое Таппер, и его тон стал еще более обвиняющим.
«Это еще один вопрос, который мы с особой тщательностью рассмотрим в рамках расследования», – не переставая смотреть в камеру, спокойно ответил Дадли. И добавил, что в BP считают первоочередной задачей разобраться в причинах трагедии. Это долг компании перед жителями побережья Мексиканского залива.
Два месяца спустя Дадли вновь принимал огонь на себя – на этот раз в программе NewsHour на канале PBS. Там он отвечал на вопросы прямолинейного ведущего Рэя Суареса о катастрофических последствиях разлива нефти[8].
«Я сам наблюдал разрушительные последствия аварии, – начал он ровным, но исполненным сочувствия голосом. – Две недели назад ездил в Гранд-Айл и видел нефть на пляжах… Я побывал в Гранд-Пассе, где тоже увидел нефть в болотах и побеседовал с местными жителями. – Затем он наклонился вперед, посмотрел Суаресу прямо в глаза и сказал: – Знаете, мы собираемся выплатить компенсации по заявлениям пострадавших – как представителям бизнеса, так и частным лицам». И методично изложил все шаги, в рамках которых BP будет выполнять это обещание.
Затем Суарес упомянул о катастрофе танкера «Эксон Вальдез» (в тот раз с разливом нефти справились из рук вон плохо). Дадли не стал уходить от подразумевавшегося сравнения; вместо этого он объяснил, что BP не намерена прятаться за объявлением о банкротстве или затевать судебные процессы – как это сделала компания Exxon. Суарес продолжил наседать, однако за все время этого «допроса с пристрастием» не было ни единого вопроса, на который Дадли не ответил бы или от которого постарался бы уклониться, так что в итоге он произвел впечатление сочувствующего, вдумчивого и компетентного лидера – каким и был на самом деле.
Боб Дадли, в настоящее время генеральный директор BP, не из числа людей, которые в сложной ситуации теряют самообладание, – но вовсе не потому, что держится от всего в стороне. Наоборот, как он подробно рассказал мне в интервью, в начале своей карьеры, стартовавшей в транснациональной нефтяной компании Amoco в самый разгар нефтяного кризиса 1973-го, ему довелось оказаться в эпицентре худших кошмаров индустрии. А позже, уже в 2000-е гг., будучи генеральным директором TНK-BP, Дадли сражался с группировкой российских олигархов, которые хотели вытеснить его с поста главы компании. Он сталкивался с различными проявлениями притеснений, включая, как говорят, угрозы физической расправы, и, когда ему отказали в визе, продолжил удаленно управлять компанией, скрывая свое местонахождение. Вскоре после этих непростых испытаний Дадли возглавил в BP азиатское, североамериканское и южноамериканское направления – и отчитывался напрямую генеральному директору Тони Хейворду. А потом в апреле 2010 г. взорвалась нефтяная платформа Deepwater Horizon. Хейворд потерпел крах (об этом мы поговорим позже), акции BP упали в цене вдвое. В июле компания предложила Дадли, который на тот момент возглавлял Организацию по восстановлению побережья Мексиканского залива, занять место Хейворда. Уровень доверия к Дадли был настолько высок, что еще до окончательной герметизации скважины цены на акции BP вновь начали расти.