В разных географических областях смена времени суток происходит в разное время. Имеются области, где полярный день или полярная ночь длятся по несколько месяцев. А в экваториальных областях смена времени суток происходит примерно в одно и то же время.
В состоянии усталости, изможденности или небывалого эмоционального подъема, возбуждения у людей могут меняться представления о временах суток.
За исключением некоторой категории народных игр-гуляний, которые проходят «в несколько туров» и как такового победителя не предполагают, либо победитель может меняться в каждом туре. Эту разновидность игр можно назвать – «игры на участие». Часть детских игр также подпадает под эту категорию. В этих играх – главное участие и эмоциональный подъем участников.
Особенно это касается игр, описанных Э. Берном. Все психологические игры запускаются с одной целью – пережить любимые эмоции. При этом необходимо отметить, что в «берновских» играх далеко не все игроки стремятся к проживанию положительных эмоций. Некоторая категория игроков запускает игру для того, чтобы проиграть! Необходимо помнить об этом, при анализе поведения субъекта и при анализе игры.
Для сравнения: попробуйте убедить в чем-нибудь токарный станок или изменить его эмоциональное состояние. Самым страшным противником является тот, у которого не удается диагностировать изменения эмоционального состояния. Станок заставит вас сделать то, что требуется. Допустим, найти причину поломки. Если вы ее найдете – изменится ваше эмоциональное состояние, и вы почувствуете себя победителем. Если причину не найдете – состояние тоже изменится, и вы вынуждены будет признать себя побежденным. Особенно заметно это будет в ситуации дефицита времени. В большинстве спортивных игр с фиксированным результатом (борьба, футбол, хоккей, бокс и т.д.) в случае невозможности установить победителя в основное время, устоявшиеся (традиционные) для данных видов спорта правила оценки перестают работать. В этих случаях (зачастую в дополнительное время) начинают применять принципиально другую систему оценок – начинают оценивать не победителя, а выбирать побежденного – кто первым совершил ошибку или совершил больше ошибок, тот и проиграл. Другими словами стремятся убедить одного из участников игры в том, что он проиграл.
Ограничение времени также уменьшает вероятность перехода игры в роковую игру (игру третьей степени), которая заканчивается причинением вреда здоровью вплоть до летального исхода.
Час – временной интервал, ограниченное время.
Это может быть еще одним критерием дифференциации игра – работа: невозможность отсрочки оценивания игры, в работе оценку можно отсрочить сколько угодно долго – ничего не изменится.
В качестве яркого примера хочется привести уличных цыганок. Они очень быстро и довольно точно умеют отличать людей, подверженных влиянию и внушению от тех, кто устойчив к их воздействию. Более того, в случае ошибки, когда выбранными ими «партнер» отказал им в «услуге», если кто-то был свидетелем подобной сцены, тот подтвердит наши слова, – цыганки, как правило, обрушиваются на него с бранью, проклятиями или негативными пожеланиями и обещаниями типа порчи, кары и прочее. Интересно, что именно такое развитие событий является логическим продолжением игровой ситуации. Если игра стала развиваться не по сценарию, который предполагал выигрыш, игрок переживает изменение своего эмоционального состояния, он чувствует себя проигравшим. Настоящий игрок постарается изменить такое положение дел. И у игрока есть хороший выход из подобной ситуации. В плохой оценке игрок обвинит судей! Гораздо легче обвинить судей в низкой, недостаточной квалификации, чем признать себя недостаточно квалифицированным, т.е. побежденным. С другой стороны после оскорбления цыганкой мало кто может остаться спокойным. Эмоциональное состояние изменилось! Цыганка все равно выиграла. Пусть выигрыш не был подкреплен материально, но победа осталась за ней. Т.е. низкая оценка, высказанная в адрес судей и приведшая к изменению их эмоционального состояния, – для игрока означает завершение игры с победой. Он добился главного – изменения состояния!
Игра склонна к экспансии, разрастанию. Она «втягивает» в себя все большее и большее количество игроков, все больше и больше нагнетая эмоциональный фон. Скорее всего, именно эмоциональный фон является тем механизмом, который ответственен за экспансию, эскалацию игры. В игре субъект «настраивается» на достижение (обеспечение) прироста уровня эмоционального напряжения. Для того чтобы получить прирост эмоций, подняться на новый уровень, требуется что-то изменить, легче всего увеличить количество участников игры, чем внести изменения в игру. Ну, а когда увеличить число участников не удается – вносим изменения в игру. Таким образом, как отмечал еще Э. Берн, игра приходит на третий уровень – в роковую.
В этой связи уместно вспомнить «театральность» некоторых спортсменов. Особенно в тех видах спорта, где сложно оценить, сравнить степень мастерства спортсменов (фигурное катание, гимнастика, акробатика и т.п.), там необходимые очки можно легко добирать «театральностью». Да. Первого места не занял. Но «выложился по полной»! Не редкостью является ситуация, когда занявший второе или третье место «спортсмен-игрок» имеет большую группу поддержки, нежели занявший первое место «спортсмен-труженик».
Согласно нашей модели значительного изменения эмоционального состояния в деятельности не должно происходить. Может появляться небольшая радость от окончания, некоторое разочарование от неудовлетворенности исходом (результатом). Но не более того. Может появляться усталость, но это физиологическое состояние.
Подобный подход применим и к ставкам в азартных играх. Разница будет лишь в том, что в азартных играх на кон ставится материальный (рыночный) эквивалент собственных усилий – деньги, ценности и т. п.
Время – заимствовано из старославянского, где образовано с помощью суффикса мен (затем перешедшего в мя) от той же основы, что и глагол вертеть. Первоначальное значение существительного время – «нечто вращающееся» // Этимологический словарь русского языка. – СПб.: ООО «Виктория плюс». Крылов Г. А.. 2004. Другими словами, время – это нечто постоянно изменяющееся, текущее, неразмеренное и неделимое – бесконечная нить времени.
Час – м. время, времена, година, пора; 1) досуг, свобода от дел; 2) пора, срок, удобное к чему время; 3) мера времени, 60 минут, по 24 часа на сутки. Другими словами, час – это нечто размеренное – поделенное на фиксированные отрезки – отрезки времени.
В фильме «А зори здесь тихие» старшина Васков (главный герой) не воспринимается героем до конца фильма. Вместо того, чтобы завязать бой и геройски уничтожить противника, он сначала имитирует работы по заготовке леса и с помощью этой уловки пытается задержать продвижение немецкой диверсионной группы. Потом всеми средствами старается избежать открытого боестолкновения. Все как-то не по-геройски. Вот «Крепкий орешек» – герой, так герой. Для «настоящего» героя (игрока) не пристало размышлять о поражении. Он нацелен только на победу (зачастую любой ценой).
Новая игра – новые правила. Надо перестраиваться. Менять что-то. А что? А каким образом? А когда? Поэтому лучше как в известном анекдоте: Что тут думать! Трясти надо!
Игрока раздражает, что труженик стремится принизить его заслуги более адекватной оценкой. В лице труженика игрок получает неудобного зрителя-судью. Это не гипнабельный лох, а специалист. Причем, как правило, специалист более квалифицированный в профессиональной сфере. Игрок пытается втянуть труженика в игру (на свою территорию), а труженик предлагает игроку сравнить степень профессионализма в деятельности, где игрок может выиграть, но далеко не всегда и только в краткосрочной перспективе. Там, где деятельность фактически переходит в игру. При реализации деятельности труженик более эффективен, поскольку игрок работать не умеет. Но игрок не любит проигрывать, поэтому делает все, чтобы проигравшим в глазах окружающих выглядел труженик. Он переводит «соревнование» в личностную плоскость. А PR (связи с общественностью) у игрока лучше. Остальное, думаем, читателю понятно.
В этой связи у нас появилась гипотеза уточняющая эффект М. Овсянкиной о последействии прерванного действия. Нам представляется, что прервать деятельность несколько легче, чем игру. Деятельность можно прервать на каком-либо логичном этапе, а потом вернуться и продолжить. Игру так прервать невозможно! Прерванная игра – это фактически проигрыш для всех участников. А после перерыва будет запускаться новая игра. Нам представляется, что тенденция к продолжению действия характерна для тех испытуемых, которые стали реализовывать в ходе эксперимента активность по типу деятельности. Те, испытуемые, которые запустили игру – не захотели возвращаться к прерванной активности. У них фрустрация была сильнее. Они пережили ситуацию проигрыша! А вдруг опять проиграют!? Правил игры они не знали. Экспериментатор им не рассказал «все правила». Поэтому эти испытуемые решили воздержаться от запуска новой игры, чтобы не проиграть второй раз подряд. Вот и не выявилось у них в эксперименте последействия прерванного действия. Было бы интересно проверить нашу гипотезу, которую можно сформулировать следующим образом: эффект последействия прерванного действия (эффект М. Овсянкиной) проявляется в большей степени у субъектов, реализующих активность по типу деятельности (тружеников).
Уверены, что читатель легко вспомнил детские игры, когда шапка – это как бы шапка невидимка, ветка дерева – как бы меч или волшебная палочка, я до тебя дотронулся, а ты как бы умер и т. д.
Контекст в данном случае мы рассматриваем в качестве ограничения, рамки, устанавливающей правила интерпретации и описания наличной ситуации. Мы предполагаем, что это ограничение осознается субъектом частично, не в полной мере.
В играх детей в качестве «выгоды» выступают: интерес, положительные эмоции (весело), новизна, обучение. Существует еще один вариант, наверное, точнее будет сказать сценарий, игры, – игрок демонстрирует, что собирается «играть по всем правилам», но по ходу игры оказывается, что начальные условия он для себя изменил таким образом, что создал себе преимущество. В качестве примера можно привести спортивные игры, где правилами задается начальный контекст и последующее поведение участников. Тем не менее, постоянно находятся спортсмены, которые пытаются улучшить свои стартовые позиции. Чаще всего с помощью допинга, но встречаются и другие способы, которые, как правило, относятся к категории «неспортивного поведения».
Примерами таких игр изобилуют рассказы О. Генри. В нашей стране расцвет подобных игр пришелся на 90-е годы, и получили они название «кидалово».
Наверное, самым конструктивным в данной ситуации будет признать себя побежденным, точнее обманутым, и попытаться организовать деятельность по преследованию и наказанию ведущего, если это предусмотрено законодательством. Однако и это надо делать с оглядкой. Помните, что игрок специализируется на создании контекстов. Начальный контекст игры может быть интерпретирован не в вашу пользу. Точнее игрок выставит в качестве начального не тот контекст, который выберете Вы. Ведь контекстов было как минимум два. В этом случае вполне вероятно вы можете оказаться в числе подлежащих наказанию. Например, в случае самообороны, вас могут признать первым нанесшим серьезные травмы. Нападавший и не помышлял о причинении вам вреда (то, что я делаю, не означает, того, что я делаю), вы ошиблись в интерпретации ситуации (контекста). И вот вы из потерпевшего переходите в категорию нападавший, т.е. виновный. С соответствующими последствиями.
Для удержания в сознании одновременно двух контекстов, требуется рефлексия первого и второго порядка, а для этого нужны отличные интеллектуальные способности.
Примером этому служат американские вестерны. Сюжет везде одинаковый, но за счет изменения внешности и количества героев, места действия и количества «трудностей» на пути главного героя, мы смотрим разные фильмы, с «разными судьбами» героев. Сценарист в данном случае являет собой пример высококлассного игрока, который научился создавать контексты. В результате мы, зрители, каждый раз «проигрываем» сценаристу, когда садимся за просмотр очередного вестерна.
Именно по этой причине, деятельность/работа не привлекает игрока. В работе невозможно поменять контекст/интерпретацию таким образом, чтобы получение конечного материального продукта не пострадало. Изменение контекста в деятельности либо не возможно, либо влечет за собой серьезные изменения характеристик материального продукта, т.е. мы не получим того, что требуется. Возможно ничего не получим вообще. Произойдет разрушение деятельности. Чтобы получить утюг вместо чайника, надо слишком сильно поменять линию производства. Хотя иногда удается действительно изменить саму ситуацию, а не только интерпретацию, но такие вещи, скорее всего, относятся к разряду чудес.
Таки вы мне не говорите, что водитель также спокоен за рулем, как селедка пряного посола, на праздничном столе.
В годы Первой мировой войны в русской армии была популярна песня «Слышали деды» на мелодию романса «Белой акации грозди душистые» с мелодией припева, заимствованной у гусарской мазурки. Первоначальный текст песни полностью неизвестен. В годы Гражданской войны появилось несколько вариантов этой песни. Самой известной из них стала «Смело, мы в бой пойдём». В белогвардейских армиях была популярна песня Добровольческой армии «Слышали деды».
Заранее извиняемся за некоторые фривольные формулировки в интерпретации. Хотелось несколько «оживить», «раскрасить» скучный анализ текста. Кроме того, намеренное использование эмоционально-нагруженных образов и оборотов зачастую помогает лучше понять смысловые акценты в ситуации, особенности той или иной детали.
Во втором куплете аналогом Руси Святой является Отчизна. Так же объемное, имеющее множество аспектов понятие.
Власть – одна из сторон неравенства в отношениях господства и подчинения, это – господство воли одних над волей других, а точнее – подчинение воли одних воле других, независимо от того, идет ли речь об отдельных индивидах, группах людей, классах, нациях или народах. Власть позволяет обладающим ею осуществлять свою волю, оказывать решающее воздействие на подчиненных и таким путем добиваться собственной цели. // Бутенко А. П., Миронов А. В. Сравнительная политология в терминах и понятиях. Учеб, пособие. – М.: НОУ, 1998. – 411с.
Советы народных депутатов – совещательный орган местного и государственного управления.
В данном случае цирк – это не грандиозное сооружение круглой формы, а балаган – цирк шапито.
С точки зрения военной науки – соотношение потерь в наступательном и оборонительном бою составляет три к одному, то есть на одну единицу личного состава выбывшей из строя при обороне, приходится три единицы атакующих (возможно и больше). Мы не нашли статистику времен Гражданской войны, зато нашли статистику периода Великой Отечественной войны. Согласно которой установлено, что величина санитарных (без учета погибших и пропавших без вести) потерь зависит от многих факторов: характера боевых действий, соотношения сил противников, видов применяемого оружия, степени защищенности войск, их укомплектованности, обученности, характера местности, времени года, времени суток и других. Так, во время Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг. санитарные потери стрелковых дивизий за день наступательного боя колебались от 3—4% до 12—15% к численности личного состава, в оборонительном бою – от 2—4% до 6—8%.
Члены Российской коммунистической партии большевиков – РКП (б) 1918 – 1925 годы. С 1925 по 1952 год Всероссийская коммунистическая партия большевиков – ВКП (б). С 1952 по 1991 год Коммунистическая партия советского союза – КПСС.
Библейская энциклопедия.
ТОРЖЕСТВО – празднество, народное, вселюдное празднование какого-либо события. Торжество о победе, или по победе; торжество венчания на царство; иногда говор. торжество погребения, печального, но важного события; чин, обряд. ||Торжество добродетели над пороком, одержание верха, первенства, победа. Торжествовать что, праздновать, честить, чтить пышным обрядом, чином, великолепной обстановкой, пирами, игрищами, празднествами и пр. || Над кем, над чем, быть победителем, одолеть, превозмочь. – ся, страдат. -вование, действ. по глаг. Торжественное празднество. – обряд рукоположенья. – присяга, всенародная, гласная, со всеми обрядами. Встарь на празднествах являлась торжественная колесница с празднуемыми героем. Он говорит слишком торжественно, высокопарно, важно, свысока и вычурно. – ник церк. победитель, одолетель, кому празднуют. || Книга, с торжественными речами, по поводу важных событий. // Яндекс. Словари › Толковый словарь Даля. – 1863—1866
Уже в декабре 1920 года на Восьмом всесоюзном съезде ВКП (б) для мирных строителей коммунизма был учрежден «Орден Трудового Красного Знамени», а в 1928 г. появилась высшая награда страны – «Орден Ленина». Декабрьский съезд 1938 года был ознаменован учреждением звания «Героя Социалистического Труда», а также медалей «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие». Начиная с 1940 г. Герои Социалистического Труда награждались Орденом Ленина и медалью «Серп и Молот». А затем появились нагрудные знаки «Ударник пятилетки», «Ударник коммунистического труда» и «Победитель соцсоревнования».
В высоком славянизированном стиле древнерусской письменности глагол подвизаться (подвизатися) выражал разнообразные значения, которые охарактеризованы акад. И. И. Срезневским в «Материалах для Словаря древнерусского языка» следующим образом: 1) сдвигаться с места, подвигаться, стремиться; 2) колебаться, волноваться, возбуждаться; 3) упражняться, прилагать усилия, добиваться, стараться; 4) трудиться, совершать подвиги. // Соболевский А. И. Материалы и исследования в области славянской филологии и археологии. СПб.,1910. С. 87.
Аффект (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. А. развиваются в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно возникающих, ситуаций. Обладая свойствами доминанты, А. тормозит не связанные с ним психические процессы и навязывает тот или иной стереотипный способ «аварийного» разрешения ситуации (напр., бегство, агрессию), сложившийся в биологической эволюции и поэтому оправдывающий себя лишь в типичных биологических условиях. Др. важная регулирующая функция А. состоит в образовании специфического опыта – т. н. аффективных следов (аффективных комплексов), актуализирующихся при столкновении с отдельными элементами породившей А. ситуации и предупреждающих о возможном ее повторении. // Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.
Подвиг-а, м. 1) Героический, самоотверженный поступок, важное по своему значению действие, совершаемое в трудных условиях. 2) Самоотверженный поступок, поведение, вызванные каким-л. чувством. 3) мн. ч. (по́двиги, -ов). разг. неодобр. // Малый академический словарь. – М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957 – 1984.
Василий Петров – городовой Санкт-Петербургской полиции; Андрей Тюменев – унтер-офицер роты дворцовых гренадер; Петр Андреев – фельдфебель в отставке; Василий Залетов – рядовой лейб-гвардии Литовского полка в отставке; Михаил Храмов – крестьянин Рязанской губернии; Федор Орлов – крестьянин Псковской губернии.
Можно было бы сэкономить бумагу и сделать присягу еще короче, как например присяга солдата бундесвера: «Я клянусь верно служить Федеративной Республике Германия и храбро защищать права и свободу немецкого народа. Да поможет мне Бог!». Правда и в таком варианте возникает масса вопросов. А если Бог не поможет, то можно и не служить, и не защищать? В таком случае, вопрос о военной службе можно свести к вопросу о существовании Бога. Если Бог есть, нужно служить, если бога нет – свободен от всех обязательств. Далее напрашивается вопрос о Боге: в какого бога верить, и какому служить; и что делать атеистам (никому не верит, а служить хочется)?
Источник: Устав Внутренней службы Вооруженных Сил Союза ССР, 1968 г., стр. 207.
В 1975 году «всеобщая ненависть и презрение трудящихся» было заменено на «всеобщая ненависть и презрение советского народа».
Во́ин. 1. Боец, военнослужащий. 2. Тот, кто обладает воинскими качествами, кто опытен в военном деле. Толковый словарь Ефремовой.
Адрес Родины, согласно популярной в СССР песне, – «не дом и не улица», адрес Родины абсолютно весь Советский Союз.
В принятии присяги участвовало духовное лицо того вероисповедания, к которому принадлежал принимающий присягу. Поступающие на военную службу магометане и евреи приводились к присяге по особой форме, на том из принятых в оной пяти языков, какой был известен присягающему.
Лицемерие (от лицемер в первоначальном значении «актер», ср. лицедей) – неискренность, притворное чистосердечие и доброжелательность, нередко как склонность, доставляющая индивиду скрытое удовольствие (как при юморе, иронии); так же как и действие в целях прагматической выгоды. // Филиппов А. В., Романова Н. Н., Летягова Т. В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь, Флинта, 2011 г. Лицемерие (ст. слав. – двуликий) – отрицательное нравственно-этическое качество личности, выражающееся в способности человека притворяться, прикидываться добрым, порядочным, доверчивым и вообще нравственно положительным человеком, совершая исподтишка зло, преступление добра. Лицемерный человек принимает на себя одну личину, действует по другой. // Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г.
Текст олимпийской клятвы разработан в 1913 году Пьером де Кубертеном, который предложил Международному олимпийскому комитету (МОК) возродить ритуал олимпийской клятвы, принимавшейся на Олимпийских играх в Древней Греции (клятва чести на стадионе в Олимпии у алтаря Зевсу). Впервые олимпийская клятва была произнесена на Олимпийских играх 1920 года. Согласно Олимпийской хартии, олимпийская клятва произносится спортсменом страны, где проводятся очередные Олимпийские игры, с трибуны, установленной на поле олимпийского стадиона, у знамени своей страны. Чести произнести олимпийскую клятву Национальный олимпийский комитет обычно удостаивает одного из выдающихся спортсменов.
В 1968 году по предложению Олимпийского комитета СССР МОК включил в церемонию открытия летних и зимних Игр также Олимпийскую клятву судей (произносится после Олимпийской клятвы спортсменов судьёй из страны, где проводятся Олимпийские игры).
Исполняется с летних Юношеских игр 2010.
Фолькло́р (от англ. folk-lore – «народная мудрость») – народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации.
Чемпион (франц.-англ. Champion), в средние века лицо, заступавшее место одного из участников судебного поединка; впоследствии рыцарь, добровольно сражавшийся за беззащитных людей (женщину, дитя); в настоящее время Чемпионом называется передовой боец партии; в спорте победитель в состязаниях. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. – 1907—1909
Янус – от лат.: Janus bifrons. Имя бога времени в Древнем Риме, изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны (к прошедшему и будущему). Одно его лицо было лицом молодого, безбородого человека, смотрящего в будущее, другое – лицо бородатого старца, обращенное в прошлое. Само же имя божества происходит от латинского слова janua, которое означает «дверь», а также «начало». Название месяца «январь» – производное от этого же слова. // Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. – М.: «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003.
Мы не утверждаем, что игрок не способен на это в принципе. Мы говорим о том, что в рамках игры он это не способен сделать.
В этой связи уместно привести анекдот про американца, который поучает лежащего под пальмой негра о том, что надо нарвать бананов, их продать, потом продать еще больше бананов, потом еще больше… И в результате можно будет ничего не делать. На что негр отвечает: «А я и сейчас ничего не делаю». Вспомнили? На наш взгляд, анекдот хорошо иллюстрирует мировосприятие субъекта, в основе которого лежат игровые установки – победы без затрат не бывает, а после победы можно ничего не делать. Почему мы употребили в данном случае слово «победа». Вспомним, что американец рисует такую картину – будет много денег, женщины, яхта, дом на берегу моря. Мы считаем, что все это следует рассматривать в качестве атрибутов победителя. А активность, которую пытался навязать американец – игровой. Если бы он предлагал развернуть активность по типу работы – это бы выглядело несколько иначе. И ответ на вопрос: «А зачем?» Был бы другим, а может и вопроса бы не возникло. Заметим, что у американца нет представления (картинки), а что будет после того как появятся деньги, дом и яхта. Есть только описание – когда будут деньги можно ничего не делать. А это как раз то, что мы называем «провалом» – непонятно чем заполненное безвременье.
С другой сильные эмоциональные переживания (высокий эмоциональный фон) имеют малую длительность. Физиологически мы не можем длительное время пребывать в состоянии аффекта. Обратим внимание, что при сильных эмоциональных переживаниях субъективное восприятие времени меняется наряду с другими изменениями психики.