Получить работу штатного модного обозревателя было моей заветной мечтой, на исполнение которой я, честно говоря, не надеялась. Особенно после того, как меня уволили с первой работы. Я была помощником редактора на сайте Jewcy, посвященном еврейской тематике, который должен был привлечь крутую молодежь, но в итоге не завоевал аудиторию и закрылся. (Позже сайт был перезапущен и возрожден.) Моя работа заключалась в том, что я сидела в переполненном офисе, заполняла счета и помогала странному и не особенно доброжелательному сотруднику. Это была компания New Media 101: я получала зарплату 400 долларов в неделю, не считая льгот, лишь за то, что просто появлялась в офисе. Допускаю, что это была реальная, ценная работа, для которой вас готовят в колледже. Однако там я приобрела меньше, чем работая хостес в ресторане мексиканской кухни Tex-Mex во время учебы в школе. Анна Винтур, главный редактор журнала Vogue, уволенная в свое время из журнала Harper’s Bazaar, однажды сказала, что каждый должен когда-нибудь быть уволенным, потому что «это – отличный урок жизни». Я полностью с этим согласна. К примеру, если вы не доросли до того, чтобы купить вещь за полную цену из коллекции Pucci, наверное, нужно научиться жить на те деньги, которые ваши работающие подруги тратят на чашечку латте.
Также этот опыт теоретически учит тому, как не быть уволенной снова.
Не исключено, что увольнение станет лучшим событием в вашей жизни, но меня, например, оно ужасно пугало.
Когда я работала хостес, управляющий рестораном знал, что я уйду, как только соберусь уехать в колледж; тем не менее я нервничала, не решаясь сказать ему, что ухожу. (Завести разговор на эту тему для меня равносильно тому, что сказать человеку: «Тебя никто не любит».) Итак, босс требует, чтобы вы уволились с работы, которую ненавидите; и, хотя большинство людей не любят быть уволенными, в итоге это всего лишь избавляет вас от неловкости. А также вынуждает как можно скорее найти нормальную работу, вместо того чтобы лениво искать новое место (потому что вы привыкли к рутине, работе вполсилы и зарплате, которой хватает на подписку на канал Bravo, а может, даже и на HBO).
Мне очень повезло: после увольнения с сайта Jewcy я в качестве фрилансера несколько месяцев работала ассистенткой, писала репортажи и статьи для журнала длиной в пять фраз. Но вскоре New York Magazine пригласил меня «запустить» блог о моде The Cut. Это было потрясающим началом моей карьеры модного журналиста.
Должна сказать, что эта работа не свалилась с неба. Это так не работает, если вы, конечно, не Пэрис Хилтон образца 2005 года (завидовать ей не стоит, так как вам пришлось бы всюду появляться в набедренной повязке неонового цвета и в туфлях на прозрачных шпильках). Мне пришлось поработать на New York Magazine в качестве репортера-фрилансера и побегать по Манхэттену, задавая знаменитостям неуклюжие вопросы на коктейльных вечеринках. Представьте себе девушку в вещах от T. J. Maxx, пытающуюся прервать разговор топ-модели Эль Макферсон в лаундж-зоне отеля, одна ночь в котором стоит 500 долларов. (Макферсон, должно быть, почуяла мое страстное желание взять у нее интервью о курортных романах: едва закончив свою беседу, она убежала, оставив меня с носом.) Я занималась этим почти год, поэтому New York Magazine понимал, на что я способна. К тому же одновременно мне поступило предложение вести другой модный блог, о котором я рассказала им в надежде получить постоянную работу. И вот! Как только кто-то другой проявил ко мне интерес, они решили рассмотреть мое назначение на совершенно секретную должность модного блогера. Профессиональный совет: лучший способ быть желанной – сделать так, чтобы кто-то пожелал тебя больше.
Всего через несколько часов после того, как я рассказала редактору светской хроники о конкурентном предложении, мне позвонил редактор сайта NYmag.com: «Мы хотим запустить ресурс, посвященный моде. Не хотите ли стать нашим фэшн-блогером?» С таким же успехом он мог бы спросить меня, не хотела бы я передвигаться по городу исключительно на единороге. О! О! Да, хочу! Хочу! Хочу!!! Я не могла поверить, что мне предложили постоянную работу в NYmag.com, весьма уважаемом издании. Я так боялась потерпеть неудачу, что любая работа, не говоря уже о работе моей мечты в единственном журнале, на который я отчаянно хотела работать, казалась нереальной.
«Да, меня это, пожалуй, интересует», – сказала я, призвав на помощь самый расслабленный тон. В этот момент я торопливо шла по Сохо[8], чтобы успеть на утренний урок кикбоксинга по абонементу подруги. Я казалась себе одной из тех нереальных дам, которые среди бела дня расхаживают в костюмах для йоги, потому что вместо офисной работы они посещают уроки балета и покупают капусту кейл в магазине здоровой пищи Whole Foods. Но теперь, услышав, что я стану первым модным блогером New York Magazine, я развернулась и помчалась домой. Я взлетела на шестой этаж, чтобы в обнимку с котом и под аккомпанемент дневного ток-шоу The View (занятия балетом для бедных) начать работать.
На этом этапе карьеры я чувствовала себя довольно уверенно, решив, что разбираюсь в моде, так как несколько раз брала интервью у телеведущего Тима Ганна и видела все выпуски «Проекта Подиум». Это – наряду с поиском темы «мода» в Google News – давало мне право выполнить тестовые задания.
Мне только предстояло узнать, что в моде я не понимала абсолютно ничего. Как и в блогах.
Но я каким-то чудом достаточно хорошо прошла собеседование и получила работу. Я постаралась быть спокойной и равнодушной, когда мне позвонили.
– О, большое спасибо, – сказала я, возвращаясь к расслабленной интонации. – Могу ли я подумать и перезвонить вам?
Потом я позвонила своим родителям с криком: «О БОЖЕ, Я ПОЛУЧИЛА ЕЕ! РАБОТУ, ЗА КОТОРУЮ КАЖДАЯ ДЕВУШКА ГОТОВА УБИТЬ! (Вставьте побольше отсылок на фильм «Дьявол носит Prada»)!» Это была мечта. Королевская работа. Все эти неловкие встречи со знаменитостями наконец-то привели меня куда надо! И к черту того козла, который меня уволил!
Минуты через три, не в силах более сдерживаться, я бросилась к телефону. У меня было странное чувство, будто, если сейчас я не соглашусь, эта работа ускользнет от меня, исчезнет. «Я согласна!!!» – прокричала редактору, будучи на грани истерики. (С тех пор я узнала, что предложения о работе – это не парень, с которым ты переспала, и не пирожное; они так просто не исчезают.) Мне не терпелось рассказать коллегам из журнала Condé Nast Traveler, где я работала фрилансером три дня в неделю, помогая единственному веб-редактору, что я должна от них уйти, чтобы стать первым фэшн-блогером на сайте NYmag.com. Крикливый помощник редактора, помешанный на моде, который сидел позади меня и вел себя так, будто меня не существует, был бы в шоке. Моего ликования было достаточно для того, чтобы побороть нервозность по поводу собственных журналистских способностей. Но как я собиралась каждый божий день писать так же хорошо или смешно, как делала это нынешняя невероятно талантливая команда блогеров NYmag.com?
Я приступила к желанной работе фэшн-блогера на сайте NYmag.com в феврале 2008 года, прямо перед осенней Неделей моды. «Какое волнующее время для начала», – говорили мне. Ну нет! Это – ужасное время для начала. У меня было два дня для того, чтобы выучить все о моде и ведении блога. (За два дня я обычно не могла запомнить песню Бритни Спирс.)
Люди, которые писали для интернета (в те времена их обозначали общим термином «блогеры»), только начинали завоевывать место в мире моды. 31 января 2008 года газета New York Times опубликовала статью о росте числа бьюти-блогеров, смело заявив, что «косметическая отрасль перестала относиться к блогерам как к пиявкам». (Сегодня, когда бьюти-влогеры стали миллионерами, это кажется смешным…)
С фэшн-блогерами ситуация была аналогичной. Этим термином можно обозначить разных людей, значение которых бурно обсуждалось. Фэшн-блогеры – это что-то вроде феномена глобального потепления в индустрии моды: их влияние признано весьма избирательно, но отрицать их существование просто невозможно. В то время в модной индустрии бушевали споры о статусе блогеров – заслужили ли они места в первом ряду, которые уже начали получать? Наиболее известен случай, когда на первый ряд на показе Dolce & Gabbana уселся Брайан Бой с ноутбуком, что всех привело в неистовство. Но вскоре после этого, когда тринадцатилетняя блогерша Тави Гевинсон села в первом ряду на показе Dior Couture (с огромным, закрывающим вид на подиум бантом на голове), недоумение превратилось в откровенную неприязнь.
Слуги индустрии не могли понять, как подросток в милом наряде с собственным веб-сайтом может ворваться в модную сферу и занять то положение, которое им приходилось зарабатывать десятилетиями.
Можно представить, как легко прийти в замешательство, наблюдая за блогерами. Прежде всего смущает то, что фотографии себя, любимого, в модной одежде могут обеспечить хорошую карьеру и неплохую прибыль. Но это только один сорт фэшн-блогеров, тогда как существуют и другие разновидности:
1. Журналисты, которым случается писать для блогов. Моя категория. Я журналист, рабочей средой которого является интернет – «блог» или «вертикаль» (забавное название для раздела веб-сайта, у которого, вероятно, есть своя вкладка наверху).
2. Блогеры, представляющие свой персональный стиль. Это те, кто постит в интернете свои фотографии в различной одежде. Самые «наполненные» персональные фэшн-блоги предлагают зрителям более широкий взгляд на жизнь их авторов. Подумайте только: фотографии в номере отеля, легкая эротика в зеркале туалета, винтажный магазин, куда автор однажды заходил, кексы, которые были довольно милыми. Эти блогеры – первоклассные стилисты: они носят лучшую одежду и едят прекрасную выпечку. Я им завидую.
3. Фанаты моды, которые ведут хронику своего сообщества. Благодаря независимости своих сайтов они могут устанавливать собственные журналистские стандарты. В то время как новые каналы информации соблюдают правила и не соглашаются на дорогие подарки или бесплатные путешествия, независимые блогеры могут принимать столько подарков, сколько захотят, и не отказываться от бесплатных путешествий. (Если блогер рассказывает о продукте, который он получил бесплатно, правила Федеральной торговой комиссии требуют, чтобы блогер признался в том, что это подарок.) Чем больше подарков они получают, тем лучше им живется: разве у того, кто запускает независимый блог, действительно есть деньги, чтобы полететь на Неделю моды в Сан-Паулу? А если вы делаете бизнес на том, что делитесь своими фотографиями в различной одежде и не обладаете материальной независимостью, то где бы вы были без бесплатных вещей, благодаря которым вы постоянно обновляете ваш образ? Итак, блогер получает большое количество бесплатных товаров, и в этом случае у него только два пути: либо он рекламирует все, что ему дарят, либо показывает только то, что действительно любит. Поэтому в конечном счете он оказывается на сайте фанатов. Я не вижу здесь большого отличия от модных журналов, таких как Vogue или Harper’s Bazaar, которые в первую очередь продвигают товары своих рекламодателей или рассказывают о том, что им нравится больше всего. Эти сайты часто бывают личностно ориентированными, даже если посвящены не только тому, как одевается тот или иной человек.
4. «Знаменитости» Instagram. Люди с полумиллионом подписчиков, которые больше известны именно этим. Они также могут вести блог, но их агенты (модное блогерство стало настолько прибыльным и приносящим славу, что теперь для него требуются агенты) рекламируют внушительное количество подписчиков в Instagram как главный талант.
5. Стрит-стайл фотографы. Самые знаменитые уличные фотографы, такие как Фил Ох, Скотт (Сарториалист) Шуман и Томми Тон, начинали с того, что постили на собственных сайтах фотографии людей в разных нарядах. Несмотря на то что теперь у фотографов их калибра много высокооплачиваемой рекламной работы, их по-прежнему называют блогерами, потому что они продолжают обновлять свои веб-сайты, благодаря которым они и получили известность. На мой взгляд, они не являются ни блогерами, ни фоторепортерами, но приобрели огромную власть: на показах они сидят в первом ряду, и им платят десятки тысяч долларов за съемку крупной рекламной кампании. Более того, стать моделью для одного из этих фотографов – это теперь само по себе достижение. Надеть на модный показ пальто оверсайз из ангоры и мужские лоферы, попасться на глаза Сарториалисту, быть сфотографированной им, а потом увидеть свой снимок на его сайте – это уличный вариант приема в Гарвард. Неопровержимое доказательство вашего несравненного таланта одеваться!
Преимущества представителей печатных средств массовой информации перед блогерами не просто исчезают, они переходят на сторону последних. Раньше бренды неохотно поощряли блогеров и влогеров билетами на стоячие места и не обращали внимания на Instagram; теперь они практически умоляют звезд интернета появиться на мероприятиях и модных показах и выложить хоть что-нибудь в Instagram – что угодно! Если пиарщик слышит, как вы говорите: «Как прелестна эта крохотная кофейная чашечка, мы должны выложить это в Instagram!», он подбежит к вам и спросит, может ли официант принести вам еще одну чашечку на отдельном подносе вместе с крошечным пончиком в тон. Сегодня практически каждый профессиональный журналист и фотограф работает над чем-то, что можно назвать блогом, и, следовательно, его можно назвать блогером. В наши дни невозможно работать в средствах массовой информации и не выкладывать свою работу в интернете. Но при этом отнести к одной и той же категории меня, Blond Salad (да, это реальный блогер персонального стиля) и Фила Оха – это все равно что увидеть плещущихся в океане дельфинов, китов и русалок и назвать их всех рыбой.
Поэтому необходимо ввести знаки различия для представителей новых средств массовой информации. Как бы мне ни нравилась эта работа, мне никогда не удастся сделать карьеру, размещая свои фотографии в разных нарядах и вызывая восторг людей в интернете.
Что касается моего персонального стиля, он развивался со скоростью, не достигающей даже скорости окаменения. Когда я начала работать для сайта The Cut, то знала о моде столько же, сколько о садоводстве. Я представляла, что земля нужна для выращивания овощей, одни из которых растут над землей, другие – под