Рисование связано с важнейшими психическими функциями ребенка – восприятием, моторной координацией, речью и мышлением. Оно развивает эти функции и соотносит их между собой, помогая ребенку упорядочить представления о мире. В рисовании используется опыт, приобретенный в любой другой деятельности.
Содержание рисунков отражает ценности семьи, социальный и культурный опыт детей. Оно говорит о степени умственной активности ребенка, особенностях его развития, о его внутренней позиции и представлениях о себе.
Детский рисунок изменяется с возрастом, проходя несколько стадий. И только на последней из них – правдоподобной – ребенок действительно изображает предметы и явления. До этого в рисунке он транслирует собственное представление об этих вещах и отношение к ним. Детские картинки непосредственны и эмоциональны, их автор рисует свои переживания. Поэтому портреты любимых людей или изображения предметов, сделанные детьми под сильным впечатлением (после посещения зоопарка, например), бывают такими удачными.
Несмотря на свою самобытность, детские рисунки подчиняются «внутренним канонам». Часто встречаются общие для разных детей графические образы или шаблоны. Многие узнают то, что пытались изобразить сверстники, без внятных внешних признаков предмета.
Девочки и мальчики рисуют по-разному: девочки изображают собственно предметы, мальчики – отношения и связи между ними, динамику. Девочки более эмоциональны, внимательны к деталям, чаще украшают объекты; мальчики предпочитают находить принципиальные решения, строить композицию, изменять общую форму. Девочки лучше используют цветовую гамму, мальчики – перспективу.