У младших школьников восприятие перестает быть главенствующей психической функцией – теперь эту роль играет мышление. Но восприятие по-прежнему очень эмоционально: ребенок лучше «видит» и запоминает образ в сопровождении сильного переживания.
В начале периода восприятие еще ситуативно и целостно. Например, для первоклассников словом «треугольник» может быть обозначен тот, который расположен вершиной вверх, равнобедренный или равносторонний. Если они видят изображение остроугольного треугольника вершиной вниз, то часто затрудняются определить фигуру. Дети путают похожие по написанию буквы и цифры. Все это следствие того, что они замечают лишь общий вид фигуры или знака, не анализируют элементы, структуру и пространственные отношения. Трудности абстрагирования проявляются в том, как дети опредмечивают незнакомую форму – ищут бытовой аналог и слово для геометрической фигуры (конус – шапка, цилиндр – стакан).
В конце периода усовершенствуется операция наблюдения. Развивается так называемое «пространственное видение» – дети учатся оценивать на глаз расстояние и величину, осознают иллюзию уменьшения далеких объектов и правильно представляют их реальные размеры. Появляется ощущение перспективы.
Постепенно восприятие становится синтезирующим – между элементами воспринимаемого предмета устанавливаются связи. Ребенок учится анализировать объект, выделять существенные признаки и сравнивать их, формулировать свои наблюдения. Это помогает сосредоточивать внимание, стимулирует произвольность и избирательность восприятия. Теперь имеет значение не только внешняя привлекательность объекта, но и его содержание, интересность.
В этом возрасте дети воспринимают не только сюжет иллюстрации, но и особенности композиции. Понимают идею картины, могут рассказать, что происходит, выделить основные и дополнительные детали изображения.