Запрос клиента – панический страх задержать дыхание: «Как только я делаю попытку задержать дыхание, все тело сжимается и напрягается, возникает панический страх».
Пояснение от супервайзера:
В данном запросе стоит начать с генерализации запроса, что очень важно. Что значит пойти в запросе в «кроличью нору»? Это значит погрузиться в детализацию одного конкретного контекста. Генерализировать – значит обобщить. Это можно сделать, задав клиенту вопрос: «Сталкиваетесь ли вы с похожим состоянием паники в других контекстах вашей жизни, например, когда пытаетесь что-либо себе запретить?»
При исследовании других сфер жизни клиента оказалось, что подобный страх возникает и в других контекстах, например, при любых попытках ограничить себя, будь то денежные траты или еда.
В процессе было выявлено убеждение клиента: ограничивать себя невозможно.
Пояснение от супервайзера:
Выявление причин проблемы без генерализации запроса невозможно. Без генерализации запроса и выявления причин работа будет вестись лишь с симптомом.
Генерализировать – значит определить «что возникает» и «на что возникает». В данном случае страх – как внутренняя реакция на запрет.
Далее следует прояснить: запрет от кого?
Опираясь на пресуппозицию «Карта не территория», задаём вопросы клиенту. В результате клиент озвучивает, что в ситуациях запрета он испытывает страх смерти.
Консультант задает вопрос клиенту:
– Как вы ощущаете страх смерти: что вы видите, слышите, чувствуете?
– Как темноту и полную скованность тела.
Затем просит клиента:
– Поднимите, пожалуйста, глаза вверх и проиграйте еще раз в своем внутреннем пространстве страх смерти. Что вы видите, слышите, чувствуете?
Что вы видите, когда подняли глаза вверх?
Предлагает задержать глаза в позиции «смотрю вверх» и исследовать, что он видит.
Здесь можно глубже погрузить клиента в ситуацию, помогая ему обнаружить репрезентацию своих внутренних переживаний.
– Представьте себе (вставляем проблемный контекст) … и вам нужно остановиться. Что в этот момент появляется в вашей голове?
– Я вижу полянку, пень для рубки и в него воткнут топор.
– Вы воспринимаете его как угрозу?
– Сама картинка нейтральная, но я воспринимаю её как угрозу.
Далее консультант проверяет, является ли выявленный триггер ключевым или симптоматическим.
–Представьте себя в другом проблемном контексте (одном из ранее перечисленных).
Клиент представляет себя в другом контексте.
–Что вы видите? Вы видите топор?
–Нет, я вижу темноту.
–Что для вас более пугающее: картинка темноты или топора?
–Темноты.
Проверяет еще раз:
–Всмотритесь в эту темноту и прислушайтесь к своим внутренним ощущениям. Что происходит внутри?
– Я чувствую страх одиночества и ощущение беспомощности.
–Теперь посмотрите на топор в пне и прислушайтесь к внутренним ощущениям.
–Там появляется злодейская ухмылка.
–Теперь представьте, пожалуйста, что будет противоположностью темноты?
–Темнота для меня – это отсутствие видения перспективы, отсутствие ясности.
–Вы можете каким-то образом представить себе перспективу и ясность?
–Нет, не могу.
–Представьте себе, что вы смотрите далеко вдаль, в небо и видите перед собой перспективу.
–Да, представил.
–Теперь задержите свой взгляд на картинке перспективы. Параллельно представьте, что вам нужно себя в чем-то ограничить (берем проблемный контекст).
–Да, это возможно.
Пояснение от супервайзера:
Таким образом мы проверяем триггер. И да, таким образом мы нашли триггер – образ темноты и связанные с ним страх одиночества и ощущение беспомощности.
Темнота, отсутствие ясности и видения перспективы связаны с чувством страха и тревоги. В данной ситуации это тревога за будущее. Тревога проистекает из отсутствия видения ясности и перспективы.
Важно внимательно слушать, что говорит клиент, не «проваливаться в свою карту», но задавать вопросы и прояснять ситуацию. Мы выяснили, что темнота является триггером, и с ним можно работать. Задача состоит в том, чтобы заменить его на ресурс.
Мы проверили триггер следующим образом: клиент создал образ, противоположный темноте, и, когда он удерживает его на внутреннем экране, он может представить, что выполнил действие, которое ранее казалось невозможным.
После того как триггер был обнаружен, мы ставим цель работы с клиентом.
Далее проводим проверку экологичности желаемых изменений. Это означает оценку возможных последствий изменений для разных аспектов жизни клиента и убеждение в том, что предлагаемые изменения будут гармонично интегрироваться в его жизнь.
Так как триггером является образ, наиболее подходящими в данном случае будут техники «Взмах» или «Круг совершенства». Эти техники эффективно работают с визуальными образами, позволяя перестроить восприятие клиента и заменить негативные ассоциации на позитивные.
Несмотря на то что одинаковых сессий не бывает, важно понимать основной принцип работы:
Генерализация запроса – это помогает выйти за рамки конкретной проблемы и увидеть её в более широком контексте.
Выявление ключевого триггера – позволяет определить основной стимул, вызывающий нежелательную реакцию.
В НЛП критически важно не привязываться к содержанию проблемы, а придерживаться структуры подхода. Системное мышление – это умение видеть в одной модели другие модели. Например, каждый шаг в модели SCOER можно рассматривать как микро T1OT2E, которые, в свою очередь, формируют макро T1OT2E.
Работая по структуре, вы можете самостоятельно оценивать эффективность своих действий и предоставлять себе качественную обратную связь, что способствует более глубокому пониманию и эффективной коррекции вашего подхода.
Случай из практики: Страх отсутствия твердой почвы под ногами. Страх любой высоты, где нет возможности безопасно спрыгнуть на землю. Помимо этого, страшно плавать там, где ноги не достают до земли. Начинается паническая атака, клиент начинает задыхаться.
Этот страх у человека появился в возрасте десяти лет после того, как он упал с высоты. В результате были множественные переломы, и после этого падения появился страх.
Консультант задает вопрос клиенту:
– Что бы вы хотели получить от нашей встречи? Какой результат был бы для вас хорошим?
– Я хотел бы перестать бояться. Спокойно плавать, летать на самолете, ездить на лыжной кресельной дорожке и подниматься в гору по канатной дороге.
– Давайте проверим экологию. Представьте себе, пожалуйста, что этого страха у вас нет. Что тогда будет?
– Будет хорошо. Этот страх мне сильно мешает в жизни. Я хочу спокойно плавать, летать, подниматься на подъемнике и кататься на лыжах. Например, я хочу летать на вертолете, но на сегодняшний день не могу.
– То есть в результате вы получите дополнительную свободу действий?
– Да, дополнительную свободу действий.
– Попробуйте локализовать ощущение страха в теле. Где оно находится, какое оно?
– Это ощущение в области груди, как черный комок, который сжимается.
– На сколько баллов (от 0 до 10ти) это ощущение страха?
– Сейчас, когда мы об этом говорим, ощущение на 4-5 баллов.
Обратная связь от супервизора:
Так как была ситуация падения, до которой страха не было, и после которой страх появился, то начать работать стоит с данной ситуации.
В первую очередь стоит сфокусировать клиента на результате. Можно задать ему вопрос: «Когда у вас нет страха, что у вас есть»?
Далее генерализируем проблему:
Как часто она проявляется?
Одинаково ли она проявляется в разных контекстах?
Проясняем, если сейчас убрать этот страх, исчезнет ли он во всех контекстах или в разных контекстах будут разные причины?
Далее, у каждой проблемы есть свои репрезентативные системы. Если создать метафору данной проблемы, то она будет звучать так: «Я не чувствую земли под ногами». Чувствую – то есть проблема в первую очередь находится в кинестетическом канале.
Для наглядности приведу другой пример, если человек говорит: «Я боюсь темноты», – то очевидно, что задействован визуальный канал.
Метафора проблемы даёт подсказку, в каком канале можно начать работать в первую очередь.
Консультант продолжает:
– Можете ли вы вспомнить ту историю, которая произошла с вами в детстве?
– Я плохо её помню. Мы занимались спортом, прыгали, что-то произошло, и я оказался на земле. Я не чувствовал боли, пошёл домой, а дома у родителей началась истерика.
– Что из той истории больше всего пугает?
– Ничего не пугает. Мне даже больно не было; я вернулся домой со сломанными руками и торчащими костями.
– Давайте поработаем с той ситуацией.
– Давайте.
– Вспомните, пожалуйста, ситуацию из своей жизни, где вы что-то делаете и при этом уверенно стоите на ногах, у вас всё хорошо. Вспомните такую ситуацию, погрузитесь в неё, почувствуйте состояние уверенности. Усильте его, и когда оно будет максимально ярким, дотроньтесь правой рукой до правого колена и подержите несколько секунд.
(Пояснение: Таким образом, клиент ставит страховочный якорь на ресурсное состояние).
– Теперь я предлагаю вам пойти в воображаемый кинотеатр. Представьте, что вы заходите в зал кинотеатра. В кинотеатре есть ряды, кресла. Куда хотите сесть?
– Да, я выбрал место.
– Теперь вспомните историю, когда вы упали с дерева. История черно-белая, вспомните и посмотрите на нее со стороны, как на фильм из вашего прошлого.
– Получается?
– Да.
– Теперь представьте, что вы поднимаетесь в будку киномеханика. Представьте ее каким-то образом. Удается представить?
– Да.
– Подойдите к окошечку, из которого виден зал. Сейчас через него будут показывать фильм. Вспомните момент до того, как вы упали с дерева, когда у вас все было хорошо.
Вспомните, как ситуация с падением закончилась – это цветной кадр, в нем происходит что-то приятное.
Теперь посмотрите из будки киномеханика через стекло в зал, там сидит ваш двойник, и он смотрит кино, которое показывают на экране.
Сначала черно-белое кино, кадры, где все хорошо, потом черно-белое кино о том, как произошла вся ситуация с падением, и заканчивается фильм цветными кадрами, где уже все закончилось, и все хорошо. Вы смотрите, как ваш двойник сидит в зале и смотрит этот фильм на первой скорости.