Человек прямоходящий (Homo Erectus) появился на Корейском полуострове еще 400 тысяч лет назад. Современные люди на территории Северо-Восточной Азии существуют почти 40 тысяч лет. Считается, что предки современных корейцев, как было определено археологами, пришли последовательными волнами из Южной Сибири и Маньчжурии примерно с 6000 года до н. э. Они вели полукочевой образ жизни, следовали шаманским религиозным обрядам и говорили на языке алтайской группы.
Основание первого государства на Корейском полуострове окутано мифами. Согласно Самгук Юса (датируется XIII веком), собранию исторических записей, легенд и преданий о Древней Корее, государство Древний Чосон было основано бессмертным полубогом Тангуном на 50-й год правления китайского императора Яо, что соответствует 2333 году до н. э. История гласит, что у Хванина, повелителя небес, был сын по имени Хванун, который хотел жить на земле среди людей. Хванун спустился с небес на гору Тхэбек, теперь известную как Пэктусан, – самую высокую гору Корейского полуострова. Там он основал город Синси – «божий город», или же «город духов». Тигр и медведица молились Хвануну, чтобы он подарил им человеческий облик, и тот приказал им оставаться в горной пещере в течение 100 дней, питаясь только чесноком и полынью. Тигр вскоре сдался и выбрался из пещеры, а вот медведица выполнила поставленное условие и превратилась в женщину. Хванун взял ее в жены, и она родила от него сына, которого назвали Тангун. После воцарения Тангун основал город Асадаль (рядом с современным Пхеньяном) и государство Древний Чосон.
Археологические находки свидетельствуют о существовании городов-государств на полуострове начиная с XI века до н. э. Среди них самым могущественным и развитым был Древний Чосон, в котором правили короли, утверждавшие, что ведут свое происхождение от самого Тангуна. Древний Чосон включал в себя другие города-государства по типу конфедерации и к IV веку до н. э. контролировал территорию между реками Ляохэ (сейчас находится на территории Китая) и Тэдонган.
Древний Чосон враждовал с китайским царством Янь и потерял большую часть своих северных территорий после войны, произошедшей около 300 года до н. э. Спустя два века, в 108 году до н. э., ханьский император У-ди окончательно уничтожил Древний Чосон и основал четыре округа на захваченных территориях. Однако из-за местного сопротивления три из них были упразднены, остался лишь один из округов – Лолан (по-корейски Наннангун). Хотя точные границы этого округа остаются предметом споров, он просуществовал вплоть до 313 года н. э., выполняя роль моста, по которому китайская культура, в частности конфуцианская мысль и китайская письменность, проникала на Корейский полуостров.
В 313 году Когурё завоевало эту территорию, тем самым прекратив существование округа Лолан. Когурё было протокорейским государством, располагавшимся в Южной Маньчжурии в районе реки Ялуцзян. К пятому веку проявляющее территориальные и культурные амбиции государство расширило зону своего влияния на северную часть Кореи, почти всю территорию Маньчжурии, а также частично регион Внутренней Монголии. В 372 году в Когурё была основана первая конфуцианская академия на Корейском полуострове. В том же году Когурё первым среди корейских королевств приняло буддизм как государственную религию.
В то время как на севере Когурё наращивало свои силы, на юго-западе и юго-востоке Корейского полуострова начали свое развитие еще два государства – Пэкче и Силла соответственно. В эту так называемую «Эпоху трех государств», Пэкче в период между 1-м и 3-м столетиями покорило менее сильных соседей на юго-востоке, которых историки называют племенным союзом Махан. Силла, в свою очередь, в период с I по IV век занималось тем же самым на юго-востоке, подчинив себе племена союза Чинхан. Позднее, в 562 году, Силла захватило Кая – конфедерацию племен, расположенную в бассейне реки Нактонган у южного побережья Кореи.
У Когурё, Пэкче и Силла было много общего: общий язык (старокорейский, или же Кодэ Куго), шаманская религиозная традиция, которая восходит к сибирскому наследию Древней Кореи, а также высокая степень заимствования китайской культуры. Тем не менее три государства также находились в состоянии военного и политического соперничества. После присоединения Кая и формирования союза с танским Китаем в 648 году Силла смогло получить ключевое преимущество в борьбе против Когурё и Пэкче. В 660 году при поддержке танских войск Силла захватило Пэкче. Уже в следующем году Силла и танский Китай вместе атаковали Когурё, но их войска были разбиты. В 668 году Когурё в итоге пало под их ударами, и Силла стало первым государством, которое объединило Корейский полуостров.
Однако территории Когурё в Маньчжурии были утрачены. При заключении союза с Силла целью Китая в конечном итоге всегда был захват Кореи, и поэтому после объединения Кореи под властью Силла между двумя бывшими союзниками разразился конфликт, который вылился в ряд военных столкновений в 670-х годах. Силла смогло отбросить танские войска, потеряв все территории к северу от реки Тэдонган. По этой причине корейские националистические историки иногда осуждают союз Силла с Китаем. В Южной Корее генералу Ким Ю Сину, объединившему Корею, стоят памятники, в то время как северокорейские перебежчики сообщают о том, что на Севере его считают виновным в потере земель Когурё и поэтому его имя очерняют.
Благодаря Силла в Корее началась эпоха мира и процветания, которая продолжилась примерно до середины VIII века. Силла приняло буддизм в качестве государственной религии, а в 682 году для изучения конфуцианских текстов был основан национальный университет, что способствовало распространению конфуцианства. Несмотря на военные столкновения в 670-х ходах, Силла смогло восстановить отношения с танским Китаем, который на тот момент был самым развитым государством в мире и точно самым могущественным в Восточной Азии.
На ранних этапах Силла характеризовалось разделением властных полномочий между представителями трех соперничающих фамильных кланов – Пак, Ким и Сок. По мере развития государства клан Ким занял главенствующую позицию и установил монархию. Благодаря усилиям правящего рода в Силла установилась своя система строгого сословного деления, в основе которой лежало так называемое «качество кости», то есть происхождение. Высшей кастой считалась «святая кость», к которой относились члены правящего рода, причем лишь те, кто имел право занимать престол. За ней следовала категория «истинная кость», к которой принадлежали остальные члены правящего рода Ким, не имевшие права наследовать престол, а также члены родов Пак и Сок. Ниже было еще шесть сословий. Наивысшей должностью, на которую могли претендовать представители шестой категории, самой высокой из них, была должность министра, но не более того. Представители пятой и четвертой категорий могли стать чиновниками низшего звена. О категориях ниже известно немного, но предполагается, что они представляли широкие слои населения, то есть простолюдинов. Поскольку сословная система носила исключительно наследственный характер, социальной мобильности в Силла не существовало.
Представители шестой категории, зачастую высокообразованные и амбициозные интеллектуалы, считали систему слишком жестокой и несправедливой, и к VIII веку это недовольство переросло в восстания. Более того, из-за чрезмерных налогов в 889 году вспыхнул крестьянский бунт, а также начала усугубляться проблема региональных различий. Силла пришло в упадок, и в 900 году бывший силлаский генерал Кён Хвон провозгласил себя правителем государства Хупэкче (известного также как Позднее Пэкче), отколовшегося от Объединенного Силла. Спустя год силлаский аристократ Кунъе объявил себя королем государства Хукогурё (Позднее Когурё). Таким образом, к 901 году Корея вновь представляла собой три независимых королевства.
К 918 году Позднее Когурё стало самым сильным из них. Однако подозрительность и деспотичность Кунъе продолжали расти – он даже казнил свою жену и двух сыновей, а себя провозгласил Буддой. Четверо его военачальников устроили заговор с целью свержения Кунъе, а на престол возвели главного министра по имени Ван Гон. После воцарения Ван Гон взял себе имя Тхэчжо, что означает «Великий предок-основатель». Новое государство он назвал Корё, откуда происходит как англоязычное слово Korea, так и русское «Корея».
В 935 году ослабленное Силла добровольно подчинилось Тхэчжо, а спустя год он завоевал Позднее Когурё, тем самым вновь объединив Корею под властью новой династии. Тхэчжо был осторожным и великодушным правителем. Он даровал земли и титулы тем, кто присягал ему, в том числе последнему силласкому правителю Кён Сону, однако подобных привилегий не удостоились представители Позднего Пэкче – государства, которое Тхэчжо презирал. Будучи талантливым дипломатом, Тхэчжо поддерживал хорошие отношения с китайской империей Сун. Он сумел вернуть часть земель, которую Корея уступила Китаю после падения Когурё, тем самым расширив территорию Кореи. В то же время в Корё произошел процесс китаизации. Например, из Китая была заимствована система государственных экзаменов. Желающие стать чиновниками должны были пройти экзамен на знание истории, конфуцианских классических текстов и конфуцианской этики. Эта система просуществовала вплоть до 1894 года.
Теоретически это означало, что любой человек мог стать чиновником. На практике же это почти не способствовало социальной мобильности. Принадлежность к определенному социальному классу определялась профессией, а также передавалась по наследству. Если у семьи ремесленников рождались дети, то они тоже считались ремесленниками. Дети крестьян не могли занимать государственные должности. Низшие слои общества, к которым относились мясники, бродячие артисты и другие люди, которые занимались неблагодарной работой, были вынуждены жить в трущобах вдали от остального общества.
В качестве этической доктрины и государственной идеологии в Корё господствовало конфуцианство, но основой духовной жизни оставался буддизм. В эпоху Корё начался «золотой век» корейского буддизма, что сопровождалось строительством многочисленных храмов и созданием таких шедевров, как Трипитака Кореана – самого полного собрания буддийских текстов, нанесенных на более 80 тысяч деревянных табличек без единой ошибки. Однако спустя некоторое время политическая элита, которая была преимущественно конфуцианской, стала недовольна тем, что буддисты сосредоточили в своих руках так много власти, и попыталась уменьшить роль религии в общественной жизни. Буддизм и конфуцианство мирно сосуществовали в Корее веками, но после XIV века дело уже обстояло иначе.
В период с 1231 по 1258 год в Корею неоднократно вторгались монголы, которые завоевали Китай и основали там династию Юань. Хан Хубилай, основатель новой династии, принудил Корё платить дань. Правители Корё в принудительном порядке женились на монгольских принцессах, что вылилось в череду монархов, которые были наполовину монголами. Корё продолжало оставаться вассалом Монголии вплоть до 1350-х годов, и за это время страна существенно ослабла. В то же время монгольское господство также привело к ряду культурных обменов, которые оказали влияние на дальнейший ход корейской истории. Многие представители корейской элиты по своей воле посетили Пекин, столицу империи Юань, или же удерживались там насильно. Корейский ученый Ан Хян, например, во время своей поездки в Пекин познакомился с неоконфуцианством и затем привез оттуда неоконфуцианские тексты. Неоконфуцианство получило свое распространение в Корее в качестве главенствующей философии и по сей день продолжает оказывать влияние на корейское общество.
В 1370-х и 1380-х годах талантливый генерал Ли Сонге смог разбить оставшиеся монгольские силы и оттеснить их на север, за пределы Кореи. Он также расправился с японскими пиратами, которые опустошали восточное побережье. Он стал лидером придворной фракции, которая выступала за заключение союза с династией Мин, направленного против монголов. В 1388 году ему было приказано атаковать силы династии Мин, но вместо этого он осуществил государственный переворот, свергнув правящий род Корё, и в 1392 году провозгласил себя правителем новой династии Чосон. Его потомки, также носившие фамилию Ли, правили страной до 1910 года.
Корея эпохи Чосон отвернулась от буддизма и установила неоконфуцианство в качестве официальной государственной идеологии. Это привело к одному важному изменению – снижению социального статуса женщины в обществе. В эпоху Корё женщины обладали теми же правами на наследство, что и мужчины, и могли встать во главе хозяйства и семьи, однако в правление династии Чосон их положение изменилось. Шаманизм, коренная религия корейцев, приобрел маргинальный характер – шаманы были отнесены к низшему социальному классу, называемому чхонмин, став на один уровень с рабами.
Высшим социальным классом являлся янбан. Члены этого сословия были обязаны своим положением системе государственных экзаменов, поскольку те, кто успешно их сдал, в награду получали земли и титул на три поколения вперед. Между янбан и чхонмин располагался средний класс – чунъин, который состоял из людей, занимающихся квалифицированным трудом, например врачей; а также санмин, простонародье (как правило, крестьяне), который составляли больше половины всего населения.
Ранний период Чосон отмечен правлением самого образцового корейского монарха – вана[5]Седжона Великого (правил в 1418–1450 годах). Седжон расширил и обезопасил северные границы Кореи, которые к концу его правления проходили примерно там же, где сейчас находится граница между Северной Кореей и Китаем. В его правление были достигнуты большие успехи в сельскохозяйственном производстве, литературе, медицине и науке. Благодаря вану Седжону в Корее был создан собственный алфавит, который получил название хангыль. До этого в Корее использовались только китайские иероглифы, которые были слишком сложны и многочисленны, чтобы ими могли овладеть широкие массы населения, у которых не было возможности получить образование. За эти заслуги Седжон стал единственным правителем объединенной Кореи, кто удостоился чести быть названным «Великим».
Хотя ранний период Чосон был временем прогресса, к концу XV века началась борьба придворных фракций, что ослабило центральную власть. Позднее, в 1592 году, Япония вторглась в Корею и началась Имчжинская война. Сёгун Тоётоми Хидэёси планировал использовать полуостров как плацдарм для завоевания китайской империи Мин. Корейцам с помощью Китая удалось изгнать японцев с полуострова в 1598 году. Немалую роль в победе сыграли обшитые металлом «корабли-черепахи» адмирала Ли Сун Сина, чья победа над японским флотом сделала его одним из величайших корейских национальных героев. Однако Корея заплатила огромную цену за свою независимость – сотни тысяч людей погибли за годы войны, а треть сельскохозяйственных земель страны была заброшена, что привело к нищете и голоду.
В XVII век Корея вступила крайне ослабевшей и до 1895 года оставалась вассалом маньчжурской династии Цин. В этот период общество также стало менее иерархичным. Многие янбаны потеряли свое имущество в результате японских вторжений, в то время как класс квалифицированных специалистов чунъин начал приобретать вес в обществе. Многие из них смогли сделать себе состояние благодаря торговле – занятию, к которому янбаны традиционно относились с пренебрежением. Стремясь повысить свой социальный статус, представители сословия чунъин начали покупать себе янбанское звание, пополняя ряды официальной аристократии и тем самым подрывая основы классовой системы Чосон. В результате этой практики бывшие фамильные кланы янбанов, как, например, клан Ким из Кимхэ, теперь насчитывают миллионы людей. Это также объясняет, почему в Корее настолько распространены фамилии Ким, Ли, Пак и Чхве – каждый второй кореец носит одну из этих фамилий.
Поздний период был отмечен крупными восстаниями, внутренними противоречиями и усилением влияния извне. В конце XVIII века в Корее появились первые обращенные в христианство. Корейцы, столкнувшиеся с этой религией в Китае, активно распространяли ее у себя на родине, несмотря на противодействие государства. К концу века ряд крупных крестьянских восстаний, как, например, восстание под предводительством Хон Гён Нэ в 1811 году, а также распространение движения Тонхак стали серьезной проблемой для властей. Влиятельные семьи, как, например, андонские Кимы, сделали членов правящего рода Ли простыми марионетками и истощали ресурсы страны посредством коррупции и неприкрытого воровства.
Все эти факторы ослабили Чосон, в то время как иностранные державы принялись вмешиваться в происходящее на полуострове, чтобы принудить Корею к торговле. Хотя корейское правительство пыталось следовать политике изоляционизма, получив тем самым прозвище «Королевство-отшельник», Франция, Британия, США и Россия вторглись в корейские воды в конце 1800-х годов и попытались добиться желаемого силой. Япония, проводящая ускоренную модернизацию после Реставрации Мэйдзи 1868 года, также строила свои планы на страну, которая отразила японское нападение почти три века назад. В 1876 году посредством «дипломатии канонерок», которая ранее была продемонстрирована Западом, Япония вынудила Корею подписать неравноправный канхваский договор 1876 года, который позволил островному государству торговать с Кореей.
В 1894–1895 годах Китай, который на протяжении долгих столетий выполнял для Кореи роль «старшего брата», вступил в войну с Японией за контроль над государством Чосон. Японская победа означала конец китайского влияния на полуострове и совпала с распадом классовой структуры из четырех сословий: янбан, чунъин, санмин и чхонмин. Кульминацией жесточайшего колонизационного процесса стало подписание Японо-Корейского договора 1910 года, передававшего Японии «все суверенные права на управление Кореей».
Период с 1910 по 1945 год представляет собой низшую точку в истории Кореи. Эта страна, пережившая много вторжений, впервые оказалась под полным контролем иностранной державы. Япония управляла страной посредством генерал-губернаторов, которые обеспечивали порядок с помощью полиции и военной силы, жестоко наказывая несогласных. Однако неприятный факт состоит в том, что политический контроль осуществлялся не только самой японской администрацией, но и рядом коллаборационистов из числа корейцев – от бывших чиновников и землевладельцев Чосон, которые работали на аппарат генерал-губернатора, вплоть до людей из низших слоев населения, которые устраивались на работу в полицию или же выполняли роль информаторов.
Особенно жестоким японское господство в Корее было в 1930-х и начале 1940-х годов. Двести тысяч корейских женщин стали сексуальными рабынями. Япония также использовала принудительный труд корейских рабочих. Все корейцы должны были взять японские имена, разговаривать на японском, а также совершать акты поклонения в синтоистских храмах. И хотя Япония способствовала индустриализации Кореи, в частности ее севера, бенефициарами последующего экономического роста становились в первую очередь сами японцы или их корейцы-коллаборационисты.
Хотя в 1945 году поражение имперской Японии в войне привело к освобождению Кореи, радость была недолгой. Страны-победители, США и Советский Союз, оккупировали и разделили территорию страны по 38-й параллели – СССР занял север, а американские войска разместились на юге. Предполагалось, что разделение, которое было произведено без учета мнения самих корейцев, будет носить временный характер. Согласно изначальному замыслу, Корея должна была стать единым независимым государством. Недавно созданная Организация Объединенных Наций планировала провести выборы для формирования корейского правительства, однако Москва выступила против этого. Вместо этого на Севере под руководством Ким Ир Сена, борца за независимость Кореи, был установлен новый режим, пользовавшийся покровительством Сталина. На Юге американская военная администрация поддержала кандидатуру убежденного антикоммуниста Ли Сын Мана, который получил образование в Штатах. В дальнейшем он правил на Юге до 1960 года.
Две сверхдержавы быстро превратились из союзников во врагов. В 1948 году на проамериканском Юге были проведены выборы, которые бойкотировались просоветским Севером. Ли Сын Ман одержал абсолютную победу на этих выборах и стал президентом Южной Кореи, официально приняв власть от американской военной администрации, и, в соответствии с конституцией, принятой за месяц до этого, 15 августа 1948 года провозгласил создание Республики Корея. Корейская Народно-Демократическая Республика во главе с Ким Ир Сеном была провозглашена 9 сентября. Официальное создание двух независимых государств завершило процесс разделения Кореи.
Однако и Север, и Юг считали это разделение неприемлемым в долгосрочной перспективе. Обе стороны совершали военные вылазки за демаркационную линию, на которой также регулярно происходили вооруженные столкновения, однако 25 июня 1950 года Север перешел в полномасштабное наступление. Силы Ким Ир Сена быстро продвигались вперед – и к августу контролировали весь Корейский полуостров, за исключением небольшой территории около Пусана, портового города на юго-востоке страны.
15 сентября силы ООН в составе 40 тысяч американских и южнокорейских солдат во главе с американским генералом Дугласом Макартуром высадились у города Инчхон на западном побережье. К 25 сентября они снова установили контроль над Сеулом и начали продвигаться в сторону Северной Кореи с намерением достичь китайской границы. Китай, в котором в прошлом году к власти пришли коммунисты, отправил в Корею 200 тысяч солдат на помощь Ким Ир Сену. В дальнейшем военные действия между северокорейско-китайскими войсками и объединенными силами Южной Кореи и ООН зашли в тупик.
Соглашение о перемирии было подписано 27 июля 1953 года, и к тому моменту, согласно подсчетам, в результате трехлетней войны погибло три миллиона людей. Из них около 2,5 миллиона были потерями среди мирного населения. Суммарное население Севера и Юга в то время составляло всего 30 миллионов человек. Более того, инфраструктура полуострова – дороги, правительственные здания, мосты – была практически полностью уничтожена. Около половины всех домов было разрушено, что сделало нищими миллионы людей, которые смогли пережить войну.
Южная Корея лежала в руинах и нищете, и оттуда она начала свой путь. Даже к концу 1950-х годов ВВП на душу населения составлял меньше 100 долларов. Средняя продолжительность жизни составляла около 45 лет. Политическая ситуация была не менее мрачной: в стране господствовал авторитарный, коррумпированный режим президента Ли Сын Мана. Этот режим сохранял власть только посредством насилия и мало что сделал для улучшения уровня жизни граждан.
За последние полвека, тем не менее, Южная Корея каким-то образом преодолела тяжесть своей трагичной истории, став, пожалуй, величайшим примером национального успеха современности. Это история стремительных экономических, политических, культурных и художественных достижений. Такие успехи сами по себе заслуживают нашего внимания, но история людей и культуры, благодаря которым подобные достижения стали возможны, также должна быть более широко известна.
처음