Почему нужно читать сказки?

Невозможно точно установить момент, когда появился первый сценарий. Даже договорённость между шаманами о порядке действий в ритуале можно считать ранними формами сценария. С давних времён люди пытались упорядочить события и придать им особый смысл.

Киноискусство выросло из театра, который, в свою очередь, происходит от ритуальных праздников. Более двух тысяч лет назад формировалось древнее искусство для развлечения публики. На Великих Дионисиях ставили праздничные сценки с переодетыми актёрами, чтобы объяснить зрителям мифы. Когда зрители стали не только участвовать, но и наблюдать, оценивать, сравнивать, искать дополнительный смысл в происходящем, театр окончательно отделился от простого обрядового действия.

Обряд был невозможен без мифа, иначе действия казались бы странными. Если мы отправимся в Африку и попадём на племенные праздники с танцами, барабанами и перьями, нам может быть непонятно, что происходит. Возможно, мы даже с трудом будем сдерживать смех, чтобы не обидеть участников, которые искренне верят в смысл происходящего и понимают значение символов. Таким образом, обряд можно считать инсценировкой мифа.

Что такое миф? Миф о Мировом Древе присутствует почти у всех народов. Например, в эпосе «Калевала» описан огромный дуб, корни которого простираются глубоко под землю. В традиционной религии эрзян (этническая группа мордвы) священная утка Ине Нармунь свила гнездо на Мировом Древе. У славян же это дерево растёт на Алатырь-камне на острове Буяне посреди океана. По другой версии, Мировое Древо произрастает в Ирие – месте, куда попадают души после смерти. Там на великом дереве качаются сладкие фрукты, на ветвях сидят сирины и алконосты, поют сладкоустовы песни. Исследователи считают, что Мировое Древо символизирует мировую ось, вокруг которой, в зависимости от представлений эпохи, вращается либо Солнце, либо наша планета.

Мифы существуют для того, чтобы объяснять непонятный мир. Если вы думаете, что с годами наука закрыла все прорехи в вопросах мироздания, то глубоко ошибаетесь. Даже если наука и продвинулась вперёд, магическое мышление помогает нам интерпретировать непонятное доступным способом. Современные мифы формируются, в том числе, благодаря искусству. Особенно производством мифов грешит кинематограф – как с конвейера сходят, к примеру, разные формы головных уборов. Например, миф о рогатых шлемах викингов или о знаменитых ковбойских шляпах, которые на самом деле не являлись частью повседневного обихода ковбоев. Также популярны мифы о героических подвигах, как миф о трёхстах спартанцах или о ливонских рыцарях, провалившихся под лёд на Чудском озере. Сегодня миф стал синонимом неверного, но широко распространённого убеждения, благодаря его простоте и доступности.

Однако не все так просто. Миф появился, чтобы выполнять важную функцию передачи информации от поколения к поколению, когда способов зафиксировать информацию почти не было. Наскальные рисунки не давали столь подробных инструкций, как история о подвиге героя или рассказ про девушку, спасшую семью от позора. Главной задачей мифа было установление образцов и моделей для важных действий человека. Миф служил для ритуализации повседневности, давая возможность людям находить смысл жизни.

Какая роль отводится сценаристу в этом процессе, спросите вы? На мой взгляд, задача сценаристов в наши дни мало отличается от задач предков, кто сидел у костра и рассказывал истории про то, что ждёт в темноте. Мифы помогали древним людям не бояться. Например, миф мог зародиться, когда ребёнок заплакал от грома, а мать рассказала ему про бога грома и молний, который сердится на младших братьев. Или когда воин не вернулся из похода, старейшина объяснял его уход милостью богов, забравших героя к себе на небеса. Современный зритель, конечно, не воспринимает фильмы и спектакли буквально, и после просмотра «Бэтмена» или «Мстителей» не будет рассказывать своему ребёнку историю великой победы над злом. Однако, создавая мифы, сценарист выполняет ту же функцию, что и много веков назад – он проецирует ролевые модели для общества и объясняет разницу между добром и злом.

Сценарист подводит зрителя к пониманию его предназначения и выбору правильного пути через историю, в которую зритель искренне верит. Прочный сюжет с заложенной в нём моралью помогает нам усваивать уроки, избегая прямых нравоучений. Ведь у древних людей прямые просьбы, такие как «товарищи людоеды, не ешьте больше трёх соплеменников в год, пожалуйста» не имели эффекта. Миф же позволял предлагать слушателю, ныне зрителю, порядок событий таким образом, чтобы человек сам пришёл к правильному выбору. Это сродни тому, как, давая деликатный совет, мы используем преамбулу «как-то раз одна моя подруга…». Таким образом, миф и сегодня остаётся мощным инструментом в руках сценаристов, позволяющим через истории вдохновлять, учить и устанавливать моральные ориентиры для общества.

Почему мифы важны для нас? Прежде всего, мифы представляют собой первую форму самосознания человечества. В мифах заложены сюжеты, что никогда не устареют, потому что базируются на страхах, сомнениях и радостях, сформировавших нас такими, какие мы есть сейчас. Мифы – готовая энциклопедия страстей и судеб. Читая мифы, мы лучше понимаем основные темы, о которых захотят услышать зрители.

Мифы наполнены смыслами и символикой. Понимая истоки традиций, сценарист может глубже постигнуть язык кинематографа и, таким образом, более умело управлять вниманием зрителя и глубиной сюжета через незначительные детали. Например, в фильме Даррена Аронофски «Мама!» не говорится напрямую, что происходящее на экране вдохновлено библейскими сюжетами, однако внимательный зритель быстро начинает догадываться об этом. Символы помогают нам быстро понимать посыл, что автор вложил в сценарий, а режиссёр воплотил на экране.

Мифы – неисчерпаемый источник вдохновения, сюжетных поворотов и архетипов. По сути, они представляют собой готовую классификацию, ключ к мировой литературе, кино, театру. Мифы повествуют о вечной борьбе человечества с хаосом, предоставляют сценаристам готовый бестиарий, понятный на всех континентах. Мифологические существа с похожими характеристиками встречаются у многих народов. Например, кентавры, химеры и пегасы фигурируют у различных культур, а сфинксов упоминают в мифах как Египта, так и Индии. Персонажи низшей мифологии Европы, такие как вампиры, ведьмы, гномы, русалки и феи, легли в основу целых поджанров в литературе и кинематографе. Если вы хотите написать историю про вампиров, но не знаете, с чего начать, обратитесь к мифам о кровососущих тварях, начиная с времён Римской империи. Тогда вампиров называли «ламиями» или «лемурами». Исследуя их образы в различных мифах, вы обязательно найдёте ту деталь, на основе которой сможете построить весь сюжет.

Мифы играют ключевую роль в сравнении культур разных стран и эпох, а также в понимании искусства тех времён. Через мифы и легенды мы постигаем мироустройство и мировоззрение древних народов. Например, в китайской мифологии одной из наиболее известных версий сотворения мира является миф о Хуньдунь (混沌) – первичном хаосе. Хуньдунь представлял собой существо, напоминающее красный мешок с шестью ногами и четырьмя крыльями, не обладающее органами чувств. Из этого хаоса возникли два духа – Ян, символизирующий мужское начало, и Инь, воплощающий женское начало.

В китайской мифологии два начала сосуществуют в гармонии, что отражает особенности китайской философии и мировоззрения. В противоположность этому, в славянской мифологии преобладает идея вечной борьбы между женским и мужским, светлым и тёмным, летом и зимой. Согласно славянским преданиям, мир зародился в результате битвы Перуна со змеем, который впоследствии преобразился в бога Велеса. Нюансы культурных мифов помогают сценаристам глубже понять мир конфликтов и гармонии, характерных для различных уголков планеты.

Нет одинаковых сценаристов, у каждого свои сильные и слабые стороны. Есть потрясающие, очень талантливые сценаристы, которым не хватает идей. Они пишут сильные сцены, а в диалогах способны с помощью двух слов прилепить зрителя к экранам до конца фильма. Но вот с самой идеей – беда! Здесь-то на помощь и приходят мифы – это настоящая сокровищница историй, которые можно адаптировать и переосмысливать бесконечное количество раз.

Возьмём, к примеру, популярный сериал «Зена – королева воинов». Многие из нас в детстве наслаждались этим шоу, авторы которого черпали вдохновение из древнегреческой мифологии и преданий. Или вспомним огромный успех киносаг о Торе – персонаже, основанном на скандинавских божествах. Пример ярко иллюстрирует, как глубоко мифологические сюжеты могут проникать в современную культуру, завоёвывая сердца миллионов зрителей по всему миру.

Успешные фильмы ужасов нередко используют древние легенды, создавая на их основе напряжённые и пугающие истории. Например, в фильме «Синистер» одним из главных антагонистов выступает злой дух Багул – персонаж, который восходит к вавилонской мифологии. Жанр фэнтези – ещё один яркий пример влияния мифов на современное творчество. С XV века этот жанр неразрывно связан с низшей мифологией Европы, черпая образы и сюжеты из древних легенд и преданий. Такие произведения, как «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкина или «Хроники Нарнии» К. С. Льюиса, построены на основе мифологических архетипов и сюжетных мотивов, превращая их в сложные и увлекательные истории.

Миф учит нас мечтать и видеть дальше обыденной жизни. В мифе герои прекрасны, сильны и несокрушимы, а бестии и монстры лишь подчёркивают могущество человека. От сидения у костра до времени у камина, затем перед телевизором, а теперь у экранов ноутбука – мы с замиранием сердца ждём концовки, которую и так знаем. Герой побеждает, красавица покоряет сердце, дракон умирает, добрый дух даёт благословение.

Выскажу непопулярное мнение: зритель часто негативно воспринимает образы сильных женщин и эмоциональных мужчин, а также разнообразие рас и физических особенностей в современных фильмах. Мы вряд ли будем когда-либо готовы видеть на экране людей, подобных нам – слабых, обуреваемых страстями, обыденных. Мы ждём мифа. Сильная женщина – не изобретение XXI века; в мифологии любого народа можно найти архетип воительницы. Однако сила для такого персонажа – не способ выделиться, а элемент её природы. Борьба ради борьбы бессмысленна. Зритель готов к сильным героям и слабым, но любую черту необходимо возвышать над обычным человеческим уровнем. Даже слабость можно воспеть, не вредя герою. И древние мифы учат нас сюжетам, которые балансируют между морализаторством и развлечением.

Важно также упомянуть ещё одну функцию мифов. Они помогают нам компенсировать недостаток знаний, подготавливают к правильной реакции на реальные события. Почему популярны романтические комедии и мелодрамы? Потому что они подготавливают нас к отношениям и семейной жизни. Мы выбираем из различных ролевых моделей, что видели на экране, ту, что комфортнее нам, когда сталкиваемся с первым свиданием, неудачами в постели, изменами или разводом. Огромная популярность триллеров и хорроров объясняется тем, что мы испытываем невероятное наслаждение от загадок и ужасов, которые они предоставляют нашему мозгу, и от решений этих загадок. Таким образом, мы учимся бороться с невидимыми чудовищами.

Мифы помогают психике окрепнуть, чтобы затем слушатель мифов мог справиться с проблемами в реальной жизни. После историй про царство мёртвых либо про Левиафана борьба с назойливым драчуном из соседнего подъезда кажется не такой уж и страшной, верно? В конечном итоге мифы и современные сказания играют важную роль в формировании нашего восприятия реальности. Они задают эталоны героизма, красоты и мудрости, на которых мы ориентируемся. Однако, вместе с тем, они могут уводить нас от понимания настоящей сущности человеческой жизни, со всеми её недостатками и несовершенствами.

Поэтому важно помнить, что сила мифов заключается не только в их способности вдохновлять, но и в их умении отражать скрытые аспекты нашей природы. Они помогают нам видеть в себе героев и богов, но также напоминают о том, что под поверхностью идеализированных образов всегда скрывается подлинное человеческое лицо. Мы можем черпать вдохновение в сюжетах о героях и богинях, но не стоит забывать о том, кто мы на самом деле, и что наша собственная уникальность достойна уважения и восхищения.

Упражнения для сценаристов

Итак, что мы можем вынести из главы про мифы и легенды? Идеи о том, как развивать сценарное мастерство на базе богатого питательного материала из прошлого. Предлагаю выполнить несколько простых упражнений, прежде чем мы пойдём дальше.

1. Изучение мифологий разных народов

Изучите основы мифологий разных культур и выберите ту, которая вам по душе. Мифы обычно изложены в краткой форме. Прочитайте сборник мифов, например, древнегреческих, славянских или скандинавских. Выделите для себя те истории, которые вам понравились больше всего. Что в них вас зацепило? Что показалось странным, а что будет актуально и по сей день? Какие герои вызывают у вас трепет? Желание быть похожим на героя? Какие вызывают отторжение? Выберите миф, который оказал на вас наибольшее влияние, и запомните его.

2. Работа с мифом или сказкой

Если мифы вам не нравятся, выберите сказку. Например, «Колобок» или «Иван-царевич и серый волк». Перескажите сказку другому человеку. Это может быть ребёнок, младший брат, сестра, племянник или племянница. Друзья тоже будут вам благодарны, если вы посидите с их детьми и перескажете несколько историй. Дети – лучшие слушатели: они мгновенно теряют интерес, если в сюжете слишком много деталей. Вам придётся развивать в себе талант рассказчика, многократно пересказывая любимую историю.


Репетируйте:

• Расскажите миф быстро – буквально в трёх словах

• Затем попытайтесь говорить целый час, описывая мельчайшие детали

• Расскажите историю задом наперёд

• Перескажите её, убрав одного персонажа

• Перескажите миф от лица второстепенного героя или даже злодея

• Попробуйте разбить историю на части и рассказывать её в формате сериала. Подумайте, как сделать это, чтобы остановиться на самом интересном месте

3. Изучение тонов и настроений

Теперь мы сосредоточимся на сути понравившегося мифа. Имеет ли он светлый тон или тёмный? Надеюсь, для детей вы выбрали позитивную историю. Возьмём для примера «Колобка». Попробуйте пересказать эту сказку, удерживая фокус на светлом тоне повествования – расскажите о любви бабушки и дедушки, которые хотели детей, и о героическом характере колобка, стремящемся к самостоятельности. О сером волке и буром медведе расскажите как о мистических испытаниях, уготованных герою.

Перевернём историю и расскажем её в тёмных тонах. Колобок был самонадеян и упёрт. Другим персонажам также добавьте отрицательные черты. В сценариях с тёмным тоном часто присутствуют взрослые темы. Сделайте медведя мафиози, а лису – мошенницей. Примером может служить фильм «Малиса в стране чудес» 2009 года, где оригинальная история Кэрролла представлена через призму греховного мира. Постарайтесь так менять тон мифа до неузнаваемости, сохраняя при этом сюжет и основные опорные точки. Как в зависимости от тона меняется мораль? Через светлые или тёмные истории вам проще рассказать свою? Зафиксируйте свои наблюдения в блокноте.

Пересказ мифа не только поможет вам лучше понимать структуру истории. Наблюдая за реакцией слушателей, вы увидите, что их зацепило, какие эмоции они испытывают. Это позволит вам тренировать навык удержания внимания аудитории и лучше понимать чужие эмоции во время просмотра фильма. Вдобавок это подготовит вас к питчингу, ведь при презентации сценария продюсерам потребуется кратко и ярко рассказать сюжет, чтобы привлечь их внимание.

Что посмотреть из фильмов, основанных на мифах и легендах?

«Троя» (2004) – про легендарную войну между греками и троянцами, «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф» (2005) – на базе норвежской, римской и греческой мифологии, «Мумия» (1999) – про легенду о царе Скорпионе, «Звездные врата» (1994) – про египетских богов-инопланетян, «Помпоко: Война Тануки» (1994) – мифическая анимация студии Гибли, основанная на японском фольклоре о тануки, «Охотники на троллей» (2010) – псевдодокументальный норвежский фильм, «О, где же ты, брат?» (2000) – Одиссея братьев Коэнов в период Великой депрессии в Америке, «Монти Пайтон и Священный Грааль» (1975) – про короля Артура и Мерлина, «Ясон и аргонавты» (1963) – один из лучших классических фильмов по мифам древней Греции.

Мультфильм «Легенды перуанских индейцев» (1978) – про захватывающий мир индейцев из Перу, живших около 1800 лет тому назад, работы «Союзмультфильма» про греческие мифы. «Волкодав из рода Серых псов» – про место, подозрительно похожее на древнюю Русь. «Последний богатырь» – современный вариант про Бабу Ягу, Кощея и Ивана-дурака. Многочисленные советские фильмы-сказки: «Морозко», «Варвара-краса, длинная коса», «Огонь, вода и медные трубы», «Садко», «Вечера на хуторе близ Диканьки» и т. д.

Загрузка...