Этим же вечером Николай предложил дочери попробовать поучиться медитации, на что Яна с удовольствием согласилась. Они сели на диване, и он начал объяснять…
– Самое главное в медитации – это остановить мыслительный монолог, привычно "звучащий" в голове. Начинать осваивать эту практику лучше в идеальных условиях, когда ничего не отвлекает. Надо сесть или лечь, поза значения не имеет, главное, чтобы не создавалось мышечного напряжения и позвоночник был в прямом положении. Закрываешь глаза, расслабляешь все мышцы, не забывая снять напряжение с мышц лица и головы. Начинай игнорировать вниманием – ощущения: окружающего пространства, поверхности на которой сидишь или лежишь, себя. Далее, сосредоточь внимание на мыслях, послушай возникающие в голове слова. А потом, не обращая внимания на содержание текущих размышлений, попробуй: как бы найти в своей голове точное место – "из которого возникают мысли". Тогда, в попытке определить "условный источник звучащих размышлений", восприятие начнёт настраиваться на "тишину, которая всегда есть – до начала мысли", и… – процесс думания приостанавливается. Ум затихает, как бы для того, чтобы – "услышать место возникновения мыслей". Давай, попробуй. Яна, продолжая сидеть, выпрямила спину и закрыла глаза. Посидев некоторое время, она сказала:
– Вроде иногда, на секунду или две – получается остановить мысли, но они почти сразу начинают продолжать звучать.
– Ничего доченька, это нормально, ум привык "обязательно" объяснять новые ощущения или восприятия. Если будешь продолжать, тишина в голове постепенно перестанет восприниматься как нечто непривычное или необычное. Ты, когда продолжишь "искать источник мыслей в голове", постарайся делать это не для того, чтобы – просто остановить мыслительный монолог, а для того, чтобы продолжать пребывать в состоянии поиска – при уже достигнутой тишине.
– То есть, продолжать слушать тишину?
– Да, это создаст некую незавершенность текущему процессу, тогда ум "не будет излишне торопиться с формулировкой результата" и мысли станут приостанавливаться на более длительные промежутки. И ещё: направляй "поисковое внимание" вовнутрь себя – очень легко, – не прилагая усилий.
Через двадцать минут такой практики у Яны стало получаться останавливать мыслительный монолог на несколько секунд. Закончив заниматься, она произнесла:
– Пап, в школе нас учат думать, ты тоже периодически предлагаешь поразмыслить на различные темы. Ещё, помню, как в одном фильме звучала цитата какого-то философа: «Я мыслю, значит существую». А сейчас ты учишь меня – не думать. Не стану ли я глупее – от таких практик?
– Нет, Яночка, скорее наоборот – будешь становиться мудрее. Ум, это лишь свойство сознания, способствующее более эффективной адаптации, коммуникации и взаимодействию в социуме. Но если ограничивать свои понимания только умозаключениями, то это очень сужает возможности сознания. Во-первых, потому что ум привычно, оценочно соотносит воспринимаемую информацию с "устоявшейся персональной позицией", что способствует развитию субъективности. Во-вторых, преимущественно опираясь на логическое развитие, ум достаточно ограничен в обработке объёма информации за единицу времени, что снижает разнообразие и эффективность принимаемых решений. Представь пустой пузырь в абсолютной пустоте. И представь, что внутри этого условного пузыря – твоё сознание, а снаружи всё остальное, что существует или может существовать… Так вот: оболочку этого пузыря – можно сравнить с умом, который своим, пусть даже и очень большим, информационным содержанием – всё же ограничивает сознание. Поэтому лучше периодически "сбрасывать свои понимания", которые сдерживают сознание в текущих рамках, от этого оно становится свободнее, что положительно влияет на всё, включая и умственные способности.
По поводу фразы – «я мыслю, – следовательно, я существую», то её автор, французский философ и учёный семнадцатого века – Рене Декарт. Многие излишне поверхностно воспринимают суть этой фразы – как формулировку природы сознания человека, при которой именно мыслительная деятельность – якобы является признаком самосознания. Возможно, в выражении «я мыслю, – значит существую» – заложена концепция, в которой, "своё материально-биологическое существование", подразумевается как ментально-чувственная фантазия или – игра сознания. Иными словами: воспринимаемая реальность имеет – мыслительную, или иначе говоря – эфемерную природу существования, которая происходит в сознании. Как ты понимаешь, объективная трактовка сути цитаты – возможна только её автором, а всё, что я наговорил – это субъективное понимание ума, подгоняющего всё – под своё текущее мировоззрение.
Яна задумалась, а Николай, после небольшой паузы, продолжил объяснять:
– В моём мировоззрении материальный мир, то есть воспринимаемая реальность, является следствием сознания. Это можно сравнить с божественной природой возникновения и существования всего. Но, так как в вечном абсолютном состоянии – сознание безличностно, поэтому ничего не воспринимает, то оно делится на множество временных, воспринимающих себя – творцов бытия, которыми мы все являемся. Формируясь, эти сознания настраиваются на преобладающую в остальных восприятиях – "реальность", развивают и передают её следующим поколениям. Сейчас миллиарды персональных восприятий, происходящих в одном абсолютном состоянии сознания, своим восприятием поддерживают и развивают наше многообразное бытие. Чтобы сохранялось стремление к переживаемым при восприятии состояниям, необходимо качественное и количественное развитие воспринимаемой информации, поэтому информационное поле бытия прогрессирует появлением новых критериев, направлений и характеристик, причём в "общем поле" развиваются абсолютно любые идейные направления: технологические, духовные и так далее. Для развития и поддержания существования такого объёма информации – необходимо постепенное увеличение количества персональных восприятий, вот почему в нашей реальности увеличивается население Земли. По сути, проявленный мир – это виртуальная площадка для игр множества равных богов, правда большинство из них не осознают того – что сознание определяет бытие и поэтому в их реальностях хоть и не осознанно, но всегда – отражается и подтверждается – текущее мировоззрение, то есть: у большинства людей – бытие определяет сознание. Представь, если бы всемогущий бог думал – что он чего-то не может, то это сразу бы реализовывалось – текущим отсутствием у него соответствующих возможностей…
– Значит, мы все боги? – удивлённо и с некоторым предвосхищением спросила она.
– Да, доченька, но забыли об этом на время "игры в человека". Божественность по своей сути – это неограниченное сознание. Абсолютно ничем не ограниченное состояние сознания – является окончательной истиной, истина имеет такое свойство – как неизменность, а неизменна – только вечная статика. "Для вечности", любое всё – временно, следовательно – незначительно. Поэтому: при перенастройке сознания до "восприятия вечности – параллельно всему происходящему", всё вообще в этой жизни –становится не важным и несерьёзным. Ну сама посуди, если что-то происходящее или существующее исчезнет навсегда, и без каких-либо значимых последствий, то значит – это не имеет никакого значения, кроме развлекательного – в текущем моменте. А раз для человека, "пробудившегося до почти бога", всё существующее не имеет важного значения, то он почти ни на что не хочет влиять, и тогда – в контроле и управлении пропадает смысл. Всё – становится игрой сознания, хочешь – забавляясь творчеством корректируй своё соучастие в общем потоке восприятий, не хочешь – спокойно и наслаждаясь "плыви к вечности по течению времени"… Какого-либо "высшего контроля" – больше нет. Всемогущий бог, или по-другому – сознание в абсолютном состоянии, себя – как субъекта – не осознаёт, так как в таком состоянии нет никакого "процесса сознавания".
Есть бытие, это вроде информационной реальности, которая проявлена только при восприятии в сознании, и есть небытие – как "безинформационная" реальность, – в которой отсутствуют какие-либо проявления. Небытие – это абсолютное состояние сознания, свободное от субъективного – личностного восприятия. Проявленная реальность создаётся и развивается в не проявленном сознании, – в восприятиях временных "идей себя", – как субъектов, воспринимающих якобы внешние объекты. Следовательно: в нашем мире "внешний бог" не может выполнять возложенную на него людьми функцию – за всем наблюдать и на всё иметь свою волю. Поэтому функция влияния на происходящее переходит на тех, кто наделён самосознанием, то есть на людей. Но они, в большинстве своём, свои божественные способности – не осознают, так как верят в некие – внешние, природные или "более высоко сознательные" силы, влияющие на все процессы. А так как люди, хоть неосознанно, но всё же – сами влияют на всё, то их понимания природы всего – всегда соответствуют их текущей реальности. Христос говорил: "Я и Отец Мой – одно", в этой фразе заключена вся суть природы бытия – "творения никак не отделимы от Творца". Или, иными словами: всё есть – сознание, так как всё воспринимаемое – проекция, происходящая в сознании, но люди сами не позволяют себе быть богами, "отделяя творения от Творца", и возлагая функцию влияния на создаваемого в уме "посредника между собой и своим творчеством".
Яна задумчиво слушала, её отец понял, что, возможно, перегрузил сознание дочери – иным видением устройства бытия и сказал:
– Ты пока не пытайся в такое поверить, при желании сможешь сама во всём убедиться, самый короткий путь для этого – найти и осознать источник своего восприятия. Но для этого нужно научиться медитировать. И даже если у тебя не хватит стремления достигнуть полного пробуждения, навык остановки потока своих мыслей очень полезен для контроля за своей эмоциональностью. Также, медитация положительно влияет на энергетические и физические аспекты человека. И пока у тебя есть интерес в этом направлении, я тебе буду подсказывать, какие осваивать практики, хорошо?
– Да, папа, хорошо, – обняв его, сказала она.
– Кстати, когда завтра будешь идти из школы, попробуй прогуляться – ни о чём не думая. Для того, чтобы у тебя это получилось, представь, что слов не существует. Предлагаю тебе поиграть со своим умом в такую игру, в которой нечем будет думать. Ты не запрещаешь себе думать, а просто не используешь слова в своих размышлениях, в результате мыслительный монолог, звучащий в голове – затихает.
Яна задумалась, пытаясь понять и применить сказанное отцом. Николай решил ей помочь. Он взял в руки первый попавшийся на глаза предмет, им оказался карандаш, положил его перед дочкой и сказал:
– Сейчас ты поймёшь, как это работает. Сосредоточь всё своё внимание на лежащем карандаше, но при этом ни как его не описывай.
Яна некоторое время усердно смотрела на карандаш и потом сказала:
– Да, папа, я поняла.
У неё не сразу, но достаточно быстро стало получаться ненадолго впадать в как бы "задумчивость – при которой ничего не думается".
Николай улыбнулся, довольный начальными успехами дочери. Подумав, что на сегодня достаточно, решил заканчивать занятие:
– Поначалу промежутки безмыслия будут очень короткие, твоему сознанию надо привыкнуть к такому состоянию восприятия. Поэтому на начальном этапе желательно практиковать медитацию – регулярно. Во время пассивной медитации, а потом и в активных состояниях, наслаждайся возникающим умственным покоем – не прерывая это словесной формулировкой. Пожалуй, на сегодня хватит, ты молодец, у тебя отлично получается.