Прикавказьем в нашей книге будут называться территории, расположенные к северу от Кавказского хребта – на юге до Кумо-Манычской котловины на севере, от Каспийского моря – на востоке и до Азовского моря – на западе.
Павел Оросий. См. Куклина И.В. Этнография Скифии по античным источникам. – Л.: Ленинградское отделение из-ва Наука, 1985. – С.52.
Дата основания Рима была высчитана в I веке до н.э. Было предложено несколько дат, наиболее известная из которых – 21 апреля 753 года до н.э.
Мурзин В.Ю. Происхождение скифов: основные этапы формирования скифского этноса. – К.: Наукова думка, 1990. – С.36.
Алексеев А.Н. Древняя Якутия: неолит и эпоха бронзы. Новосибирск: Изд-во ИАЭт СО. РАН, 1996. 144с.
Николаева И.А., Хелимский Е.А. Юкагирский язык//Языки мира. Палеоазаитские языки. – М.: «Индрик», 1997. – С. 156. – ISBN 5-85759-046-9.
Население усть-мильской культуры было носителем Y-хромосомной гаплогруппы C2b1a2(М48).
http://yakutia.sakhaweb.ru/?category=all&altname=yakutiya_v_drevnosti_i_.
Цибиктаров А.Д. Центральная Азия на заре бронзового века (Проблемы этнокультурной истории Монголии и Южного Забайкалья в конце III – начале II тыс. до н.э.)/Археология, этнография и антропология Евразии. №3 (11). – Новосибирск: 2002. – С. 107-123.
Население хоронило покойников вытянуто на спине головой на юго-восток. См. Харинский А. В. Предбайкалье в кон. I тыс. до н.э. – сер. II тыс. н.э.: генезис культур и их периодизация. – Иркутск: 2001. – 198 с.
Население хоронило покойников вытянуто на спине головой на северо-запад. См. Харинский А.В. Предбайкалье в кон. I тыс. до н.э. – сер. II тыс. н.э.: генезис культур и их периодизация. – Иркутск: 2001. – 198 с.
Туркин Г.В., Харинский А.В. Могильник Шаманка II: К вопросу о хронологии и культурной принадлежности погребальных комплексов неолита – бронзового века на Южном Байкале. В кн.: Известия Лаборатории древних технологий. Вып. 2.– Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2004.
Цыбиктаров А.Д. Особенности памятников культуры плиточных могил в Прибайкалье как источников по изучению взаимоотношений древних групп населения в Байкальском регионе (к постановке изучению взаимоотношений древних групп населения в Байкальском регионе (к постановке проблемы)//Известия Лаборатории древних технологий №2 (19) 2016. – C.33. – ISSN 2415-8739.
Лебедев А.Н. Неизвестные скифы: в поисках Дегендарной Прародины. – М.: ЛитРес, 2022.
Цыбиктаров А.Д. Особенности памятников культуры плиточных могил в Прибайкалье как источник по изучению взаимоотношений древних групп населения в Байкальском регионе (к постановке проблемы)//Известия Лаборатории древних технологий №2 (19) 2016. – C.33. – ISSN 2415-8739.
Лебедев А.Н. Неизвестные скифы: в поисках Легендарной Прародины. – М.: ЛитРес, 2022.
Лебедев А.Н. Неизвестные скифы: в поисках Легендарной Прародины. – М.: ЛитРес, 2022.
Харинский А. В. Предбайкалье в кон. I тыс. до н.э. – сер. II тыс. н.э.: генезис культур и их периодизация. – Иркутск: 2001. – 198 с.
Диков Н.Н. Бронзовый век Забайкалья. – Улан-Удэ: 1958.
Диков Н.Н. Бронзовый век Забайкалья. – Улан-Удэ: 1958.
Цыбиктаров А.Д. Культура плиточных могил Монголии и Забайкалья – Улан-Удэ: 1998.
Данилов С.В. Животные в погребальных обрядах Забайкалья//По следам древних культур Забайкалья. – Новосибирск: Наука. 1983. – С.107-112.
Цибиктаров А.Д. Центральная Азия на заре бронзового века (Проблемы этнокультурной истории Монголии и Южного Забайкалья в конце III – начале II тыс. до н.э.)/Археология, этнография и антропология Евразии. №3 (11). – Новосибирск: 2002. – С. 107-123.
Кириллов И.И. Дворцовская культура. См.http://ez.chita.ru.
Савинов Д.Г. Оленные камни в культуре кочевников Евразии. – СПб: СПбГУ. 1994. 208 с. – ISBN 5-288-01245-8
Грач А.Д. Проблемы археологии и древней истории Центральной Азии в свете исследований Саяно-Тувинской экспедиции Института археологии АН СССР. См. Яйленко В.П. Всесоюзная научная сессия, посвященная итогам полевых археологических исследований 1972 г. См.http://annals.xleqio.ru
Грач А.Д. Проблемы археологии и древней истории Центральной Азии в свете исследований Саяно-Тувинской экспедиции Института археологии АН СССР. См. Яйленко В.П. Всесоюзная научная сессия, посвященная итогам полевых археологических исследований 1972 г. См.http://annals.xleqio.ru
Ковалев А.А., Эрдэнэбаатар Д. Поздний бронзовый век и начало раннего железного века Монголии в свете открытий международной Центрально-Азиатской археологической экспедиции//Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири. СНТ./Материалы международной научной конференции. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского университета, 2010. – С.108.
Ковалев А.А., Эрдэнэбаатар Д. Поздний бронзовый век и начало раннего железного века Монголии в свете открытий международной Центрально-Азиатской археологической экспедиции//Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири. СНТ./Материалы международной научной конференции. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского университета, 2010. – С.108.
М. Лоу, Э.Л. Шонесси (M. Loeuwe, E.L. Shaughnessy), редакторы Кембриджская История Древнего Китая: От истоков цивилизации до 221 г. до н.э. © Cambridge University Press 1999, ISBN 9780521470308. Никола Ди Космо. Гарвардский университет Северные Рубежи в До-Императорском Китае (1500–221 г. до н.э.) http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1598730
М. Лоу, Э.Л. Шонесси (M. Loeuwe, E.L. Shaughnessy), редакторы Кембриджская История Древнего Китая: От истоков цивилизации до 221 г. до н.э. © Cambridge University Press 1999, ISBN 9780521470308. Никола Ди Космо. Гарвардский университет Северные Рубежи в До-Императорском Китае (1500–221 г. до н.э.) http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1598730
М. Лоу, Э.Л. Шонесси (M. Loeuwe, E.L. Shaughnessy), редакторы Кембриджская История Древнего Китая: От истоков цивилизации до 221 г. до н.э. © Cambridge University Press 1999, ISBN 9780521470308. Никола Ди Космо. Гарвардский университет Северные Рубежи в До-Императорском Китае (1500–221 г. до н.э.) http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1598730
Окладников А.П. Далекое прошлое Приморья. – Владивосток: 1959; Андреева Ж.В. Древнее Приморье. – М.: 1970.
Деревянко А.П. Ранний железный век Приамурья. – Новосибирск: 1973.
Окладников А.П., Деревянко А.П. Далекое прошлое Приморья и Приамурья. – Владивосток: 1973.
Chuan-Chao Wang et al. Genomic Insights into the Formation of Human Population in Tast Asia, March 25, 2020.
Культура Верхнего слоя Сяцзядянь – археологическая культура бронзового века (1000—600 гг. до н.э.), существовавшая на территории северо-востока Китая (юго-восток Внутренней Монголии, северный Хэбэй и западный Ляонин) примерно одновременно с западной династией Чжоу. Происходила от бронзовой традиции степей Евразии. Leadership Strategies, Economic Activity, and Interregional Interaction: Social Complexity in Northeast China, pp. 143.
См. http://www.biomedcentral.com/1471-2148/13/216
В культуре Хуншань доля носителей Y-хромосомной гаплогруппы N1(М231) составляла до 71% и были представлены двумя подтипами – N1 (xN1a, N1c) и N1c-TAT. См. http://www.biomedcentral.com/1471-2148/13/216
См. http://www.biomedcentral.com/1471-2148/13/216
Сю (許). Leadership Strategies, Economic Activity, and Interregional Interaction: Social Complexity in Northeast China, pp. 214—216.
Leadership Strategies, Economic Activity, and Interregional Interaction: Social Complexity in Northeast China, pp. 162.
М. Лоу, Э.Л. Шонесси (M. Loeuwe, E.L. Shaughnessy), редакторы Кембриджская История Древнего Китая: От истоков цивилизации до 221 г. до н.э. © Cambridge University Press 1999, ISBN 9780521470308. Никола Ди Космо. Гарвардский университет Северные Рубежи в До-Императорском Китае (1500–221 г. до н.э.) http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1598730
М. Лоу, Э.Л. Шонесси (M. Loeuwe, E.L. Shaughnessy), редакторы Кембриджская История Древнего Китая: От истоков цивилизации до 221 г. до н.э. © Cambridge University Press 1999, ISBN 9780521470308. Никола Ди Космо. Гарвардский университет Северные Рубежи в До-Императорском Китае (1500–221 г. до н.э.) http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1598730
Гуйфанг (Guifang) 鬼方 (страна уродливого хвостатого призрака/чужака).
Жуны (кит. трад.戎, пиньинь Róng, палл. Жун – букв. воинственное племя) – китайское название племен, обитавших вдоль северных и северо-западных границ империи Чжоу (1123—254-е годы до н.э.). См. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. III. – М.-Л.: 1953.
Жуны (кит. трад.戎, пиньинь Róng, палл. Жун – букв. воинственное племя) – китайское название племён, обитавших вдоль северных и северо-западных границ империи Чжоу (1123—254-е годы до н.э.). Традиционно рассматриваются как протомонгольские и прототангутские племена. См. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. III. – М.-Л.: 1953.
Сыма Цянь. Исторические записки. – М.: «Восточная литература», 1972.
Сыма Цянь. Исторические записки. – М.: «Восточная литература», 1972.
Хэнань расположена к югу от провинции Шаньси.
Шаньси́ (кит. упр. 山西, пиньинь Shānxī, буквально: «запад гор», историческое название: кит. трад. 河東, пиньинь Hédōng, буквально: «К востоку от Реки»). Расположена на возвышенности на севере Китая. См. Шань-си//Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). – СПб.: 1890—1907.
Фань Вэнь-лань. Древняя история Китая от первобытнообщинного строя до образования централизованного феодального государства. – М.: 1958. – С. 137—138.
Шэньси́ (кит. упр. 陕西, пиньинь Shǎnxī) – провинция в центре Китая к западу от Шаньси (за Хуанхэ). См. Шэньси́//Словарь географических названий зарубежных стран/Отв. ред. А.М. Комков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Недра, 1986. – С. 439.
История Бурятии в 3 т. Т.1 – Древность и средневековье/С.В. Данилов, П.Б. Коновалов. – Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2011. – С. 271. – 328 с.
Этническая история народов Южной Сибири и Центральной Азии/Б.Р. Зориктуев. – Новосибирск: Наука, 1993. – С. 17. – 324 с.
В названии «собаки-жуны», как полагают другие исследователи, отражены истоки монгольских тотемических родов нохой (нохос) и шоно (чонос). См. История Бурятии в 3 т. Т. 1 – Древность и средневековье/С.В. Данилов, П.Б. Коновалов. – Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2011. – С. 271. – 328 с.
Дондокова Д.Д. Лексика духовной культуры бурят. – IMBT, 2003. – С.29. – 134 с. – ISBN 9785792501362.
Гумилев Л.Н. История народа Хунну. I. Во мгле веков. gumilevica.kulichki.net. Дата обращения: 17 декабря 2018.
Лебедев А.Н. Неизвестные скифы: в поисках Легендарной Прародины. – М.: ЛитРес, 2022.
В письменных китайских источниках указывают на происхождение рядовых циньцев от западнях жунов (сяо-жунов). См.: [Чжао Хуачэн, 1987. С. 1-2].
Лян Юнь, 2008. – С.59-60.
Китайская археология…, 2004. С. 326-327
«Шэнь-хоу сказал тогда Сяо-вану: «Некогда женщина с гор Лишань, принадлежавшая к моим предкам, стала женой жунского (читай, цянского – уточнение автора) Сюй-сюаня и родила Чжун Цзюэ. В силу родства он перешел на сторону Чжоу, охранял западные границы, и благодаря этому на западных землях наступили мир и согласие». См. Глава пятая Цинь Бэнь Цзи – Основные записи (о деяниях дома) Цинь. https://uchebnikfree.com/stran-azii-istoriya/pyataya-tsin-ben-tszi-osnovnyie-zapisi.html
Свадьбу Сюй-Сюня с внучкой Чжун-яня до рождения у Да-ло сыновей Чэна и Фэй-цзы отделяют 11 поколений. Расчет: 11 поколений Х время женитьбы мужчин – 24 года, имеем 264 года. Прибавляем к примерной дате описанных событий 888 год до нашей эры, получаем 1152 год до нашей эры.
У Чжэньфэн, Шан Чжижу, 1980. С. 77, 84. См. М. Лоу, Э.Л. Шонесси (M. Loeuwe, E.L. Shaughnessy), редакторы Кембриджская История Древнего Китая: От истоков цивилизации до 221 г. до н.э. © Cambridge University Press 1999, ISBN 9780521470308. Никола Ди Космо. Гарвардский университет Северные Рубежи в До-Императорском Китае (1500–221 г. до н.э.) http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1598730
Николай Сычев. Книга династий. – М.: АСТ, Восток-Запад. 2005. – ISBN 5170324960; Сыма Цянь. Исторические записки. – М.: Восточная литература, 1972.
Миняев С.С. Письменные источники о ранней истории сюнну//Археологические Вести. – 2015. – № 21. – С. 304–327. – ISSN 1817-6976.
Ли цзи (кит. трад. 禮記, упр. 礼记, пиньинь: Lǐjì; варианты перевода – «Записки о правилах благопристойности», «Книга ритуалов», «Книга установлений», «Книга обрядов», «Трактат о правилах поведения», «Записки о нормах поведения»). Один из главных канонов конфуцианства. См. Ли цзи//Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2 томах. Т.2./Вступ. ст., пер. с кит. И.С. Лисевич, В.Г. Буров и Р.В. Вяткин.– М.:1973. – с. 99-140.
Крюков М.В., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы: проблемы этногенеза. – Москва: Наука, 1978. – С. 176.
Мэн Вэнь-тун. См. Крюков М.В., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы: проблемы этногенеза. – Москва: Наука, 1978. – С. 176.
Hammer MF, Karafet TM, Park H et al. (2006). "Dual origins of the Japanese: common ground for hunter-gatherer and farmer Y chromosomes". J. Hum. Genet. 51 (1): 47–58. doi:10.1007/s10038-005-0322-0. PMID 16328082
Оба памятника (Чанпин (Changping) 昌平 и Янкинг (Yanqing) 延慶) находятся к северу от Пекина.
М. Лоу, Э.Л. Шонесси (M. Loeuwe, E.L. Shaughnessy), редакторы Кембриджская История Древнего Китая: От истоков цивилизации до 221 г. до н.э. © Cambridge University Press 1999, ISBN 9780521470308. Никола Ди Космо. Гарвардский университет Северные Рубежи в До-Императорском Китае (1500–221 г. до н.э.) http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1598730
М. Лоу, Э.Л. Шонесси (M. Loeuwe, E.L. Shaughnessy), редакторы Кембриджская История Древнего Китая: От истоков цивилизации до 221 г. до н.э. © Cambridge University Press 1999, ISBN 9780521470308. Никола Ди Космо. Гарвардский университет Северные Рубежи в До-Императорском Китае (1500–221 г. до н.э.) http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1598730
Шульга П.И. Синьцзян в VIII-III вв. до н.э. Погребальные комплексы. Хронология и периодизация. – Барнаул: АлтГТУ. 2010. 238 с. – ISBN 978-5-7568-0335-8
Шульга П.И. Синьцзян в VIII-III вв. до н.э. Погребальные комплексы. Хронология и периодизация. – Барнаул: АлтГТУ. 2010. 238 с. – ISBN 978-5-7568-0335-8
Шульга П.И. Синьцзян в VIII-III вв. до н.э. Погребальные комплексы. Хронология и периодизация. – Барнаул: АлтГТУ. 2010. 238 с. – ISBN 978-5-7568-0335-8
Шульга П.И. Синьцзян в VIII-III вв. до н.э. Погребальные комплексы. Хронология и периодизация. – Барнаул: АлтГТУ. 2010. 238 с. – ISBN 978-5-7568-0335-8
Шульга П.И. Синьцзян в VIII-III вв. до н.э. Погребальные комплексы. Хронология и периодизация. – Барнаул: АлтГТУ. 2010. 238 с. – ISBN 978-5-7568-0335-8
Шульга П.И. Синьцзян в VIII-III вв. до н.э. Погребальные комплексы. Хронология и периодизация. – Барнаул: АлтГТУ. 2010. 238 с. – ISBN 978-5-7568-0335-8
Джунгария – территория между Алтаем, Восточным Тянь-шанем, вокруг озера Зайсан и к востоку от озера Балхаш.
Варенов А.В. Новая культура эпохи бронзы из китайской части Алтая (г. Новосибирск)//Древности Алтая. Известия лаборатории археологии №4. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайский Государственный университет эколого-экономический регион «Алтай». 1999.
Молодин В.И., Ромащенко А.Г. Население Горного Алтая в эпоху раннего железного века как этнокультурный феномен. Происхождение, генезис и исторические судьбы (по данным археологии, антропологии, генетики).
Anton Gass. Das Siebenstromland zwischen Bronse-und Fruheisenzeit. https://books.google.ru
Могильников В.А. К этнокультурной ситуации на Алтае в скифское время//Скифская эпоха Алтая. Барнаул: АГУ. 1986.
Бегазы-Дандыбаевская культура//Казахстан. Национальная энциклопедия. Т.1. – Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2004. – ISBN 9965-9389-9-7.
Кузьмина Е.Е. См.: Сверчков Л. Тохарская проблема и культура расписной керамики эпохи раннего железа. Сборник: «Традиции Востока и Запада в античной культуре Средней Азии» – с. 176-197. Узбекистан.
Болелов С.Б. Бургулюкская культура. – М.: Большая советская энциклопедия, 2006. – С.356-357.
Толстов С.П. Древний Хорезм. – М.: 1948; Итин М.А., Поселение Якке-Парсан 2 (раскопки 1958 – 1959), в кн.: Материалы Хорезмской экспедиции, в. 6. – М.: 1963.
Кузьмина Е.Е. Сверчков Л. Тохарская проблема и культура расписной керамики эпохи раннего железа. Сборник: Традиции Востока и Запада в античной культуре Средней Азии – Узбекистан. – с.176-197.
Литвинский Б.A., Окладников А.П., Ранов В.A. Древности Кайрак-Кумов (Древнейшая история Сев. Таджикистана). – Душанбе: Тр. АН Тадж. ССР, т. 33, 1962.
Литвинский Б.A., Окладников А.П., Ранов В.A. Древности Кайрак-Кумов (Древнейшая история Сев. Таджикистана). – Душанбе: Тр. АН Тадж. ССР, т. 33, 1962.
Теплоухов С.А. Опыт классификации древних металлических культур Минусинского края//Матер. по этнографии. Т. 4. Вып. 2. – Л.: 1929. – С. 41-62.
Эрлих В.А. Вопросы периодизации бронзового века Западной Сибири в 1960-середине 1970-х гг. в отечественной литературе. – Вестник Омского университета,1999, Вып.2. – С.59-67.
Ымыяхтахская культура.
Варенов А.В. Новая культура эпохи бронзы из китайской части Алтая (г. Новосибирск)//Древности Алтая. Известия лаборатории археологии №4. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайский Государственный университет эколого-экономический регион «Алтай». 1999.
Кызласов Л.Р. Очерки по истории Сибири и Центральной Азии. Красноярск: Из-во Красноярского университета,1992. – С.14.
Теплоухов С.А. Опыт классификации древних металлических культур Минусинского края//Матер. по этнографии. Т. 4. Вып. 2. – Л.: 1929. – С. 41-62.
Косарев М.Ф. О происхождении ирменской культуры//Памятники каменного и бронзового веков Евразии. – М.: 1966. – С.169—175.
Обыденнов М.Ф., Шорин А.Ф. Археологические культуры позднего бронзового века древних уральцев (черкаскульская и межовская культуры). – Екатеринбург: 1995.
Сальников К.В. Очерки древней истории Южного Урала. – М.: 1967; Обыденнов М.Ф. Ареал межовской культуры позднего бронзового века и характеристика поселений на Южном Урале//Энеолит и бронзовый век Урало-Иртышского междуречья: Межвуз. сб. Ч., 1985; Он же. Археологические культуры позднего бронзового века древних уральцев (черкаскульская и межовская культуры)/М.Ф. Обыденнов, А.Ф. Шорин. – Екатеринбург: 1995.
http://e-history.kz/ru/contents/view/906© e-history.kz
Евдокимов В.В. Заключительный этап эпохи бронзы Кустанайского Притоболья//Вопросы периодизации археологических памятников Центрального и Северного Казахстан. – Караганда. – С. 68-79.
Бейсенов А.З., Солобовников К.Н. К характеристике донгальских погребений могильника Кызыл/Маргулинские чтения – 2011//Материалы международной археологической конференции, Астана, 20-22 апреля 2011 г. – Астана: ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2011. – С.210. – ISBN 9965-31-464-0.
Геродот. История. Перевод и примечания Стратановского Г.А. – М.: НИЦ Ладомир, АСТ. 1999. – С.239.
Кетская проблема//Этногенез народов Севера. – М.: Наука, 1980. – С.135. Этническая история народов Севера. – М.: Наука, 1982. – С.109.
Курилов Г.Н. Юкагирско-русский словарь. – Новосибирск: Наука, 2001. – с.89.
Геродот. История. Перевод и примечания Стратановского Г. А. – М.: НИЦ Ладомир, АСТ. 1999. – С.239.
Правящий род и у аримаспов, и у предков скифов и у исседонов был один и тот же.
Усть-Ордынский Бурятский АО.
Луньков и др., 1996. См. Черемисин С.А., Горюнова О.И. К вопросу о переходном периоде к раннему железному веку на побережье озера Байкал (по материалам многослойного поселения Катунь I)//Проблемы археологии и этнографии Сибири и Дальнего Востока. Т. 2. – Красноярск: 1991.
Черемисин С.А., Горюнова О.И. К вопросу о переходном периоде к раннему железному веку на побережье озера Байкал (по материалам многослойного поселения Катунь I)//Проблемы археологии и этнографии Сибири и Дальнего Востока. Т.2. – Красноярск: 1991.
Цэпаньская культура (VIII – II вв. до н.э.) представлена памятниками в таежном Северном Приангарье. Наиболее значительны и интересны стоянка и могильник Отика, Сосновый мыс (стоянка и могильник), Слопцы, Сергушкин I, Капонир и другие. Культура обнаруживает черты, восходящие к глазковскому кругу культур (керамика, камень), а также проявляется большой компонент степного южного происхождения (петроглифы с изображениями горных козлов, скифских котлов, а кроме того – бронзовые и костяные наконечники стрел, бронзовое литье в скифо-сибирском зверином стиле). Население занималось охотой, рыболовством, а также имело высокоразвитое бронзолитейное производство. При этом бронза не вытесняет камень и кость. Не было также и железных изделий.
Привалихин В.И. Ранний железный век Северного Приангарья: (цэпаньская культура): автореферат диссертации канд. ист. наук В.И. Привалихина. – Кемерово: 1993. – с.25. Цэпаньская культура (VIII-II вв. до н.э.) представлена памятниками в таежном Северном Приангарье. Наиболее значительны и интересны стоянка и могильник Отика, Сосновый мыс (стоянка и могильник), Слопцы, Сергушкин I, Капонир и другие.
Культура обнаруживает черты, восходящие к глазковскому кругу культур (керамика, камень), а также проявляется большой компонент степного южного происхождения (петроглифы с изображениями горных козлов, скифских котлов, а кроме того – бронзовые и костяные наконечники стрел, бронзовое литье в скифо-сибирском зверином стиле). Население занималось охотой, рыболовством, а также имело высокоразвитое бронзолитейное производство. При этом бронза не вытесняет камень и кость. Не было также и железных изделий.
Привалихин В.И. Ранний железный век Северного Приангарья: (цэпаньская культура): автореф. дис. канд. ист. наук В.И. Привалихина. – Кемерово: 1993. – С.170.
Низовья Селенги, правобережье реки Уды, восточное побережье Байкала.
Тырганская культура в источниках носит название культуры плиточных могил тырганского типа.
Хоторукская культура в источниках носит название культуры плиточных могил хоторукского типа.
Туркин Г. В. Современные представления о погребально-поминальной обрядности населения Предбайкалья (эпоха поздней бронзы – раннего железа)//Социогенез Северной Азии/Материалы региональной научно-практической конференции. 12-15 ноября 2003 г. – Иркутск: 2003.
Чулуцкий этап культуры плиточных могил XIII-VIII вв. до н.э.
Ацайский этап культуры плиточных могил VIII-VI вв. до н.э.
Цыбиктаров А.Д. Особенности памятников культуры плиточных могил в Прибайкалье как источников по изучению взаимоотношений древних групп населения в Байкальском регионе (к постановке проблемы)//Известия Лаборатории древних технологий №2 (19) 2016 – с.46. – ISSN 2415-8739.
У представителей культуры плиточных могил выявлены Y-хромосомные гаплогруппы Q1b2(Y1151; Y1150), Q1a1(F1096), Q1a1a1(M120; M265), G2a2b2a1a1c1a2a1a(FGC226; G-FGC249). См. Choogwon Jeong et al. A dynamic 6,000-year genetic histori of Eurasias Eastern Steppe. От 3 ноября 2020.
Крюков М.В., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы: проблемы этногенеза. – М., 1978. – С. 179-184.
Название культура получила по могильнику Мачжуан.
900-500 гг. до н.э.
Могильник Саньцзяо. См. С.А. Комиссаров, Д.П. Шульга, Н.А. Сутягина. Культура шацзин (Ганьсу, Китай): основные памятники и вопросы хронологии. Институт археологии и этнографии СО РАН. Новосибирский государственный университет. Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС при Президенте РФ. Государственный Эрмитаж. – С. 336-339. file:///C:/Users/User/Desktop/%D1%88%D0%B0%D1%86%D0%B7%D0%B8%D0%BD-2017_0336-0340.pdf
Шульга П.И. Археологические культуры Северного Китая в раннем железном веке. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. – Новосибирск: 2017.
Могильники Сиган, Чайваньган, Хамадунь, Люхудунь.
Шульга П.И. Археологические культуры Северного Китая в раннем железном веке. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. – Новосибирск: 2017. – с. 15.
Могильники Чайваньган, Люхудунь, Шацзин.
Шульга П.И. Археологические культуры Северного Китая в раннем железном веке. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. – Новосибирск: 2017. – с. 15.
Шульга П.И. Археологические культуры Северного Китая в раннем железном веке. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. – Новосибирск: 2017. – с. 49.
Могильники Хамадунь, Шацзин.
Могильники Сиган, Чайваньган.
Ханга́й (монг. Хангайн нуруу) – горный хребет в Монголии на территории западной и центральной частях Монголии, примерно в 400 километрах западнее столицы страны – Улан-Батора. Хангай представляет из себя плоскогорье, протяжённостью около 700 километров, вытянутое по линии северо-запад – юго-восток. На юге Хангай ограничен полупустынной Долиной Озёр, на западе – полупустынной Котловиной Больших Озёр, на севере – смежен с отрогами Восточного Саяна. С востока постепенно переходит в низкогорья, смыкающиеся с таковыми западных окраин гор Хэнтэй. На территории Хангая расположены аймаки Архангай, Баянхонгор, Уверхангай и Завхан.
Савинов Д.Г. Оленные камни в культуре кочевников Евразии. – СПб: СПбГУ. 1994. 208 с. ISBN 5-288-01245-8
Кирюшин Ю.Ф., Тишкин А.А. Основные этапы изучения скифской эпохи Горного Алтая//Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1999. – С. 70–75.
Материалы Международного симпозиума «Terra Scythica». – Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2011. – С. 272–290.
Шульга П.И. Синьцзян в VIII–III вв. до н.э. Погребальные комплексы. Хронология и периодизация: монография. – Барнаул: Изд-во Алт ГТУ, 2010. – с.148. – ISBN 978-5-7568-0335-8
Шульга П.И. Синьцзян в VIII–III вв. до н.э. Погребальные комплексы. Хронология и периодизация: монография. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2010. – 238 с. – ISBN 978-5-7568-0335-8
Место, откуда в этот район пришла эта группа населения, как и принадлежность к культуре, пока установить не удалось.
Ирты́ш – река в Китае, Казахстане и России, левый, главный приток Оби. Длина Иртыша составляет 4248 км, что превышает длину самой Оби на 598 км. Иртыш вместе с Обью – самый протяжённый водоток в России, третий по протяжённости в Азии и шестой в мире. Площадь бассейна – 1643 тыс. км². Годовой сток равен 94,6 км³.
Могильников В.А. К этнокультурной ситуации на Алтае в скифское время//Скифская эпоха Алтая. – Барнаул: АГУ. 1986.
Согласно результатам проведенных палеогенетических исследований, население алды-бельской культуры было представлено носителями нескольких Y-хромосомных гаплогрупп: R1a1ab2(Z93), N(M231), Q1b1a(L54), Q1b1a3(L330). См. Laura Mary etal//Human Genetics-Springer Nature, 2019. – April (vol. 138. iss.4) – P.411-423. Иными словами, доминирование в алды-бельском обществе принадлежало пришлым андроновцам, хоронившим своих покойников скорчено на боку. Именно по этой причине в богатых захоронениях и похоронены носители Y-хромосомной гаплогруппы R1a1ab2(Z93). Но в других захоронениях, присутствуют носители и местного населения (носители остальных гаплогрупп).
Могильников В.А. К этнокультурной ситуации на Алтае в скифское время//Скифская эпоха Алтая. – Барнаул: АГУ. 1986.
Лебедев А.Н. Неизвестные скифы: в поисках Легендарной Прародины. – М.: ЛитРес, 2022.
В составе Центрального Казахстана находится одна область – Карагандинская. В составе Северного Казахстана находится четыре области – Костанайская, Северо-Казахстанская, Акмолинская и Павлодарская. В состав Восточного Казахстана входит укрупненная Восточно-Казахстанская область. В состав Западного Казахстана входят Западно-Казахстанская, Мангистаусская, Актюбинская и Атыраусская области. В состав Южного Казахстана входят Кызылординская, Южно-Казахстанская, Жамбылская и Алмаатинская области.
Но выявлены и другие носители, в том числе: Y-хромосомной гаплогруппы R1a1a1b2(Z93), R1a1a1b2a(Z94), R1a1a1b(Z647), C2b(L1373), Q1a2a(L475, L53), Q1a1(F1215, F1096). См. Guido Alberto Gnecchi-Ruscone et al. Ancient genomis time transect the Central Asian Steppe unravels the history of the Scitians. Архивная копия от 18 августа 2021 на Wayback Machine, 26 Mar 2021.
В данном случае речь идет о территории Актюбинской области, расположенной к востоку от Мугоджар и о территории Атырауской области, расположенной к востоку от реки Урал.
Таиров А.Д. Ранние кочевники урало-казахстанских степей в VII-II вв. до н.э. 07.00.06 – археология. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. На правах рукописи. Российская академия наук Институт археологии.
Бейсенов А.З. Погребальные памятники и культово-ритуальные сооружения древних номадов Центрального Казахстана (7-2 вв. до н.э.).
Казахстан в сакскую эпоху. Коллективная монорафия. – Алматы. Институт археологии им. А.Х. Маргулана, 2017. – С. 52.
Баитовская культура послужила одним из компонентов в сложении кашинской культуры южно-таежного Тоболо-Ишимья. См. Корякова Л.Н. Культурно-исторические общности Урала и Западной Сибири. – Екатеринбург: 1991, Матвеева Н. П. Ранний железный век Приишимья. – Новосибирск: 1994.
Корочкова О.Н., Стефанов В.И., Стефанова Н.К. Культуры бронзового века предтаежного Тоболо-Иртышья (по материалам работ УАЭ)//ВАУ, 1991. Вып. 20.
Корочкова О.Н., Стефанов В.И., Стефанова Н.К. Культуры бронзового века предтаежного Тоболо-Иртышья (по материалам работ УАЭ)//ВАУ, 1991. Вып. 20.
Грач А.Д. Проблемы археологии и древней истории Центральной Азии в свете исследований Саяно-Тувинской экспедиции Института археологии АН СССР. См. Яйленко В.П. Всесоюзная научная сессия, посвященная итогам полевых археологических исследований 1972 г. См.http://annals.xleqio.ru
Тагарская археологическая культура, распространённая в 7-3 вв. до н.э. в Минусинской котловине, в районе Красноярска и восточной части Кемеровской области. Получила название по острову Тагарскому на Енисее напротив Минусинска.
Киселев С.В., Древняя история Южной Сибири, [ изд.], М., 1951; Гришин Ю.С., Производство в тагарскую эпоху. – М.-Л.: 1960 (Материалы и исследования по археологии СССР, Мв 90); Членова Н.Л., Происхождение и ранняя история племен тагарской культуры. – М.-Л.: 1967.
Вадецкая Э.Б. Археологические памятники в степях Среднего Енисея//Глава VI. Тагарская культура – Л.: 1986. 180 с.
Тагарская культура в своем развитии прошла три этапа – баиновский (8-5 вв. до н.э.), сарагашенский (5-3 вв. до н.э.) и тесинский (II в. до н.э. – I в. н.э.).
Захоронения скорчено на правом боку, трупосожжения, кенотафы обычно на древней поверхности с деревянными конструкциями, в каменных ящиках и в комбинированных по материалу сооружениях. Около погребений, на деревянных перекрытиях или на периферии могильников – следы кострищ, черепа медведей, скопления сосудов и кости животных. См. Матвеев А.В. Ирменская культура в лесостепном Приобье. – Новосибирск: 1993; Членова Е.Л. Памятники конца эпохи бронзы в Западной Сибири. – М.: 1994; Чича – городище переходного от бронзы к железу времени в Барабинской лесостепи. – Новосибирск: 2001-2004. Т. 1-2.
Толстов С.П. Итина М.А. Саки низовьев Сыр-Дарьи (по материалам Тагискена). Советская энциклопедия. – М.: 1973.
Корочкова О.Н., Стефанов В.И., Стефанова Н.К. Культуры бронзового века предтаежного Тоболо-Иртышья (по материалам работ УАЭ)//ВАУ, 1991. Вып. 20.
Дуке Х.И. Туябугузские поселения бургулюкской культуры. Институт археологии Академии наук Узбекской ССР. – Ташкент: «Фан», 1982. – с. 2.
Вайнберг Б.И. Куюсайская культура раннего железного века в Присаракамышской дельте Амударьи//Успехи среднеазиатской археологии. – М.: 1975. Вып. 3; она же. Памятники Куюсайской культуры//Кочевники на границах Хорезма. – М.: 1979.
Вайнберг Б.И. Скотоводческие племена в Древнем Хорезме/Культура и искусство Древнего Хорезма. – М.: Из-во Наука, Главная редакция восточной литературы, 1981. – С.123.
В рамках межовской культуры выделены 2 этапа развития: межовский (13—9 вв. до н.э.) и березовский (8 – начало 7 в. до н.э.).
Сальников К.В. Очерки древней истории Южного Урала. – М.: 1967; Обыденнов М.Ф. Поздний бронзовый век Южного Урала. – Уфа: 1986; его же. Поселения древних скотоводов Южного Приуралья. Вторая половина II тыс. до н.э. – Саратов: 1991.
Сальников К.В. Очерки древней истории Южного Урала. – М.: 1967; Обыденнов М.Ф. Поздний бронзовый век Южного Урала. – Уфа: 1986; его же. Поселения древних скотоводов Южного Приуралья. Вторая половина II тыс. до н.э. – Саратов: 1991.
Савельев Н.С. Месягутовская лесостепь в эпоху раннего железа. – Уфа: 2007. Культовые памятники горнолесного Урала. – Екатеринбург: 2004.
Таиров А.Д. Кочевники Арало-Каспия и Хорезма в V-IV вв. до н.э.
Граков Б.Н. Пережитки матриархата у сарматов//ВДИ; 1947. №3.
Ближайший этнос, который хоронил своих усопших точно так же как и восточноуральцы (вытянуто на спине головой на запад), проживал в это время в северокавказских и причерноморских степях – это новочеркасцы. Однако считать новочеркасцев основой в формировании блюменфельдцев, слишком сомнительно. В таком случае, на просторах азиатских степей следует искать другой этнос, который покойников хоронил точно так же как и восточноуральцы. Таким этносом были цяны культуры Цицзяпин (Нинся). Правда, головой на запад в вытянутом положении хоронила покойников и родовая знать царства Цинь, но считать, что основу восточноуральцев составила именно эта группа населения, было бы вообще глупостью. В то же время, такое положение покойников позволяет сделать вывод о родстве знати Цинь с населением культуры Цицзяпин. Но это уже совершенно другая история, которая к нашей теме отношения не имеет.
Обыденнов М.Ф. Поздний бронзовый век Южного Урала. – Уфа, 1986.
Потапов В.В. Об одной группе погребений из Саратовского Поволжья//Степи Евразии в древности и средневековье: Материалы Международной научной конференции посвященной 100-летию со дня рождения Михаила Петровича Грязнова. – Книга I. – Санкт-Петербург, 2002. – с. 213-216.
Дремов И.И., Семенова И.В. Материалы предсавроматского времени из Саратовского Поволжья//Проблемы археологии Юго-Восточной Европы. Тезисы докладов. – Ростов-на-Дону: 1998, – с.101, табл. XXVII.
Железчиков Б.Ф., Сергацков И.В., Скрипкин А.С. Древняя история Поволжья по письменным и археологическим источникам. – Волгоград: 1995; История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Ранний железный век и средневековье. – М.: 2000; Смирнов К.Ф. Савроматы. Ранняя история и культура сарматов. – М.: 1964.
Глазковский этап. Период охватывает середину III – середину II тыс. до н.э. Он характеризуется распространением на южном побережье Байкала захоронений южнобайкальского типа. Погребенные похоронены вытянуто, на спине, головой на север. Покойников помещали в берестяной чехол или накрывали берестяным полотном. См. Туркин Г.В., Харинский А.В. Могильник Шаманка II: К вопросу о хронологии и культурной принадлежности погребальных комплексов неолита – бронзового века на Южном Байкале.
В кн.: Известия Лаборатории древних технологий. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2004. – Вып. 2., – с. 124-158. Мовсесян А.А., Пежемский Д.В. Ранненеолитическое население Южного Байкала по данным о дискретно-варьирующих признаках на черепе (могильник Шаманка II)//Вестник Московского университета. Серия 23: Антропология. – 2013. – № 3. – С. 54–63.
На территории Самарской области погребения блюменфельдской культуры открыты у сел Андреевка и Виловатое Богатовского района. Гвардейцы, Борского района, Преполовенка и Сосновка, Безенчукского района, Хрящевка, Ставропольского района, у хутора Истомина, Волжского района, и близ совхоза Березняки, Кинель-Черкасского района.
Андроновская культурно-историческая общность 16-12 вв. до н.э. См. http://sspa.bashtel.ru
Население баланбашской культуры хоронило покойников на спине с подогнутыми ногами. Ноги были подтянуты пятками к тазу и стояли коленями вверх. Руки согнуты в локтях, кистями лежали на груди и тазовых костях, а иногда положены на плечи, редко вытянуты вдоль тела. В большинстве случаев покойники уложены головой на юго-восток и восток.
Встречаются погребения, в которых покойники лежат скорчено на левом и правом боку (Абашево, Васюковский могильник), а также вытянутые на спине (Абашево, Катергино). Встречаются единичные случаи, когда покойник уложен головой на северо-восток, северо-запад и даже, на юг. Но, перечисленные случаи, следует связывать с нахождением на территории баланбашской культуры соседних этнических групп.
У шести представителей срубной культуры, живших 3900—3200 лет назад, была обнаружена Y-хромосомная гаплогруппа R1a (субклады R1a1(M459), R1a1a(M17, M198), R1a1a1b2(F992/S202/Z93), R1a1a1b2a2a(Z2123), у 14 представителей были определены митохондриальные гаплогруппы U5a1 (2 образца), U5a1f2, U5a2a1, K1b2a, I1a1, T1a1, T2b4, J2b1a2a, H2b, H3g (2 образца), H5b, H6a1a. Возможно, что к описываемому времени ситуация в плане ДНК-гениалогии на территориях срубных культур осталась неизменной. См. Iain Mathieson et al. Eight thousand years of natural selection in Europe, 2015.
Новочеркасцы, как и их потомки, были представлены носителями двумя субкладами Y-хромосомной гаплогруппы: R1a(Z645) и R1a2c(B111), а так же носителями митохондриальных гаплогрупп H35, U2e2, U5a1b1. То есть, состояли из протоиндоевропейцев.
Подробней смотри: Лебедев А.Н. Неизвестные скифы: в поисках Легендарной Прародины. – М.: ЛитРес, 2022.
Умман-манда (буквально «орда неизвестно откуда») – собирательный термин, использовавшийся в конце III – середине I тысячелетий до нашей эры в Месопотамии в отношении несемитских и нешумерских народов, проживавших к северу и северо-востоку от региона. «Умман-манда» прилагалось ко всем северным кочевникам. См. "Umman-manda" (англ.). oracc.museum.upenn.edu.
Киаксар, иногда Киаксар II (Увахшатара) – царь Мидии в 625 – 585 годы до н.э. Некоторые историки идентифицируют его с киммерийский царем Сандакшатрой. См. Rea C. The Assyrian Exile. Israel’s Legacy in Captivity. – Wordclay, 2008. – P. 140, 144. – ISBN 1604811730., Hommel F. The Civilization of the East/Translated from the German by J. H. Loewe. – Boston: Adamant Media Corporation, 2005. – P. 132. – (Elibron Classics). – ISBN 1421243482.
Ельницкий Л.А. Скифия евразийских степей Ист.-археол. очерк. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1977. – С. 24. Архивная копия от 19 февраля 2022 на Wayback Machine.
Кобанская культура представлена тремя территориальными группами. Первая – западная (она же кабардино-пятигорская, она же западно-кобанская, она же каменномостско-березовская). Могильные сооружения: массивные гробницы или каменные ящики, в плане приближающихся к квадрату. Вторая группа – центральная, она же северо-осетинская. Могильные сооружения: каменные ящики прямоугольной формы кобанского типа и могилы-колодцы, обложенные булыжником. Третья группа – восточная, она же грозненская. Могильники в форме грунтовых могил, заваленных булыжником, подкурганными захоронениями.
См. Крупнов Е.И. Памятники Кобанской культуры Северного Кавказа//Древняя история Северного Кавказа. – Москва: Наука, 1960.
У образцов из могильника Клин-Яр 3 (IX—VII века до н. э.), находящегося в одноименном эпонимном урочище на западной окраине Кисловодска, определены Y-хромосомная гаплогруппа E1a2a1b1b и митохондриальные гаплогруппы J1b1, H20a. У образцов из могильника Заюково-3, расположенного близ села Заюково в Баксанском районе Кабардино-Балкарской республики (VIII—V века до н. э.), определены Y-хромосомные гаплогруппы D1a2a1, G2a1a, R1b1a1b. См. Eugenia Boulygina et al. Mitochondrial and Y-chromosome diversity of the prehistoric Koban culture of the North Caucasus, 2020.
Eugenia Boulygina, Svetlana Tsygankova, Fedor Sharko, Natalia Slobodova, Natalia Gruzdeva. Mitochondrial and Y-chromosome diversity of the prehistoric Koban culture of the North Caucasus (англ.)//Journal of Archaeological Science: Reports. – 2020-06. – Vol. 31. – P. 102357. – doi:10.1016/j.jasrep.2020.102357. Архивировано 17 октября 2020 года.
Eugenia Boulygina, Svetlana Tsygankova, Fedor Sharko, Natalia Slobodova, Natalia Gruzdeva. Mitochondrial and Y-chromosome diversity of the prehistoric Koban culture of the North Caucasus (англ.)//Journal of Archaeological Science: Reports. – 2020-06. – Vol. 31. – P. 102357. – doi:10.1016/j.jasrep.2020.102357. Архивировано 17 октября 2020 года.
Пуми (другие названия: пуинми, пушими, пэйми, бо, люлюпа, кит.普米族 пиньинь Pǔmǐ Zú) – народ в Китае, проживающий в провинциях Сычуань и Юньнань, численность которого составляет 50 тыс. человек (оценка). Говорят на языке пуми, относящимся к цянской группе тибето-бирманской подсемьи сино-тибетской языковой семьи, также распространены китайский и тибетский языки. Имеются два диалекта, резко отличающиеся друг от друга – южный и северный. См. Решетов А.М. Национальные меньшинства КНР. Тибето-бирманские народы. Пуми//Народы Восточной Азии/Глав. ред. Чебоксаров Н.Н. – М.-Л.: Наука, 1965. – С. 524—525.
Павел Оросий. См. Куклина И.В. Этнография Скифии по античным источникам. – Л.: Ленинградское отделение из-ва Наука, 1985. – С.52.
Iain Mathieson et al. Eight thousand years of natural selection in Europe, 2015.
Альборова И.Э. и соавторы. Особенности генофонда лазов и имеретинцев по данным о полиморфизме Y-хромосомы//Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25241
У представителей срубной культуры была обнаружена Y-хромосомная гаплогруппа R1a (субклады R1a1(M459), R1a1a(M17, M198), R1a1a1b2(S466/Z280, S204/Z91), R1a1a1b2a2a(Z2123). См. Iain Mathieson et al. Eight thousand years of natural selection in Europe, 2015.
Кикешев Н. История Евразии. Истоки. Гипотезы. Открытия. Том 2. Великие исходы. – М.: Институт мировых цивилизаций, 2018. – с.127.
Город Гюмри находится на востоке центральной части исторической Армении, в области Ширак, появиля в бронзовом веке и известен как Кумайри. Город был, по всей видимости, центром киммерийцев, осевших в древнеармянских областях Вананд, Ширак и Айрарат. В урартских летописях VIII века до н.э. неоднократно упоминаются походы крартов в район Гюмри (страну Эриахи). См. Я. Манандян. Труды. Т. VI. – Ереван: АН Армянской ССР, 1985. – С. 18—19.
У представителей абашевской культуры основная мужская линия была представлена носителями Y-хромосомной гаплогруппы R1a(Z93).
Из 14 исследованных генетиками людей Срубной культуры, живших на территории современной Самарской области, 6 были мужчинами и 8 – женщинами. Все мужчины оказались носителями отцовской гаплогруппы R1a, у троих была более точно установлена линия R1a1a1b2a2a(Z93). Мужчины и женщины имели материнские гаплогруппы H3g (2), J2b1a2a, T2b4, U5a1f2, U5a1, H5b, K1b2a, I1a1, T1a1, U5a1, H6a1a, U5a2a1 и H2b. (Iain Mathieson et al. Eight Thousand Years of Natural Selection in Europe//https://www.biorxiv.org/content/early/2015/10/10/016477?%3Fcollection=).
К сожалению, в литературе не удалось найти описания форм захоронения покойников в белогорской культуре. По этой причине затруднительно давать характеристику населению названной культуры.
Бабушкин В. Белогорская культура. https://proza.ru/2016/03/18/848
Сальников К.В. К вопросу о происхождении ананьинской культуры//СЭ, 1954. № 4; Он же. Очерки древней истории Южного Урала. М., 1967. Шорин А.Ф. Институт истории и археологии УрО РАН, 1998-2004.
СИЭ. – М.: СЭ, т.1. 1961. – С.482-483.
СИЭ. – М.: СЭ, т.1. 1961. – С.482-483.
Членова Н. Л. Связи культур Западной Сибири с культурами Приуралья и Среднего Поволжья в конце эпохи бронзы и начале железного века. – В кн.: Проблемы западносибирской археологии. Эпоха железа. – Новосибирск: 1981. – с. 4-42.
Тюрин А.М. Венгры, Генетика. Согласование исторических свидетельств, лингвистических и генетических данных, характеризующих венгров. 2009 год. http://www.chronologia.org/.
N1c1(M178/L708/Y9022) встречается у коми, удмуртов, русских.
Редкая азиатская ветвь R1b1b(PH155), то есть сестринская для упомянутой R1b1a(L754) линия, определена у двух таримских мумий. См. Extended Data. Table 1. A summary of the Bronze Age Xinjiang individuals reported in this study. Дата обращения: 31 октября 2021. Архивировано 29 октября 2021 года.Fan Zhang et al. The genomic origins of the Bronze Age Tarim Basin mummies Архивная копия от 30 октября 2021 на Wayback Machine//Nature, 2021.
Истомин Ф. Зыряне. Статья на encyclopediya.ru. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/151945#cite_note-Komi2-7[8]
Карл Саган.
Мурзин В.Ю. Происхождение скифов: основные этапы формирования скифского этноса. – К.: Наукова думка, 1990. – С.36.
Павел Оросий. См. Куклина И.В. Этнография Скифии по античным источникам. – Л.: Ленинградское отделение из-ва Наука, 1985. – С.52.
Приволжьем в нашей книге будут называться территории, расположенные к западу от Волги.
Здесь у Диодора Сицилийского, так же как и у Павла Оросия и у Геродота, Араксом названа Волга.
Латышев В.В. Известия древних авторов о Скифии и Кавказе//ВДИ. – 1949. – №4. – С.250. См. Мурзин В.Ю. Происхождение скифов: основные этапы формирования скифского этноса. – К.: Наукова думка, 1990. – С.75.
Араксом у Страбона и Геродота названа река Волга.
Карл Саган.
Геродот. История. Перевод и примечания Стратановского Г.А. – М.: НИЦ Ладомир, АСТ. 1999. – С.238-239.
Здесь, так же как и у Геродота, Араксом названа Волга.
Латышев В.В. Известия древних авторов о Скифии и Кавказе//ВДИ. – 1949. – №4. – С.250. См. Мурзин В.Ю. Происхождение скифов: основные этапы формирования скифского этноса. – К.: Наукова думка, 1990. – С.75.
Заволжьем в нашей книге будут называться территории, расположенные к востоку от Волги, в то время как Поволжьем будем называть территории, расположенные на ее правобережье.
Букее́вская Орда́ (Внутренняя Орда, Внутренняя Кирги́зская орда́, Букеевская орда) – казахское полуавтономное государственное образование и ханство в составе Российской империи, существовавшее в 1801—1849 в междуречье Урала и Волги, созданное по решению императора Всероссийского Павла I, который в 1801 году дал свое соизволение пяти тысячам семей из Младшего жуза переселиться из-за реки Урал на российские земли (ранее эта территория принадлежала вассальному России Калмыцкому ханству упраздненному в 1771 году). Административно входило в Астраханскую губернию. См. Внутренняя киргизская орда//Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). – СПб.: 1890—1907.
СЭ т.2. – М.: ГНИ СЭ, 1962. – С.802.
Колесник В.И. Последнее великое кочевье: Переход калмыков из Центральной Азии в Восточную Европу и обратно в XVII и XVIII веках – М.: Восточная Лититература РАН, 2003 – с.149.
Колесник В.И. Последнее великое кочевье: Переход калмыков из Центральной Азии в Восточную Европу и обратно в XVII и XVIII веках – М.: Восточная Лититература РАН, 2003 – с.149-150.
Колесник В.И. Последнее великое кочевье: Переход калмыков из Центральной Азии в Восточную Европу и обратно в XVII и XVIII веках – М.: Восточная Лититература РАН, 2003 – с.149-150.
Колесник В.И. Последнее великое кочевье: Переход калмыков из Центральной Азии в Восточную Европу и обратно в XVII и XVIII веках – М.: Восточная Лититература РАН, 2003 – с.149-150.
Могильники чернолесской культуры содержат как трупоположения (под насыпными курганами), так и трупосожжения (в урнах), причем последние превалируют на поздней стадии развития культуры. См. Гимбутас М. Славяне с 750 до нашей эры до 500 нашей эры – Ранний Железный век. Дата обращения 15 февраля 2008. Архивировано 12 ноября 2008 года. В кургане № 52 у с. Оситняжка в огромной квадратной яме (7X7X2,3 м), обложенной и перекрытой деревом, захоронено 7 покойников. Трое из них положены на перекрытии ямы в вытянутом положении, головой на восток. Четверо лежали в той же позе, головой на запад. Покойники лежали или на вымостке из плит на древнем горизонте, или в ямах с деревянным перекрытием, выложенных по стенам и полу каменными плитками, или в каменных ящиках, окруженных кромлехом.
В Луке Врублевецкой погребенные по большей части лежали скорченно на правом боку, головами на северо-запад и юго-восток. Как правило, их от 2 до 6 в гробнице. Всего 2 трупосожжения в урнах обнаружены в 2 из 8 курганов у Луки Врублевецкой. Они находились в неглубоких ямах. Одна из урн была обложена камнями. Отличие подольских курганов от тясминских – в широком применении камня для насыпи и погребального сооружения. См.: https://arheologija.ru/belogrudovskaya-i-chernolesskaya-kulturyi/
Погребальные памятники бондарихинской культуры представлены грунтовыми могильниками с остатками трупосожжений и единичными курганными трупоположениями. Усопших кремировали на стороне, пережженные кости ссыпали в сосуды-урны или в грунтовые ямки. Обряд предусматривал захоронение остатков кремации в сосудах-урнах или небольших грунтовых ямках. Считается, что культура формировалась на базе марьяновской культуры и памятников малобудковского типа при непосредственном влиянии поздняковской и бережновско-маевской срубной культуры. См. Ильинская В.А., Бондарихинская культура бронзового века, «Советская археология», 1961, №1; Ковпаненко Г.Т., Племена ckiфського часу на Ворсклi. – К.: 1967.
Винокур І.С. Археологія України. – Тернопіль: Навчальна книга, Богдан, 2004. – С.172-173.
Лесков А.М. Курганы, находки, проблемы. – Л.: Ленинградское отделение Наука, 1981. – С.135.
Лесков А.М. Курганы, находки, проблемы. – Л.: Ленинградское отделение Наука, 1981. – С.93.
Кашуба М.Т.(Санкт-Петербург, Россия – Кишинев, Молдова).
Хахеу В. К вопросу о погребальном обряде позднегальштатского времени днестровско-карпатского региона (конец VII–V вв. до Р.Х.). Кишинев//Стародавнє Причерномор’я. – ОДЕСА: ОНУ, 2018. – С.568.
Трубникова Н.В. Племена городецкой культуры//Тр. Гос. историч. музея.– М., 1953.– Вып. 22.
Унштрутская культура (в разных источниках также унструцкая культура, вальтерслебенская культура) – археологическая культура среднего и позднего бронзового века. Название происходит от р. Унструт на территории Германии. Поздняя фаза данной культуры известна также как тюрингская культура. Связана с кругом культур полей погребальных урн. См. Marek Gedl, Archeologia pierwotna i wczesnośredniowieczna, część III Epoka brązu i wczesna epoka żelaza w Europie, Drukarnia Uniwersytetu Jagielońskiego, Kraków 1985.
Граков Б.Н. Ранний железный век. – М.: Изд-во МГУ, 1977. – 235 с.
Письмо наследника Синахериба своему отцу, царю Саргону II, перевод Л. Уотермена (№197, 1930—1936 года). См. Пиотровский Б.Б. История и культура Урарту: монография/Ответ. ред. И.А. Орбели. – АН Арм. ССР. Институт истории Арм ССР. – Ереван: Изд-во АН Арм. ССР (тип. ХОЗО НКВД Арм. ССР), 1944. – XII, 365 с.: илл., фото, карта. – 700 экз. – с. 110.
Современная Имеретия.
Манна (Мана; аккад. Mannai) – древнее государство, существовавшее в X—VII веках до н.э. в Передней Азии, к югу и востоку от озера Урмия (современный северо-западный Иран). Центр Маннейского царства находился в районе современного города Мехабад. Столицей был город Изирту.
У́рмия – бессточное солёное озеро, расположенное на Армянском нагорье между останами Восточный и Западный Азербайджан, на северо-западе Ирана. См. У́рмия//Словарь географических названий зарубежных стран/Отв. ред. А.М. Комков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Недра, 1986. – С. 385.
Черепов В.В. Китай и «Северная Зона» (3-1 тыс. до н.э.): культурные истоки Великого Шелкового пути. – С.-Пб.: Институт философии. 2016. – 12.
М. Лоу, Э.Л. Шонесси (M. Loeuwe, E.L. Shaughnessy), редакторы Кембриджская История Древнего Китая: От истоков цивилизации до 221 г. до н.э. © Cambridge University Press 1999, ISBN 9780521470308. Никола Ди Космо. Гарвардский университет Северные Рубежи в До-Императорском Китае (1500–221 г. до н.э.) http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1598730
Бродянский Д.Л. Кроуновско-Хунские параллели/Древнее Забайкалье и его культурные связи. Эдитор П.Б. Коновалов – Новосибирск: Академия наук СССР, 1985. – с. 46-50.
Ордос, Внутренняя Монголия.
М. Лоу, Э.Л. Шонесси (M. Loeuwe, E.L. Shaughnessy), редакторы Кембриджская История Древнего Китая: От истоков цивилизации до 221 г. до н.э. © Cambridge University Press 1999, ISBN 9780521470308. Никола Ди Космо. Гарвардский университет Северные Рубежи в До-Императорском Китае (1500–221 г. до н.э.) http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1598730
М. Лоу, Э.Л. Шонесси (M. Loeuwe, E.L. Shaughnessy), редакторы Кембриджская История Древнего Китая: От истоков цивилизации до 221 г. до н.э. © Cambridge University Press 1999, ISBN 9780521470308. Никола Ди Космо. Гарвардский университет Северные Рубежи в До-Императорском Китае (1500–221 г. до н.э.) http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1598730