По той простой причине, что началом любого повествования сужит дата, с которой такое повествование и начинается, стоит поискать такую дату и в нашем случае. Существует ли такая дата в скифской истории? Оказывается, существует.
Ряд первоначальных изысканий дают основание принять за дату прихода скифов в европейские степи 723 год до нашей эры. Основывается такое утверждение на двух показателях: первый показатель – это данные археологии. Второй же показатель – это письменные источники.
Данные археологии позволяют зафиксировать то, что примерно в это время (в 723 году до нашей эры) в степной полосе междуречья Дона и Днепра появляются памятники новочеркасской культуры, а в Прикамье – ананьинской культурно-исторической общности (ананьинской археологической культуры), ведущей свои истоки из степей Южного Урала.
Письменные источники фиксируют другое событие – дату появления в Закавказье киммерийцев, что косвенно указывает на какие-то события, произошедшие в Прикавказье1 и послужившие причиной необходимости переселения киммерийцев на новые территории. Об этом времени Павел Оросий писал следующее: «Сокрушительное вторжение киммерийцев и амазонок в Азию произошло в 30 год от основания Рима»2. Поскольку датой основания Рима считается 753 год до нашей эры3, то датой произошедших событий может быть только лишь 723 году до нашей эры.
Если руководствоваться здравым смыслом, как и событиями произошедшими в это время на территориях, находящихся к северу от Кавказского хребта, то перемещение части населения, проживавшего на этих территориях, на новые территории, не только необходимо чем-то объяснять, но и иметь в виду, что такие события происходили неоднократно, то есть, были растянуты во времени. К примеру, носитель новочеркасской культуры, которого как раз и считают киммерийцами, переселялся не только на запад (в степи Северного Приазовья), но и на юг (в Закавказье), да еще и неоднократно. Да к тому же, еще и в разное время.
Но тут появляется вполне себе закономерный вопрос, чем было вызвано переселение киммерийцев в Закавказье? Ростом численности самого населения новочеркасской культуры, или же реакцией на вторжение на территорию новочеркасской культуры соседей.
Есть тут и второй вопрос, как связано вторжение киммерийцев в Закавказье с появлением в европейских степях сколотов? И связано ли? Все дело тут в том, что приход предков скифов в волго-донские степи произошел намного позже 723 года. Сам факт появления сколотов в Закавказье зафиксирован в ассирийских клинописных источниках, датируемых временем правления ассирийского царя Асархаддона (680–660 гг. до н.э.)4. Именно это время названо временем появления в Закавказье нового населения, называемого всеми исследователями скифами. Да и Геродот об этом не забыл упомянуть в своей Истории.
И вот тут появляются два очередных вопроса. Первый вопрос звучит так, а был ли в 723 году контакт между киммерийцами и сколотами? Если он был, то это многое объясняет в причинах появления киммерийцев, как в Закавказье, так и к северу от Азовского моря. Но если такого контакта не было, то придется объяснять, кто был виновником появления киммерийцев не только в Закавказье, но и в степях Северного Приазовья?
Второй вопрос не менее интересен, кто подразумевается под киммерийцами в это время, новочеркасцы или же какой-то другой народ?
На эти и другие вопросы нам предстоит предоставить читателю ответы, а за одно и ознакомить его с обстановкой, царившей в то время как к северу от Кавказских гор, так и к югу от них.
При этом необходимо будет учесть то, что сколотам необходимо было время не только для того, чтобы проникнуть на новые территории (в Приволжье), но и закрепиться на них, отстояв свое право на проживание на этих территориях. Кроме того, вторжение в Закавказье не могло произойти в отсутствие у сколотов достаточного для этого количества сил (войск). Сделать это собственными силами сколоты могли только лишь в том случае, если в их стране достаточно длительный срок господствовал мир, благодаря которому численность населения сколотов значительно возросла. Как показывает история северокавказских и приволжских степей, такого, за столь короткое время (в одночасье), никогда не происходило. Где, в этом случае, сколоты взяли столь внушительные силы как для борьбы с киммерийцами, так и для вторжения в Закавказье? Наверное, у соседей! Но и тут не все так просто. Для налаживания добрососедских отношений с соседями сколотам нужно было время и внятная программа действий, понятная для таких соседей.
Вместе с тем, 723 год до нашей эры все-таки следует принять в качестве даты появления сколотов в зоне степей прилегающих к Европе. Это позволяет сделать предположение о том, что проникновение в страны Закавказья в этом же году населения, названного в письменных источниках киммерийцами, было вызвано именно приходом сколотов в Поволжье.
В то же время, если датой прихода сколотов в европейские степи (или в пограничье европейских степей) назвать 723 год до нашей эры, то в качестве даты исхода сколотов из Легендарной Прародины можно принять, хотя бы, 735-730 года до нашей эры.
В основе датировки такого события лежат уже материалы кургана Аржан, которые, даже несмотря на их архаичность и противоречивость, все-таки являются ключевыми в вопросе движения сколотов скифов на свою новую родину.
Безусловно, что имеется и другой археологический материал, относящийся к этой эпохе.
Но, прежде чем начать повествование, нам следует еще раз вспомнить о тех, с кем предкам скифов пришлось взаимодействать в процессе движения на Запад. Для этого нам придется окинуть взором пространство, раскинувшееся от Маньчжурии на востоке и до Причерноморья на западе, от Якутии – на севере и до Центрального Китая, Тибета, Средней Азии и Кавказа – на юге. То есть, нам предстоит вспомнить о тех, кто был соседями сколотов и кто окружал их в их движении по просторам Евразии.
Но перед этим мы сделаем небольшое уточнение; рассматривая этническое поле Евразии, мы некоторые этносы, народы и родовые группы будет называть по названию культур. Связано это с тем, что у подавляющего числа населения таких культур неизвестно ни название, ни самоназвание. В таких случаях, для лучшего восприятия информации, содержащейся в тексте, подобные названия будем писать прописным шрифтом.
Якутия. Территория к востоку от реки Лены была занята населением усть-мильской культуры (XIV-IV вв. до н.э.)5, которое является предком современных юкагиров и по языку относящимся к уральской языковой семье6. Своих покойников население усть-мильской, хоронило вытянуто на спине головой на юго-запад7.
Восточная Сибирь. На территории к западу от реки Лены и вплоть до Нижней Тунгуски, Енисея и до побережья Северного Ледовитого океана проживали потомки ымыяхтахской культуры – население, оставившее культуру зубчатой керамики8.
Покойников население зубчатой керамики хоронило вытянуто на спине головой на юго-запад, то есть, точно так же как и население усть-мильской культуры, что указывает на родство населения усть-мильской культуры и культуры зубчатой керамики между собой.
Прибайкалье. В бассейне Ангары (Южное Приангарье), в Приольхонье, в низовьях Верхней Ангары (север Байкала), в низовьях Баргузина и в низовьях Селенги (от Уды до Байкала) проживали аримаспы. Как нами было показано ранее, аримаспы были носителями бутухейской культуры (XIV-V вв. до н.э.)9. По сути Центральное, Северное и Восточное Прибайкалье было вотчиной аримаспов10. Как мы ранее выяснили, аримаспы являются одними из предков монголоязычных народов и носителями протомонгольского языка. Бутухейцы-аримаспы своих покойников хоронили вытянуто на спине головой на юго-восток.
Среди бутухейсцев-аримаспов в Приольхонье проживали потомки китойской культуры, оставившие культуру будунского типа (XI-VIII вв. до н.э.)11. На наш взгляд, разговорной речью будунцев следует признать один из языков уральской языковой семьи. Будунцы занималось пастбищным животноводством. О кочевом типе животноводства вряд ли стоит заводить речь: скорее всего, это было животноводство приусадебного типа. Группа была немногочисленой и, потому, захоронения этой группы встречаются крайне редко. Покойников будунцы хоронили вытянуто на спине головой на северо-запад. Это позволяет утверждать, что население этой группы было носителем Y-хромосомной гаплогруппы N1.
В районе Приольхонья проживали и потомки мальтанского населения, которые известны по культуре шумилихинского типа (IX-VIII вв. до н.э.)12. Шумилихинцы оказываются потомками древнейшего населения Прибайкалья.
Следует признать, что язык, на котором разговаривали мальтанцы, был древнейшей формой протоиндоевропейского языка. Но что именно представлял из себя этот язык, сегодня вряд ли удастся понять. Шумилихинцы были носителями Y-хромосомной гаплогруппы R1a.
Своих покойников шумилихинцы хоронили вытянуто на спине головой на север.
Сколоты тоже проживали в Приольхонье и известны по тырганской культуре. Тырганцы своих покойников хоронили вытянуто на спине головой на восток.
В Приольхонье численность тырганцев составляла примерно 2625 человек. Количество семей тырганцев могло насчитывать 523 единицы.
В Приольхонье в 16,6% от общего числа погребений, содержатся предметы вооружения13, что дает основания для предположения о том, что под рукой приольхонского бойла находилось около 86 бойцов14, готовых по первому его зову выступить на защиту тырганского населения.
В бассейне реки Куда проживала еще одна группа населения тырганской культуры. В Куданской долине численность тырганцев составляла примерно 3081 человек, что должно было свидетельствовать о проживнии в этом районе 618 семей. В Куданской долине количество вооруженного населения уже составляло 22,2% от общего числа тырганского населения, что подтверждается количеством предметов вооружения, содержащихся в погребениях15. То есть, под рукой куданского бойла находилось уже 137 бойцов16.
Если посчитать общее количество тырганского населения в Прибайкалье, то оно должно было насчитывать около 5706 человек и 1140 семей, проживающих в 54 кочевьях. Площадь пастбищ, находившаяся в распоряжении тырганцев, могла составить примерно 1900 кв. км17.
Как нами было установлено ранее, тырганцы, за исключением семьи бойла, в генетическом плане принадлежали к Y-хромосомной гаплогруппе C2(М217).
Рис.1. Карта археологических культур Прибайкалья 740 г. до н.э.
Забайкалье. Низовья Селенги (от Уды до Байкала) так же были заняты аримаспами. Но среди бутухейцев проживала группа населения, хоронившая покойников вытянуто на спине головой на восток и северо-восток18. Эта группа учеными пока никак не идентифицируется, но по ориентировке и положению покойников в погребениях выясняется, что такая группа является потомком или селенгинско-даурской (ХХ-XV вв. до н.э.), или тологойской культур.
Междуречье Селенги и Баргузина было занято населением доронинской культуры. Население этой культуры хоронило своих покойников скорченно на левом боку с ровной спиной головой на северо-восток. Но в этом же районе проживала и группа населения, хоронившая своих покойников скорчено на правом боку головой на юго-восток.
Южное побережье Байкала вследствии отсутствия обширных пастбищных угодий продолжало оставаться районом, в котором преобладало население, занимавшееся охотой, собирательством и рыбной ловлей. Здесь проживало население шиверской культуры (XIII-VIII вв. до н.э.)19. Своих покойников шиверцы хоронили в скорченном положении на боку ногами к руслу реки (течению реки). Встречаются на территории шиверской культуры захоронения как в вытянутом положении на спине, так и в сидячем положении, но все они ориентированы головой в верховья рек20.
Монголия. Степи Монголии (долина реки Селенги и ее притоков) были заняты населением-носителем культуры плиточных могил (XI-III вв. до н.э.)21.
Население названной культуры занималось коневодством и овцеводством22. Особенностью названной культуры было то, что могилы покойников имели ограды из каменных плит, а покойники в захоронениях были уложены на спину в вытянутом положении головой на восток, юго-юго-восток, юго-восток. Население культуры плиточных могил можно назвать ближайшими родственниками сколотов как в генетическом, так и в языковом отношении.
В Хэнтэе проживало население хэнтэйской культуры (XVIII-II вв. до н.э.)23. Население названной культуры, так же как и население культуры плиточных могил, занималось коневодством и овцеводством, но покойников население хэнтэйской культуры хоронило в положении на спине с поджатыми ногами головой на север лицом на восток. Если покойника хоронили в сидячем положении, то его лицо должно было быть обращено на юг.
К северо-востоку от хэнтэйской культуры (к северу от рек Онон, Шилка и Аргунь на юге и до хребта Яблоневого на севере) проживало население-носитель дворцовской культуры (XV-IV вв. до н.э.)24. Дворцовцы так же как и плиточники, занималось разведением коней. Своих покойников дворцовцы хоронили вытянуто на спине головой на северо-восток. Дворцовцы были носителями трех субкладов Y-хромосомной гаплогруппы С2, а именно; C2b(F1396), C2b1, C2b1a1.
Территория Центральной и Западной Монголии (к западу от территории культуры плиточных могил) была занята населением-носителем культуры херексуров25(XII-VII вв. до н.э.)26. Своих покойников население херексуров хоронило в положении вытянуто на правом боку головой на запад. По обряду захоронения они наиболее близки погребениям монгун-тайгинского типа и также практически полностью лишены сопроводительного инвентаря.
На территории крайнего юго-западного района Тувы (в Монгун-Тайге) и во всех горно-степных районах Тувы, вплоть до устья Хемчика в Саянском каньоне Енисея существовала монгун-тайгинская культура (XIII-VIII вв. до н.э.)27. Своих покойников население монгун-тайгинской культуры хоронило в положении вытянуто на правом боку, головой на северо-запад.
В западной Монголии (на территории аймака Ховд) в предгорных районах Восточного Алтая, существовала культура оленных камней (X-VII вв. до н.э.)28. Население культуры оленных камней хоронило своих покойников скорчено на правом боку головой на запад29.
Рис.2. Схема археологических культур восточной части Азии 730 г. до н.э.
Северо-Восток Китая. Бассейн реки Нонни был занят двумя культурами Байцзиньбао (X-V вв. до н.э.)30 и Пиньянг (770-476 гг. до н.э.)31.
Территория, расположенная к северу от этих культур была занята культурой Ханьшу I (950-650 гг. до н.э.).
Территория к юго-востоку от этих двух культур была занята культурой Ситуаньшань (X-III вв. до н.э.)32.
Низовья реки Сунгари (Южное Приморье от озера Ханка до морского побережья) были заняты кроуновской культурой (I тыс. до н.э. – I тыс. н.э.). Ведущая отрасль хозяйства – земледелие: разводили свиней, крупный рогатый скот, лошадей. Население своих покойников кремировало на стороне с последующим захоронением кремированных останков (костей со следами огня) под курганной насыпью33.
Среднее течение Амура (от Благовещенска до Комсомольска на-Амупе) было занято урильской культурой (XIII/XII-V/IV вв. до н.э.)34.
Южная часть дальневосточного Приморья была занята янковской культурой (IX-IV вв. до н.э.). Население янковской культуры хоронило своих покойников под жилищами в неглубоких ямах. Покойника укладывали вытянуто на спину головой на юг35. Население янковской культуры было носителем Y-хромосомной гаплогруппы N1a(F1206)36.
Лохэ. Территория к югу от реки Ло (Лохэ) до полуострова Ляонин была занята культурой Верхний Сяцзядянь (1100-600 гг. до н.э.)37. Особенностью этой культуры является то, что доминирующие в обществе группы в генетическом плане принадлежали к двум Y-хромосомным гаплогруппам, одна из которых известна как C2(М217). Но на данной территории проживали и представители еще одного субклада – C2е38, представленные двумя подгруппами- C2e1 и C2e1a. Население, занимавшее доминирующие позиции в бассейне реки Ло, хоронило своих покойников вытянуто на спине головой на юго-восток и на восток.
Но в обществе сяцзядяньцев проживали и представители других Y-хромосомных гаплогрупп: потомки культуры Хуншань, бывшие носителями Y-хромосомной гаплогруппы N1 (N1a, xN1c)39.
В составе населения культуры Верхний Сяцьзядянь (Xiajiadian) проживали и потомки культуры Нижний Сяцзядянь, представленные двумя субкладами Y-хромосомной гаплогруппы О3, а именно: O3a(M324) и O3a3c(M117)40.
Власть в стране принадлежала правящей семье – Сю41. В данной культуре важную роль играла лошадь, что видно по находкам лошадиных останков и конской сбруи в памятниках данной культуры42.
К северу от Центрального Китая. Степные просторы севера китайских провинций Хэбэй, Шаньси, Шэньси, и Хэнань были заняты культурой Чаодаогоу (IX-VIII вв. до н.э.)43. Своих покойников население культуры Чаодаогоу хоронило вытянуто на животе лицом вниз (ничком) головой на восток. Население занималось животноводством.
Ордос был занят потомками ордосской бронзовой культурой44. Население было родственным населению культуры Чаодаогоу и своих покойников хоронило точно так же; вытянуто на животе лицов вниз (ничком) головой на восток. В китайских источниках население, проживавшее к северу от Ордоса, названо Гуйфанг45.
Население занималось животноводством.
В науке, если она развивается, любой результат – промежуточный.
Инкогнито. Территория к северу от чжоуских царств Китая и к западу от культуры Верхний Сяцзядянь была занята населением, названным китайцами жунами. Однако какую-либо культуру, с которой можно было бы идентифицировать жунов, пока назвать невозможно. Но не все так безнадежно.
Во всех китайских источниках полным-полно информации о населении, проживавшем в то время в горном поясе от Хингана до Синьцзяна, которое китайцы называли жунами46. В то же время, никакой информации о том, носителями какой именно археологической культуры были эти самые жуны, в источниках мы не найдем. Причина, на наш взгляд, кроется в идеологии. Китайцы, даже если и находят захоронения, относящиеся к жунам, то трактуют их или как варварские, или как незаслуживающие какого-либо определения, а значит и идентификации. Но еще хуже то, что такие захоронения китайцами фиксируются как свои, то есть, принадлежащие к какой-то «заблудившейся» части китайцев, а потому, не стоящей выделения в какую-то отдельную этническую или родовую группу, не говоря уже о культуре.
Но поскольку для нас эта информация важна, ибо помогает понять многие последующие события и не только те, которые призошли в этом районе, но и далеко на западе, нам придется остановиться на жунах более подробно.
Для начала посмотрим на само название. Слово жун (戎/族 – róng) состояло из слов «gē» (алебарда) и «guàn» (щит) и буквально звучало даже не как «жун», а как «róng», что переводилось как «боевой», «военный», «война» и «оружие». Более того, этот иероглиф читается еще и как «лучник»47.
Считается, что китайцы жунов делили на три группы: шаньжунов, цюаньжунов и сяожунов. Однако кажущаяся простота ситуации осложняется тем, что все эти группы упоминаются без привязки к местности.
Мы же, по причине удобства повествования, разобьем территорию проживання жунов не только на эти три группы, но еще и на три зоны, в которых это население и проживало.
Первую территорию, простиравшуюся от Хингана до Желтой реки (Хуанхэ), то есть к востоку от реки, назовем Восточной зоной.
Вторую территорию, простиравшуюся от Хуанхэ на запад до Ганьсу (включая Нинся), назовем Центральной зоной.
Третью территорию, простиравшуюся от Нинся до Западного Ганьсу, назовем Западной зоной.
В исторических таблицах Сымя Цяня жуны до 777 года до нашей эры вообще не упоминаются, что следует понимать как то, что древние китайцы жунов или не знали48, или с жунами не было столкновений и потому о них можно было и не писать. По этой причине, все население, с которым приходилось сталкиваться китайцам на своих северных и западных границах до этого момента, они по-прежнему называли цянами.
Восточная зона. Основная масса жунских групп проживала именно в Восточной зоне. В последующие времена некоторые их этих групп жунов вошли в состав бэйди.
На севере от царства Янь проживали шаньжуны, включавшие в свой состав людей известных как Учжонг (Wuzhong – 无终) и местонахождение которых, большинством исследователей, традиционно помещается в непосредственной близости от современного Пекина49.
Тут же проживали сяньюй и фэй.
Кроме этого в Восточной зоне китайцами упоминаются и такие группы жунов как цзянжуны, лежуны, гуаньжуны.
К примеру, в провинции Хэбэй жили племена: бэйжун (они же шаньжун), цзяши, сяньлюй, фэй, учжун.
В Хэнани50 и Шаньси51 проживали маожуны52, цянцзюжуны, луши, люсюй и дочэнь.
Центральная зона. На этой территории проживали жуны, получившие общее название жунди. Они обитали среди китайского населения, не смешиваясь с ним. К примеру, в Шэньси проживали дажуны, лижуны и цюаньжуны. К жунскому племени принадлежали и кочевые племена лэуфань и баянь. Но лэуфань вначале проживали в Шаньси (в области современной Тайюань) и в Ордос переселились значительно позже.
Между Хуанхэ и Вэй (севернее устья Вэй) проживали икюйские жуны.
Жунов проживавших в Шэньси53 и в Нинься китайцы называли цюань-жунами («собаки-жуны»54, «собаки-воины»55, «собачье племя»). Как видим, выражение псы войны появилось отнюдь не в двадцатом веке. Цюань-жуны56 также назывались цюаньи или куньи57 (хуньи)58, что позволяет предположить, что они имели какое-то родстово с населением, которое китайцами выделялось из общей массы жунов и именовалось как «и». То есть, эта группа цянов чем-то отличалась от остальных цянских групп.
Цюань-жуны (цюаньи) состояли из двух объединений, таких как дажуны(даи) и лижуны (лии).
Согласно устоявшейся точке зрения, в Период Сражающихся царств цюань-жуны говорили на языках тибето-бирманской группы, что, естественно, после сделанного нами обзора, вызывает правомерное недоверие.
Западная зона. В Западной зоне в Ганьсу проживали сяо-жуны.
Но, как уже отмечалось, названий родов и народов полно, а вот какой-либо культуры, с которой можно было бы сопоставить жунов, нет. Нас же интересуют факты и конкретика. Если есть этническая или родовая группа, то это значит, что она просто обязана иметь какую-то свою внешнюю отличительную черту. Возможно ли, такую черту обнаружить? Оказывается, возможно.
Для начала предлагаем обратить внимание на захоронения в погребениях культур эпохи, следовавшей за временем переселения сколотов на запад и обнаруженных все в тех же перечисленных нами горных районах: север чжоуских царств, Шэньси, Нинся, Центральный Ганьсу.
Во всех перечисленных районах фигурирует несколько видов захоронений, в которых покойники уложены вытянуто на спине головой на север (в 9 могильниках из 13), на восток (в 9 могильниках из 13), на запад (в 4 из 13), на северо-запад (в 2 могильниках из 13).
Вторая группа состоит из захоронений, в которых погребенные похоронены скорчено на боку. Но отличительной особенностью таких захоронений является то, что нет указания на то, на каком боку лежал погребеный и в каком направлении был ориентирован головой. Такие могильники все расположены в Ганьсу и их насчитывается 3 из 5.
Цель. А теперь, методом исключения (отсекая все лишнее), попробуем определить локализацию погребений.
Во-первых, погребения покойников вытянуто на спине головой на восток – это погребения «плиточников», которые появились тут после рассматриваемого нами времени (уже после 730 года до нашей эры). То есть, в погребении похоронен не жун, а сколот.
Во-вторых, погребения, в которых покойники уложены вытянуто на животе лицом вниз (ничком) и головой на восток – это погребения представителей культуры Чаодаогоу или Ордосской бронзовой. То есть, это тоже не жуны.
В-третьих, погребения, в которых покойники уложены скорчено на боку – это, скорее всего, признак принадлежности покойников к населению круга срубных культур или культур андроновского типа. Такие погребения располагаются в Западном Ганьсу (культура Лингтай). Следовательно, и это не жуны.
В-четвертых, погребения, в которых покойники уложены вытянуто на спине головой на северо-восток (Ганьсу) – это погребения населения дворцовской культуры, а значит, к жунам отношения так же не имеющие.
Поскольку, ни население, хоронившее своих покойников вытянуто на спине головой на восток, ни население, хоронившее своих покойников скорчено на боку, ни население, хоронившее своих покойников вытянуто на спине головой на северо-восток жунами признано быть не может, по той простой причине, что такое население появилось на названных территориях позже описываемых событий, нам остается разобраться с тем населением, которое хоронило своих покойников вытянуто на спине головой на запад и на север.
Вот из них нам и предстоит выяснить, кому они принадлежат?
Как нами уже отмечалось ранее, население, с которым китайцам приходилось контактировать и даже сталкиваться в Северной и Центральной зонах еще до жунов, было автохтоном этих мест, то их придется идентифицировать в качестве цянов. По этой причине, нам предстоит выяснить, не принадлежит ли часть захоронений именно этой родовой группе?
Выяснять придется и то, к какой родовой группе принадлежит вторая (оставшаяся) группа захоронений, в которой покойники уложены головой на север?
Тут, конечно же, можно предположить, что покойники, уложенные вытянуто на спине головой на север – это те же самые шумилихинцы с Прибайкалья или же их родственники. Можно! Если бы не слишком большая территория разселения и слишком малые людские ресурсы, которые находились в распоряжении шумилихинцев, чего для такого быстрого освоения такой огромной территории, конечно же, недостаточно. По этой причине, более вероятным выглядит утверждение о том, что шумилихинцы были частью того населения, которое мы и называем жунами, о чем мы и упоминали в первом томе59.
При этом стоит отметить, что захоронения покойников, уложенных вытянуто на спине головой на север, встречаются во всех трех зонах, в то время как захоронения покойников, уложенных вытянуто на спине головой на запад, только лишь в Восточной и Центральной зонах и полностью отсутствует в Западной зоне. Остается лишь понять, таковой ситуация была всегда или же только после 730 года до нашей эры?
Следовательно, причина присутствия во всех трех зонах (Восточной, Центральной и Западной) населения, хоронившего своих покойников вытянуто на спине головой на север, должна быть чем-то объяснена.
Должна быть объяснена и причина присутствие второй группы населения только лишь в Восточной и в Центральной зонах и хоронившего своих покойников вытянуто на спине головой на запад.
Закономерно возникает вопрос, кого считать жунами? Какую из двух родовых групп? То есть, на обе ли группы населения распространялось такое название? Или же каждая из них имела еще и свое отдельное название?
Первая искомая родовая группа. Поскольку население, хоронившее своих покойников вытянуто на спине головой на запад, проживало не во всех выделенных нами зонах, а только лишь в Восточной и в Западной, то на роль тех, вокруг кого шло формирование жунов, и кто назван жунами, это население не годится.
Тут же стоит вспомнить и о том, что территории, на которых расположены захоронения покойников, погребенных вытянуто на спине головой на запад, совпадают с территорией, на которой до появления жунов проживали цяны. Так может быть это они и есть?
Тут, с одной стороны, следует обратить внимание на содержание циньских могильников и, в частности, на особенность погребального обряда. Если подавляющее большинство циньских простолюдинов были похоронены в скорченном положении головой на запад60, то циньская знать своих покойников хоронила совсем не так. В погребениях представителей циньской знати покойника принято было укладывать вытянуто на спине с прямыми конечностями головой на запад. Такие погребения отличаются от погребений простолюдинов как по инвентарю, так и по конструкции могилы. Особенно наглядно эта характеристика прослеживается в рамках гробницы М2 в Дабаоцзышань, где «хозяин могилы» (циньский гун) и его ближние (родственники или чиновники) лежат с прямыми ногами, а принесенные в жертву слуги – с согнутыми61. Таким образом, в раннем циньском обществе существовало социальное разграничение, в котором одиночные погребения в скорченной позе, составляют от 70,3 до 93,7162 процентов. То есть, правящий род Цинь своих покойников хоронил точно так же как те, кто входил в состав жунов – вытянуто на спине головой на запад.
Это дает основание утверждать о том, что циньская элита сформировалась не на основе потомков местного населения (шанцев, как это и утверждается в китайских источниках), а на основе населения, принесшего с собой не только форму захоронения, но и позу с ориентировкой покойников в могилах по сторонам света.
Обратить внимание следует и на письменные источники, в которых содержатся слова Мэн Вэнь-туна о том что «первые правители наследственного владения Цинь, возникшего в X—IX веках до н.э., были выходцами из племени цюань-жунов» (Внучка Чжун-яня была выдана замуж за цяньского Сюй-Сюня63).
Но тут содержится одна очень важная неточность. Дело в том, что согласно китайским посчетам, свадьба Сюй-Сюня и внучки Чжун–яня состоялась, примерно в 1152 году до нашей эры64. То есть, задолго до завоевания Шан-Инь чжоусцами (1027 году до нашей эры) и до появления жунов на сцене истории – около 777 года до нашей эры. Иными словами, или речь идет не о цюань-жунах, а о цюань-цянах, или первый правитель удела Цинь никакого отношения к цянам не имеет.
Если речь идет о цюань-цянах, то именно с этого самого момента предки будущих правителей Цинь (Ин) обязаны были использовать особенности погребального обряда цянов. Иными словами, если до этого момента в похоронной традиции использовался способ укладывать покойников вытянуто на животе лицом вниз головой на восток, то с рождением у Сюй-Сюня наследника и возобладания его потомственной линии, покойников предки будущего циньского императора уже обязаны были укладывать вытянуто на спине головой на запад. То есть, точно так же как соплеменники Сюй-Сюня. В этом случае, придется констатировать тот факт, что цяны использовали именно такой способ погребения покойников.
Но если речь идет о жунах или их предках, то правитель Цинь мог к цянам и не принадлежать. Это значит, что автохтонные цяны использовали совершенно иной способ захоронения своих покойников, а способ захоронения, использовавшийся правителями Цинь, был принесен в Китай теми, кто пришел туда в чжоуском потоке.
По всем этим вопросам еще предстоит, как следует, разбираться. Пока же, примем сделанные нами промежуточные выводы о том, что во времена Чжоу элита цянов хоронила покойников вытянуто на спине головой на запад и продолжим наше повествование.
Интерпретация древними китайцами термина цян усматривается в бронзовой подвеске, найденной при раскопках чэ-ма кэна в Бацитунь65. На этом предмете с одной стороны подвески изображена голова человека, а с другой стороны – голова барана. Таким образом, изображение представляет собой воплощенный в бронзе иероглиф «цян», представляющий собой соединение двух иероглифов: человек и баран. Подвеска была найдена в погребении колесничего, которые в циньском обществе относились к аристократии, что свидетельствует именно о присутствии цянского компонента в составе элиты государства Цинь. Из-за присутствия элементов «овца» и «человек» в рисунке цян (qiang), в более поздних источниках цяны описаны как «пастухи». Но это лишь указание на род деятельности населения. Вопрос состоит в том, что означает этот термин, каково его происхождение и не искажен ли он древними китайцами?
Похоже, что цяны были не только пастухами овец, но еще и коневодами, так как некоторые их группы древние китайцы называли Ма Цян (Ma Qiang) 马羌 (Цян с лошадьми) или Duo Ма Цян (Duo Ma Qiang) 多马羌 (Цян со многими лошадьми).
Но не гнушались цяны и разведением свиней, которые у них служили в качестве обычного средства жертвоприношения. Такие жертвоприношения исчезли лишь к середине периода (Ахатела [Ahatela] 阿哈特拉 тип) (700–200 гг. до н.э.), уступив место жертвоприношениям рогатого скота и лошадей.
Наиболее постоянным врагом Шань-Инь были именно Qiangfang 羌方, или просто Цян (Qiang).
В китайской историографии велась оживленная дискуссия о происхождении циньцев. Некоторые ученые, ссылаясь на данные письменных источников, отстаивали восточное происхождение циньцев, тогда как другие обращали внимание на сведения, указывавшие на их тесную связь с западными жунами. В «Исторических записках» Сыма Цяня подробно излагается история общения (как мирного, так и вооруженного) Цинь с жунами, в том числе и их многочисленные брачные связи. По данным известного историка Цзянь Боцзаня, раннее население Цинь даже называлось «циньскими жунами»66. То есть, сами древние китайцы циньцев считали за варваров.
Итак, с теми, кто хоронил своих покойников вытянуто на спине головой на запад, мы разобрались. Это цяны.
Следовательно, когда-то в Центральной зоне проживало население, которое своих покойников хоронило вытянуто на спине головой на запад. Надо признать и то, что предки цюань-жунов сыграли значительную роль в истории Китая периода Западного и Восточного Чжоу67.
Правда, стоит заметить, что с теми, кого древние китайцы называли цянами, не все так просто. На наш взгляд, под цянами фигурируют несколько родовых групп, которые своих покойников хоронили вытянуто на спине головой на запад, к примеру, индоевропейцы. Более того, есть основания считать, что в Ганьсу и Нинся вообще цянов не было. В этих двух районах проживали другие родовые группы. Такие выводы мы продемонстрируем читателю несколько позже на конкретных примерах.
Вторая искомая родовая группа. Если во всех трех районах проживали те, кого китайцы называют жунами, которые хоронили своих покойников вытянуто на спине головой на север, кто захватил гегемонию в Восточной, Центральной и Западной зонах, и вокруг кого шло формирование жунского этноса, то нам остается лишь понять, с кем нам приходится иметь дело.
Тут полезно будет вспомнить о ряде особенностей такого населения. Во-первых, представители правящего царского рода в Чжоу своих покойников хоронили в вытянутом положении на спине головой на север, что зафиксировано как черта ритуала в «Ли цзи»68. То есть, точно так же как и жуны. Это дает основание утверждать, что правящий царский род чжоусцев происходил именно из жунов.
Во-вторых, захоронения покойников вытянуто на спине головой на север появились именно в тот момент, когда началось завоевание чжоусцами Шан.
Таким образом, есть все основания утверждать, что жуны (или их предки) появились на сцене истории именно с приходом в Поднебесную тех, что создал Чжоу и известен как чжоусцы.
В связи с этим, стоит вспомнить и о тех, на кого опирались чжоусцы в процессе своего завоевания Шан-Инь – о «ба». Именно это население в китайских источниках было названо народом Ба, чьи кони потеют кровью, люди эти с белой кожей и прическа у них в виде пучка волос, собираемого и завязываемого на макушке, имела ритуальный характер. При этом, интересен перевод слова Ба с китайского – гегемон69. Конечно же, не мудрено, что китайцы могли этому термину придать то значение, которое ба занимали в китайском обществе.
В-третьих, если после завоевания Шан-Инь правящий род Чжоу обосновался в Поднебесной, то ба обосновались в горной системе к северу от Чжоу по соседству с цянами. Некоторое время спустя, обе родовые группы (цяны и ба) нашли между собой общий язык и к 777 году до нашей эры уже воспринимались древними китайцами в качестве нового объединения, которое и получило название Жун.
Таким образом, представители обеих родовых групп (ба и цянов) составляли не только основу жунов, но и правящую семью в Чжоу. При этом ба оказались не только во главе этноса жунов, но и во главе государства Чжоу, в то время как представители второй родовой группы (цяны), оказались на вторых ролях, за исключением княжества Цинь. Правда, тут можно заметить еще одну интересную особенность; поскольку чжоусцы единство Древнего Китая не удержали, то его единство со временем восстановили представители именно второй родовой группы – Цинь, то есть, те самые цяны, чьи первые правители были выходцами из племени цюань-жунов70.
Получается, что население, хоронившее своих покойников вытянуто на спине головой на север, завоевало не только Шан-Инь, но еще и расселилось по всем горным массивам от Центрального Ганьсу до Хингана и Ляо.
Результаты. Что мы имеем в итоге? А в итоге мы имеем следующее.
Во-первых, создатели будущей династии Цинь – это не чжоусцы! Это семья, происходила из цянов и, по этой причине, хоронила своих покойников по цянскому обычаю – вытянуто на спине головой на запад.
Во-вторых, одна из родовых линий этой семьи в Шан-Инь проживала задолго до появления чжоусцев.
То есть, с одной стороны, правители Цинь были выходцами из цянов (тех, которые впоследствии были названы цюань-жунами), проживавшими в Центральной зоне, а с другой стороны, получается, что именно цяны хоронили своих покойников вытянуто на спине головой на запад.
Но кто же назван в китайских источниках жунами? А жунами названо население, состоявшее из двух родовых групп, которое хоронило своих покойников вытянуто на спине, но одна группа – головой на север (ба), а вторая – головой на запад (цяны). Иными словами, когда мы заводим речь о жунах, то обязаны помнить о том, что говорить приходится не о какой-то отдельной родовой группой или народе, а именно об этносе, состоявшем из двух (а то и трех) родовых групп.
Но, если уж мы заговорили о двух родовых группах, то было бы интересно знать, носителями каких Y-хромосомных гаплогрупп это население было?
В первой книге нами было обращено внимание на то, что цяны были близкими генетическими родственниками айнов и носителями Y-хромосомной гаплогруппы D (D1a1a(М15) – протоайны, D1a1b(Р99) – протоцяны). Но, перед тем как попасть на Японские острова, у носителей Y-хромосомной гаплогруппы D произошла очередная мутация, в результате чего сформировался новый субклад – D1a2(M64.1/Page44.1, M55)71.
После этого одни его представители обосновались в Японии (D1a2b1 (D1b2a-CTS220 в ISOGG 2018), а вторые (субклад D1a2a1), остались в горных массивах Хингана и в Восточной зоне.
Представители субклада D1a2b1, обосновавшиеся на Японских островах стали известны как айны, а представители субклада D1a2a1, оставшиеся на материке – как цяны.
То есть, те из жунов, которые хоронили покойников вытянуто на спине головой на запад и кто назван цянами, были носителями Y-хромосомной гаплогруппы D, в том числе и субклада D1a2a1.
В связи с этим возникает вопрос, а не является ли этноним «цян» искаженным китайцами словом «айну» (человек)?
А вот те из жунов, которые хоронили своих покойников вытянуто на спине головой на север, по нашему убеждению, должны были быть носителями Y-хромосомной гаплогруппы R1a. Но интригу о том, что это был за субклад, мы оставим для следующей книги.
В связи с этим, стоит внимательней вглядеться в этноним ба, что если это сокращенное китайцами слово оба? Если это слово перефразировать, то оба – это мужчина и женщина? А это уже семья! Получается, что этноним ба можно перевести просто как семьи.
Но этноним может происходить и от другого слова, которое отыскивается в осетинском языке, – это слово ба, которым обозначали набег с целью захвата добычи. От этого слова произошли такие слова как балцы и баранта, с тем же самым значением.
Подведем итоги. В рассматриваемое нами время, в горнах масивах Восточной, Центральной и Западной зон Северного Китая, проживало население, названное китайцами жунами. При этом, если в Восточной и Центральной зонах жуны были представлены двумя, а в Нинся – тремя, группами населения, которые хоронили покойников вытянуто на спине головой на север и запад, то в Западной зоне жуны были представлены уже населением, хоронившим своих покойников вытянуто на спине головой на север и населеним, хоронившим своих покойников скорчено на правом боку головой на север.
Для того, чтобы двигаться дальше, нам осталось хоть как-то обозначить территорию проживання жунов, хотя бы в Восточной зоне и идентифицировать обе группы хоть с какими-то видами археологических памятников. На наш вигляд, для этого лучше всего подходят памятники таких территорий как: Чанпин и Янкинг72. Здесь население состояло из двух групп. Если одна группа хоронила своих покойников вытянуто на спине головой на север (Чанпин – (950-300 гг. до н.э.)), а значит ее следует идентифицировать именно с ба, то другая – головой на запад (Янкинг – (950-300 гг. до н.э.)). Эту группу населения следует идентифицировать с цянами.
После того, как мы разобрались с этнической ситуацией, существовавшей в горнах районах, расположенных к северу от Чжоу, мы можем продолжить наше повествование.
Центральную зону (территория Нинся-Хуэйского автономного района и к востоку до Хуанхэ и к югу от Ордоса) нам желательно обозначить как Танван. Здесь население состояло из цянов, которые хоронили своих покойников вытянуто на спине головой на запад и северо-запад и ба, хоронившими своих покойников вытянуто на спине головой на север.
Западная зона (от Нинся до Западного Ганьсу, Центральный Ганьсу) была занята населением культуры Шацзин73. Население культуры состояло из двух групп. Первая группа своих покойников хоронила вытянуто на спине головой на север, а вторая – скорчено на левом боку головой на восток.
Запад современной провинции Ганьсу был занят культурой Лингтай (X-VIII вв. до н.э.)74. Своих покойников население культуры хоронило в скорченном положении и ровной спиной на правом боку головой на север и лицом на запад.
В Цинхае (Северный Тибет) в это время существовало две культуры: культура Каюэ (1600 г. до н.э. – 220 г. н.э.) и культура Линцзяньшань (X в. до н.э.–220 г. н.э.) на северо-востоке Цинхая.
Синьцзян. Территория бассейна реки Тарим (в северных предгорьях Куньлуня от города Ния до озера Лобнор) была занята культурой «таримских мумий» или, по-другому, Лоулань или черченская культура (XI-II вв. до н.э.)75. Население культуры хоронило своих покойников на спине с согнутыми в коленях ногами, поднятыми вверх и головой на восток. Население было носителем Y-хромосомной гаплогруппы R1a.
Территория к югу от города Саньтанху (северные предгорья Тянь-Шаня) была занята культурой Сыдаогоу (1500-500 гг. до н.э.)76. Археологические находки подтверждают связь этой культуры с культурой Сиба77. Население культуры хоронило своих покойников скорчено на правом боку головой на северо-запад.
Территория к югу от культуры Сыдаогоу была занята культурой Баньцзегоу (1500-500 гг. до н.э.)78. Население культуры хоронило своих покойников скорчено на левом боку головой на север.
Территория к югу от культуры Баньцзегоу была занята культурой Тяньшаньбейлу (910-200 гг. до н.э.)79. Население культуры хоронило своих покойников скорчено на левом боку головой на северо-запад.
Территория на стыке Алтайских гор и южных гор Восточного Тянь-Шаня так же была занята культурами Тяньшаньбейлу и Баньцзегоу.
В районе Урумчи существовала культура Гумугоу (1500-500 гг. до н.э.)80. Население культуры хоронило своих покойников скорчено на левом боку головой на восток.
Рис.3. Схема археологических культур западной части Азии 730 г. до н.э.
Джунгария81. Вдоль западных предгорий Монгольского Алтая проживало население, оставившее культуру Кээрмуци82 и состоявшее из трех родовых групп. Первая группа своих покойников хоронила вытянуто на спине головой как север. Эта группа была родственной ба, проживавших в трех зонах Северного Китая.
Вторая группа хоронила своих покойников на спине головой на запад с согнутыми в коленях ногами поднятыми вверх.
Третья группа хоронила своих покойников скорчено на правом боку головой на восток.
Территория вокруг озера Зайсан (от Алтая до Тарбагатая) была занята населением, оставившим усть-куюмскую культуру (XI-VIII вв. до н.э.)83. Население усть-куюмской культуры хоронило своих покойников скорчено на левом боку головой на восток.
Территория гор Каратал (к западу от усть-куюмской культуры) была занята кульсайской культурой (XI-VIII вв. до н.э.)84. Население культуры хоронило своих покойников скорчено на левом боку головой на запад и скорчено на правом боку головой на восток.
Просторы Семиречья, были заняты населением-носителем картусской культуры (VIII–VII вв. до н.э.)85, которую относят то к кругу андроновских культур, то к кругу кельтеминарных. Население своих покойников хоронило в скорченном положении на левом боку головой на северо-запад.
Степи Казахстана были заняты тремя культурами.
Территория полупустынь от озера Зайсан (на востоке) и до Мугоджар (на западе), до степей (на севере) и до Балхаша, Сарысу, Буланты и Иргиза (на юге) была занята населением, оставившим бегазы-дандыбаевскую культуру (XIII-IX вв. до н.э.)86. С одной стороны названую культуру относят к кругу андроновских культур, а с другой – к кругу культур валиковой керамики87. Своих покойников население культуры хоронило скорчено на правом и на левом боку головой на юг.
Третья группа населения дандыбаевской культуры хоронила своих покойников скорчено на правом боку головой на север.
Четвертая группа хоронила своих покойников скорчено на левом боку головой на северо-восток.
Правобережье Сырдарьи, в том числе и в долине рек Чирчик и Ангрен, было занято населением бургулюкской культуры (IX-III вв. до н.э.). Население бургулюкской культуры хоронило своих покойников в вытянутом положении на правом боку головой на юго-восток. По материалам поселения Бургулюк культура иногда называется культурой керамики каржантауского типа.
Культура прошла два этапа своего развития: ранний (IX-VII вв. до н.э.) и поздний (VI-III вв. до н.э.)88.
На территории Хорезма была распространена амирабадская культура (9-8 вв. до н.э.)89, которая, так же как и бегазы-дандыбаевская культура, причисляется к кругу культур валиковой керамики90. Однако, разговорной речью Хорезма был уже язык, являющийся диалектом индоиранской группы индоевропейской языковой семьи.
Население амирабадской культуры покойников хоронило в скорченном положении на левом боку головой на юго-восток.
На территории Северной Туркмении проживало население срубной культуры.
Фергана. В описываемое нами время на территории Сырдарьинского бассейна существовал кайраккумская культура, население которой хоронило своих покойников вытянуто на спине головой на запад. Следует предположить, что данная группа населения была представлена потомками тех переселенцев с запада, которые пришли в эти края в самом конце II тысячеления до нашей эры.
Кайраккумская культура занимала часть территории Ферганы, Ташкентского оазиса и долины реки Зеравшан (XV-VIII вв. до н.э.) и предсавлена целой серией поселений, размещавшихся по северному берегу Сырдарьи к востоку от Худжанда91.
Основным занятием кайраккумцев было скотоводство (разведение овец, коз, коров, лошадей), добыча медной руды и изготовление бронзовых и каменных изделий, гончарство и ткачество.
Население кайраккумской культуры представляло из себя этнос, состоявший из двух групп населения, что подтверждается как сходством культуры с андроновской, так и тазабагъябской культурами, так и видами захоронений. Если в Ферганской долине покойников хоронили в каменных ящиках, то в Ташкентском оазисе – в грунтовых могильниках92.
Минусинская котловина. В Минусинской котловине в то время проживало население, оставившее Минусинскую курганную культуру93. Население данной культуры своих покойников хоронил под курганами, где, порой, размещалось по несколько могил. Ориентировка покойников в погребениях – в вытянутом положении головой в северо-восточном направлении. Если судить по позе покойника в захоронениях и их ориентации в пространстве, то это население следует признать родственным населению дворцовской культуры.
Встречаются и захоронения, в которых ориентировка покойника иная – на спине в вытянутом положении головой на юго-запад94, что можно расценивать как проникновение части населения зубчатой керамики95 в Минусинскую котловину.
Бассейн реки Катуни был занят куртским этапом бийкенской культуры (IX в. до н.э. – 730 г. до н.э.). Население хоронило своих покойников скорчено на правом боку головой на северо-восток.
Юг Западной Сибири. Севернее территории Минусинской курганной культуры проживало население-носитель черноозерско-томской андроновской культуры96.
К западу от Алтая в междуречье Оби и Иртыша, в предгорьях и в долинах рек жил народ, оставивший карасукскую культуру (XV-VIII вв. до н.э.)97. Население карасукской культуры хоронило своих покойников вытянуто на спине головой на восток, но с поднятыми вверх коленями. Второй позой покойников в захоронениях было их положение на левом боку головой на восток. Имеются и захоронения покойников в вытянутом положении на спине головой на северо-восток98.
Бассейн Иртыша (ниже по течению), северо-восточнее усть-куюмской культуры, был занят культурой Атасу-Иртыш (800-730 гг. до н.э.). Население своих покойников хоронило вытянуто на спине головой на запад и юго-запад.
Территория к северо-востоку от Атасу-Иртыш и к западу от черноозерско-томской андроновской культуры в лесостепях Барабы и степных просторах междуречья Иртыша и Оби проживало население, оставившее ирменскую культуру (X—VIII вв. до н.э.)99. Своих покойников население ирменской культуры хоронило вытянуто на спине головой на северо-запад, но с поднятыми вверх коленями, скорчено на боку головой на юг, юго-запад, юго-восток.
Зауралье. Территория междуречья Тобола, Исети, Белой и Урала была занята межовской культурой (13-начало 7 в. до н.э.)100. Межовцы своих покойников хоронили под земляными курганами в грунтовых ямах, в которых погребенного укладывали на спине или на боку в вытянутом положении головой на запад с отклонениями на северо-запад. Встречаются в захоронениях и трупосожжения101.
Территория среднего течения Оби (между андроновской чернозерско-томской и ирменской культурами) была занята еловской культурой. Население культуры хоронило своих покойников вытянуто на правом боку головой на восток.
Территория левобережья низовий Иртыша (до слияния с рекой Ишим), была занята сузгунской культурой (1250-700 гг. до н.э.).
Правый берег среднего течения реки Ишим был занят саргаринской культурой (13-8 вв. до н.э.), в которой преобладают захоронения в ящиках или цистах, в оградах и без них. Положение погребенных в захоронениях – скорчено на правом или левом боку (преобладают), на спине или сидя, головой на северо-запад, север, северо-восток и юг. Население занималось разведением овец, лошадей и крупного рогатого скота.
Территория к югу от территории саргаринской культуры, была занята карагай-аульской культурой (800-700 гг. до н.э.).
Степные просторы междуречья Ишима и Тобола (Карагандинская и Омская области)102 занимало население-носитель донгальской культуры (X–VIII вв. до н.э.)103. Население данной культуры хоронило покойников в грунтовых ямах скорчено на правом и левом боку головой на юг104, будучи, таким образом, родственным населению донгальской культуры.
Промежуточные выводы. Если взглянуть на этническую ситуацию в Азии, то можно сделать кое-какие промежуточные выводы и определить, кто кому был родственником на перечисленных территориях.
Во-первых, в таких культурах как усть-мильская, зубчатой керамики (ымыяхтахская), минусинская курганная, проживало генетически родственное население, хоронившее своих покойников вытянуто на спине головой на юго-запад. По всем признакам, это население разговаривало на одном из языков уральской языковой семьи. Судя по-всему, такое население было носителем Y-хромосомной гаплогруппы С2b1a2(M48).
Во-вторых, население таких культур как тырганская, Верхний Сяцьзядянь, плиточных могил, селенгинско-даурская, дворцовская, хоронившее своих покойников вытянуто на спине головой на восток, было генетически родственным. Есть все основания говорить о том, что это население разговаривало на одном из языков уральской языковой семьи, но более древнем, нежели население выше названных групп. Судя по-всему, такое население было носителем Y-хромосомной гаплогруппы С2(М217).
В-третьих, население бутухейской культуры, культуры плиточных могил, Верхний Сяцьзядянь, хоронившее своих покойников вытянут на спине головой на юго-восток, тоже было родственным в генетическом отношении. Если судить по материалам первого тома книги «Неизвестные скифы: в поисках Легендарной Прародины», то это население разговаривало на протомонгольском языке. Судя по-всему, такое население было носителем Y-хромосомной гаплогруппы К.
В-четвертых, население таких культур как селенгинско-даурская, дворцовская, минусинская курганная, хоронившее своих покойников вытянуто на спине головой на северо-восток, тоже было родственным в генетическом плане и принадлежало к Y-хромосомной гаплогруппе С, к таким субкладам как C2b, C2b1, C2b1a1. Возможно, что разговорной речью населения указанных субкладов был язык уральской языковой семьи.
В-пятых, население таких культур как Янкинг, Танван, Атасу-Иртыш, хоронившее своих покойников вытянуто на спине головой на запад, тоже должно было быть родственным в генетическом отношении. Есть основания говорить о том, что часть этого населения принадлежала к цянской языковой группе. Судя по-всему, такое население было носителем Y-хромосомной гаплогруппы D.
В-шестых, население таких культур как Чанпин, Шацзин, Кээрмуци, шумилихинской культурной группы, хоронившее своих покойников вытянуто на спине головой на север, было генетически родственным. Разговорной речью данного населения должен был быть один из языков протоиндоевропейской языковой семьи. Судя по-всему, такое население было носителем Y-хромосомной гаплогруппы R1а.
В-седьмых, население таких культур как Танван и будунской культурной группы, хронившее своих покойников вытянуто на спине головой на северо-запад, так же должно было быть генетически родственным. К какой языковой группе это население принадлежало, пока сказать трудно, нл можно предположить, что в генетическом отношении, такое население принадлежало к носителям Y-хромосомной гаплогруппе N1.
В-восьмых, население, хоронившее своих покойников скорчено на боку головой в разных направлениях, видимо, следует отнести к андроновской группе культур. Судя по-всему, такое население было носителем Y-хромосомной гаплогруппы R1а.
В-девятых, население, хоронившее своих покойников на спине с ногами согнутыми в коленях и поднятых коленями вверх, следует отнести к потомкам ямных культур. Судя по-всему, такое население было носителем Y-хромосомной гаплогруппы R1b.
В-десятых, население культур, в которых покойники похоронены вытянуто на боку (монгун-тайгинская, бургулюкская, карасукская, еловская, херексуров) следует сгруппировать в одну группу, но к какой макрогруппе отнести (к культурам вариковой керамики?), пока сказать трудно. В генетическом отношении такое население, скорее всего, было носителем Y-хромосомной гаплогруппы Q, в связи с чем, его следует причислить к кетской языковой семье.
Исседоны. Что у нас осталось за кадром в прошлой книге, так это понимание того, кто у Аристея фигурирует под названием исседонов. По этой причине, нам предстоит еще раз вернуться в Прибайкалье и как следует разобраться в ситуации, существовавшей в нем.
По этой причине еще раз обратимся к поэме (легенде) Аристея: «Все эти народы, кроме гипербореев, постоянно воюют с соседями (причем первыми начали войну аримаспы). Аримаспы изгнали исседонов из их страны, затем исседоны вытеснили скифов, а киммерийцы, обитавшие у Южного моря, под напором скифов покинули свою родину»105.
На наш взгляд, ответ стоит попробовать найти через значение этнонима.
На первый взгляд, поиски следует сосредоточить на окончании этнонима «–дон». Схожее окончание имеется в этнонимах таких кетоязычных групп как богден, сымден, елукден106. Окончание этнонима «-ден, – тэн» переводится как «люди». То есть, осуществляется намек на то, что окончание «-дон» геродотовской легенды является искаженным «-ден». В связи с этим, этноним может переводиться как «люди исе».
Вот только осталось выяснить, что такое исе и можно ли это название увязывать с названием реки Селенги. Если бы это было так, то этноним мог означать «люди с реки Се». Однако исседоны проживали не на реке Селенга, а на территории Прибайкалья, что заставляет такой вариант перевода отклонить.
Но поскольку у аримаспов иных соседей в Прибайкалье, кроме тырганцев-уральцев не было, то и ответ на поставленный вопрос, стоит поискать все-таки в языках уральской языковой семьи, а в данном случае, в языке юкагиров, в котором имеется два слова, близких по звучанию с этнонимом исседоны. Первое слово звучит как «иисии» (1).Молоко. 2).Женская грудь). Второе слово звучит как «иисиитэ» (забелить (чай) молоком, снабжать кого-либо молоком)107. На наш взгляд, второе слово для перевода этнонима подходит горазда больше. То есть, исседоны – это люди, которые снабжали кого-то молоком, ну… или продуктом, производным от молока. К примеру, сыром, куртом, брынзой или же кумысом.
Если же обратиться к карте археологических культур Прибайкалья 740 года до нашей эры, то не сложно обнаружить, что в этом районе тырганцы проживали в двух районах: в Приольхонье и в Куданской степи.
Для поиска того, кто из этих двух групп был назван в легенде исседонами, то стоит еще раз обратиться к легенде Аристея: «Все эти народы, кроме гипербореев, постоянно воюют с соседями (причем первыми начали войну аримаспы). Аримаспы изгнали исседонов из их страны, затем исседоны вытеснили скифов, а киммерийцы, обитавшие у Южного моря, под напором скифов покинули свою родину»108. В приведенной выдержке содержится одна интересная деталь: затем исседоны вытеснили скифов. То есть, не выгнали, не изгнали, а именно вытеснили. Это может указывать только на то, что исседоны были более многочисленны, нежели те, кто назван скифами. А какая группа тырганцев была более многочислена? Правильно, та, которая проживала в Куданской степи. Следовательно, исседонами следует признать тырганцев, проживавших в Куданской степи, в то время как предками скифов, ту группу тырганцев, которая проживала в Приольхонье. Поскольку исседоны входили в ту же самую культурную группу, что и приольхонцы, имели тот же самый обряд захоронения и были носителями той же самой Y-хромосомной гаплогруппы, что и приольхонцы, то эти две группы тырганцев следует назвать субэтносами общей родовой группы.