Отголоски слов постепенно растворяются, оставляя за собой ясное и четкое ощущение уходящей в ночь дорожки следов.
Я вижу, как перед залитым чернотой сознанием медленно разгорается светлое пятно, и только через несколько секунд запоздало понимаю, что снова оказался в привычной, вечерне-размытой снежной реальности.
Снег оседает на лицо, мягко касается, словно пальцами по щеке, проводя изогнутую длинную волну, от ощущения которой становится щекотно. Это похоже на прикосновение. На живое прикосновение.
Фонарный столб на углу улицы лучом расплескал под собой свет, словно отгородившись им от подступающего мрака, и отдельные снежинки и хлопья влетают в него со всей скорости, разбиваясь осколками, и загораются на мгновение ослепительно белым и сияющим, похожим на звезды.
А я неподвижно смотрю на них, отчаянно пытаясь сообразить, как здесь все-таки оказался.
Я точно помню, где находился в последний раз, до разговора с Лунным, точно так же, как уверен, что не мог во время него никуда переместиться самостоятельно. Но круглая матовая лампа, окованная металлом, продолжает светить над головой, заменяя собой луну, которой в городе почему-то никогда нет из-за облаков. Как нет и сейчас.
Если это неожиданное перемещение и планировалось быть намеком, то слишком прозрачным. Хотя «намек» – слово точно не для такого случая и такого человека. Приказ.
У меня холодеет и плавится все внутри, потому что сердце скатилось куда-то в район живота, и этот жар и этот холод не позволяют даже двинуться с места, но именно этого я и боюсь больше всего: сделать шаг. Найти путь, отыскать по следам Дину, которой, в действительности, уже на самом деле нечем помочь, и сделать все, как заложено Правилами. Как было велено. Я же так всегда и поступаю?
Нарочно медля, осторожно вынимаю из потайного кармана один из метательных ножей. Тяжелое, полностью металлическое, идеально сбалансированное, оружие удобно подстраивается под все ямочки, бороздки и впадины ладони, срастаясь по восприятию с собственным телом. На скошенном лезвии начертан знак – схематическое до примитивности изображение древнего индейского оберега ловец снов.
«Хорошие сны проходят сквозь маленькую дырочку в центре плетения, а плохие запутываются в паутине…» – со временем эта фраза, прочитанная в Википедии, приобрела для меня почти символическое значение. Паутина – это наша организация, дырочка в центре – Переход, а Сны… Сны тоже бывают хорошими и плохими. И от последних нам приказано избавляться…
Найти… Каждого в городе сейчас можно отыскать по цепочке свежих следов, которые тот отпечатывает за собой в снегу занесенных тротуаров и мощеных улочек. Сновидения их не оставляют, это одно из не менее важных свойств, – но такой способ как раз для них, как бы парадоксально ни звучало.
Свет фонаря, под которым я все еще в замешательстве стою, отбрасывает серебряный луч на покрытый льдистой корочкой асфальт. Делаю шаг в него, представляя, как сияние рассеивается во мне и я сам ответно рассеиваюсь в нем, собираясь заново, уже в какой-то новой форме. Мир на мгновение гаснет, а потом снова проявляется вокруг штрихованными контурами. Так видят окружающее Сны – альтернативная реальность, чуть более глубокий ее слой, чем доступно ощутить обычным людям.
Пронзительное столбообразное сияние фонаря – единственного из всего вокруг, что при перемещении осталось прежним, – пугает и завораживает одновременно: по сравнению с темной, едва различимой в клубящей ночи улицей, свет, падающий под ноги, кажется потоком расплавленного золота, пучком люминесцентных ламп и пронзительно накаленной иглой, прорезавшей воздух. Он обособленный и почти физически ощутимый – как будто можно в любой момент протянуть к нему руку и отщипнуть кусочек.
Я едва могу оторвать взгляд, заставляя себя обернуться в другую сторону. Ходить на эту грань реальности неприятно, но теперь я могу увидеть то, что видят Сны. И выслеживать их…
Наш город похож на паутину.
Стягивается районами вокруг общего центра, пронизанный всеми его проспектами, закоулками и подворотнями, с вкраплениями щебня, крошек и дорожной пыли, зацепившейся за дымоходы и электрические растяжки проводов. Город рвется местами, он действительно выглядит как сеть – невидимое переплетение чьих-то мыслей, снов, желаний, улыбок и хмурых взглядов. Неизвестных разговоров, откровенных тайн и забытых имен. Он выдержал ветер и время. Он заключил воду в гранит набережной и испещрил небо каскадами ветхих крыш, окружил зелень парков песчаной штукатуркой домов и стен. Но он не выживет без людей…
Вакуум окружающего приходит в медленное движение, дрожа и вибрируя, как потревоженное желе, вытащенное из холодильника. Перекресток. Обширное пространство, где пешеходный бульвар пересекается с длинным гудящим проспектом. Одно направление пути здесь мгновенно разбивается на множественные закоулки: можно идти вдоль основного потока людей, можно углубиться в задворки, петляя подворотнями.
Можно спуститься в метро – серая коробка входа туда, похожая на перевернутый спичечный коробок, торчит обособленно на противоположной стороне улицы, почти теряясь из виду на фоне гигантского бежевого здания крытого рынка. Возле него – небольшой пятачок недалеко от дороги, прикрытый прозрачным пластиком навес автобусной остановки и цветастые обклеенные бока окружения рекламных киосков.
Люди курсируют мимо, сливаясь в непрерывное течение, расходящееся возле переходов, метро и пересадок общественного транспорта, чуть рассеивающееся в боковой стороне от ворот рынка, где двое грузчиков в комбинезонах перетаскивают внутрь партию прибывших контейнеров с продуктами. По правую руку от меня мигает огоньками вывеска аптеки, парикмахерской и кафе-мороженого, и везде, куда ни посмотри, толчется, движется и перетекает разреженная толпа.
Народ обтекает меня по сторонам – подходящих совсем близко я ловлю краем глаза, успевая вскользь отметить скошенные в толпе мутные силуэты. Защитная энергетическая стенка, не позволяющая прохожим натыкаться на меня в упор, прогибается внутрь при каждом прикосновении, сжимаясь и ответно вибрируя, и волны резонансом расходятся под ногами, заключая в тесный кокон, в котором становится труднее дышать.
Плохо быть Сном…
Я лихорадочно оглядываюсь по сторонам, пытаясь отыскать под ногами проходящей толпы знакомые выделяющиеся следы, но чувствую, как меня неумолимо, словно тягой течения, затаскивает в эту обтекаемую мельтешащую круговерть, и уже перестаю что-либо видеть по сторонам, кроме смазанных контуров чьей-то одежды.
Окружающее не мутнеет, но мгновенно теряет качество, как плохо обработанная лента кинопленки. Как взвесью взболтанные со дна песчаные крошки и ил, от которых щиплет глаза и инстинктивно хочется зажмуриться. Придется выбираться обратно, уходя в сторону – потому что при таких условиях я все равно никого и ничего не найду – и обходить перекресток и улицы с внешней стороны, хотя Она вряд ли выбрала окраинные пути. Она…
Я внезапно замираю, точно приклеившись подошвами к тротуару, потому что вижу Дину возле одного из пешеходных переходов: торчащая над неоправленным вывернутым капюшоном светло-русая взъерошенная макушка, едва ли просматриваемая обрывками в мелькании пуховиков, пальто и сумок. Жалостливо прижалась спиной к мутной стене трамвайной остановки в шелушащихся обрывках содранных рекламных плакатов, несмело оглядывается по сторонам, одна в метре стойкого отчуждения вокруг.
Подбираясь ближе, я понимаю, что прав – она пришла сюда не случайно и не просто так: непонимающе-распахнутые глаза с зависшим на дне каждого из них большим знаком вопроса. Пытается ухватить проскальзывающие мимо нее чужие взгляды: возбужденные, усталые, раздраженные, хмурые, смеющиеся и робкие, жизнерадостные и – этой же самой жизнью – утомленные и выжатые в ноль.
Полчаса такого смешанного коктейля – и даже обычного человека начнет укачивать от полученных противоречивых эмоций, а ее саму просто поведет от передозировки, так по-прежнему и не приблизив к желаемой цели. Нахвататься кусками и без разбора разного, не имея представления о том, как это переварить. Ее же счастье, что Дина в этом деле явно не мастер: большинство из взглядов, даже направленных в ее сторону, проходят скрещивающимися линиями над ее головой, практически не задевая. Даже вскользь – с ростом-то девушки это не удивительно.
Да и место для такого выбрано не подходящее – тут нужен длительный и фиксированный визуальный контакт, а не мельтешащая людская мешанина, перебегающая через дорогу.
Я смотрю на Дину издалека, сквозь затуманенные темные стекла очков, в которых она выглядит синевато-фиолетовой, внимательно следя за ее глазами, пока та не смотрит на меня, отвлеченная другими.
Глаза Снов похожи на лакированные оловянные бляшки: выпуклые и неподвижные, не имеющие собственного сияния, они блестят только в зависимости от того, сколько выпитых эмоций уже успели поглотить. Сколько они сожрали чужого, утянув его за собой в пустоту. Мешанина же в глазах Дины больше похожа на излучение прожектора – слабый луч, выходящий со дна зрачков и схлопывающийся внутри них в едва различимую светлую точку, дробящуюся бликами в прозрачной голубоватой радужке.
Это не похоже ни на что из того, что я видел раньше: ее глаза не тянут – стараются выпросить – то, что им необходимо, и они слишком – неправдоподобно – человеческие, в то время как сама девушка по-прежнему больше похожа на полупрозрачный скелет листа, дрожащий от любого шороха и почти исчезающий, расплывающийся очертаниями в ярком свете.
По ее лицу я вижу, что она ничего не забрала. Совсем ничего, даже из тех обрывков, что могла наглотаться в толпе. И абсолютно не понимаю…
Дина прикрывает глаза, но светиться не перестает и покачивается задумчиво и плавно, в такт колыханию снегопада над городскими дорогами и крышами, а, когда снова медленно поднимает веки, на ее лице отображается смесь сомнения и уверенности. Сомнения в исходе какого-то решения – и уверенность в том, что оно необходимо. И это наконец заставляет меня очнуться.
Зажав пальцами прохладный металл метательного ножа, я так же – уверенно и с сомнением – медленно огибаю по дуге коробок остановки, чувствуя вялую неуклюжесть движений, потому что защитная стенка, которую не замечают люди, стискивается и прогибается от их постоянных тычков еще сильнее.
Опять же – невидимый для всех остальных, за исключением самой Дины, которая тоже почему-то не замечает меня в упор, хотя я нахожусь уже всего в нескольких шагах от нее.
Хотя мое сердце стучит и бьется от волнения так, что кажется странным, почему вся улица не вздрагивает и не озирается испуганно по сторонам, пытаясь найти источник этих оглушительных ударов.
Дина стоит у края бордюрной полосы, слабо покачиваясь, будто от ветра, хотя в том пространстве, где она и я находимся, нет даже слабого на него намека. Полоски пешеходной «зебры» убегают на другую сторону улицы, теряясь под ногами людей, которые тоже бегут. Идут, торопятся, спешат, чеканят асфальт дробным звоном каблуков, сапог и теплых ботинок. Мешая коричневую дорожную грязь, в которую превратился мой чистый утренний снег, выпавший еще с ночи.
А Она все стоит на своем месте, напряженно замерев, и чего-то ждет, опустив голову так, что отдельные прядки светлых волос склеенными, влажными от налипшего снега концами падают на лицо, закрывая курносый нос, потухшие губы и ее взгляд, прожигающий пронзительными серебристыми лучами даже сквозь сомкнутые веки.
А я опять, как дурак, оцепенело пялюсь на нее со стороны, нерешительно пытаясь подавить жалостливый плотный комок, подступивший в сердце. Жалость – плохое чувство.
Это наше третье Правило.
Каким-то краем слуха, еще оставшимся в моем внимании, я слышу внезапно и издалека, как сквозь комковатый синтепон, забившийся в ушах, тренькающий поторапливающий звуковой сигнал светофора и – за какие-то полсекунды времени в реальном мире до того, как загорится красный свет – замечаю что-то странное.
Подсвеченная по контуру, словно обведенная голубым крошащимся мелком, фигурка Дины вдруг стремительно темнеет, превращаясь в размытую тень, которая сливается с живыми человеческими тенями, проваливаясь в реальность – выпадает за восприятие моего взгляда, проявляясь слишком материально и весомо, но в том мире, где по всем Правилам ей места больше нет. И не может быть.
Чертыхаясь неряшливо и вслух, я кидаюсь следом, уже не особо заботясь о том, как могут отреагировать окружающие прохожие на буквально проявившихся на их глазах из воздуха двух людей. И все еще продолжая машинально в руке то, чем опять не успел, не сумел – и не решился воспользоваться.
Весь настрой обращается прахом, и с какого-то момента, переходя невидимую грань двух слоев реальности, я уже снова вижу мир ярким и цветным. И вижу еще, как Дина стремительно выскальзывает – выпадает, нарочито качнувшись вперед и не удержав равновесия, – на дорогу, прямо по ходу уже разогнавшегося автомобиля.
Этот перекресток непростой. Здесь часто бывали раньше происшествия, о которых показывали в новостях, и аварии транспорта, и несколько случаев с пешеходами, но все это было не нарочно – по чистой случайности, велению судьбы или каким-то другим причинами, но не преднамеренно.
А Она? Она-то куда?!
Я прыгаю вперед еще раньше, чем успеваю об этом подумать, и – это кажется абсурдом, но время будто все еще движется для меня растянуто – успеваю выбить ее собой с линии удара. Сзади и над головой оглушительно давит на уши резкий пробуксовывающий хруст и скрип вдавленных до предела тормозов, слышатся изощренная трехэтажная ругань и ор, а мы оба валяемся, растянувшись, поперек дороги, протирая одеждой грязь. Сияние взорвавшихся светом фар двумя лучами бьют в асфальт, подсвечивая еще ярче снег, искрящиеся разводы, влажный переход и сыплющиеся вниз все новым и новым дождем колючие снежинки.
Я неудачно провезся щекой, но почти не чувствую саднящего покалывания на порезе и холода, а она… Она смотрит на меня, нависшего над ней на локтях практически нос к носу, в упор и бесстрашно. Уже не так, словно видит в первый раз, с осмысленностью оторопело вглядываясь в лицо. А я сам впервые понимаю, что на самом деле вижу теперь в глазах Дины – замечал всегда, еще с самой первой встречи, – но почему-то до сих пор не мог определить название.
Этому слабому, таящемуся, притухшему от нескончаемого страдания – но по-настоящему живое.
Я вижу надежду…