Глава

2

Первопричина всех

страданий

"Тот, кто смотрит вокруг себя, – умный, тот, кто смотрит внутрь себя, – мудрый". – Матшона Дхливайо


Мы живем в мире мыслей, а не реальности. Сидни Бэнкс однажды сказал: "Мысль – это не реальность, но именно с помощью мысли создается наша реальность". Каждый из нас живет в соответствии со своим восприятием мира, которое значительно отличается от восприятия человека, сидящего рядом с нами. Например, вы можете сидеть в кофейне, переживая экзистенциальный кризис четверти жизни, совершенно не понимая, что вы делаете со своей жизнью, в то время как все остальные, кажется, уже разобрались с ней, а человек рядом с вами счастливо наслаждается свежесваренным напитком, мирно наблюдая за людьми. Вы оба находитесь в одной и той же кофейне, чувствуете один и тот же аромат, окружены одними и теми же незнакомцами, но мир для вас обоих выглядит совершенно по-разному. Многие из нас переживают одни и те же события или находятся в одном и том же месте в одно и то же время, но при этом воспринимают мир совершенно по-разному.

Вот еще один пример того, что мы живем в мире мыслей, а не реальности. Если вы подойдете к 100 разным людям и спросите каждого из них, что для них значат деньги, как вы думаете, сколько разных ответов вы получите? Почти 100 разных ответов!

Технически деньги – это одно и то же, но для каждого человека они означают что-то свое. Деньги могут означать время, свободу, возможности, безопасность, душевный покой, а могут означать зло, жадность и причину, по которой люди совершают преступления. Сейчас я не буду рассуждать о том, кто из них прав, а кто нет (подсказка: нет правильного или неправильного ответа, но об этом в другой главе).

Еще одна иллюстрация этой концепции заключается в следующем: Если вы опросите 100 разных людей и спросите каждого из них, что они думают о нашем нынешнем президенте, как вы думаете, сколько разных ответов вы получите?


Даже если речь идет об одном и том же человеке, мы получим 100 разных ответов, потому что большинство людей живут в своих собственных мыслях и представлениях о мире. Значение (или мышление), которое мы придаем событию, определяет, как мы к нему относимся. Это значение или мышление является фильтром, через который мы видим жизнь в дальнейшем – поэтому мы живем в восприятии реальности, а не в самой реальности. Реальность – это то, что событие произошло, без какого-либо смысла, мышления или интерпретации.

Любое значение или мышление, которое мы придаем событию, зависит от нас, и именно так создается наше восприятие реальности. Так создается наш опыт жизни изнутри наружу.

Дело не в событиях, которые происходят в нашей жизни, а в их интерпретации, которая заставляет нас чувствовать себя хорошо или плохо по отношению к чему-то. Именно поэтому люди в странах третьего мира могут быть счастливее людей в странах первого мира, а люди в странах первого мира могут быть более несчастными, чем люди в странах третьего мира.

Наши чувства возникают не из-за внешних событий, а из-за нашего собственного мышления по поводу этих событий. Поэтому мы можем чувствовать только то, о чем думаем.

Предположим, что вы ненавидите свою работу, и она вызывает у вас огромный стресс, тревогу и разочарование. Вам больно даже заходить в здание, где вы работаете, а одна мысль о работе приводит вас в ярость. Когда вы думаете о своей работе, вы просто сидите на диване со своей семьей и вместе смотрите телешоу, но вы приходите в ярость от одной мысли о своей работе. Все остальные хорошо проводят время, кроме вас.

В этот момент все остальные члены вашей семьи воспринимают жизнь иначе, чем вы, хотя происходит одно и то же событие. Одна только мысль о работе создает совершенно иное восприятие реальности, хотя физически вы не находитесь на работе.

Если бы это было правдой, что внешние события вызывают у нас те чувства, которые мы испытываем внутри, тогда вы должны были бы быть счастливым туристом в своей гостиной, смотрящим смешное телешоу со своей семьей каждый раз, когда вы делаете это занятие – но это не так.


Возможно, вы скажете, что так себя чувствуете только потому, что внешнее событие – ваша работа – заставляет вас испытывать стресс и тревогу. На это я задам вопрос: правда ли, что каждый человек чувствует себя точно так же по отношению к работе, на которой он работает?

Два разных человека могут выполнять одну и ту же работу, но при этом получать совершенно разные впечатления от нее. Для одного человека она может быть самым удивительным опытом и работой мечты, а для другого – худшим кошмаром и адом. Единственная разница между одним человеком и другим заключается в том, что они думают о своей работе, от чего зависит их отношение к ней.

А теперь давайте вернемся к первоначальному сценарию: вы гипотетически ненавидите свою работу. Помните, сколько стресса, беспокойства и разочарования она вызывает у вас, когда вы о ней думаете?

Давайте проведем небольшой мысленный эксперимент, ответив на вопрос ниже:

Кем бы вы были, если бы не думали, что ненавидите свою работу?

Потратьте 1 минуту на то, что вам придет в голову, и не двигайтесь дальше, пока не сделаете это.

Если вы не будете слишком задумываться и позволите ответам всплыть изнутри вас, без этих мыслей, вы, скорее всего, почувствуете себя счастливым, умиротворенным, свободным и легким.

Без привычных мыслей о каком-то событии или вещи наше восприятие его полностью меняется. Так мы живем в мире мыслей, а не реальности, и наше восприятие реальности создается изнутри, посредством нашего собственного мышления. Благодаря этому новому пониманию вы только что раскрыли причину всех наших психологических страданий. Первопричиной наших страданий является наше собственное мышление.

Прежде чем вы бросите эту книгу через всю комнату и подожжете ее, я не хочу сказать, что все это только в наших головах и что это не реально. Наше восприятие реальности очень реально. Мы чувствуем то, о чем думаем, и наши чувства реальны. Это совершенно неоспоримо. Однако наши мысли будут казаться нам неизбежной, неизменной реальностью до тех пор, пока мы начинаем понимать, как создается наша реальность. Если мы знаем, что можем чувствовать только то, о чем думаем, то мы знаем, что можем изменить свои чувства, изменив свое мышление. Таким образом, мы можем изменить наше восприятие жизни, зная, что оно происходит от нашего собственного мышления. А если это так, то мы всегда находимся всего в одной мысли от того, чтобы в любой момент испытать что-то другое и изменить всю свою жизнь – через состояние отсутствия мыслей.

Короче говоря, в тот момент, когда мы перестаем думать, начинается наше счастье.

Молодой монах и пустая лодка (дзенская история о том, как размышления являются причиной наших собственных страданий)

Давным-давно один молодой дзэнский монах жил в небольшом монастыре, который располагался в лесу, недалеко от небольшого озера. В монастыре жили несколько старших монахов, а остальные были новичками, которым еще предстояло многому научиться. У монахов было много обязанностей в монастыре, но одной из самых важных была их ежедневная рутина, когда они должны были сесть, закрыть глаза и медитировать в тишине в течение нескольких часов подряд.

После каждой медитации они должны были отчитываться о своих успехах перед наставником. Молодому монаху по разным причинам было трудно сосредоточиться во время медитации, и это его очень злило. После того как молодой монах отчитался перед наставником о своих успехах, или, лучше сказать, об их отсутствии, старший монах задал молодому монаху простой вопрос, в котором был скрыт урок: "Знаешь ли ты, что на самом деле заставляет тебя злиться?" Молодой монах ответил: "Ну, обычно, как только я закрываю глаза и начинаю медитировать, вокруг кто-то движется, и я не могу сосредоточиться. Меня раздражает, что кто-то мешает мне, хотя он знает, что я медитирую. Как они не могут быть более внимательными? А когда я снова закрываю глаза и пытаюсь сосредоточиться, мимо проносится кошка или мелкое животное и снова мешает мне. К этому моменту, даже когда дует ветер и шумят ветки деревьев, я начинаю злиться. А если этого недостаточно, то птицы продолжают щебетать, и я не могу найти покоя в этом месте".

Старший монах просто указал своему ученику: "Я вижу, что ты становишься все злее с каждым прерыванием. Это прямо противоположно тому, что является твоей задачей во время медитации. Ты должен найти способ не злиться ни на людей, ни на животных, ни на что-либо другое, что мешает тебе во время выполнения задания". После их совета молодой монах вышел из монастыря и огляделся по сторонам в поисках места, где было бы тише, чтобы можно было спокойно медитировать. Он нашел такое место на берегу озера, которое находилось неподалеку. Он принес свой коврик, сел и начал медитировать. Но вскоре в озеро рядом с местом, где медитировал монах, слетелась стая птиц. Услышав их шум, монах открыл глаза, чтобы посмотреть, что происходит.

Хотя на берегу озера было тише, чем в монастыре, все равно находились вещи, которые нарушали его покой, и он снова начинал злиться. И хотя он не находил покоя, который искал, он продолжал возвращаться к озеру. И вот однажды монах увидел лодку, привязанную к небольшому причалу. И тут его осенила идея: "Почему бы мне не взять эту лодку, не отплыть на ней на середину озера и не помедитировать там? На середине озера меня ничто не потревожит!" Он отплыл на лодке на середину озера и начал медитировать.

Как он и ожидал, посреди озера не было ничего, что могло бы его потревожить, и он смог медитировать весь день. В конце дня он вернулся в монастырь. Так продолжалось несколько дней, и монах был в восторге от того, что наконец-то нашел место, где можно спокойно медитировать. Он не испытывал гнева и мог спокойно продолжать медитацию.

На третий день монах сел в лодку, доплыл до середины озера и снова начал медитировать. Через несколько минут он услышал плеск воды и почувствовал, что лодка раскачивается. Он начал расстраиваться, что даже на середине озера кто-то или что-то мешает ему.

Когда он открыл глаза, то увидел лодку, направляющуюся прямо к нему. Он закричал: "Уводите свою лодку, иначе вы врежетесь в мою". Но лодка продолжала идти прямо на него и была всего в нескольких футах от него. Он снова закричал, но ничего не изменилось, и тогда прибывающая лодка врезалась в лодку монаха. Теперь он был в ярости. Он закричал: "Кто вы такие и почему задели мою лодку посреди этого огромного озера?" Ответа не последовало. Это еще больше разозлило молодого монаха.

Он встал, чтобы посмотреть, кто находится в другой лодке, и, к своему удивлению, увидел,

Он обнаружил, что в лодке никого нет.

Вероятно, лодка дрейфовала по ветру и столкнулась с лодкой монаха. Монах почувствовал, что его гнев рассеивается. Это была просто пустая лодка! Не на кого было сердиться!

В этот момент он вспомнил вопрос своих наставников: "Знаете ли вы, что на самом деле заставляет вас злиться?" И тогда он задумался: "Это не другие люди, ситуации или обстоятельства. Не пустая лодка, а моя реакция на нее вызывает мой гнев. Все люди или ситуации, которые заставляют меня расстраиваться и злиться, – такие же пустые лодки. У них нет силы разозлить меня без моей собственной реакции".

Затем монах отплыл на лодке обратно к берегу. Он вернулся в монастырь и начал медитировать вместе с другими монахами. Вокруг по-прежнему раздавались шумы и волнения, но монах воспринимал их как "пустую лодку" и продолжал спокойно медитировать. Когда старший монах увидел разницу, он просто сказал молодому монаху: "Я вижу, что ты нашел то, что действительно вызывает у тебя гнев, и преодолел это".

Загрузка...