Оценивание является одной из важных функций университетов. Размышления ученых о репрезентативности источников, о результатах и методах исследовательской работы наиболее ярко отражаются в рецензиях – специальных текстах, написанных с целью оценки исследований коллег. Сегодня активно обсуждается статус жанра рецензии. С одной стороны, исследователи поднимают вопрос о функциональности рецензии и говорят об упадке жанра, связанном в том числе и с рутинизацией практики рецензирования. С другой стороны, ученые отмечают роль рецензии в развитии профессиональной коммуникации, формировании научных школ и сообществ[75]. Обретение навыков создания таких текстов и договор об их структуре и содержании являются частью академической культуры.
В этой статье мне хотелось бы сосредоточиться на внутренних, непубличных высказываниях и рецензиях, сделанных с целью допуска или отсеивания претендентов в академическое сообщество. В центре внимания будут как специально созданные с целью оценивания тексты, так и отдельные оценочные высказывания. Что провоцировало профессоров высказываться, каким образом выстраивалась рецензия, как и с какого периода процесс внутреннего рецензирования регулировался законодательно и в каком режиме это происходило? Изучение истории внутренних рецензий позволяет выявить обстоятельства запуска механизма оценивания научной продукции в университете, проанализировать формирование критериев научности, научных репутаций и авторитетов, проследить развитие оценочных риторических формул и общего формуляра рецензии.
Исследований, посвященных истории рецензирования, крайне мало. В литературоведческих работах поднимаются вопросы, связанные с историей литературной критики, исследованием роли журнальных рецензий, а также связи истории литературы, журналистики и критики и функции рецензирования в этом процессе[76].
Рецензии на российские докторские и магистерские диссертации, а также причины их появления не обсуждались в литературе, посвященной истории ученых степеней. В исследованиях по истории научной аттестации, мне не удалось обнаружить сведений о практике рецензирования диссертаций, хотя упоминания об этом есть в юбилейных биографических словарях профессоров и преподавателей университетов и в публикациях по истории науки[77]. Дело в том, что в поле внимания ученых чаще попадает регламент академической аттестации, а не анализ ее отдельных процедур. И даже в тех редких, но важных случаях, когда исследуются практики защиты (челябинские историки под руководством Н.Н. Алеврас и Н.В. Гришиной занимаются изучением так называемой диссертационной культуры историков второй половины XIX–ХХ вв.), мы получаем реконструкцию диспута, анализ речей соискателей, замечаний оппонентов, заключений совета, но не рецензий[78]