Начнем с первого пункта. Согласись, прежде чем ждать каких-то результатов от нового сотрудника, его нужно обучить. Причем разным вещам:
1) Обучить профессиональной деятельности (продуктовая линейка, технология работы)
2) Организационным моментам (как пользоваться почтой, CRM, как обращаться к коллегам и руководителям других подразделений)
Мы сконцентрируемся на основах обучения именно профессиональной деятельности.
Есть педагогика – это обучение детей. А есть обучение взрослых – это андрагогика.
Другими словами, андрагогика – это дисциплина, искусство обучения взрослых людей. Ведь ко взрослым нужен свой подход.
Давай на примере рассмотрим, чем отличаются подходы к обучению детей и взрослых.
Ребенок (обучение в школе)
Что?
Взрослый (обучение на работе)
Ходит в школу, потому что так надо
Осознанность
Хочет решить свою задачу: улучшить навыки, получить новую профессию, больше зарабатывать
Нам в школе постоянно говорят: знания в будущем пригодятся. И далеко не все применяется
Актуальность
Хочет получить результат как можно быстрее
Урок длится 40-45 минут
Количество теории
Максимум на 15 минут, потом внимание теряется
Ученик принимает главенство учителя
Позиция по отношению к преподавателю
На равных
Своего опыта мало, верит на слово
Опыт
Есть житейский и профессиональный опыт
Решение принимают за него
Самостоятельность
Самостоятельно принимает решение
Как видишь, подходы к обучению немного различаются. Для твоего удобства выделим основные принципы андрагогики в отдельный список. Итак, аксиомы обучения взрослых:
1) Сотруднику должно быть понятно, что он получит после обучения: новую работу, больше денег, решение своей рабочей задачи.
2) Обучение имеет прикладной характер. После него сотрудник сразу же может начать что-то применять в жизни.
3) Максимальный блок теории, которую ты можешь рассказать без любого перерыва, – 20 минут. После этого обязательно необходимо сделать паузу. Причем, необязательно она выражается в каком-либо перерыве. Это может быть и разбор вопросов сотрудника.
4) Обучение происходит на равных позициях. Наставник не выступает с проповедями или с менторской позиции.
5) Обучение на основе опыта подопечного (ведь у него есть жизненный опыт, а иногда и профессиональный).
Мы с тобой рассмотрели принципы андрагогики, одним из постулатов которой является практичность знаний. Давай мы разберем, как эту теорию применять в жизни
Цикл Колба
В теории обучения взрослых существует «Цикл Колба». Это четырехуровневая модель перевода знаний в практические умения.
1-й уровень – сбор / создание опыта
Как мы уже разобрали выше, у любого взрослого человека есть опыт. Как минимум житейский, как максимум – профессиональный. Поэтому с самого начала необходимо узнать, что знает или слышал сотрудник по той теме, которой он сейчас будет обучаться.
Примерный список вопросов может выглядеть так:
1) Насколько знаком с заявленной темой?
2) Если раньше в этой сфере не работал – что слышал про эту тему?
3) Если работал в этой сфере раньше – что знаешь? Расскажи хотя бы 2-3 кейса (истории), которые у тебя были.