Направляемые медитации подразумевают обучение в процессе практики. После многократного повторения они усваиваются человеком изнутри и приобретают индивидуальный характер. Тогда вы начинаете следовать не за тем, что говорится на этих страницах, но за своим собственным непосредственным переживанием.
Эти медитации следует читать про себя или медленно зачитывать другому человеку. Также можно записать их на аудио собственным голосом – при этом следует произносить слова в такт с дыханием, делая перерыв между строками текста. Предполагается, что большинство этих медитаций, хотя они занимают всего несколько печатных страниц, должны выполняться примерно по тридцать минут каждая. Если вы запишете эти направляемые практики на аудио для себя или для другого человека, то это позволит вам изнутри увидеть характер затемняющих ум явлений, а также того, что рассеивает напряжение и воздействует на него исцеляюще.
Поскольку эти практики предназначены для многократного повторения, в медитацию вплетены определённые идеи, способствующие развитию мудрости. Когда человек работает с этими идеями, они соединяются с его сердцем, и этот процесс обладает глубоким исцеляющим эффектом.
Если, впервые приступая к этим медитациям и принимая их в своё сердце, вы замечаете, что ум застревает на определённых строках – что некоторое представление или идея вызывают у вас особую реакцию в виде потока мыслей, – просто отметьте, чем вас цепляют эти идеи, а затем поразмышляйте над этими строками. Работайте с ними в течение дня. Пусть эти идеи, которые вызвали мысли, станут предметом вашего созерцания. Чтобы понять, чем они могут быть полезны, непосредственно прикоснитесь к ним. Если вы воспринимаете такие идеи в качестве уроков, с которыми нужно разобраться, медитация никогда не прекращается. И каждый ваш день наполнится красотой.
Каждую из этих практик можно применять на трёх уровнях.
На первом уровне практики следует зачитывать самому себе, как если бы сердце обращалось к уму с «добрым советом». Начиная работать с этими техниками, скажем, зачитывая их вслух, вы тем самым встаёте на путь исцеления. Такое чтение вслух знакомит ум с практикой и вовлекает в процесс сердце.
Второй способ их применения – воспринимать эти практики в качестве объекта созерцания. Используя их на уровне созерцания, вы начинаете глубже ощущать границы их применимости. Подобное созерцание развивает у практикующего уверенность в том, что он способен взаимодействовать даже с тёмными и теневыми болезненными эмоциями, которые часто скрывают свет нашей истинной природы. Посредством такой рефлексии во время созерцания также можно «работать» с интуитивными прозрениями и обращать их в «значимые открытия», размышляя над их значением в своей жизни. Это устойчивое удерживание внимания – при достаточно глубоком сосредоточении – на явлениях, возникающих в уме, с целью принять их в сердце. Это способность к глубокому размышлению, которая помогает нам обрести свой путь на большом Пути.
Эти направляемые медитации могут быть полезны и в третьем смысле, а именно: можно напрямую соприкоснуться сознанием с медитацией, чтобы ясно увидеть, что в ней на самом деле присутствует. Это самый глубокий из трёх уровней, заложенных в каждой медитации. Он позволяет установить непосредственную связь с умом и исцелиться, обретя большую открытость сердца. Он позволяет выйти за пределы известного и «знающего» к всё пронизывающей истине.
Различие между медитацией и созерцанием состоит в том, что в медитации можно непосредственно войти в процесс, из которого возникает понимание и истина, в то время как в созерцании вывод об истине делается посредством представления о себе или о другом.
Итак, эти практики можно применять тремя различными способами. Первый способ: вслух зачитывать их себе или другому человеку как некую «инструкцию по эксплуатации» для ума или как любовное стихотворение – так, чтобы слова звучали в такт дыханию, освобождая пространство для углубления практики. Второй способ: подходить к медитации в созерцательном ключе и осваивать практику изнутри. И третий способ: исследование природы бытия из внутреннего пространства. Каждый уровень позволяет человеку ближе подойти к истине. Каждый из них увеличивает ценность плодов практики, доступных человеку. В конечном итоге в этом процессе практикующему придётся погрузиться в самую глубину, сердцевину опыта, и просто быть. Именно на третьем уровне погружения в опыт эти медитации как направляемые практики приносят самое глубокое исцеление. К истине приближаются медленно, планомерно, пока ищущий и то, чего он ищет, не растворятся в самом поиске. Пока поиск не растворится в просторе, который – за неимением более величественного слова – мы зовём Богом.
Первый уровень касается работы с умом. Второй подразумевает размышление над умом. Третий выходит за пределы ума к самому сердцу.