Приступая к практике

Медитация – способ прикоснуться к бесконечности. Она даёт нам возможность непосредственно переживать свою истинную природу – всегда уже исцелённую, необусловленную, бессмертную. Из этого невообразимого простора и ясности возникает покой и мудрость, к которым мы отчаянно стремимся. Возникает пространство для принятия себя «настоящим» и для осознания своих огромных ресурсов для исцеления, данных нам от рождения.

Многие практики, предлагаемые в рамках последующих медитаций, включая некоторые практики «устранения препятствий», позволяют нам глубже проникнуть в собственный ум, что даёт возможность обнаружить преграды на пути к освобождению. Эти преграды необходимо признать и глубоко принять в сердце милосердного сознавания. Однако не существует момента, когда следовало бы прекратить медитацию, если учесть, что куда бы мы ни направлялись и где бы ненадолго ни оказывались наши стопы, это место слишком непостоянно и эфемерно, чтобы стать нам надёжной опорой.

Медитация позволяет войти в ум, чтобы исцелить его, однако она продолжается на таких глубоких и надличностных уровнях, что описать их можно лишь словом «сердце».

Медитация позволяет нам ощутить непосредственную причастность к своей жизни, а не проживать жизнь в воспоминаниях.


Углублять внимание – значит пробуждаться. Пробуждаться – значит сохранять «целостность сердца». Принимать всё, что приходит, – не только обусловленность ума, вводящая в заблуждение, но и простор безусловного присутствия, выходящий за пределы обусловленности. Медитация не подразумевает, что мы что‑либо отрицаем, будь то спутанный, зачастую полный противоречий узел обусловленности или вечная целостность, существующая за пределами ума. Она является непосредственным прикосновением к сознанию, полным милосердия и ясности. Это глубинное видение того, что обращает боль в страдание. Также это видение того, что мы цепляемся за это страдание, вместо того чтобы отдаться на волю простору неизведанного. Свободе, неотделимой от нашей истинной природы. Поэтому мы исследуем ум не столько для того, чтобы овладеть им, сколько для того, чтобы ум не завладел нами. Мы не развязываем войну с умом, мы договариваемся с ним о мире.

Хотя на протяжении многих лет мы повторяем, что ценна ежедневная медитативная практика, поскольку она привносит в жизнь богатство, по всей видимости, в ситуации многих людей, пустившихся в этот «долгий путь», уместнее говорить о регулярной практике. Кстати говоря, один очень уважаемый учитель медитации недавно заметил, что даже с учётом того, что он давно практикует, зачастую ему трудно выделять время на медитацию ежедневно – разве что на ретритах, где он с завидной регулярностью преподаёт. Вымышленные приоритетные занятия заполоняют ум, и возникает чувство, что можно «заняться чем‑то более важным». Не правда ли, удивительно: ум обладает собственным разумом! И, наверное, только регулярная практика может это продемонстрировать со всей исцеляющей силой.

Следует делать то, что в ваших силах. Важнее сохранять устойчивое чувство уверенности и готовности исследовать настоящее, каждый раз сталкиваясь с причудами ума / тела, включая осознанность, чем зацикливаться на некой идее того, кем нам следует быть и как следует практиковать.

Стремясь к освобождению, нам следует обращать внимание на склонность к оцениванию (она составляет суть любого стремления), которая возникает каждый раз, когда мы приступаем к некой задаче. Чем сильнее мы хотим медитировать спокойно, тем менее спокойной, скорее всего, будет для нас медитация. Это желание, стремление что‑либо изменить создаёт беспокойство. Однако во время медитации ничто не ускользает и не отбрасывается, и мы не пытаемся «обвести вокруг пальца» это сопротивление или беспокойство, а, скорее, сосредоточиваемся именно на них. В сущности, объект нашего сосредоточения не так важен, как качество этого сосредоточения, качество внимания, привносимого в настоящее. Нас так же быстро может посетить «озарение» при наблюдении за гневом и страхом, как и при наблюдении за любым другим состоянием ума. Ведь исцеляют и освобождают не содержимое ума, но качество внимания, с которым мы взаимодействуем с ним. Наша задача не в том, чтобы стать святыми, а чтобы стать целостными человеческими существами.

Не привязывайтесь к идеям о том, как нужно практиковать. Просто практикуйте. Даже если источником этих идей является книга, которую вы держите в руках прямо сейчас, доверяйтесь своему собственному внутреннему процессу. Взращивайте устойчивую связь с умом, непрерывность внимания, которое позволит вам в нужный момент довериться почве под ногами, – а она укажет, в каком направлении двигаться дальше.

Каждый раз, когда мы сосредоточиваемся, мы создаём условия для того, чтобы следующее мгновение вело к ясности. Мы учимся находить путь, слушая сердце. Когда старый ум, полный представлений и сюжетов прошлого, растворяется в этом процессе, голоса, в которых слышится боль, отступают на второй план, и мы действуем так, как нужно, исходя из настоящего, а не из старых, часто неудачных путей становления. Всё, к чему мы стремимся, есть в чувстве присутствия, которое позволяет нам чувствовать себя живыми. Именно на почве этой радости чистого бытия происходит исцеление ума, которое приводит нас к самому сердцу понимания.

Как указывает опьянённый Богом поэт Кабир, человек, «который слышал звук флейты», песню подлинного сердца, кто пробыл хотя бы миг в своём Реальном теле, теле чистого сознавания, не сомневается. У него есть только открытость, прекрасное неведение, которые выводят его за пределы наших мелочных знаний в непостижимость бытия. Это пространство, куда входят все эти знания. Безграничное сознание, в котором пребывают и обретают исцеление его объекты.

Когда нашего учителя, Ним Кароли Бабу, спросили, как развить глубинную духовную осознанность, он сказал: «Просто любите всех людей». Начать практику – значит начать культивировать в себе милосердие и внимание ради блага всех чувствующих существ.


Предлагаемые техники позволяют человеку «заботиться о своём саде». Каждая из них – определённый садовый инструмент.

Поначалу, когда мы впервые прикасаемся к неизученному уму, он напоминает полосу дикой, необработанной земли. Всё, что здесь растёт, возникает само по себе, по причине случайного стечения обстоятельств и условий, существовавших в прошлом. В некоторых местах сорняки не дают расти цветам. В других почва бесплодна и непригодна для жизни. Попадаются непроросшие семена. Всё покрыто буреломом, скрывающим под собой плодородную почву. А прямо под поверхностью земли находятся мёртвые корни, которые гниют очень медленно, так что для молодой поросли остаётся мало места.

Некоторые техники медитации, изложенные в этой книге, предназначены для того, чтобы разрыхлить жёсткую почву этого сада – к примеру, медитация на любящей доброте и практики расслабления живота. Другие предназначены для улучшения почвы – это медитация на прощении и медитация матери милосердия. Некоторые подходят для того, чтобы вскапывать почву и углубляться в неё, – к примеру, практика внимательности и медитации исследования тела, которые необходимо постоянно применять для восстановления почвы и прополки сорняков. Некоторые практики используются для того, чтобы растения быстрее давали всходы, и для подкормки нежных побегов – это медитации на сопротивлении, переживании горя и медитация во время приёма пищи. Всякий инструмент может оказаться полезным и помочь нам пробраться сквозь «труднопроходимые места» на пути через сад. Каждый по‑своему взращивает условия, в которых могут распуститься дикорастущие цветы благодати.

Поскольку за садом очень долго не ухаживали, появилось много моментов, ограничивающих развитие растений. С этими ограничениями, препятствующими прорастанию семян в будущем, нужно разбираться сразу же. Многие из перечисленных практик являются «практиками устранения препятствий» – с их помощью можно избавиться от валунов или выкорчевать пни, чтобы в дальнейшем плодородную почву можно было использовать. Многие из них, к примеру, медитация на тяжёлых состояниях (болезненные эмоции), медитация на сердце матки, медитации на переживании боли или медитации на исцелении – это инструменты, специально предназначенные для удаления особых препятствий. Каждый из них уместно использовать на определённом этапе подготовки семян, посадки и сбора плодов прекрасных цветущих растений, которые естественным образом появляются в процессе нашего освобождения. Этот процесс, исходящий из сердца, расширяется до ума / тела и возвращается в исходную точку – к сердцу. Любая медитация способна очистить ум от очередного слоя преград, разделяющих сердце и ум.

Осознанность и любящая доброта – это базовые практики, для сада они как солнечный свет и вода. Когда ими занимаются регулярно, рост становится интенсивнее, а корни сердца глубже уходят в землю.

Следует начинать практику в сердце, чтобы облегчить путь и чтобы ум и тело могли переживаться в целостности, без оценивания и страха. Когда мы открываемся на уровне сердца, боль в уме или теле может явно указать на определённые препятствия. Существуют конкретные медитации, позволяющие воспринимать каждое такое препятствие с исцеляющей мудростью и вниманием, в которых настоящее милосердно принимается – с небывалой мягкостью и уважением. Тогда процесс развивается сам, без усилия. В дзен-буддизме это естественное течение описывают так: «Весна приходит, и трава вырастает сама по себе».

Часто на начальном этапе практика продвигается медленно, поскольку способность к сосредоточению ещё только развивается, и чтобы она развилась, может потребоваться некоторое время. Однако освобождение – это процесс, и ценен каждый шаг этого процесса. Да, когда вы только начинаете заниматься подобными медитациями, самостоятельно или даже под руководством опытного учителя, у вас могут возникать трудности. Когда какую‑нибудь направляемую медитацию выполняет большая группа людей, нередко после практики кто‑нибудь делится удивительными откровениями. Другие же несколько мрачно слушают, думая про себя: «Как же так, я ничего не испытал! Я настоящий неудачник! Похоже, всем, кроме меня, удастся достичь просветления», однако зачастую именно те, кто полагает, будто им не удалось полностью «ухватить» практику, позднее демонстрируют глубокое понимание препятствий, мешающих их счастью. Вполне может быть, что такой человек более ясно уловил характер того, что мешает ему осознавать, прощать, проявлять милосердие или отпускать, чем тот, кому «улыбнулась удача», так что он на мгновение вышел за пределы исследуемых качеств. Часто именно тогда, когда что‑то «не получается», удаётся яснее всего понять, какую работу предстоит совершить.

Меняйте эти медитации под себя. Экспериментируйте! Найдите тот язык и те выражения, которые близки вам. Доверьтесь своему доброму гению – и он приведёт вас к исцелению. Позвольте сердцу решать, какие элементы этих практик вам подходят. Возможно, кто‑то ощутит интерес лишь к одной-двум из предложенных медитаций. Занимайтесь теми практиками, которые вам «по душе», а не теми, которые вы будто бы «должны» выполнять. Пусть сердце станет целителем ума и тела. Пусть эти медитации станут вашими собственными медитациями.


На протяжении последних тридцати лет основу нашей практики составляли медитации на осознанность и любящую доброту. Однако также были периоды, когда мы с Ондреа с помощью дополнительной практики учились более полно применять открытия, сделанные во время медитации. Практики исцеления и переживания боли – одни из тех практик, которые нам особенно кармически близки и в которые мы периодически основательно погружаемся на продолжительное время, что приносит немалые плоды.

Нельзя сказать, что какая‑то одна практика лучше другой: скорее, некоторые практики больше подходят для одного темперамента, другие – для другого, и это касается любой медитации или целительной техники. На самом деле освобождает не практика, но намерение, мотивация, искреннее усилие, с которым она применяется. Даже в такой практике, как медитация осознанности, суть которой – в развитии бесстрастного, милосердного внимания, тонкая самоуверенность или склонность к оцениванию могут вызвать у медитирующего обманчивое ощущение, что он управляет ситуацией, а это замедляет исцеление. Подобным образом, если к практикам сканирования тела подходят не в духе исследования, но выполняют их из «необходимости с чем‑то бороться», это может породить ещё больше трудностей. Каждая практика потенциально может стать ловушкой, если мы применяем её не для того, чтобы развивать сострадание и проявлять меньше осуждения.

Чем чаще какая‑либо практика выполняется из чувства, что её «нужно» делать, тем больше эгоизма (чувства отделённости от мира, страха, изоляции) она создаёт. Чем больше эгоизма, тем больше места для страдания. Замечу, что существуют такие практики, ориентированные на работу с болью, которые, если их применять неумело, могут ещё больше разжечь священную войну в уме и теле, стремление уничтожить боль, которое ведёт к усугублению страдания. К примеру, занимаясь медитацией на проживании боли, мы время от времени примерно на пятнадцать минут сосредоточиваемся на самом болезненном месте, а затем делаем перерыв и просто следуем за дыханием, подобно сёрфингисту, оседлавшему идеальный изгиб волны.

Всё дело в чувстве меры. Такие слова, как «отпускание» или «отказ от усилия», легко могут ввести в заблуждение, если старый ум неверно их истолкует. Необходимо соотносить эти идеи со своими интуитивными ощущениями.

Поэтому любую технику необходимо выполнять с чувством меры и участвуя в ней сердцем – только тогда вам удастся с помощью практики подняться над голым методом. Только тогда вы сможете быть не только медитирующим, но обратиться в саму медитацию. Исцеление – это смертельный номер, попытка установить гармонию между энергией и усилием, сосредоточением и восприимчивостью, мудростью и состраданием, сознанием и милосердием, пониманием и способностью отпускать, явлениями и тем, что стоит за ними. Кроме того, это попытка установить гармонию между так называемым рождением и тем, что мы описываем как смерть, а также всем, что предшествует рождению и следует за смертью.

Возможно, поначалу вы будете работать лишь с некоторыми из этих практик, и пройдут месяцы или годы, прежде чем вы ощутите стремление заняться остальными. Доверяйте своему внутреннему голосу, он позволяет сердцу сообщать уму, куда двигаться дальше.

Если вы так часто выполняли эти медитации, что знаете их назубок, можно проверить, насколько они полезны для других людей. Так, особенную пользу вашему пациенту или близкому человеку принесут медитации на исцелении, на переживании боли, медитации на тяжёлых состояниях, на умирании (наряду с большинством практик, описанных в этой книге). Ведь работа над собой, которой мы занимаемся, в буквальном смысле слова служит на благо всех чувствующих существ. Мы обретаем немного больше свободы. Мы становимся для других примером исцеления и освобождения. Однако стоит отметить, что многим людям, испытывающим проблемы с контролем (речь никогда не идёт о других людях, но всегда о некоторой части нас самих), может не понравиться, что их кто‑то «наставляет». Когда вы знакомите других людей с такими техниками, помните, что некоторые состояния ума оказывают сопротивление, несмотря на лучшие намерения. Для некоторых выполнять практику в одиночку – вопрос чести. Не будьте целителем. Просто проявляйте милосердие. Когда вы знакомитесь с этими практиками сами или знакомите с ними других, очень важно делать это в подходящий момент.

Позвольте своим цветам распуститься, но не привязывайтесь к плодам. Пусть семена упадут в землю и прорастут из глубины вашей прекрасной сущности.

Заботьтесь о себе, как о сокровище.

Идеи и долгосрочные практики, представленные здесь, даются ради блага всех тех людей, которые стремятся заглянуть вглубь себя.

Поскольку мы не достигли просветления – хотя практика и дала нам немало ясности, – мы ещё во многом находимся в том же положении, что и любой, кто читает эту книгу. Мы все движемся к неизведанному – туда, где происходит подлинное развитие.

Наша цель заключается просто в обретении большей осознанности, в том, чтобы в каждый момент иметь больше свободы для жизни, чтобы ощущать полноту жизни.

Пребывать в созерцательном состоянии важнее, чем стать хорошим практиком медитации. Важнее вглядываться в себя в поисках истины, а также находить истину, стоящую за этим взглядом. Не останавливаться, продолжать исследование. Жить только одним мгновением, одной минутой, одним часом, одним днём, одной жизнью.

Если медитация перестаёт быть упражнением для ума продолжительностью в несколько минут и превращается в процесс раскрытия сердца, наполняющий светом даже самый серый наш день, значит, она стала частью нас. Когда же мудрость движет милосердием, мы сами обращаемся в созерцание.

Доверьтесь происходящему.

Загрузка...