Прежде чем думать о том, где и как искать «правильных людей», нужно избавиться от семи главных убеждений, которые мешают качественному найму:
1. «Наймом пусть занимается эйчар»;
2. «Люди сегодня обнаглели – слишком много хотят, только не работать!»;
3. «Нужно нанимать только «своих»;
4. «Сотрудники должны любить мой бизнес так же, как я»;
5. «Наймом нужно заниматься, только когда требуется человек здесь и сейчас»;
6. «Я нанимаю человека один раз и на всю жизнь»;
7. «Чем больше зарплата, тем быстрее закроем вакансию».
В бизнес-среде сегодня активно говорят о том, как важно иметь в компании эйчар-отдел. Причем такой, который будет не только нанимать людей, а еще и прописывать регламенты, адаптировать сотрудников, руководить стажировками и следить, чтобы коллектив не превратился в болото: ведь время от времени нужно радовать всех тим-билдингами, корпоративами и бесплатными печеньками.
Неудивительно, что руководителям, хочется найти такого волшебного специалиста-эйчара, который закроет все эти вопросы: «Пусть этим занимается профессионал – а я буду деньги ему платить». Звучит красиво и логично, но это заблуждение.
Сейчас объясню. Подходя таким образом к найму, вы попадаете в зависимость от эйчара: и полностью отдаете самое главное в своей компании – людей – в руки другого человека. Хорошо, если он окажется достаточно компетентным, а не просто убедительно себя «продаст». Но что, если этот высококлассный специалист уйдет? Вы останетесь без результата и придется снова искать «проверенного» человека – и так по кругу.
Не важно, большая у вас компания или маленькая – наймом придется заниматься. На разных уровнях, но все равно придется. Как никто другой я знаю, как сильно предпринимателям и руководителям хочется проскочить этот момент, закрыть глаза и «пусть этим занимается кто-то другой, но не я». Ведь столько еще дел!
Действительно, в бизнесе нужно, чтобы каждый занимался своим делом. И знаете, в чем заключается ваше дело? В том, чтобы разобраться в процессе найма (как и в любом другом бизнес-процессе) и понять: за что отвечаете вы, а где вам нужны исполнители. И какими они должны быть. Тогда вы уже с четким пониманием будете делегировать задачи по найму сотрудникам, консультантам и кадровым агентствам. В противном случае в какой-то момент вы можете обнаружить, что вашей компанией управляете уже не вы, и это никак не бьется с целями вашего бизнеса.
Холодный душ для всех, кто старается держаться от найма подальше: каждый раз, нанимая неправильных людей, вы теряете деньги. Даже если вы этого пока не осознаете, выбор «неправильного» человека обходится вам гораздо дороже того времени, которое вы инвестируете в качественный найм. Лет десять назад мы с коллегами даже посчитали, сколько для нашей компании стоит одно рабочее место: сложили стоимость работы HR-менеджера, затраты на обучение и развитие, на оценку и адаптацию, на проверку кандидатов, маркетинговые расходы… И были в шоке от суммы. Получилось 3500 долларов – огромные деньги на тот момент. Да и сейчас немаленькие. А теперь представьте, сколько денег вы теряете, если в вашей компании большая текучка.
Конечно, хороший эйчар способен решить много вопросов руководителя, но, как говорится: «На эйчара надейся, а сам не плошай». Не подумайте, что я таким образом возвышаю эйчара. Я лишь имею в виду, что вы и без таких профи не пропадете, если разберетесь в этом вопросе.
Это не люди офигели, а рынок изменился. Да, последнее время изменения происходят все быстрее и быстрее, и порой бывает сложно за ним успевать: «Да в смысле? Еще вчера курьеров устраивала зарплата в 30 000 рублей, а сегодня они уже хотят не меньше 80000, бесплатные обеды и душевые?!»; «То есть молодежь еще и развлекать надо, чтобы они работали нормально? Ага, щас! Детский сад в другом месте!»; «Они хотят и удаленку, и зарплату, как на полный рабочий день в офисе? Ну и наглость!» Подобные высказывания постоянно звучат в бизнес-среде. Но нужно просто принять: как раньше уже не будет, и сегодня под «раньше» может подразумеваться даже реальное «вчера». Выигрывают те, кто быстрее адаптируется.
Примите как факт, что скорость закрытия вакансии зависит от ваших условий. Вы же выбираете себе людей, да? Так вот и люди тоже выбирают, кто им больше подходит: вы или какая-нибудь другая компания. И интересуют их вполне понятные вещи. Соблюдаете ли вы законодательство? Белая ли у вас зарплата? Насколько эта зарплата в рынке? Какой график работы? Есть ли соцпакет? Есть ли зоны для отдыха, спортзал, качественная рабочая техника?
Отбросьте мысли в духе: «Да люди сейчас совсем зажрались!» Не зажрались – просто мир не стоит на месте и постоянно эволюционирует. Все, прошло то время, когда люди были готовы работать просто за зарплату. Прошло время, когда нам нужно было выживать. Мы живем в другой реальности, а некоторые ваши сотрудники вообще той реальности не знают – потому что родились позже 2000 года. Значит ли это, что они зажрались? Нужно ли им объяснять, что они живут как-то неправильно и им нужно подстраиваться под ваши представления о (старом) мире? Лично я не вижу для этого ни одной причины.
Чем лучше условия, тем быстрее вы найдете человека. Чем хуже условия, тем медленнее будет продвигаться поиск. На любые условия можно найти кандидата, просто имейте терпение и постепенно двигайтесь в сторону конкурентоспособных условий для соискателей.
Вы можете возразить: а что делать если нет возможности для таких условий? Нет возможности – дробите задачи, берите людей по совместительству, предлагайте удаленку, совмещайте должности внутри компании, но будьте готовы, что потом придется все перенастраивать.
Короче говоря, будьте готовы адаптироваться. В такое время живем.
Всегда есть соблазн нанять кого-то из знакомых или родственников, даже если они не особо подходят на должность – потому что близким людям мы больше доверяем. А потом, когда они оказываются недостаточно компетентны, или начинают нарушать правила и высказывать свое «фи», или предъявляют, что им недостаточно платят, мы подолгу не можем их уволить из-за гложущего чувства вины: «Ну как же так, не чужие ведь». И мы становимся заложниками ситуации, потому что усложнили бизнес-процесс близкими связями.
Я не имею в виду, что семейный бизнес – это плохо. Нет. Для успешного бизнеса с родственниками тоже есть свои инструменты – но сейчас не о них. Речь о том, чтобы создать такую систему найма, на которую не влияют ни семейные связи, ни пол, ни возраст, ни национальность или религиозное воспитание. Потому что только такая система стабильна и безопасна.
Нужно нанимать тех, кому доверяешь? Нет, нужно доверять тем, кого нанимаешь. А о том, как это делать, мы еще подробно поговорим.
Это заблуждение мне хочется обрубить на корню: нет, не должны. Никто и никогда не будет любить ваш бизнес так же, как вы. Просто потому что это не их бизнес. Это горькая правда, которую лучше принять как можно скорее, если не хотите без конца разочаровываться. Поверьте, вам совершенно точно будет достаточно людей, которые любят свою работу и выполняют ее качественно и на совесть. Вот на таких людях и концентрируйтесь.
Если у бизнеса нет HR-отдела, то о найме обычно вспоминают, когда в голову ударяет мысль: «Нам нужны еще одни руки!» Тут же кто-то из сотрудников строчит вакансию на работные сайты, кто-то начинает опрашивать знакомых, а кто-то делает пост в соцсетях: «Друзья, ищу человека на такую-то позицию, есть кто?»
И каково же бывает удивление предпринимателей, когда я говорю, что вообще-то найм можно и нужно планировать.
Такую мысль сложно принять предпринимателям, основная задача которых – тушить пожары. То есть без разбора решать все входящие задачи здесь и сейчас. И не важно, какого уровня эта задача, какой у нее дедлайн, хватает ли компетенций для ее решения – «я тут главный, значит мне нужно решать проблемы».
Вот они и решают все здесь и сейчас. В том числе и вопросы найма.
Если же вы умеете планировать, если вы можете оценить надвигающуюся нагрузку и заранее подумать о том, кто вам может понадобиться через полгода и в каком количестве – найм перестанет быть для вас внезапным. Он превратится в точно такую же систему, как, например, система продаж. Или система отчетности. Или система дистрибуции. Это точно такая же часть бизнес-системы, как и все остальные. И вся моя книга именно об этом – как превратить найм в систему, развивающую вашу компанию. Чтобы вы не бесконечно тушили пожары, не видя в жизни ничего кроме работы, а планомерно шли к своим бизнес-целям, успевая жить.