Сотворение мира.
А) мифы о творении Мира. Пеласгический миф.
Б) научный подход к сотворению Мифа. Теория “майонезной банки“. Вопрос о каменном небе. Вопрос о плоской или элепсоидной Земле.
В) аналогии о сотворении Мира у других народов.
Вначале всего была Эвринома – Многоликая, Богиня-Творец Всего Сущего.
Обнаженная Она восстала из Хаоса. И обнаружила тогда Она, что Ей не на что опереться. Она отделила Свет от Тьмы. Она разделила Хаос на три Мира.
Она отделила Небо (Уран) от Моря (Понт). Так возникли Миры двух Водных Твердей.
В третьем же Мире, между двух вод, Она начала свой одинокий танец. Над волнами Моря (Понта) неслась Её одинокая фигура к югу.
Здесь есть перекличка со священными текстами Библии, написанными в более позднее время, но с использованием теологических воззрений пеласгов на сотворение мира.
Люди, жившие среди пеласгов, стоящие на более низкой ступени развития (каменного века), при падении пеласгической цивилизации, в своих священных текстах, сохранили теологию этого народа, передав нам её в своей интерпретации.
Со своего понимания: Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою (Бытие I, 1-2). Надо отметить, что Дух Божий в греческих и арамейских текстах женского пола.
За Её (Духа Божьего) спиной возникал северный ветер. Дух-Ветер (Анем), вполне показался Эвриноме пригодным для дальнейшего творения. Обернувшись, Она поймала этот Дух-Ветер (Анем). Сжала его между ладонями. И вот уже не бестелесный Дух, а великий Дракон Офион в Её руках. Северный Борей (Офион) покорился Ей.
Все неистовей был танец Эвриномы. Все быстрее кружилась Она между водами Неба (Урана) и Моря (Понта). Вихри шли следом за Ней. Во всем Эвринома зарождала любовное желание – желание творить новую жизнь. Разгоряченный Офион обнял Эвриному. Она ответила на его ухаживания. Эвринома зачала от Северного ветра – Борея, от великого Дракона Офиона дитя. И этим ребенком был новый Мир.
Превратившись в морскую птицу, села Она наподобие наседки на волны морские (волны Понта). В положенное время снесла Эвринома Мировое яйцо. Чрево Эреба приняло это серебряное яйцо. Обняв свое детище, Эвринома высиживала Мировое яйцо. Эвринома становится богиней Творительницей, Богиней Жизни и Смерти всего сотворенного Ей.
Никта, взываю к тебе, о праматерь бессмертных и смертных;
Жизни источник для всех, ты преславной Кипридой зовёшься.
О тёмно-синяя Ночь в обрамлении ярких созвездий,
Тёплую радость струишь вдоль обширной и сонной пустыни.
В сон погружаешь глубокий весь космос, о мать сновидений.
Отдохновенье даёшь от забот и труды пресекаешь21.
По Её просьбе Офион обернулся семь раз вокруг серебряного яйца и стал сжимать свои кольца, пока яйцо не раскололось надвое. И появилось из яйца триада богинь, три дочери Эвриномы.
По разному их называли потом люди. Знают их под именами: Ночь, Порядок и Справедливость; Вода, Земля (Рея, Гея, Закон) и Небо (понятие Рая – Ирия); Любовь, Надежда и Вера. И правили они тремя Мирами, сотворенными их матерью Эвриномой. Одна богиня стала Владычицей Морской. Люди дали ей имя Амфитрита или Афродита. Другая – Прародительницей жизни Земной. Люди звали ее Метида, Аллея. Потом Её переименовали в Афину и Фемиду. Третья богиня, была богиней Небесной. Ведала она временем Текущим. К ней возвращались души всего сущего. Из ее же Мира души спускались в другие Миры. Небесная богиня была повелительницей Рая – Ирия. Герой называли Её эллины.
Три богини правили тремя Мирами. Все эти три богини были тремя ликами самой Эвриномы.
Скачешь по холмам, подгоняя коней быстроногих.
Ты – половина всего, – уходящая в царство Аида
Ночь, ибо Хтония ты и Урания в лике едином.
Твой неизбежен приход, он зверье пробуждает ночное.
В недра земные уйдя, высылаешь ты свет на поверхность,
Ибо над всеми закон непреклонного, грозного рока22.
Водная богиня сотворила пресмыкающихся, всякие виды рыб и гадов морских.
Небесная богиня наполнила мир насекомыми, летающими и птицами небесными. А Прародительница благословила их всех на воспроизводство своего потомства.
Земной мир наполнился всякими животными.
В Библии этот момент описывается: И сказал Бог: да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землёю, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду её. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер. И было утро: день пятый. И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду её, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо (Бытие I, 20-25.).
"Слух твой поистине всё и везде уловляет, богиня.
Небо ли ты обнимаешь великое, где, по преданью,
Стала душою ты мира божественной, вечно живущей,
Иль пребываешь в эфире, где семь кругов обращенья
Вашей цепи соблюдая вовек нерушимые силы23".
В поздних повествованиях об этом певце, его называют поклонником Аполлона, даже его сыном. Но само божество Аполлон на Балканах появилось в позднее время, уже после троянской войны.
Άπολλων (Аполлон) – в мифологии считается братом Артемиды. Имеет Палестинские корни. Образ архаический и хтонический. Не индоевропейского происхождения. Аполлон – стреловержец, губитель, прорицатель, блюститель гармонии космической и человеческой. Это киллер богов, приносящий смерть старикам, иногда он поражает без всякого повода.24 Кроме всего прочего, под власть Аполлона попадает чума, Аполлон как вправе наслать ее, так и излечить.
Видимо, зооморфным символом Аполлона является красный волк. Внешне он отличается от остальных волков. Это единичный вид своего рода. В какой-то мере красный волк является переходным этапом между волком (или шакалом) и лисой. Видимо лаконские собаки (выводимые в Спарте), были попыткой искусственного восстановления вымирающего тотема (красного волка) на Балканах. Люди этого зооморфизма только отдалённо имеют общие психологические принципы с людьми зооморфизма волка. И. Именно к культу красного волка относились орфики, так называемые последователи Орфея.
Так в цикл гимнов Орфея входит гимн Эроту-Фанату, естественно, тоже приписанный Орфею. Только в отличие от Орфея, гимн не имеет пеласгических корней. В этом гимне прослеживается влияние Месопотамии с ее бычьими культами. Кроме того, именно этому Четырехбуквенному богу поклонялись интервенты на территорию Конфедерации Аркты. Этот Эрот вышел из Золотого яйца, он имел три лика, а тело его оплетал Змей.
Двуполое божество, имеющее женские и мужские половые органы, и оттого самодостаточное. Даже потом, в Элладе, это божество было не особо популярно. Эллины боялись его. Считалось, что боятся Эрота (Фаната) даже бессмертные боги. Своего рода это бог страстных, неуёмных желаний. Желаний, над которыми человек не властен.
Это не тихая, взаимная любовь. Фанат олицетворял собой страсть, физиологические порывы, сопровождаемые огромным выплеском гормонов, над которыми человек был уже не властен. Одержимый Эротом (Фанатом), человек был над собой не властен. Именно этот бог был основой пантеона, Творцом этого мира у индоевропейских народов.
О Протогон, двуприродный, великий, парящий в эфире,
Ты из яйца золотого родился, Эрот златокрылый.
Ревом тельца оглашающий мир, прародитель блаженный
Горных богов и тоскующих смертных, чьи жизни конечны.
Дивное семя, проросшее сильным, обильным потомством,
Эрикепей, что несется со свистом, эфир рассекая;
Неизреченный, грозой накаляющий черную тучу.
Вечный скиталец, что взмахами крыльев низводит на землю
Свет осизанный, за что и зовется пречистым Фанетом.
О сокровенный владыка Приап и Антавг быстроглазый,
Блеском очей отражающий солнца лучи золотые.
Бог плодовитый, искусный и ловкий, влекущий желанья,
Будь благосклонен к священным обрядам божественных таинств,
Оргии наши наполни любовью и радостью чистой!25
В Библии мы можем прочесть об двух разных вариантах акта творения человека.
Первый, на основе древней теологии Средиземноморья: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (множественное число), по подобию Нашему (множественное число); и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
И сотворил Бог человека по образу Своему, и по образу Божию (женский род) сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их бог, и сказал им бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. И обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяческим животным, пресмыкающимся по земле (Бытие I, 26-28.).
В этом творении нет разговора о зубах дракона, но есть множество богов обоего пола, творящих человека. Возможно, что именно люди из зубов дракона, послужили прообразом этого множества добрых богов, помогающих людям.
Совсем другой вариант творения человека описан в Библии во второй главе, где творцом является четырехбуквенный бог: И создал Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою (Бытие II, 7).
Этот акт творения человека имеет зороастрийские и шумерские корни. Все эти народы своим священным животным считали быка. Именно бык (в том числе и Зевс), Фанат является их основным божеством, руководящим их действиями и направляющим. При его поддержке почитатели пришли на территорию пеласгов.
Территория эта простиралась от Каспийского моря до Ионического – в ширину. И от Кавказских гор (севера Черного моря) до государства Та-кемет (включая современную Палестину).
С этим богом связан приход Олимпийцев на Средиземноморье. Это патриархальные народы индоиранской группы, с очень низким культурным развитием. Это племена скотоводов, частично, обитавших в северных землях (Уман манды, Кутии, хетты), частично пришедшие с территории Африканского континента, через острова Персидского залива или по суше (хамитская группа, либийцы, шумеры).
В то же время, в самой Конфедерации Аркты (у пеласгов) женщины занимали ведущее положение в обществе. Именно это и было отображено в мифе творения. Сама Эвринома становится духом земли. Подобно как в Та-кемет Земля была телом Птаха, в северной религии Эвринома становится сердцем Земли, ее ядром. Возможно, что в теологических воззрениях, не дошедших до нас, она была и телом Земли, как, позднее в эллинской теологии Рея и Гея.
Именно благодаря приходу европейских племен на территорию Конфедерации Аркты, понятия (научные, философские) которыми оперировали Аркты, индоевропейцы переводят в разряд богов.
Так мы получаем общинный пантеон богов языческого мира. Так Рея и Гея, обе отображают собой Землю, обе из пеласгических понятий, в индоевропейском мире становятся богинями Земли. Только функции их разные, так же как и разные изначально были сами эти понятия.
Гея олицетворяет собой ядро Земли, ее душу. Рея тоже – Земля, но только имеющая созидательное начало, способная порождать стихии – хтонические силы.
Но есть еще богиня Земли Деметра – олицетворяющая изобилие Земли, ее плодовитость на почве. Именно основываясь на своих понятиях мироздания в древности (в эпоху пеласгов) было своеобразное разделение (градация) людей согласно их антропоморфным признакам.
Так же обстоит дело и с Эвриномой. Это тоже понятие, с точки зрения пеласгов, женское начало, послужившее первоосновой Вселенной и Земли. Даже в сотворении Мира, мы видим разницу в понятиях пеласгов и индоевропейцев.
У пеласгов перед созданием Мира (Вселенной, Галактики) присутствует некая сила, названная ими Эвриномой, у индоевропейцев Всё возникает вместе с Эротом (Фанатом) из золотого яйца.
Подобная же теория создания Вселенной есть в астрофизике, и жаргонно называется “теорией майонезной банки”.
К тому же, трудно утверждать, что эротический контекст создания мира действительно пеласгического происхождения, а не наслоение на философское воззрение Конфедерации Аркты, через прохождение сквозь римский субстрат26.
Говорить об астрономических воззрениях в Конфедерации Аркты мы не можем из-за отсутствия информации на этот счёт. Хотя в Велусе (Верусе) были найдены линзы из горного хрусталя, которые могли использоваться для создания телескопов в обсерватории. Хаты, входившие в конфедерацию, через хеттскую передачу, сохранили до нас определение неба – Варуна. Культурное развитие Конфедерации было на уровне XIX – начала XX веков н.э., хотя и имело свои особенности, вызванные иным путём прохождения этого развития. Конфедераты не были атеистами.
И.Дьяконов считает, что верование у них было трансцендентно. Как основных богов называют: Варун-кати27 (бога неба) и Варусему (богиню подземного источника или подземного солнца). В то же время, в этот момент в верованиях распространены зооморфные тенденции.
В это время происходит миграция уже устоявшихся этносов, следом за изменяющимся климатом Земли. Люди не живут обособленными этносами, но в то же время, очень сильны межфрийные отношения.
Именно фратрии28 и зооморфные символы диктуют бытовые отношения29.
Люди верили, что человек может перенять силу животного, исполнив определённые ритуалы. Встречать подобный зооморфизм у культурных людей несколько странно. Но надо признать, что к своему уровню развития, мир Аркты шел своим, отличным от современного путем развития. Что значили зооморфные символы, как и что, давала передача силы животных человеку, сейчас мы можем только предполагать.
Вполне возможно, что эти сакральные, тайные знания, люди, проводящие по ним ритуалы, напоминали бытовавшие у нас масонские ложи. Но зооморфная тенденция верований охватывала, в это время весь мир. Согласно этим зооморфным символам, антропоморфной схожестью с ними человека происходило жреческое деление мира. Это деление называлось «Звездой Богини Матери». К народам, входившим в Конфедерацию Аркты, относились не индоевропейцы.
Мифы творения, распространённые как в Конфедерации Аркты, так и у её захватчиков, имеют аналогии в космогонических мифах и других народов.
Так в Та-кемет есть, как минимум, три параллельных мифа творения. Все они возникли в разное время, с приходом в Та-кемет все новых народов. К сожалению, точно датировать их возникновение не возможно. Миф города Иуну (Гелиополь) напоминает пеласгический миф творения. По этому мифу (так же как у пеласгов) сначала был океан Нун (Хаос). Нун был не подвижен и не имел развития. Однажды произошло чудо30, и появился бог Атум. В отличие от Эвриномы, Творец Мира, с точки зрения Та-кемет, мужского пола. Первым актом его творения было создание, с помощью волшебного заклинания, холма Бен-Бен. Где он и разместился. Вторым его творением является ветер.
Так же как и в пеласгическом мифе, ветер (Анемон) неотъемлемая часть создания Бытия. Атум создаёт бога ветра Шу и богиню Тефнут (влаги)– женщину с головой свирепой львицы. Во, все еще царящем, Мраке Атум теряет своих детей: Шу и Тефнут. На их поиски он посылает свой глаз, вырванный из собственной глазницы31. Глаз нашёл потерянных богов, сам же превратился в кобру – урей, венчающей лоб Атума, став третьим глазом бога. Из Нуна вырос белый лотос, где находился Ра- бог солнца. Ра был еще младенцем и плакал, а из его слез появлялись люди и заполнили землю.
В Хат-Ка-Пта32 творцом считался бог Пта (Птах). Считалось, что Пта сначала создал себя, а потом уже Атума. Сам же Пта стал землей, его волосы это лес Земли, его глаза это озера Земли, и т.д.
В Хемену (Гермополь) миф о Творении Бытия гласит, что в первозданную тьму Нут вылетела белая птица Великий Гоготун. Она снесла яйцо, в котором был свет. Этот свет и дал начало жизни33.
Казалось, что столь древняя цивилизация как Месопотамия должна была бы ответить на вопрос о Миросоздании. К сожалению, шумерские мифы о творении Земли нам ничего не дают. У шумеров, есть упоминание о ветре, участвующем в Миросоздании – Лиле (Леле), но нигде не названы конкретные его функции. Видимо, шумеры пришли на очаг чуждой им культуры и, только частично, приняли ее.
Так извратив одни понятия и утратив другие, они создают более поздний миф творения, основанный на магии и силе слова. Не один, а множество богов, у шумеров, занимаются творением Мира. Один, из которых Энки (Бог границ) считается поддерживающим в Мире гармонию и порядок. Все мифы этого народа говорят, скорее, не о сотворении мира, а о его заселении. Древни космогонические теологические воззрения, в Шумере не сохранились, зато остались легенды о прибытии шумерских кораблей на территорию Месопотамии. Так же есть сказания, повествующие о заселении этих земель людьми, спустившимися с гор.
И именно в Шумере был ветхозаветный миф о создании человека из праха земного – глины. Именно бог Энки во главе многих “превосходных и царственных мастеров” руководит созданием человека из глины.
Замеси сердце глины, что над бездной. –
Превосходные и царственные мастера сделают глину густой,
Ты же дай рождение конечностям,
Нинмах (госпожа воин) потрудится перед тобой,
Богини … будут стоять подле тебя, пока ты лепишь.
О моя мать, определи судьбу его,
Нинмах запечатлит в нем образ богов,
Это – человек…
Пер. Ф.Л.Мендельсона.
Т.Б.Якобсон, изучая шумерскую теологию, делает вывод о сотворении (согласно шумерским воззрениям) человека под землей.
Именно под землей человек, как считает Т.Якобсон, прошел первые стадии развития – “дозрел”, а затем – вышел на поверхность, через проделанное в земной оболочке отверстие сделанное Лиллем (Энлилем) – т.е. ураганом или движущейся атмосферой (как считает Крамер). Среди созданных людей, богами шумера, возникли 5 видов людей с врожденными уродствами34.
Этого нет ни в Пеласгической, ни в мусрийской (египетской) теологии.
Зооморфными символами этой цивилизации был отряд козьих: як (зубр35), архар (эбех), вол (тур). Позднее, при захвате пеласгических территорий, эти зооморфные символы стали встречаться повсеместно, в том числе и в Та-кемет. Соседи называли этих людей “черноголовые” (санги, гисан).
Сходная культура с культурой Конфедерации Аркты существовала в современной Индии, учёные называют её хараппской.
Об ее мифах, верованиях, обрядах, к сожалению, до нас ничего е дошло, в связи с отсутствием расшифровки этого языка. Но о схожести “хараппской” культуры, с культурой хатов можно судить по сохранившимся материальным памятникам36.
К тому же, погибла “хараппская” культура в то же время, когда и пала Хата. Даже культура Крито-Микенской эпохи, завершения (конец) Конфедерации Аркты (Арцавы), находит свое отражение в “хараппской” культуре. К таким вещам относятся изображения быков, прыжки через быков, изображение озверевших быкоголовых людей с луками.
Возможно, при расшифровке “хараппского” языка, мы больше и полнее узнаем об Арцаве. Но одно уже можно сказать – это общность культур простиралась от Балкан до Индии, не затрагивая горы Загроса. Всю эту территория заселяли не индоевропейцы.
И, видимо, известное по Индии кастовое деление общества, отголоски которого встречаются и в ахейских сказаниях, и в Элладе, и, даже, у нас на Руси – было присуще всей этой культуре.
После падения “хараппской” культуры при вливании в нее этнического состава “черноголовых”, её легко завоевали, так называемые “арии” – хетты и хурриты, до этого уничтожавшие священный город конфедерации Аркты – Аринну, и, потому взявшие себе это прозвище. С этого времени эта территория начинает называться Мелухха.