Примечания

1

В Коране встречается 5 порода глагола факиха – тафаккаха в значении: «глубоко изучать, понимать религиозные вопросы» (Коран, 9:122).

2

Здесь и далее для удобства мы будем употреблять термины «ал-‘ибадат» и «ал-му‘амалат» без артикля.

3

Слово сунна в контексте шариата может иметь значение не только собрания преданий, содержащих сведения о действиях и высказываниях Пророка Мухаммада, но и традиций, обычаев предков, достойных подражания, относящихся к категории рекомендованных шариатом действий. В качестве синонима последних мусульманские правоведы зачастую употребляют термины «надб» и «суннат». Фактически подобное понимание сунны преобладало до тех пор, пока аш-Шафи‘и не определил сунну как модель поведения Пророка.

4

Например, известный мусульманский историк, комментатор Корана и правовед Мухаммад ат-Табари (838 или 839–923), одним из первых давший определение понятию «шариат», считал, что последний состоит из правовых предписаний, содержащихся лишь в тексте Священной Книги.

5

Имам Джа‘фар ас-Садик считается основателем науки об аллегорическом толковании Корана.

6

В свое время аш-Шафи‘и был обвинен халифом ал-Ма’муном в склонности к шиизму.

7

Тот факт, что Джа‘фар ас-Садик, проживший всю жизнь в Медине, лояльно относился к суннитам, является дополнительным аргументом в глазах сторонников данной точки зрения.

8

Однако основы деления ученых на эти группы были заложены еще во времена праведных халифов.

9

В настоящее время в каждом толке существует деление на сторонников предания и сторонников независимого суждения.

Загрузка...