В Коране встречается 5 порода глагола факиха – тафаккаха в значении: «глубоко изучать, понимать религиозные вопросы» (Коран, 9:122).
Здесь и далее для удобства мы будем употреблять термины «ал-‘ибадат» и «ал-му‘амалат» без артикля.
Слово сунна в контексте шариата может иметь значение не только собрания преданий, содержащих сведения о действиях и высказываниях Пророка Мухаммада, но и традиций, обычаев предков, достойных подражания, относящихся к категории рекомендованных шариатом действий. В качестве синонима последних мусульманские правоведы зачастую употребляют термины «надб» и «суннат». Фактически подобное понимание сунны преобладало до тех пор, пока аш-Шафи‘и не определил сунну как модель поведения Пророка.
Например, известный мусульманский историк, комментатор Корана и правовед Мухаммад ат-Табари (838 или 839–923), одним из первых давший определение понятию «шариат», считал, что последний состоит из правовых предписаний, содержащихся лишь в тексте Священной Книги.
Имам Джа‘фар ас-Садик считается основателем науки об аллегорическом толковании Корана.
В свое время аш-Шафи‘и был обвинен халифом ал-Ма’муном в склонности к шиизму.
Тот факт, что Джа‘фар ас-Садик, проживший всю жизнь в Медине, лояльно относился к суннитам, является дополнительным аргументом в глазах сторонников данной точки зрения.
Однако основы деления ученых на эти группы были заложены еще во времена праведных халифов.
В настоящее время в каждом толке существует деление на сторонников предания и сторонников независимого суждения.