О последователях К.Г. Юнга

В наши дни не только в психологических, но и в более широких культурных кругах можно наблюдать вторую (после 1910 – 1920-х гг.) волну интереса к психоанализу и альтернативным течениям глубинной психологии, прежде всего, к юнгианству

Выход книги Т.Б. Василец «Мужчина и Женщина – тайна сакрального брака» представляется знаменательным на фоне неутихающих разговоров о гендерной идентичности (понятие более чем расплывчатое), маскулинизации женщин и феминизации мужчин, феминизме, «катастрофе мужского характера», а также в свете весьма популярных ныне дискуссий о роли женщин в истории, о женщинах во власти и т. д.

Нередко имеет место искусственное противопоставление мужского и женского принципов в разных сферах культурной жизни, прежде всего во взглядах на власть, доминирование, устройство семьи и общества. При таком противопоставлении исконное архетипическое различие и противоречие мужского и женского трактуется не как источник творчества, развития, созидания и предпосылка интеграции, но как повод к конфронтации и борьбе.

Юнг писал, что в Душе каждого мужчины содержится неосознаваемый в полной мере образ Женщины. Этот женский образ аккумулирует эмоциональные аспекты ранних отношений с матерью и все отвергаемые и подавляемые в социуме женственные (фемининные) черты мужской психики. Эта структура получила латинское обозначение «Анима» (Anima — дословно «Душа»). Аналогичный компонент в психике женщины, интегрирующий маскулинные черты и определяющий отношения с представителями «мужского мира», получил название Анимус. Эта концепция опирается на древнейшее знание, кратко представленное знаменитой мандалой Инь-Ян.

Согласно этой концепции, каждый человек независимо от пола в психологическом отношении является андрогином, и его осознанная половая идентичность (мужская или женская) дополняется противоположной по назначению бессознательной подструктурой – Анимой или Анимусом. Осознать и принять женскую (в случае мужчины) или мужскую (в случае женщины) неосознанную часть своей психики – это не менее важная задача индивидуального развития, чем поиск своей «половины» во внешнем мире. Одновременно это шаг к пониманию значимых других — партнеров, возлюбленных. Собственно, решение этой задачи и открывает путь к сакральному браку.

Как мужское и женское приходят к союзу, согласию, интеграции в Душе человека? Какие пути и символы этой интеграции предлагают индивидууму социум, культура, различные духовные традиции и практики? Этот вопрос давно уже стал ключевым для юнгианской мысли. Исследование этой довольно запутанной и всегда актуальной проблематики, будь то накопление феноменологических данных или разработка психотерапевтических методик, представляет большой интерес и может оказаться весьма полезным для решения самых различных, как научных, так и житейских задач.

В свете сказанного уверен, что оригинальная работа моей коллеги Татьяны Василец найдет достойный отклик у читателя.

Филатов Филипп Робертович,

кандидат психологических наук, доцент факультета психологии ЮФУ, президент Ростовской психоаналитической ассоциации

Загрузка...