Подобно завороженному ребенку, опуститесь на колени перед… природой, в какие бездны ни вел бы указуемый ею путь; иначе вы ничему не научитесь.
Основные понятия инициационной терапии базируются на представлениях, данных К. Г. Юнгом об архетипах, то есть как их определил Р.А. Уилсон в своей книге «Психология эволюции»: «Боги, богини, демоны, лешие и другие персонификации программ ДНК, которые управляют нами». То же заметил основоположник семантики Альфред Кобжинский: «Те, кто правит символами, правит нами». Если мы не научимся управлять своими символами, ими будут управлять другие силы.
В инициационной терапии даны практические основы такого управления. Они представляют собой хорошо и эффективно работающий духовный инструмент постижения внутреннего мира человека.
Приоритет мужского и женского начал, их совместное сосуществование внутри одной психической реальности человека беспокоили многие архаичные общества, сторонников герметизма и гностицизма. В средневековье особенно глубокий интерес к этому вопросу обнаруживал Леонардо да Винчи, а также одна из самых загадочных инициатических организаций – орден тамплиеров.
В алхимии символом совершенной Великой Работы выступал гермафродит – в буквальном значении этого слова: сплав в одном лице бога Гермеса с богиней Афродитой. Леонардо был зачарован гермафродитами настолько, что исписывал соответствующими рисунками лист за листом. Эти впечатления великого мастера были посвящены не внешней, а внутренней – психической реальности человека.
В недавно опубликованной работе, посвященной анализу портрета загадочно улыбающейся Моны Лизы, утверждается, что ею был не кто иной, как сам Леонардо. Исследователи доктор Дигби из клиники Модели в Лондоне и Лилиан Шварц в лаборатории Белл в США с помощью изощренной компьютерной технологии независимо друг от друга совместили портрет с лицом художника и получили в результате полное совпадение черт. Может быть, то была просто одна из остроумных шуток художника, предназначенная для потомков, но есть и другая возможность: Леонардо, будучи алхимиком, придерживался идеи о достижении Великой Работы, то есть гармоничного соединения противоположностей, преодоления дуальности мира.
Некоторые верят, что это достижение может иметь столь глубокое физическое воздействие, что возможна даже перемена пола – вероятно, отражением этой концепции и является Мона Лиза. Гермафродит символизирует также момент оргазма – полное слияние мужчины и женщины, временное исчезновение границ между ними, мистическое осознание слияния со Вселенной.
В убранстве готических соборов есть много любопытных фигур – от демонов до Зеленого Человека. Но некоторые из них выглядят довольно странно: элемент каменной резьбы Нантского собора изображает женщину, смотрящуюся в зеркало, хотя ее затылок есть лицо старика. А в Шартрском соборе резная Царица Савская имеет мужскую бороду! (Л. Пикнет, К. Принс, 1997).
Соединение мужского и женского проявляется и в известном физиологическом факте: в организме как мужчины, так и женщины синтезируются мужские и женские половые гормоны в различных для мужчин и женщин пропорциях, что подразумевает наличие определенных структур личности, носящих женские и мужские черты.
В то же время современная наука отмечает не только различия в строении и структуре мужского и женского мозга, но и тот факт, что мужчины и женщины по-разному используют свой мозг. В решении комплексных ментальных задач женщины в основном стремятся использовать обе полусферы: эмоциональный, чувствительный правый мозг и разговорчивый, аналитический левый. Поэтому женщине свойственно более широкое отношение к жизни. Мужчины же, больше используя для решения задач левый мозг, в первую очередь фокусируются на конкретных проблемах.
Наблюдается и взаимопроникновение мужской и женской частей личности друг в друга. В Древнем Китае считали, что все вовремя приходит и вовремя уходит, то «инь», то «ян» набирают силу, и на грани Великого предела («Тай-цзы») начинается обратный путь, они меняются местами (Григорьева, 1992).
Тот, кто хочет научиться использовать все преимущества мужской и женской частей своей личности, наладить их диалог и творческое сотрудничество, получит результат в виде постепенного изменения окружающей физической реальности.
Одним из современных путей установления гармоничного единства мужской и женской частей психики является метод инициационной терапии мужской и женской зрелости. Метод подразумевает наличие во внутреннем мире человека определенных архетипических программ, формирующих мужественность и женственность. Чтобы они работали полноценно, предлагается введение дополнительного ключа в виде сюжетной темы инициации, которая «запускает» архетипическую программу или «перезагружает» ее.
В теории инициационной терапии выделена иерархия таких программ, описывающая их от наиболее простых к более сложным, а также выявлена фрактальность архетипических областей, то есть их самоподобие, не являющееся идентичностью. Если сознание структурировано упорядоченными фракталами, это формирует личность как самоподдерживающуюся систему с очень высокими адаптивными способностями.
Наиважнейшее место в архетипической системе личности занимают описанные автором книги сакральные центры, которые представляют собой пограничные области между горизонтально связанными мужскими и женскими архетипическими функциями. Именно по состоянию пограничного слоя взаимодействующих между собой мужской и женской структур можно судить о состоянии системы личности в целом и о тенденциях в ее поведении и развитии.
Но самое главное – это то, что инициационная теория и практика достижения мужской и женской зрелости, достаточно ясно отражая невыразимую сложность внутреннего мира, содержит в себе богатый практический подход к управлению здоровьем и состояниями человеческой Души.
Вячеслав Винокуров,
врач, специалист по биоэлектрографии, г. Ростов-на-Дону