Произведения известной московской писательницы Ольги Карагодиной широко известны, пользуются популярностью у читающей публики и авторитетом в столичной (и не только) писательской и творческой среде. Её стиль, неповторимый и оригинальный, легко узнаваем. Работы Ольги в жанре рассказа глубокомысленны, мудры, гуманистичны по своей природе, и, одновременно проникнуты лёгкой иронией и тонким юмором. Они читаются и воспринимаются легко, хорошо запоминаются, и при этом, затрагивают самые разные стороны жизни и проблемы современной действительности. Книги «Перекрёстки» (М.,2011), «Грани» (М., 2011) хорошо знакомы читателям, а некоторые работы из этих книг представлены в литературных журналах.
В начале 2016 года вышла очередная книга Ольги Карагодиной, повесть «Похождения отставного полковника Плохоты». Книга написана на юмористической волне и носит характер описания весёлых приключений юморного, незадачливого и, в общем, забавного персонажа. Это чтение, как говорят, для всей семьи, и если кому-нибудь рядом с вами грустно, нужно дать ему почитать «Похождения…»
В целом же, творчество Ольги Карагодиной, это не только и не столько юмор, это скорее, серьёзный и непредвзятый анализ современности, положенный на бумагу в виде легко воспринимаемых, интересных рассказов.
Работы Ольги часто издаются в столичных, общероссийских и зарубежных периодических изданиях: «Московский Парнас», «Приокские Зори» (г. Тула), «Бийский вестник», литературная газета «Литература и общество», (г. Варна, Болгария), кинологический журнал «Такса» и другие. Многие произведения размещены в Интернете и пользуются вниманием у читающей публики, благо, можно отследить по многочисленным позитивным отзывам читателей.
Новая книга Ольги Карагодиной «Мой Волчонок Канис» (М. Ridero, 2016) – это документальная повесть о редкой для России породе собак, чехословацкой волчьей собаке. Можно сказать, что представленное произведение, это в какой-то мере посвящение с яркой эмоциональной окраской, наполненное очень глубокими чувствами. Прежде всего, любовью – острой и пронзительной, трогательной и высокой. Однако, книгу в целом, нельзя рассматривать как повествование, адресованное исключительно любителям домашних и служебных собак. Это, одновременно, и художественное произведение, и наблюдение, и исследование. Более того, я бы сказал, что «Мой волчонок Канис» это книга не только о животных, но во многом, о людях – характерах, привычках и «повадках». Всё это – сквозь призму отношения к животным и не только. Автор в главах-рассказах, из которых состоит книга, наблюдает и анализирует поведение людей и животных в разных условиях и ситуациях. Как-то незаметно и неосознанно подходишь к тому, что в общем, это не просто рассказ о взаимоотношениях животных и людей, а глубокие размышления о жизни. Жизнеописание, переплетение судеб людей и собак, передача общих впечатлений, видения одних и тех же вещей и явлений глазами животного и человека. Иногда автор представляет это как единое целое, и мы ощущаем тонкую нить взаимопонимания, что возникает между животными и людьми. Людьми вообще, а не только владельцами собак.
С одной стороны, книга воспринимается как пособие, подготовленное в хорошей литературной форме и адресованное непосредственно собаководам и просто любителям домашних животных. Очень тщательно выписаны детали и тонкости общения «человек-собака» – вопросы ухода, воспитания, дрессировки, умения находиться в обществе людей и многое другое. Это глубокое исследование, в т.ч. и психологии животных, в частности, собак конкретной породы. С другой стороны, перед нами – интересное чтение для всех возрастных групп читателей. В первую очередь тех, кто любит животных, понимает, что человек и домашнее животное не просто обитают в одном жизненном, биологическом, и психологическом пространстве, но и накрепко связаны между собой самой природой.
Книга насыщена самой разной информацией, при этом информативность носит широкий характер, что интересно не только специалистам, но и большой читательской аудитории. В этой связи, в работе затрагиваются глубокие и серьёзные темы добра и зла, гуманности, семейных ценностей и проблемы социума в целом. Проводится и укрепляется мысль о том, что, в общем, домашние животные во многом способствуют укреплению семей, доброй атмосфере в доме, чем в значительной мере оказывают незримую, незаметную помощь людям.
Ольга, иногда тонко, почти незаметно, а порой во весь голос, используя сочные эпитеты и меткие сравнения, передаёт читателю своё красочное и многогранное чувство любви и УВАЖЕНИЯ к собакам, и всё это выражается в умении общаться с ними, следить за здоровьем, настроением и желанием за ними ухаживать. В конце концов, быть партнёрами, и это особенно важно – находиться на «волне взаимопонимания».
Художественные рассказы сменяются профессиональными наблюдениями, наблюдения – исследованиями, исследования – размышлениями, достаточно чувственными и глубокими. От этого, произведение воспринимается многогранным и разно уровневым. Забавные случаи и весёлые истории переплетаются с серьёзными размышлениями о жизни. Грустные, порой трагичные вещи в контексте книги воспринимаются органично, как неотъемлемая часть общего замысла произведения. Разумеется, у некоторых читателей, что уже успели познакомиться с книгой, отдельные места вызывали слёзы, будили грустные и светлые воспоминания.
В целом же повествование можно рассматривать как цепь небольших историй о приключениях животных и людей. Рассматриваются все аспекты взаимодействия с животными, в том числе, и в таких специфических условиях как проведение профессиональных фото сессий, участие в различных мероприятиях, выставках и конкурсах и даже в съёмках кино. Очень интересно описаны особенности поведения животных в этих ситуациях, а так же показано, сколько труда в это вкладывается, и какие при этом достигаются результаты. Главное здесь, на мой взгляд, это едва ощутимая взаимосвязь мотиваций, действий и поступков человека и животного, что всегда вызывало и вызывает живой интерес у аудитории. Достаточно вспомнить кинофильмы «Ко мне, Мухтар» или «К-9. Собачья работа», где главные герои не просто выполняют совместную работу, но и являются друзьями, и даже, «родственными душами».
Некоторые истории можно использовать как самостоятельные произведения малых форм, поскольку, почти все главы книги сюжетно организованны и представляют собой отдельные короткие рассказы. То есть, если их опубликовать отдельно, скажем, в каком-нибудь литературном издании, они будут так же легко и с интересом восприниматься читателем.
Автор использует и другие творческие решения. Например, глава «Прохожие о Канисе», представлена в виде подборки миниатюр. Короткие, на абзац-два, рассказы читаются на «одном взгляде». Характеристика ситуации в двух словах, в двух фразах и «картинка» уже перед глазами читателя.
– Девушка, скажите, это волк или собака?
– Собака. На треть волк.
– Так значит, волк присутствует?
– Да.
– Лёша, пойдём. Он на нас странно смотрит.
Во многих главах Ольга активно применяет художественный приём воображаемого диалога на уровнях: «человек – животное», «животное – животное». В ходе таких «диалогов», автор очеловечивает домашнее животное. В общем, это свойство очень многих, кто имеет дело с домашними питомцами. Эта «художественная линия» широко испокон веку используется в народном творчестве (сказки), литературных произведениях, в кино и, конечно, в мультипликации.
Ведь если вдуматься, то «диалоги» и не очень-то воображаемые, учитывая телепатические способности животных, в частности, собак. Владельцы домашних животных, в первую очередь собак и кошек знают, что животные всё понимают, и реагируют, порой не то, что на слова и команды, но и на мысль человека. И конечно, автор мастерски «расшифровывает» подобное мысленное общение. Так, глава «Коровий нос» целиком построена на диалоге Каниса с хозяйкой. Рассказы, написанные в такой манере, очень напоминают мультипликационные фильмы с участием говорящих (и мыслящих) животных. Некоторые главы, где повествование идёт от имени животных хорошо читаются вслух, и будут очень интересны даже самым маленьким детям.
Язык изложения простой и доходчивый. Почти исключены специальные термины, а если и попадаются, то автор даёт соответствующие пояснения. Такой образ подачи материала близок и понятен читателям, не только различных возрастных групп, но и различных предпочтений и вкусов в современной литературе.
Учитывая особенности стиля Ольги Карагодиной, «Мой волчонок Канис», разумеется, изобилует разными смешными случаями, эпизодами и историями, которые читать без смеха просто невозможно. Одна из сильных сторон книги – не только юмористический, но и творчески осмысленный взгляд на весь процесс в целом. Собаки дарят радость и хорошее настроение, это – аксиома.
Книга, в целом, наполнена добрыми эмоциями, и при чтении поднимается настроение, а не это ли характеризует мастерство писателя? Ольга щедро делится своим позитивным видением всей темы и очень умело передаёт его читателю.
***
Работа «Мой волчонок Канис», в целом, оставляет весьма яркие впечатления. Автор сознательно избегает сложных смысловых конструкций и передаёт свою мысль простым и понятным словом. При этом ставит и решает главную творческую задачу – подвести читателя к пониманию того, что животные, в частности, домашние кошки и собаки, находятся на уровне интеллекта, что в общем, само по себе не ново, но необходимо, учитывая порой жестокие реалии нового времени. Отсюда, большое внимание к проявлению у героев книги (из числа людей) самых разных чувств – доброты, сердечности, сострадания. Отношение к животным – это своеобразный индикатор человечности. Поэтому, у Карагодиной собака выступает не только как друг, но и как строгий судья поступкам, мыслям и поведению человека.
Книгу, в сущности, можно уже считать успешной: её читают в Москве, российских регионах, в других странах – Болгарии, Грузии. Так во время лекции в Москве, она была подарена Ясону Константиновичу Бадридзе – ученому этологу, доктору биологических наук. Ясон Бадридзе возглавляет сектор поведения и экологии животных в Институте зоологии АН Грузии. Почти двадцать лет своей жизни изучал поведение волка. Два года прожил в волчьей стае. Самостоятельно выкормил и воспитал почти сотню волков. Разработал методы выращивания и отбора диких животных для возвращения их в природу.
Моё же мнение таково. Если бы Ольга Карагодина сама не написала книгу «Мой волчонок Канис», то её следовало бы об этом попросить… «От имени и по поручению» многочисленных владельцев собак, любителей животных, и просто читателей – добрых и сердечных людей.