Основные работы включают: «О моральном капитале», «Еще раз о моральном капитале: моральный капитал, его функции и роль», «Третья дискуссия о моральном капитале: зависимость и независимость морального капитала», «Четвертая дискуссия о моральном капитале: экономическая интерпретация морального капитала», «Пятая дискуссия о моральном капитале: исторические определения, современные концепции и задачи морального капитала» (опубликовано в «Цзянсу шэхуэй кэсюэ» соответственно в № 3/2000; № 1/2002; № 6/2002; № 6/2004; № 5/2006), «Шестая дискуссия о моральном капитале: комментарий к “Моральному капиталу лидера” Сисона», «Седьмая дискуссия о моральном капитале: основная форма исследования морального капитала», «Восьмая дискуссия о моральном капитале: в каком смысле мораль становится капиталом», «Девятая дискуссия о моральном капитале: типы морального капитала предприятий и система его оценочных индексов» (опубликовано в «Даодэ юй вэньмин» соответственно в № 5/2006; № 4/2009; № 6/2011; № 6/2014), «Об экономической ценности морали» («Чжунго шэхуэй кэсюэ», № 4/2011), «Как возможен моральный капитал: ответы на спорные вопросы» («Чжэсюэ дунтай», № 3/2013), «Традиционная экономическая этика Китая» (Xiao Hyung Publishing House, 2003), «О моральном капитале» (Ван Сяоси, Хуа Гуйхун, Го Цзяньсинь и др. – Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 2005), «Моральный капитал и экономическая этика» (Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 2009), «Исследование морального капитала» (Нанкин: Илинь чубаньшэ, 2014), «О моральном капитале» (Springer, 2015), «Исследование морального капитала» (Chikura Shufang, 2016), «Экономическая этика – философский анализ взаимосвязи между экономикой и моралью» (Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 2015). // С конца 1980-х гг., до выдвижения теории морального капитала, я занимался вопросами экономической этики и этической экономики и опубликовал на эту тему ряд работ: «Мораль как глубинный элемент нового порядка товарной экономики» («Цюньчжун», № 5/1989), «Очерк экономической этики» («Цзянсу шэхуэй кэсюэ», № 1/1994), «Экономическое значение социалистической морали» («Гуанмин жибао», 5 декабря 1996 г.), «Еще раз о том, что “мораль приводит в действие производительные силы”» («Цзянсу шэхуэй кэсюэ», № 3/1998), «Экономическая этика Китая» (Пекин: Чжунго шанъу чубаньшэ, 1994), «Экономическая этика и развитие предпринимательства» (Нанкин: Наньцзин шифань дасюэ чубаньшэ, 1998). // Позже также были опубликованы статьи: «Моральная и духовная продуктивность» («Цзянсу шэхуэй кэсюэ», № 2/2001), «Ответ на моральные вызовы в процессе экономической глобализации» («Даодэ юй вэньмин», № 1/2002), «Различные взгляды на взаимосвязь между экономикой и этикой» («Цзинцзи цзинвэй», № 3/2002), «Корпоративная честность и механизм ее реализации – на примере компании Haier» («Луньлисюэ яньцзю», № 6/2003), «Интерпретация экономической этики “Капитала”» («Цинхуа чжэсюэ няньцзянь», 2004; «Хэбэй дасюэ чубаньшэ», 2006), «О модели мышления и взаимосвязи между экономикой и моралью» («Даодэ юй вэньмин», № 3/2007), «О внутреннем единении экономики и этики» («Чжэсюэ яньцзю», № 6/2007), «Кратко об экономической нравственности» («Даодэ юй вэньмин», № 6/2008), «Репутация как ключевой фактор конкурентоспособности и экономического развития» («Гуанмин жибао», 22 ноября 2011 г.), «Подлинная экономика – это экономика, в которой есть мораль» («Луньлисюэ яньцзю», № 5/2011). Эти и другие статьи представляют теоретическую основу моих взглядов на моральный капитал.
Му – китайская единица измерения площади; 1 му = 0,06667 га, или 666,7 м2. (Прим. ред.)
Чжоу Юаньбин. Трактат о коммунистической морали. – Шанхай: Шанхай жэньминь чубаньшэ, 1986; Этика / Под ред. Ло Гоцзе. – Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 1989; Теория морали / Под ред. Ли Ци. – Пекин: Чжунго шэхуэй кэсюэ чубаньшэ, 1989; Ся Вэйдун. Основные положения морали. – Пекин: Чжунго жэньминь дасюэ чубаньшэ, 1991; Тан Кайлин, Лун Синхай. Теория индивидуальной морали. – Пекин: Чжунго циннянь чубаньшэ, 1993; Ян Гожун. Этика и существование – исследование философии морали. – Шанхай: Шанхай жэньминь чубаньшэ, 2002; Гао Госи. Философия морали. – Шанхай: Фудань дасюэ чубаньшэ, 2005; Сюй Сяндун. Философия морали и практический разум. – Пекин: Шанъу иньшугуань, 2006; Вань Цзюньжэнь. Поиск универсальных принципов этики. – Пекин: Бэйцзин дасюэ чубаньшэ, 2009; Сун Сижэнь. Исследование философии морали К. Маркса и Ф. Энгельса. – Пекин: Чжунго шэхуэй кэсюэ чубаньшэ, 2012.
Ван Сяоси. Мораль, этика, долженствование и их взаимосвязь // Цзянхай сюэкань. – 2004. – № 2; Современные открытия в области коммунистической и социалистической морали, а также их особенности // Луньлисюэ яньцзю. – 2009. – № 2.
Сун Сижэнь. Исследование философии морали К. Маркса и Ф. Энгельса. – Пекин: Чжунго шэхуэй кэсюэ чубаньшэ, 2012. – С. 465.
Три слова «должен» (ингай, инжань и индан) в теории этики имеют одинаковое значение. Однако слово «ингай» («должно», «следует») содержит больше значения логической необходимости и долженствования, поэтому оно ближе к внутренним свойствам понятия нравственности. Исходя из этого в своих статьях и выступлениях я использую слово «ингай».
История западной этики / Под ред. Сун Сижэнь. – 2-е изд. – Пекин: Чжунго жэньминь дасюэ чубаньшэ. – 2010. – С. 217–218.
История западной этики / Под ред. Сун Сижэнь. – 2-е изд. – Пекин: Чжунго жэньминь дасюэ чубаньшэ. – 2010. – С. 326–328.
Под свободой Гегель здесь понимает свободу общей абстрактной воли, свободу индивида только по отношению к самому себе и свободу без всякого регулирования, «себя в себе самом». Это лишь абстрактное понимание морали Гегелем, абстрактная гипотеза, потому что люди – реальные существа и «естественное установление» на самом деле является невозможным. Гегель подчеркивает это, когда говорит о людях и личности.
Гегель, Г. В. Ф. Философия права / Г. В. Ф. Гегель; пер. Фань Ян, Чжан Цитай. – Пекин: Шанъу иньшугуань, 1961. – С. 44–49, 110–117, 164–174.
Гегель, Г. В. Ф. Философия права / Г. В. Ф. Гегель; пер. Фань Ян, Чжан Цитай. – Пекин: Шанъу иньшугуань, 1961. – С. 128.
Мэн-цзы. Всем сердцем… – Ч. 2.
Лунь Юй. – Гл. 6 (Юн Е).
Лунь Юй. – Гл. 12 (Янь Юань).
Собрание сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса. – Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 2009. – Т. 1. – С. 603.
Собрание сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса. – Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 2009. – Т. 9. – С. 387.
Собрание сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса. – Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 2009. – Т. 9. – С. 99.
Гегель, Г. В. Ф. Философия права / Г. В. Ф. Гегель; пер. Фань Ян, Чжан Цитай. – Пекин: Шанъу иньшугуань, 1961. – С. 47–48.
Гегель, Г. В. Ф. Философия права / Г. В. Ф. Гегель; пер. Фань Ян, Чжан Цитай. – Пекин: Шанъу иньшугуань, 1961. – С. 48.
Собрание сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса. – Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 2009. – Т. 1. – С. 46.
Собрание сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса. – Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 1960. – Т. 3. – С. 516.
Собрание сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса. – Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 1957. – Т. 2. – С. 626.
Собрание сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса. – Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 2009. – Т. 1. – С. 505.
Собрание сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса. – Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 2009. – Т. 1. – С. 571.
Собрание сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса. – Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 1979. – Т. 42. – С. 24.
Собрание сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса. – Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 2009. – Т. 1. – С. 571.
Си Цзиньпин о государственном управлении. – Пекин: Вайвэнь чубаньшэ, 2014. – С. 173.
Аристотель. Никомахова этика; пер. Мяо Литянь. – Пекин: Чжунго шэхуэй кэсюэ чубаньшэ, 1990. – С. 30.
Беседы Чжу Си. – Гл. 9.
Смит, А. Теория нравственных чувств / А. Смит; пер. Цзян Цзыцян [и др.]. – Пекин: Шанъу иньшугуань, 1997. – С. 399.
Макинтайр, А. В погоне за добродетелью / А. Макинтайр; пер. Сун Цзицзе. – Нанкин: Илинь чубаньшэ, 2003. – С. 233.
Ли Инин. За пределами рынка и правительства: о роли моральных сил в экономике. – Пекин: Цзинцзи кэсюэ чубаньшэ, 2010. – С. 39.
Ли Инин. За пределами рынка и правительства: о роли моральных сил в экономике. – Пекин: Цзинцзи кэсюэ чубаньшэ, 2010. – С. 40.
Ван Сяоси. Китайская экономическая этика: теоретическое исследование истории и реальности. – Пекин: Чжунго шанъе чубаньшэ, 1994; Ван Сяоси. Экономическая этика и развитие предпринимательства. – Нанкин: Наньцзин шифань дасюэ чубаньшэ, 1998; Вань Цзюньжэнь. Измерение морали: введение в современную экономическую этику. – 2-е изд. – Гуанчжоу: Гуандун жэньминь чубаньшэ, 2011; Сен, А. Этика и экономика / А. Сен; пер. Ван Юй, Ван Вэньюй. – Пекин: Шанъу иньшугуань, 2003; Ричард, Т. Д. Дж. Деловая этика / Т. Д. Дж. Ричард; пер. Ли Бу. – Пекин: Бэйцзин дасюэ чубаньшэ, 2002; Эндлер, Дж. Экономическая этика, ориентированная на действия / Дж. Эндлер; пер. Гао Госи, У Синьвэнь. – Шанхай: Шанхай шэхуэй кэсюэ чубаньшэ, 2002.
Ли Инин. За пределами рынка и правительства: о роли моральных сил в экономике. – Пекин: Цзинцзи кэсюэ чубаньшэ, 1999. – С. 253.
Сен, А. Этика и экономика / А. Сен; пер. Ван Юй, Ван Вэньюй. – Пекин: Шанъу иньшугуань, 2003. – С. 15.
Эндлер, Дж. Экономическая этика, ориентированная на действия / Дж. Эндлер; пер. Гао Госи, У Синьвэнь. – Шанхай: Шанхай шэхуэй кэсюэ чубаньшэ, 2002. – С. 58–59.
Ван Сяоси. Краткое обсуждение экономической добродетели // Этика и цивилизация. – 2008. – № 6; Ван Сяоси. Исследование морального капитала. – Нанкин: Илинь чубаньшэ, 2014. – С. 12–24; Ван Сяоси. Экономическая этика: философский анализ взаимосвязи экономики и морали. – Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 2015. – С. 20–26.
Цзо чжуань. 10-й год правления Чжао-гуна.
Цзо чжуань. 28-й год правления Сян-гуна.
Собрание работ Чжу Си. – Гл. 24.
Комментарии к Лунь юй. – Гл. IV (Ли Жэнь).
Беседы Чжу Си. – Гл. 51.
История китайской традиционной этической мысли / Под ред. Чжу Итин. – Шанхай: Хуадун шифань дасюэ чубаньшэ, 2009. – С. 130.
Сун Сижэнь. История западной этической мысли. – Чанша: Хунань цзяоюй чубаньшэ, 2006. – С. 104.
Сун Сижэнь. История западной этической мысли. – Чанша: Хунань цзяоюй чубаньшэ, 2006. – С. 107–108.
Мандевиль, Б. Басня о пчелах / Б. Мандевиль; пер. Сяо Юй. – Пекин: Чжунго шэхуэй кэсюэ чубаньшэ, 2002. – С. 37.
Мандевиль, Б. Басня о пчелах / Б. Мандевиль; пер. Сяо Юй. – Пекин: Чжунго шэхуэй кэсюэ чубаньшэ, 2002. – С. 215.
Лунь Юй. – Гл. 8 (Таи Бо).
Мо-цзы. Основы. – Ч. 1.
Общая история экономической мысли Китая: история экономической мысли Нового Китая / Под ред. Чжао Цзин. – Пекин: Бэйцзин дасюэ чубаньшэ, 2004. – С. 344.
Бастиа, Ф. О гармоничной экономике / Ф. Бастиа; пер. Сюй Минлун [и др.]. – Пекин: Чжунго шэхуэй кэсюэ чубаньшэ, 1995. – С. 67–68.
Общая история экономической мысли Китая / Под ред. Чжао Цзин. – Пекин: Бэйцзин дасюэ чубаньшэ, 2002. – Т. 4. – С. 1740.
Чжан Хайшань. Теория экономической этики. – Гуанчжоу: Чжуншань дасюэ чубаньшэ, 2001. – С. 7–8.
Чжан Сюйкунь. 18 лекций по истории западной экономической мысли. – Шанхай: Шанхай жэньминь чубаньшэ, 2007. – С. 112–123.
Гу Су. Основы теории либерализма. – Пекин: Чжунъян бяньи чубаньшэ, 2005. – С. 243.
Ван Сяоси. Научные основы экономической этики // Хуадун шифань дасюэ сюэбао. – 2001. – № 2.
Под индексом выживаемости понимаются такие аспекты, как физическое здоровье, культурный уровень, психологические качества и нравственное сознание. Субъективные и объективные условия выживаемости у каждого человека разные, как и степень усилий, поэтому люди часто имеют разные индексы выживаемости.
Первоначальное название – «Подлинная экономика – это экономика, в которой есть мораль» («Луньлисюэ яньцзю», № 5/2011); Ван Сяоси. Исследование морального капитала. – Нанкин: Илинь чубаньшэ, 2014. – С. 1–9; Ван Сяоси. Экономическая этика: философский анализ взаимосвязи между экономикой и моралью. – Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 2015. – С. 85–99.
Собрание сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса. – Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 2009. – Т. 8. – С. 203.
Ло Нэншэн. Этическое измерение права собственности. – Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 2004. – С. 43.
Ло Нэншэн. Рыночная экономика, моральные права и этика права собственности // Луньлисюэ яньцзю. – 2003. – № 3.
Ло Нэншэн. Рыночная экономика, моральные права и этика права собственности // Луньлисюэ яньцзю. – 2003. – № 2.
Собрание сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса. – Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 2009. – Т. 9. – С. 550.
Собрание сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса. – Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 2009. – Т. 5. – С. 658–659.
Вань Цзюньжэнь. С точки зрения морали: введение в современную экономическую этику. – 2-е изд. – Гуанчжоу: Гуандун жэньминь чубаньшэ. – 2011. – С. 236.
Наша страна выступает за систему, в которой распределение по труду является основным элементом. Наряду с ним существуют другие разнообразные формы распределения: распределение, основанное на результатах труда; распределение, основанное на производственных факторах, таких как технология, информация, капитал или акции, нематериальные активы и др.
Ли Инин. За пределами рынка и правительства: о роли моральных сил в экономике. – Пекин: Цзинцзи кэсюэ чубаньшэ, 2010. – С. 142.
Лу Фэн, Сяо Вэй. Введение в прикладную этику. – Пекин: Дандай чжунго чубаньшэ, 2002. – С. 151.
Полное собрание сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса. – Пекин: Жэньминь чубаньшэ. – 1995. – Т. 30. – С. 196–197.
Первоначальное название – «В поисках моральной основы “оптимума Парето”» («Чжунго шэхуэй кэсюэ бао. Чжэсюэбань. Сюэчжэ гэжэнь чжуаньлань», 18 ноября 2013 г.); Ван Сяоси. Исследование морального капитала. – Нанкин: Илинь чубаньшэ, 2014. – С. 24–27; Ван Сяоси. Экономическая этика: философский анализ взаимосвязи между экономикой и моралью. – Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 2015. – С. 93–95.
Тан Кайлинь. Краеугольный камень построения гармоничного общества: позитивное взаимодействие и скоординированное развитие экономики и нравственности // Исследования теории Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина. – 2005. – № 6.
Ван Сяоси. Критика «дилеммы заключенного» в теории игр с точки зрения экономической морали // Цзянсу шэхуэй кэсюэ. – 2009. – № 1; Вэй Сэнь. Экономика и этика. – Шанхай: Шанхай жэньминь чубаньшэ, 2002.
Ли Боцун, Ли Цзюнь. Некоторые вопросы в связи с «дилеммой заключенного» // Цзыжань бяньчжэнфа тунсюнь. – 1996. – № 4.
По сюжету двое заключенных не могли вступить в сговор друг с другом, выбирали наиболее выгодную для них лично стратегию и в итоге были приговорены к пяти годам тюремного заключения каждый. Такие ситуации и их решения называются «равновесие Нэша» или «равновесие в некооперативной игре».
Амартия Сен отрицает существование в игре чистого утилитаризма или абсолютного личного интереса. Он говорит: «На самом деле нормальные экономические операции прекратились бы, если бы корысть не играла решающую роль в нашем выборе. Настоящий вопрос должен заключаться в том, существует множественность мотивов или же корысть может быть единственным мотивом человеческого поведения?» // Амартия Сен считает, что люди эгоистичны, но «люди четко понимают, в чем заключаются их цели, и надеются на их достижение оптимальным способом. Но поскольку они осознают, что достижение ими успеха зависит и от других, то принимают во внимание цели других людей». Следовательно, «кооперативное поведение постоянно наблюдается не только в неповторяющихся играх, но и в неповторяющейся жизненной практике» (Сен, А. Этика и экономика / А. Сен; пер. Ван Юй, Ван Вэньюй. – Пекин: Шанъу иньшугуань, 2003. – С. 24, 85).
В 2000 г. в статье «О моральном капитале» я дал относительно полное и систематическое объяснение понятия «моральный капитал». Эта тема привлекла внимание академических кругов и вызвала бурные дискуссии. В этот период я обосновал причину существования и функции морального капитала в серии статей «Девять дискуссий о моральном капитале» и одновременно ответил на вопросы коллег («Чжунго цзинцзи луньлисюэ няньцзянь», 2000–2013 гг.).
Псевдокапитал, или «плохой капитал», относится к нерациональному приобретению или вложению капитала и нерациональному распределению прибыли. Истинный, или рациональный, капитал означает рациональное приобретение или инвестирование капитала и разумное распределение прибыли. Процесс приумножения капитала приведет к улучшению общего качества жизни людей и повышению их благосостояния.
Ван Сяоси. Миссия этики в условиях экономической глобализации в XXI веке // Даодэ юй вэньмин. – 1999. – № 3.
Ван Сяоси, Хуа Гуйхун, Го Цзяньсинь и др. О моральном капитале. – Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 2005. – Гл. 2–4.
Некоторые люди задаются вопросом, можно ли материализовать мораль, поскольку утверждается, что она может способствовать получению прибыли. На самом деле материализация морали, то есть превращение морали в материальное, – ложная концепция. Термин «материя» не имеет четкого определения в рамках основных понятий современных естественных наук и может по-разному обозначаться и выражаться различными дисциплинами, особенно естественными и социальными науками. Но в целом он относится к чему-то, что имеет определенное пространство и ненулевую массу. // С точки зрения естествознания материя состоит из самых элементарных частиц, таких как молекулы, атомы, электроны и ионы; в историческом материализме материя – это философская категория, обозначающая объективную реальность, которая не зависит от человека, но может быть отражена сознанием. Таким образом, материализация морали означала бы, что мораль как духовное явление может быть преобразована в материальное, что невозможно с научной точки зрения. Фактически так называемая материализованная мораль как материальный объект представляет собой смесь химических веществ, поэтому мораль как духовное явление никогда не может иметь химическую функцию. Кроме того, материя всегда существует в некотором фазовом состоянии. В объективном мире есть много различных форм материи: от звезд и Вселенной до молекул, атомов и электронов. Материализация морали невозможна, так как мораль не существует в виде материи. // Говоря о трансформации духовного в материю, включая мораль и нравственность, мы имеем в виду только то, что дух «реализуется вовне», экстериоризируется (влияя на форму, характеристики и т. д.) в материи или что процесс экстериоризации наделяет материальную вещь определенными моральными свойствами. Например, возьмем пиалу (чайник) из пурпурной исинской глины. В ходе процесса превращения в пиалу глина как сырье не подвергается моральному преобразованию, однако соответствие формы, характеристик и качества пиалы человеческим потребностям и социальным требованиям, а также практичность и долговечность изделия во многом зависят от внимания производителя к пожеланиям клиентов, то есть от его моральной ответственности. Доля рынка, которую займут пиалы из пурпурной исинской глины, также в значительной степени будет определяться уровнем моральной ответственности их производителей. Таким образом, роль морали в получении прибыли означает, что посредством морального руководства или сдерживания она может помочь предприятиям получить большую выгоду и прибыль, и это никоим образом не относится к материализации морали. // Есть люди, которые считают, что утверждать о способности морали приумножать прибыль – значит подвергать мораль опасности превращения в инструмент. В реальности «инструментализация морали» – ложное и несостоятельное утверждение. Ведь если мораль используется только как инструмент для зарабатывания денег, то это не мораль в научном смысле стремления к добру, а мораль, направленная на зло, то есть лжемораль, или аморальность. Если деньги зарабатываются без достаточной нравственности, то это лишь временное ненормальное экономическое явление в особой социальной среде. В то же время если мораль используется как условие или средство торговли на рынке, это означает, что ее можно обменивать, покупать или продавать. Является ли так называемая мораль все еще тем, что мы понимаем под моралью? Любой человек, имеющий хоть немного здравого смысла, не должен думать таким образом. На самом деле между изучением и интерпретацией экономической ценности морали и опасностью превращения ее в инструмент нет никакой логической связи.
Вместе с коллегами мы сделали следующие обобщения концепции морального капитала с учетом различных точек зрения. На наш взгляд, моральный капитал это: // • способность морали инвестироваться в производство и приумножать общественное благосостояние; // • способность морали инвестироваться в экономический процесс, используя традиционные практики, внутренние убеждения и общественное мнение в качестве основных средств, чтобы содействовать созданию прибавочной стоимости или новой ценности; // • способность морали оказывать продуктивную услугу, которая несет экономическую ценность, то есть прибыль; // • инструментальная функция морали для получения прибыли и экономического развития. // Различные формулировки понятия «моральный капитал» в основном представляют собой дискурсы в разных контекстах. Их общая идея в том, чтобы подчеркнуть значение морали, которая может способствовать совершенствованию человека и воплощать гармонию межличностных отношений, а также помочь предприятиям достичь рационального производства и получить большую прибыль и эффективность (Ван Сяоси. Моральный капитал и экономическая этика: избранные труды Ван Сяоси. – Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 2009).
Данный раздел был опубликован в журнале «Даодэ юй вэньмин» (№ 3/2019) под заголовком «О логической связи морали и капитала». Здесь приводится в сокращении.