Наиболее ярким и глубоким объяснением экономической роли (функции) морали или ее экономической ценности является концепция морального капитала[77]. Моральный капитал – это «душа» ценностей материального капитала и «ядро» ценностей духовного капитала в хозяйственной деятельности. Без моральной составляющей капитал не является рациональным и тем более качественным. Материальный и денежный капиталы в отрыве от духовного представляют собой лишь производственные ресурсы.
Кроме того, капитал без морали может легко превратиться в псевдокапитал и злокачественный капитал[78]. Такой капитал находится в противоречии с истинным капиталом, который одновременно приносит прибыль и духовно возвышает человека. Иными словами, капитал – это единство материальных и духовных элементов, которые вложены в процесс производства в качестве производственных ресурсов и обеспечивают прирост стоимости.
Успех или неудача деловых операций серьезно зависят от количества и качества накопленного предприятием морального капитала.
Для исследования значения морального капитала необходимо прояснить логическую взаимосвязь между капиталом, моральным капиталом, а также моралью и капиталом.
Капитал – основная категория экономики. Общая характеристика сущности капитала заключается в том, что он приносит прибыль, воплощенную в физических и концептуальных ценностях. С другой точки зрения, «капитал – это сила, способность инвестировать в производство и увеличивать общественное богатство»[79]. По этой причине капитал не является только материализованным или монетизированным, материальным и денежным, как полагают традиционные теории. Это также духовный капитал нематериализованных идей, или нематериальный капитал. Без духовного капитала физический и денежный капиталы не могут быть созданы и в принципе не имеют смысла. Для того чтобы капитал стал действительно капиталом, он должен быть активирован людьми с их субъективным сознанием. Он должен проявиться или материализоваться, иначе материальные и денежные средства будут, как отмечалось выше, только производственными ресурсами.
Духовный капитал включает в себя идеи, знания, культуру, ценности, мораль и т. д. Мораль является основным стержневым элементом духовного капитала. Без нее другие его элементы не могут проявиться должным образом и выполнить свою роль в увеличении стоимости предприятия, что неизбежно повлияет на эффективность материального и денежного капитала в производственном процессе. В истории китайской и зарубежной мысли на этот счет возникло множество различных идей и точек зрения[80].
Мораль, как один из элементов духовного капитала, включает в себя нравственные понятия, нормы и т. д., которые играют уникальную и незаменимую роль в создании и приумножении ценностей. Научная этика и мораль, если говорить об их функции, требуют не только постоянного самосовершенствования людей, но и гармонии межличностных отношений, рационального создания и улучшения условий и среды для существования человека. Применение этой функции в производственной сфере неизбежно сформирует сочетание духа предпринимательства и гармоничного взаимодействия благодаря совершенствованию человеческих качеств, особенно моральных, и поспособствует росту материальных активов, повышению эффективности производства и производительности труда. Благодаря моральной составляющей предприятия получают большую эффективность и прибыль[81]. Моральный капитал относится к нравственным понятиям и нормам, ценностям, благотворительности, высоконравственному поведению как к производственным ресурсам, которые инвестируются в производство и способствуют росту стоимости[82].
На самом деле моральный капитал – не просто средство продвижения ценностей. Он может способствовать совершенствованию человека и рациональному использованию денежного капитала в деловых операциях, повышению социальной рациональности и в итоге достижению беспроигрышной ситуации между экономическими и социальными выгодами.
В качестве примера рассмотрим частное предприятие по выпуску хлопкового нижнего белья одной известной марки, где занято 200 человек. Предприятие ежегодно увеличивает свою долю на рынке, расширяет ассортимент и продажи. Продукция пользуется большой популярностью, так как дизайн, производство и сервис соответствуют потребностям клиентов. Важное значение имеет также политика компании по безусловному возврату и при необходимости обмену изделий. В свое время группа управленческого персонала прошла обучение по вопросам менеджмента и этики, и, когда компания расширилась до четырех филиалов, управленческий персонал смог быстро адаптироваться к потребностям расширяющегося бизнеса. Дальнейшее поддержание в обществе хорошей репутации компании обеспечило увеличение налоговых поступлений и создание новых рабочих мест.
Конечно, мораль, которая становится капиталом в процессе производства, обязательно должна сопровождаться «предисловием», где оговаривается, что это «мораль, отвечающая требованиям эпохи, то есть мораль в научном смысле».
Нравственность и капитал не противоречат друг другу, а дополняют и поддерживают. Научное движение капитала нуждается в морали, смысл существования и роль которой в экономическом строительстве должны быть подтверждены эффективностью и прибылью. Цели морали и капитала сонаправлены в экономической деятельности, движутся в одну сторону – к достижению большей эффективности и прибыли при одновременном совершенствовании людей; нравственные ценности едины с рациональной целью капитала и связаны неразрывными логическими отношениями. Следовательно, мораль – это важный нематериальный капитал в экономической деятельности, то есть мораль также является капиталом.
1. Природа капитала и сила морали поддерживают друг друга
Природа капитала заключается в получении большей прибыли, но это не противоречит научному пониманию морали. В общем смысле капитал – материальные и нематериальные активы, которые посредством инвестирования в производственный процесс могут приумножить прибыль и способствовать росту стоимости. Получение максимальной прибыли при инвестировании в производственный процесс во многом зависит от роли рабочих, то есть от создания живым трудом новой ценности. Живой труд – это не просто физические способности субъекта труда, но и культурный уровень работника, технические навыки, моральное сознание и т. д. Моральное сознание человека, как нематериальный элемент капитала, определяет степень рациональности, особенности функционирования и результат движения капитала. Мораль и капитал сосуществуют: капиталу нужна мораль, а нравственные ценности выходят на первый план благодаря беспрепятственному движению капитала.
В процессе вовлечения капитала в производство и его функционирования мораль играет роль направляющего, координирующего и контролирующего фактора. Без влияния морали капитал в обычном понимании не может развернуться в полной мере. Иными словами, для того чтобы капитал был капиталом или стал им, необходимы человеческие ценности, и в частности мораль, которая прояснит рациональную цель и направление капиталовложений. Если последние не имеют четкой рациональной цели и направления инвестирования или даже противоречат здравому смыслу, являясь нерациональными, то такой капитал является своеобразным, особым капиталом. Вероятнее всего, это будет «псевдокапитал», «злокачественный капитал», полностью противоречащий морали, за которую мы выступаем, и рано или поздно он утратит обычные для капитала ценность и значение.
Почему в капиталистическом обществе капитал с головы до пят пропитан кровью и грязью? Не по причине того, что его сущность заключается в получении большей прибыли, а из-за природы капитала, которая порочно расширяется. Так, в процессе получения прибыли не только прибегают к жестокой эксплуатации, но и сама прибавочная стоимость безвозмездно присваивается капиталистом для дальнейшего инвестирования в производство и еще большей эксплуатации рабочих. Без направляющей, координирующей и контролирующей роли морали сущность капитала, скорее всего, будет использоваться нерационально, и в этой ситуации капитал становится безнравственным.
Капитал инвестируется в производство с целью получения большей прибыли, для достижения которой он должен непрерывно следовать за производственным процессом. Иначе говоря, должны существовать процессы производства, сбыта, распределения прибыли, согласования и т. д. Однако успешность этих процессов тесно связана с вопросами этики. Например, мораль – «душа» проектирования и производства продукции – играет решающую роль в дизайне и качестве. Последнее имеет важнейшее значение, ведь никто не станет покупать продукт, у которого нет полезных качеств. Признание продукта часто связано не с его технологическим содержанием, а с тем, насколько он пронизан ответственностью перед потребителями, то есть с практичностью, долговечностью и т. д. Или другой пример – уровень доверия пользователей и его повышение часто зависят от степени выполнения обещаний компании по послепродажному обслуживанию изделий. Можно сказать, что качество продукта в некотором смысле является оценкой качества «процесса». Даже если качество продукта высокое, но послепродажное обслуживание не соответствует требованиям, то менеджеры, включая уполномоченных продавцов компании, теряют репутацию. В свою очередь это влияет на доверие к компании в обществе, на долю рынка и эффективную работу предприятия в целом.