Теория морального капитала – основное понятие экономической этики и стержневая аксиома этической экономики. Это не только важная, заслуживающая особого внимания область этики, но и ключевой сектор экономической теории, который нельзя недооценивать.
В 2000 г. мною впервые было выдвинуто и обосновано понятие «моральный капитал». С тех пор я опубликовал ряд работ о сочетании теории и практики морального капитала по итогам проведенных исследований[1]. Они широко обсуждались в научных кругах как в Китае, так и за рубежом.
Результаты исследований теории морального капитала позволили мне более глубоко подойти к теоретическим вопросам и подготовить книгу «Моральный капитал» для читателей с различным уровнем знаний, проживающих в разных регионах и условиях. В ней я постарался сочетать теорию и практику и в целостном виде представить свои взгляды на моральный капитал как теоретическую систему. Цель книги состоит в том, чтобы люди в полной мере осознали силу морали в экономическом развитии, сознательно брали на себя моральную ответственность в экономической деятельности и эффективно противостояли неэтичной деловой практике, ориентированной исключительно на получение прибыли.
Моральный капитал – главная категория экономической этики или этической экономики. Но прежде чем говорить о нем, нужно ответить на следующие вопросы: какая связь между моралью и экономикой; может ли мораль помочь экономике получить больше выгод; каким образом она способствует увеличению стоимости и как может играть свою уникальную и незаменимую роль в экономической деятельности? Прояснив эти вопросы, мы сможем по-настоящему осознать, что мораль необходима для понимания экономики, поддержания ее естественного и ускоренного развития. Она может указывать направление для инвестирования капитала и рационального регулирования, помогать предприятиям повышать эффективность и получать большую прибыль. Иными словами, мораль – это духовный элемент капитала. Рациональный капитал нуждается в морали и неразрывно с нею связан.
Представления об экономической морали и нравственной экономике должны укорениться в экономической этике, этической экономике и экономической науке в целом. Углубленное рассмотрение и изложение теории морального капитала является лучшим способом решения вышеуказанных вопросов. Оно также объясняет суть самого понятия моральной экономики, раскрывает глубинный смысл экономической этики, этического экономического учения. Теоретическое исследование морального капитала разъясняет роль морали в экономическом поведении с различных точек зрения и под разным углом и закономерности ее проявления в увеличении стоимости, что также помогает в построении экономической этики или этической экономики.
Книга состоит из шести глав. Первая глава «Что такое мораль?» посвящена двум основным темам: морали и ее роли в совершенствовании человека и гармонизации межличностных отношений. В процессе понимания сущности морали анализируются ее функции, роль и цели в экономическом и социальном развитии.
Во второй главе «Экономика неотделима от морали» речь идет о том, что экономика неизбежно включает в себя мораль и неотделима от нравственного взгляда на вещи. Без морали общественные экономические отношения лишены правильного понимания, не могут быть объективно осознаны и надежно управляемы. Мораль может и должна играть незаменимую и уникальную роль в экономическом развитии и создании предприятий, которую необходимо выявлять, а не принижать, поскольку это служит теоретической предпосылкой для понимания сути морального капитала.
Третья глава «Что такое моральный капитал?» посвящена рассмотрению морального капитала под углом привычных взглядов на капитал и логической связи морали и капитала. На основе фундаментальных характеристик объясняется отличие морального капитала от капитала в марксистской политэкономии как отражения или критики сущности капиталистической общественной системы и экономических отношений. Одновременно подчеркивается, что мораль – не только значимая составляющая рационального капитала. Она является серьезным основанием для сдерживания беспорядочной экспансии капитала, обеспечения существования рационального капитала, а также важным условием для увеличения его стоимости. Таким образом, мораль – это духовный капитал. Мораль может быть капиталом.
В четвертой главе «Мораль как капитал и увеличение его стоимости» исследуется влияние морали как производственного фактора на достижение предприятиями более высокой эффективности и прибыли, а также на развитие и совершенствование моральных качеств человека. Показано, за счет чего мораль становится капиталом, то есть каким именно образом создается моральный капитал.
Пятая глава «Практика применения морального капитала предприятий и критерии оценивания» посвящена практическим вопросам использования морального капитала и системе критериев его оценивания. Приведены конкретные примеры оценивания морального капитала предприятий, предложены концепции, инструменты и модели для введения в производственный процесс морального капитала в качестве производственного ресурса.
В шестой главе «Формирование морального капитала предприятий и его регулирование» анализируется, как посредством управления моральным капиталом предприятия могут непрерывно наращивать его «активы».
Основная цель книги – показать, что мораль является духовным капиталом, важной и незаменимой нематериальной силой, которая стимулирует прирост стоимости. Она помогает увеличивать прибыль и эффективность и вместе с тем способна на глубинном уровне повышать нравственность капитала, совершенствовать моральные качества людей и ключевые аспекты конкурентоспособности предприятий. Мораль является духовной опорой экономики: как понятие и в особенности как осознание моральной ответственности она должна проникать в каждое звено экономической деятельности. Последнюю следует развивать и укреплять по всем направлениям, реализуя как экономическую, так и духовную эффективность и получая таким образом двойной результат. Изложение теоретической системы морального капитала является важной основой для развития как экономической этики, так и этической экономики.