Анализ деятельности ТНК позволяет выделить следующие основные источники эффективной деятельности ТНК:
1) использование преимуществ владения природными ресурсами (или доступа к ним), капиталом и знаниями, особенно результатами НИОКР, перед фирмами, осуществляющими свою предпринимательскую деятельность в одной стране и удовлетворяющими свои потребности в заграничных ресурсах только путем экспортно-импортных сделок;
2) возможность оптимального расположения своих предприятий в разных странах с учетом размеров их внутреннего рынка, темпов экономического роста, цены и квалификации рабочей силы, цен и доступности оптимальных экономических ресурсов;
3) возможность аккумулирования капитала в рамках всей системы ТНК, включая заемные средства в странах расположения зарубежных филиалов, и приложение его в наиболее выгодных для компании обстоятельствах и местах;
4) использование в своих целях финансовых ресурсов всего мира. Источниками их финансирования выступают не столько головные американские компании, сколько физические лица из принимающих и третьих стран. Для этого зарубежные филиалы ТНК широко используют займы коммерческих и финансовых институтов принимающего государства и третьих стран;
5) постоянная информированность о конъюнктуре товарных, валютных и финансовых рынков в разных странах, что позволяет оперативно переводить потоки капиталов в те государства, где складываются условия для получения максимальной прибыли;
6) рациональная организационная структура, которая находится под пристальным влиянием руководства ТНК и постоянно совершенствуется;
7) опыт международного менеджмента, включая оптимальную организацию производства и сбыта, поддержание высокой репутации фирмы.
Оптимальная структура управления транснациональной корпорацией должна обеспечивать бесперебойное руководство материнской компанией своими зарубежными филиалами и в то же время давать возможность менеджерам зарубежных филиалов самостоятельно принимать решения по удовлетворению спроса потребителей с учетом специфики местного рынка и в соответствии с законодательством принимающей страны.
Головная материнская компания – административный центр всей системы предприятий ТНК. В ее функции обычно входит принятие решений о слиянии с другими компаниями, приобретении новых фирм и ликвидации неэффективных подразделений.
Основные организационные формы зарубежных филиалов:
1) дочерняя компания – входящее в систему ТНК предприятие в принимающей стране, в котором головная компания имеет право решающего голоса в силу владения более чем половиной акций с правом решающего голоса;
2) ассоциированная компания – входящее в систему ТНК предприятие в принимающей стране, в котором головная компания владеет не менее 10 %, но не более 50 % акций. Головная компания не контролирует, но принимает участие в контроле над этим предприятием;
3) отделение – вид зарубежного филиала, которым головная компания владеет полностью или который является частью совместного предприятия ТНК. Отделения могут иметь форму представительства головной компании за рубежом.
В структуре международного производства товаров и услуг в 1990-е гг. следует отметить преимущественный рост капиталовложений в сферу услуг. Примером вложения капитала в сектор услуг за рубежом служит создание швейцарской авиакомпанией «Суис-сэйр» своего филиала в Бомбее (Индия) по организации перевозок авиакомпанией пассажиров и грузов на всех маршрутах.
В отношениях со своими зарубежными филиалами ряд ТНК предоставляют им максимум самостоятельности, приближая их статус к независимым фирмам. Связи таких филиалов с материнской компанией базируются на правах определенной доли собственности родительской компании в активах зарубежного филиала, а также на обеспечении филиала технологической и финансовой поддержкой. При этом родительская компания не уделяет большого внимания контролю за деятельностью зарубежного филиала до тех пор, пока он функционирует прибыльно. Используя растущий феномен единства вкусов потребителей, многие ТНК, такие как «Кока-Кола» (США), «Мак Доналдс» (США), «Нестле» (Швейцария), «Филип Моррис» (США), «Проктор энд Гэмбл» (США), «Тойота мотор» (Япония), «Юнилевер» (Великобритания – Нидерланды), используют в маркетинговой стратегии единые для всех зарубежных филиалов характеристики продукции и товарные знаки.
В соответствии со стратегией, направленной на производство товаров и услуг специально для рынка принимающей страны, многие ТНК контролируют и направляют деятельность своих зарубежных филиалов, учитывая особенности национальных рынков. Такая стратегия характерна для ТНК, специализирующихся на производстве пищевых продуктов и готовой одежды. Но и в других отраслях производства товаров и услуг международным компаниям приходится следовать специфичным условиям спроса в принимающих странах. Например, корпорация «Асеа Браун Бовери» (Швеция – Швейцария) выпускает в Швейцарии по государственным заказам локомотивы, спроектированные специально для горных железных дорог, в Индии местный филиал той же ТНК производит локомотивы в соответствии с индийскими государственными стандартами и с использованием комплектующих изделий, изготовленных в Индии.