Появляются теории новых обществ, которые, возможно, возникнут в качестве следующего этапа развития мировой экономики. Так, американский социолог и историк Уолт Ростоу, автор теории стадий экономического роста, в своей работе «Политика и стадии роста» (1971 г.) утверждает, что в скором времени наступит новейшая стадия в истории человечества – стадия нового качества жизни, когда на первый план выйдет духовное развитие человека. Сторонники теории единого индустриального общества (автор – французский социолог Раймон Арон) говорят об уже начинающейся всемирной «революции управляющих». Согласно этой теории в ходе индустриализации развития в разных странах образуется единое для всех индустриальное общество. Технический прогресс модифицирует применение экономических законов, унифицирует формы проявления самих законов, ликвидирует ведущую роль собственности и собственников; экономическая, а затем и политическая власть переходят к крупнейшим корпорациям, а технический прогресс и национальные правительства ликвидируют полюса нищеты и роскоши. Разрешение всех проблем индустриальной цивилизации перейдет в руки управляющих – менеджеров, структура же самих корпораций изменится: они перестанут быть исключительно коммерческими единицами, преследующими цель получения максимальной прибыли, а переориентируются на выполнение социальных целей – защиту определенной среды, реконструкцию непроизводственной инфраструктуры, развитие фундаментальной науки.
Следующий период развития мирового хозяйства, по мнению американского социолога Даниеля Белла, связан с окончанием процесса индустриализации во всех странах мира и характеризуется пятью признаками:
1) переходом национальных экономик от преимущественного производства товаров к преимущественному производству услуг;
2) преобладанием среди экономически активного населения технической интеллигенции;
3) ведущей ролью знания и информации;
4) ориентацией экономической среды на контроль над технологией;
5) обеспечением процесса принятия решений интеллектуальной элитой общества.
Противоположной точки зрения придерживаются сторонники футурологии (яркий представитель – Алвин Тоффлер). Они предполагают, что в ближайшем будущем произойдет крах индустриализации и появится качественно новая цивилизация.
Подобный переход они объясняют теорией последовательной смены «воли перемен», периодически накатывающихся в эволюции человечества. Так, около десяти тысяч лет назад началась «аграрная волна». Затем с XVII в. появляется новая «индустриальная волна» (или «волна планетарных перемен индустриализации»), а с конца XX – начала XXI вв. начинается «третья волна». Общество «третьей волны» – это общество, где в основе экономики лежит не производство и потребление, а новая личность, ориентированная на творчество.
Отношения соподчиненности уступают место отношениям взаимопонимания и взаимопомощи, разрушение природы сменится гармонией с природой, целью экономики будет не максимальный экономический рост, а сбалансированный ограниченный экономический рост, обеспечивающий удовлетворение прежде всего духовных потребностей.
Мнение сторонников социокультурной теории единой цивилизации во многом сходно с мнением футурологов. По их мнению, эволюция всех стран мира имеет один вектор направленности – все они движутся к унифицированному социально-экономическому строю либеральной демократии. Такой строй уже в основном существует в странах Западной Европы и Северной Америки. Один из наиболее известных авторов этой теории, Френсис Фукуяма, предполагает, что мир превратится в единое сообщество, т. к. усиливается взаимосвязь всех стран, стираются границы, углубляется глобализация всей хозяйственной жизни. В то же время данная теория предполагает, что модернизация и глобализация неизбежно приведут к вестернизации – копированию западной культуры другими странами и народами, потере культурной самобытности этносов, исчезновению религий.
Таким образом, все экономические течения едины в одном: начало XXI в. – качественно новый период в истории мировой экономики, но каким он будет, какие результаты принесет, какие цели человечества реализует – покажет будущее. В силах каждого человека делать все от него зависящее, чтобы этот период не стал в истории мирового хозяйства последним.