Леонардо да Винчи – итальянский изобретатель, художник, учёный, писатель и музыкант эпохи Возрождения. Итальянцы считают его главным гением в истории человечества и ласково зовут просто Леонардо.
Он настолько популярен, что его образ всплывает повсеместно в современной культуре. Вот, например, граффити с изображением «универсального« человека».
Граффити с изображением да Винчи на стене возле ипподрома
Он написал «Мону Лизу» и «Тайную вечерю», разработал первый водолазный костюм и прототип вертолёта, опередив своё время на века.
Период прибывания Леонардо Да Винчи в Милане хорошо задокументирован и является одним из наиболее продуктивных этапов его жизни. Да Винчи прибыл в Милан в 1482 году по приглашению герцога Лудовико Сфорца (известного также под именем Лудовико Моро) и прожил в городе, если не считать кратких перерывов, почти 20 лет. За это время он успел поработать над самыми разными проектами, от инженерных до художественных, которые навсегда поменяли Милан.
Мест, так или иначе связанных с Да Винчи, в Милане так много, что можно составить полноценный пешеходный маршрут «по следам гения».
Тайная вечеря (Ченаколо)
И начать это маршрут логичнее всего с базилики Санта-Мария-делле-Грацие, потому что в ней находится одна из главных художественных работ Леонардо Да Винчи – фреска «Тайная вечеря». Написанная по заказу Лудовико Сфорца она украшает трапезную монастыря доминиканского ордена. Изображение размером 8,8х4,6 метров производит на вошедшего неизгладимое впечатление. Однако, поражает посетителей не только сама фреска, но и комплекс религиозной постройки в целом: базилика Санта-Мария-делле-Грацие была внесена в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в 1980 году.
Но поговорим немного о «Тайной вечере». Это не просто один из шедевров мировой художественной культуры, но и работа, породившая множество слухов, толков и мистификаций вокруг своего создателя. Попытки прочитать в альтернативном ключе замысел да Винчи, вкупе с недобросовестными рекламными приёмами и желанием заработать на громком имени делают художника, обратившегося к классическому новозаветному сюжету, чуть ли не еретиком. Приложил руку к подобному восприятию и американский писатель Дэн Браун со своим романом «Код да Винчи».
И теперь можно на полном серьёзе услышать разговоры о том, что на фреске откуда-то появилась «лишняя» рука с ножом, проглядывает силуэт Святого Грааля и что Иоанн Креститель это никто иной как Мария Магдалина…
Попробуем разобраться в этих «тайных знаках». Начнём с ножа, «взявшегося из ниоткуда» и «указывающего на присутствие на полотне скрытого персонажа». После внимательного изучения эксперты пришли к однозначному выводу: нож принадлежит Петру. И подтверждается эта деталь с эпизодом из Евангелия, в котором Пётр во время ареста Христа, вступается за него и отрезает ухо Малху, рабу первосвященника Каифы. Это обоснование снимает все дальнейшие вопросы и обвинения в еретичестве.
Ещё одна из распространённых спекуляций относится к апостолу Иоанну и его внешнему сходству с Марией Магдалиной. Это сходство, будто дает основания говорить о приверженности да Винчи к теории о союзе Иисуса и Марии Магдалины. К сожалению, источники сведений о возможности такого союза, относятся к разделу выдумок и фантазий. Стоит отдельно сказать о внешности Иоанна. Даже если отбросить в сторону возможную связь с Марией Магдалиной, всё равно останутся утверждения будто он изображен слишком женственно. Однако, нужно понимать, что эта женственность не более чем манера художественного исполнения, присущая эпохе создания фрески. Этот подтверждают многочисленные изображения эпохи Средневековья и Возрождения, воспроизводящие сцену последнего ужина Христа с учениками.
И, наконец, тайна кубка. То есть его отсутствия на изображении, что часто интерпретируется как ересь со стороны да Винчи. Здесь важно понимать, какой момент ужина мы видим на изображении. А речь идёт о моменте предшествующем освещению хлеба и вина, когда Иисус объявляет, что один из учеников предаст его. Таким образом отсутствие кубка и евхаристии на изображении вполне соответствует запечатлённому моменту.
Обратите внимание, что посещения проходят по предварительной записи, иногда билетов не достать, поэтому заранее проверяйте официальный сайт: https://cenacolovinciano.org/
Адрес: Piazza di Santa Maria delle Grazie, 2 – 20123 Milano
Музей науки и технологий
Следующая остановка на маршруте – Национальным музей науки и технологии, обязательный к посещению для тех, кто хочет узнать о жизни Леонардо да Винчи в Милане. Целая секция музея (более 1300 кв.м) посвящена исключительно работам, моделям, произведениям искусства и исследованиям гения.
Программа музея меняется каждую неделю. Помимо исторических экспонатов посетителей ожидают экскурсии с гидом, цифровые инсталляции, ролевые игры, мастер-классы. Многие из выставленных экспозиций являются интерактивными: музей приглашает гостей подняться на борт каравеллы XVI века, попробовать технику фресковой живописи, запустить машины да Винчи, узнать, как производят мороженное и поучаствовать в приготовлении сладостей.
Также в музее есть и другие секции.
Адрес: Via San Vittore 21, – 20123 Milano
Сайт: https://www.museoscienza.org/
Выставка «Мир Леонардо Да Винчи» (Музей Leonardo3)
Альтернативный вариант посещению музея Науки и технологии – уникальная выставка, которая проходит на постоянной основе – «Мир Леонардо Да Винчи».
Этот инновационный музей (который работает уже более 10 лет) полностью посвящён Леонардо да Винчи. Он предлагает полное погружение в мир гения из Тосканы: интерактивную экскурсию, рабочие модели механизмов, восстановленные с помощью цифровых технологий художественные работы.
Экспозиция представляет да Винчи как художника и изобретателя. Среди экспонатов: механический лев, скорострельный арбалет, механический орёл, большой орган и паровая пушка. Также выставлена реконструкция «Тайной вечери» и цифровые реконструкции базилики Санта-Мария-делле-Грацие времён да Винчи. В общей сложности около 200 трёхмерных инсталляций.
Посещение подходит в том числе для детей.
Адрес: Piazza della Scala – 20121 Milano (вход из Галереи Виктора Эммануила II, 11)
Сайт: https://www.leonardo3.net/en/museum/leonardo3-museum/
Памятник гению
4 сентября 1872 года на площади делла Скала в Милане был открыт памятник Леонардо да Винчи, который провёл много лет при дворе Миланского герцогства во времена Лудовико Сфорца.
Памятник Леонардо да Винчи на площади Ла Скала
Чтобы почтить тосканского гения, полюбившегося миланцам, Академия художеств Бреры устроила конкурс на создание памятника. Конкурс выиграл скульптор Пьетро Маньи, который использовал для создания монумента ценный каррарский мрамор.
Памятник представляет из себя скульптурную группу, в которой статуя Леонардо да Винчи расположена в центре на пьедестале, а по сторонам установлены фигуры четырёх его учеников в полный рост.
Джузеппе Ровани, миланский писатель и журналист середины XIX века, а также большой любитель выпивки, увидев памятник Леонардо и его ученикам, сразу же окрестил его «Один литр на четверых». Ровани казалось забавным сходство скульптурной группы с литровой бутылкой, вокруг которой стоят четыре стакана. Как ни парадоксально, это имя закрепилось за памятником, и даже сегодня можно услышать, как между собой миланцы называют монумент именно так.
Памятник Леонардо Да Винчи часто используют как ориентир и место встреч.
Адрес: Piazza della Scala – 20121 Milano MI
Бронзовый конь Леонадо Да Винчи
Ещё один не самый центральный, но тем не менее интересный экспонат, связанный с именем Да Винчи находится в районе Сан-Сиро.
Согласно городской легенде Лудовико Сфорца заказал Да Винчи создать большого бронзового коня в честь своего отца Франческо Сфорца. Для реализации проекта требовалось 10 тонн бронзы, но в тот момент некстати началась война с Францией, и бронза была направлена на отлив пушек для защиты Милана.
Неоконченный проект был забыт до тех пор, пока богатый коллекционер Чарльз Дент не узнал историю коня Да Винчи. Дент решил довести дело до конца, действуя при этом в высшей мере благоразумно: он создал «фонд коня Леонардо» и за 15 лет собирал два с половиной миллиона евро для создания монумента. Проект был доверен скульптору Нине Акаму, которая вдохновлялась зарисовками Да Винчи.
Изображение коня Леонардо на стене ипподрома, недалеко от самой скульптуры
В 1999 году бронзовый конь наконец-то увидел свет и был подарен Милану. Городские власти установили скульптуру рядом с городским ипподромом (во второй половине ХХ века скачки были главным развлечением миланцев). Если будете заезжать в район Сан-Сиро обязательно посмотрите на муралы (граффити), изображающие Да Винчи, а также на самого коня.
Адрес: Piazzale dello Sport, 6 – 20151 Milano
Из многочисленных сохранившихся записей и набросков Леонардо Да Винчи, мы знаем, что его привлекало создание водных сооружений и проектов, связанных с водой. По приезде в Милан Леонардо Да Винчи посвящает много времени и сил усовершенствованию системы миланских каналов. Так появляются, например, плотины, которые защищают Милан от наводнений.
Поэтому если вы любите велосипедные прогулки, то можете выбрать один из маршрутов вдоль каналов. Дорожки вдоль каналов ровные, практически везде заасфальтированные (правда, не всегда отгороженные от проезжей части). Вдоль любого из маршрутов вам встретятся бары, рестораны и магазины (на случай если захотите сделать остановку), а также достопримечательности.
Кстати, в Милане можно взять велосипед напрокат. Есть несколько компаний, которые предоставляют такую услугу. В том числе компания миланского общественного транспорта ATM:
https://www.atm.it/it/ViaggiaConNoi/Pagine/Bikesharing,bici,micromobilità.aspx
Итак, куда можно отправиться:
Вдоль канала Павезе (Naviglio Pavese): от Дарсены до Ассаго (маршрут 10 км) или до Павии (для уверенных в себе, маршрут 34 км).
Вдоль канала Гранде (Naviglio Grande): от Дарсены до Аббьятеграссо (маршрут 20 км).
Вдоль канала Мартезана (Naviglio Martesana): из Милана до Кассано-д-Адда (живописный, но долгий маршрут – 30 км).
Напоследок небольшой полу-анекдот про велосипедистов в Италии.
Едет турист на велосипеде по Италии, навстречу ему местный житель.
– Хорошая ли впереди дорога? – спрашивает турист.
– Хорошая, – отвечает местный житель.
Ровная дорога заканчивается через четверть часа. И ещё два часа турист едет по ухабам. Разумеется, он злится, не понимая, зачем итальянец ему соврал.
А мораль этой истории такова: если бы итальянец сразу сказал, что дорога плохая, что бы это изменило? Ничего. Поэтому он сказал, что дорога хорошая и велосипедист ещё 15 минут ехал в хорошем настроении.