А

Аэропорты

Как театр начинается с вешалки, так путешествие по Италии для большинства начинается из аэропорта. Вокруг Милана аэропортов целых три.

Ближайшие к Милану гражданские аэропорты в соседних регионах – «Казелли» в Турине и «Верона-Виллафранка» в Вероне.

Над итальянскими Альпами

Мальпенса (код MXP)

Главным аэропортом Милана считается «Мальпенса» (Malpensa), хотя он расположен достаточно далеко от города. Почему так получилось? Потому что аэропорт был отстроен благодаря усилиям политической партии «Лига Севера». Большинство избирателей этой партии проживает на Паданской равнине, то есть в предместьях Милана. Именно для своего электората «Лига Севера» постаралась и разместила «воздушные ворота» северной Италии в провинции Варезе, таким образом успешно завершив в 1998 году перестройку старого аэропорта Бусто-Арсицио, длившуюся почти 60 лет.

Своё странное название аэропорт получил в честь близлежащей фермы Кашина Мальпенса. Ферма появилась здесь в XVIII веке на пустующей территории. Что само по себе достаточно странно, потому что в провинции Милана развито сельское хозяйство. Если на подлёте к Милану вы выгляните в иллюминатор, то увидите землю, расчерченную на квадраты – это рисовые, кукурузные, пшеничные поля. Так что же было не так с Кашиной Мальпенса? Дело в том, что в этом месте почва слишком кислая для выращивания сельскохозяйственных культур, за что от местных жителей она получила эпитет «mal pensàa», что на ломбардском диалекте значит «плохо задуманная». Кстати, во время написания путеводителя, в июле 2024 года, аэропорту присвоили второе имя – в честь Сильвио Берлускони.

Итак, аэропортовый комплекс состоит из двух терминалов. Значительная часть аэропорта отведена под торговую зону. Кроме большого количества магазинов здесь есть кафе, рестораны, аптеки, камера хранения для багажа, площадки для детей, почта, часовня, залы для совещаний, гостиницы. Доступен бесплатный wi-fi.

Настоящая проблема аэропорта – паспортный контроль. Несмотря на то, что для граждан ЕС установили автоматические устройства контроля документов, очереди к кабинкам с пограничниками длиннющие. Особенно по прилёту в очереди можно провести час-полтора. Учитывайте этот факт.

Очередь на паспортный контроль в аэропорту «Мальпенса»


«Мальпенса» находится на расстоянии 45 км от Милана. Добраться из аэропорта в город (и обратно) проще всего на специальном поезде Malpensa Express, который идет до Центрального миланского вокзала (Stazione Centrale) или до пересадочной станции метро Кадорна (Cadorna). Поезда ходят с 5:40 до 00:30. Дорога займёт около часа. Стоимость билета в данный момент 13 евро.

Также из аэропорта до Милана можно добраться на автобусах. Дорога на автобусе займёт примерно 40 минут. Стоимость проезда около 10 евро. Автобус довезёт вас до Центрального вокзала или до остановки у Миланской ярмарки (Milano Fiera). Также есть автобусы, которые ходят между аэротортами. В ночное время в работе автобусов есть перерыв.

Обратите внимание, что из-за неблизкого расположения поездка на такси из аэропорта до Милана может обойтись в 250 евро (такую цену я видела несколько лет назад). Но про такси мы поговорим отдельно и чуть позже.

Кроме того в аэропорту вы можете арендовать машину.

Официальный сайт аэропорта «Мальпенса»: https://www.milanomalpensa-airport.com/it

Линате (код LIN)

«Линате» – второй по значимости аэропорт Милана. Он находится на востоке от города всего в 7-ми километрах от центра. Аэропорт «Линате» обслуживает главным образом внутренние и короткие международные рейсы.

В середине прошлого века «Линате» был основным аэропортом Милана (и это было удобно), но пассажиропоток и объём грузоперевозок постоянно увеличивался. Во второй половине ХХ века аэропорт перестраивали дважды, но все же мощностей не хватало. В 1988 году «Линате» уступил лидерство «Мальпенсе».

Из аэропорта до центра Милана можно доехать на метро. Новая ветка М4 была запущена в июле 2023 года и доставляет прибывших в «Линате» до станции «Сан-Бабила» (San Babila) за 15 минут. Строится также продолжение ветки, уходящее на запад города, но станции пока закрыты[1].

Из аэропорта ходят автобусы в Милан и Монцу. Также в дни проведения крупных мероприятий в выставочном комплексе Rho Fiera развозка курсирует до Rho.

Есть такси. Стоимость поездки до Милана стоит примерно 55 евро. И такси на месте можно взять не всегда. Мне однажды повезло уехать на последнем такси, причем со скидкой, потому что таксист уже собирался домой.

Обратите особое внимание на то, что «Линате» небольшой аэропорт, поэтому его могут закрывать на ночь, а пассажиров попросят покинуть помещения.

Кстати, у аэропорта «Линате» есть собственное имя «Энрико Форланини» (так что не удивляйтесь, если кто-то назовёт его так). Он назван в честь итальянского изобретателя и пионера авиации, родившегося в Милане.

В 2019 году в аэропорту проходила модернизация. Три месяца аэропорт был закрыт, а его потоки перенаправлены в «Орио-аль-Cерио».

Официальный сайт аэропорта «Линате»: https://www.milanolinate-airport.com/it

Орио-аль-Серио (код BGY)

Хоть «Орио-аль-Cерио» и относится к аэропортам Милана, но по факту является коммерческим аэропортом Бергамо (его второе имя «Караваджо»).

По сути это «запасной» миланский аэропорт, предназначенный в первую очередь для лоу-костеров. Он расположен в 5 километрах к юго-востоку от центра Бергамо и в 50 км к востоку от центра Милана.

До аэропорта можно добраться на автобусе. С февраля 2024 ведутся работы по строительству железнодорожной ветки, чтобы связать аэропорт с Центральным вокзалом Бергамо. Окончание работ запланировано в 2026 году.

Обратите внимание, что аэропорт могут закрывать на ночь. Хотя считается, что единственный терминал аэропорта открыт 24 часа в сутки, c 22:00 до 03:00 ночи вход осуществляется только по билетам. Пассажирам, которые не хотят отправляться на ночь в отель, рекомендовано размещаться в зоне регистрации, поскольку охрана аэропорта обычно просит пассажиров покинуть терминал. Кроме того в ночное время в аэропорту не работают кафе, вип-залы и стойки сдачи багажа.

Официальный сайт аэропорта: https://www.milanbergamoairport.it/it/

Архитектура

Милан – удивительный город в плане архитектуры, и вы заметите это сразу. В нем смешаны всевозможные стили и эпохи. Дома в стиле либерти могут соседствовать с типовой застройкой 70-х годов ХХ века, готическими церквями и творениями футуристов.

Связано это с долгой историей, в процессе которой город переходил из рук в руки, а также в большой степени с тем, что в конце Второй мировой войны Милан подвергся американским бомбардировкам, абсолютно необязательным, потому что исход войны был уже предрешён. В ходе этих бомбардировок город пострадал больше, чем за все предыдущие годы войны.

И всё же за последние 70 лет город был не только восстановлен, но и сумел выстроить собственную идентичность. Одно из слов, которое отражает состояние Милана, с которым согласны как его жители так и гости, является «современный». Над архитектурными проектами, реализованными в последние десятилетия, трудились лучшие итальянские и мировые проектировщики и дизайнеры. В этом смысле Милан представляет из себя музей современной архитектуры под открытым небом. Но будучи без сомнения современным, город не теряет свою историческую итальянскую атмосферу.

Кратко пробежимся по основным архитектурным стилям, которые дают общее представление об истории города:

Со времён кельтов в Милане почти ничего не осталось. Но археологические находки говорят, что площадь делла Скала была центром поселения кельтов, где стоял храм, посвященный их богине Белизама.

Римский период: кельтов сменили инсубры, а их римляне. Но и от построек римского периода остались почти одни руины. Хотя кое-что ещё можно найти, например, колонны Сан-Лоренцо II век н.э. Говорят, что одной колонны там не хватает, потому что её спрятал дьявол. И многие ищут её в соседних зданиях. За колоннами Сан-Лоренцо находятся обломки бывшего римского амфитеатра I века н.э., рядом – базилика Сан-Лоренцо пример 400 год н.э.

В IV веке начинается Великое переселение народов, и в 568 году с востока (с территории современной Венгрии) на север современной Италии приходят германские племена лангобардов (в итальянской версии «лонгобардов») то есть «длиннобородых». От названия племени происходит и название региона – Ломбардия. Особенностью доминирования лангобардов на занятой территории был полицентризм (они выбирали не одну столицу, а несколько опорных городов, превращая их в герцогства), предпочитая при этом Милану Павию и Верону и даже Брешию, Перуджу и Беневенто. Поэтому большинство построек этого периода (кстати, внесенных в список наследия ЮНЕСКО) осталось вне Милана. Королевство Лангобардов просуществовало до 774 года, когда было завоёвано королём франков – Карлом Великим (по просьбе Папы римского).

Падение Римской империи в 476 году, вторжение лангобардов и последующее завоевание франками привели к тому, что в период раннего Средневековья Милан потерял свою значимость. Культура и строительство были поставлены на паузу. Только к XII веку социально-экономическая жизнь вернулась в город. В это время строятся ратуша (Palazzo della Ragione) и торговая площадь (Piazza Mercanti).

Готический период в архитектуре наступает в Милане с приходом в 1282 году к власти семьи Висконти. Образцами строительства этой эпохи являются Миланский собор, Замок Сфорца, Базилика Сант-Амброджо (святого Амвросия).

С 1559 года герцогство Милана находится под властью испанцев, затем австрийцев и французов. Но культурная жизнь в городе продолжается благодаря кардиналам семьи Борромео. В этот период появляется ломбардское барокко, образцом которого служит Palazza Litta на улице via Magenta, в котором сегодня работает региональное представительство Министерства культуры и туризма. Также семье Борромео принадлежали многие культурные объекты вне города, например, сады и дворец Борромео на острове Изола Белла на озере Маджоре. Но сначала проекты останавливаются из-за разразившейся в Италии чумы, а после повестка меняется – начинается централизация государства.

Период австрийского доминирования. Обычно итальянские источники опускают период 150-летнего подчинения Милана Австрии. Тем не менее австрийцы оставили после себя такие образцы неоклассицизма как театр Ла Скала и Королевский дворец. Даже с учётом того, что строительство и перестройка дворца велись с XIII век XIX век, австрийцам здание обязано внешним фасадом, который мы наблюдаем сегодня.

В 1861 году Италия преобразуется в объединённое королевство, и неоклассицизм становится стилем возрождения Милана. В это время открывают первые городские сады, и элегантные здания, вдохновленные новым течением в архитектуре.

Неоклассицизм соседствует с неоренессансом, примером которого служит галерея Виктора Эммануила II (Vittorio Emmanuele II).

С конца XIX – начала XX века в искусстве и архитектуре появляется стиль либерти (он же «модерн»). Его расцвету в Милане способствовала проходившая в городе в 1906 году Всемирная выставка («Экспо-1906»), для которой были выстроены десятки павильонов в этом стиле. К сожалению, от тех павильонов мало что осталось. Сохранившийся павильон – Миланский аквариум.

После окончания Первой мировой войны в Милане распространяется увлечение ар-деко, стилем, в котором творец стремиться сделать либерти идеальным: формы становятся геометричными и симметричными. Итальянский ар-деко отличает ещё и обращение к классике: в 1929 году Ульрих Хоэпли решает подарить Милану планетарий, а архитектор Пьеро Порталуппи, вдохновившись римским пантеоном, украсил здание звёздами.

С приходом к власти фашистского режима, архитектура тяготеет к монументальности, хотя сочетает в себе различные стили. Классический пример – новое здание Центрального миланского вокзала, открытое в 1931 году. Оно представляет из себя смешение стилей неоклассицизма, либерти и ар-деко, объединённых монументальностью, присущей периоду итальянского фашизма, нашедшей отражение прежде всего в крупных общественных заведениях, помещениях и пространствах.

В 1910 году возникает стиль футуризм, который надолго закрепился в городе. Причем закрепился настолько прочно, что даже век спустя остается актуальным и задаёт мировой тренд. Известный жилой комплекс «Вертикальный лес», построенный в 2014 году по проекту Стефано Боэри в районе Порта Нуова, отсылающий к висячим садам Вавилона, тоже относится к этому стилю. Кстати в 2015 году комплекс получил премию International Highrise Award как «самый красивый и инновационный небоскрёб в мире».

Жилой комплекс «Вертикальный лес»


От футуризма к современной архитектуре перешло требование быть прогрессивной не только в плане дизайна, но и в плане экологичности.

Одним из самых ярких образцов современной архитектуры является выставочный комплекс Rho fiera, построенный по проекту Массимилиано Фуксаса и открытый в 2005 году. 20 павильонов расположены по обе стороны от осевого проспекта сооружения в километр длиной. Это один из самых больших выставочных комплексов в мире, прекрасно вписавшийся в транспортную систему: сюда можно приехать на машине, метро или на поезде. Его символ – мозаичный стеклянный парус, соединяющий всё павильоны, состоит из 40.000 деталей.

Выставочный комплекс Rho Fiera


Другой пример современной архитектуры – жилой комплекс Milano City Life с его небоскрёбами-башнями Исозаки, Хадид, Либескайнд, известными также как «тре торри». Он был построен ко Всемирной выставке, проходившей в Милане в 2015 году («Экспо-2015»). Все парковки в этом квартале являются подземными. А жилые дома и большой торговый центр соседствуют с обширной парковой территорией. В этом квартале живут многие футболисты, а также известный рэп-исполнитель Fedez и его супруга-блогер Кьяра Ферраньи.

Парк, фонтаны и небоскрёбы комплекса «CityLife»

Загрузка...