Замок Сфорца (он же Кастелло Сфорцеско/Castello Sforzesco) – один из самых больших и самых красивых замков в Европе.
Фасад Замка Сфорца, перед ним конная статуя Джузеппе Гарибальди
И, думаю, вы удивитесь, когда узнаете, что с момента возведения замка миланцы не раз пытались разрушить ненавистное здание. Всё дело в том, что веками для горожан замок символизировал тиранию правителей и иноземных захватчиков. И только после объединения Италии в 1861 году, превратившись в культурный центр, замок всё же миланцам полюбился и стал символом города.
В плане здание замка представляет из себя квадрат с башнями по углам. Восточная и южная башни имеют цилиндрическую форму и ориентированы на Миланский собор, в то время как две другие башни, названные «Фальконьера» и «Кастеллана», квадратные в сечении и ориентированы на парк. Внутри замка три двора: герцогский, Роккетта и плацдарм. Снаружи замковый комплекс окружён защитным рвом, правда воды в нём уже давно нет.
История замка тесно связана с историей города и его правителей (синьоров Висконти и Сфорца), которые значительно повлияли на становление Милана в качестве столицы северной Италии. Но прежде чем познакомиться с этой историей поближе, скажу буквально пару слов о конной статуе и фонтане перед замком.
Конная статуя изображает Джузеппе Гарибальди – итальянского полководца и национального героя, принимавшего активное участие в объединении Италии.
Гарибальди умер в 1882 году, сразу после чего в Милане был объявлен конкурс на создание памятника в его честь. Конкурс, правда, не задался. Один из участников отбора в процессе скончался.
Второй раз конкурс провели в 1885, однако, и тогда победителя между двумя финалистами выявить не смогли.
С третьей попытки, в 1888-м году, победил проект Этторе Хименеса. Торжественное открытие в присутствии горожан и представителей власти состоялось через 7 лет.
Итак, памятник изображает Гарибальди в военной форме и на коне. Рядом с военачальником аллегорические изображения Револиции и Свободы. Взгляд Гарибальди устремлён в сторону улицы Данте или, как больше нравится думать некоторым, в сторону Рима, который ему взять не удалось.
Кстати, с момента открытия памятник перемещали всего один раз, когда прокладывали линию метро.
Джузеппе Гарибальди
Джузеппе Гарибальди родился 4 июля 1807 года и прославился не только как национальный герой, принимавший активное участие в объединении Италии. Гарибальди также прозвали «героем двух миров», потому что часть активной деятельности проходила в Латинской Америке, где он помогал различным странам бороться за свою независимость.
Здесь стоит сказать, что героем Гарибальди был не всегда. В юности он познакомился с идеями политика Джузеппе Мадзини и вступил в тайное общество «Молодая Италия». Это сообщество ставило своими целями освобождение Италии от австрийского владычества, объединение страны и установление республики. Именно последний пункт делал организацию незаконной, поскольку действовала она на территории Сардинского королевства и своей деятельностью подрывала монархический строй.
Тем не менее Гарибальди увлёкся идеями «Молодой Италии» и, устроившись во флот в Сардинском королевстве, стал распространять революционные идеи среди сослуживцев. В 1834 году он даже участвовал в организации восстания в Савойе. Однако, восстание не удалось, а сам Гарибальди был осуждён и приговорён к смерти за измену.
Но смертный приговор не был приведён в исполнение – Гарибальди с помощью покровителей удалось бежать из Италии. С этого момента началась его международная карьера. С1835 по 1848 год он участвовал в борьбе за независимость стран Южной Америки.
В 1848 году Гарибальди вернулся в Италию, где продолжил принимать участие в деятельности революционных организаций и подготовке восстаний, за что был репрессирован.
К 1858 году в Италии начался новый подъём национально-освободительного движения. Председатель Совета министров Сардинского королевства граф Камилло Кавур готовил почву для предстоящей войны с Австрией и за объединение Италии. Кавур стремился привлечь на свою сторону либерально настроенную интеллигенцию и республиканцев. Для этих целей блестяще подходил Гарибальди. Кавур пригласил его к себе и предложил ему вербовать волонтёрские отряды для участия в предстоящих военных действиях.
Пока война с Австрией шла на севере, Гарибальди отправился на юг. Решающую роль в процессе объединения Италии он сыграл, когда с отрядом волонтёров в тысячу человек, высадился на Сицилии, а затем на юге Апеннинского полуострова, где нанёс ряд поражений Королевству обеих Сицилий (объединённому королевству Неаполя и Сицилии). В результате сражений территория Королевства обеих Сицилий была аннексирована Сардинским королевством и вошла в состав объединённого Королевства Италия.
Идеалы, которым Гарибальди был верен до конца жизни, всегда оставались: демократия, гуманизм, социализм и патриотизм.
Фонтан перед замком Сфорца появился в 1936 году по случаю встречи Бенито Муссолини, на от момент главы Правительства Италии, с ветеранами войны в Эфиопии, вернувшимися домой.
За свою форму в народе фонтан сразу же получил имя «свадебный торт», став одним из символов города.
Фонтан имеет круглую форму и состоит из нескольких бассейнов разного уровня, создаёт волны, разной высоты струи и другие эффекты игры воды. По вечерам фонтан освещают 180 светодиодных лампочек, создающих романтическую атмосферу.
Интересно, что изначально, фонтан был задуман как временное украшение площади, но настолько всем полюбился, что его оставили более чем на 20 лет.
Только в 1959 году при строительстве метро фонтан был демонтирован и отправлен на склад. С этим фактом связана одна из так называемых «городских легенд».
В отличие от мистических историй прошлого, современные городские легенды представляют из себя особый вид народного фольклора, в котором смешиваются правда и вымысел, находят отражения проблемы эпохи, а конец их непременно удивляет слушателя.
Именно благодаря одной из таких легенд фонтан получил своё второе имя – «фонтан Кракси[2]». Но обо всём по порядку.
Городская легенда про Беттино Кракси появилась в начале 90-х годов. Говорили, что фонтан на площади, убранный для строительства станции Каироли-Кастелло, был перевезён в сады виллы Хаммамет. Нашёлся даже «свидетель», бывший полицейский, который поклялся, что видел фонтан на фотографии в ходе коррупционного процесса.
На самом деле в разобранном виде фонтан лежал на складе 40 лет, выпав из поля зрения администрации Милана. К проекту вернулась только в 1999 году, когда было решено возвести новый фонтан, внешне копирующий оригинальный. А городская легенда лишь отражала распространенное мнение, что все политики не чисты на руку.
С 2000-го года «свадебный торт» служит местом отдыха, «точкой сбора» для туристов и местом встреч для горожан.
Вот теперь можно перейти непосредственно к замку.
Сегодня Замок Сфорца – один из главных символов Милана. И начинается его история (как и большинство историй в Италии) с эпохи, когда территорией Милана владели римляне. Именно Римляне возвели на этом месте «Замок ворот Юпитера» (Castrum Portae Jovis), одну из четырёх защитных крепостей.
В Средние века правителем Милана становится Галеаццо Висконти, который с 1360-го по 1370-й годы строит защитное сооружение поверх римской городской стены у тех самых Ворот Юпитера. Наследник Джан-Галеаццо в 1392 году пристраивает к сооружению казармы для войска, но они оказываются отрезанными от основной части укрепления рвом городской стены. Две части сооружения соединяет между собой последний представитель рода Висконти – Филиппо-Мария.
Именно во время правления Филиппо-Марии Висконти замок, самый большой из всех построенных Висконти, становится резиденцией. Его очертания уже схожи с замком, который мы видим сегодня: квадратный, с длиной стены примерно 180 метров и четырьмя такими же квадратными башнями. Переселившись в замок со своим двором, Филиппо Висконти вызывает к себе военачальника Франческо Сфорца для защиты от венецианцев. В 1441 году Франческо Сфорца женился на дочери правителя Милана – Бьянке Висконти.
В 1447 году после смерти Филиппо Висконти, горожане объявляют о создании Амвросианской Республики и разрушают резиденцию, возникшую у Ворот Юпитера и ставшую символом господской власти.
И тогда в игру вступил Франческо Сфорца, который некоторое время назад уже защищал Милан в качестве наёмника при Филиппо Висконти. Франческо Сфорца проявил себя не только как талантливый военачальник, осадив Милан, но и как гениальный политик, сумевший сделать так, чтобы в итоге миланцы приняли его как освободителя.
25 марта 1450 года жители города провозгласили Франческо Сфорца и его супругу Бьянку Висконти правителями Милана.
Придя к власти, Франческо Сфорца сразу стал отстраивать резиденцию Висконти. Зная, что горожане ненавидят старое здание, он пояснил восстановление замка желанием сделать город более красивым, а также защитить от внешних врагов.
В соответствии с этим заявлением, в 1452-м году Франческо Сфорца наряду с военными инженерами приглашает в город архитектора гражданских сооружений флорентийца Антонио Аверулино, известного также как Филарете, которому герцог поручает проектирование фасада замка, повёрнутого в сторону города, с центральной башней главного входа. Тем не менее очень скоро Филарете был отстранён от работ военными архитекторами, которым Сфорца доверял больше.
Интересно, что отстранённый от работ Филарете остался в Милане. Он все же успел построить главную башню замка (названную в его честь), а также здание центральной больницы Милана – Оспедале Маджоре. Около 1465 года Филарете завершил здесь свой обширный труд: «Трактат об архитектуре» (итал. Il Trattato di Architettura) в 25-ти книгах. Большая часть трактата построена в форме диалога между герцогом и архитектором, и посвящена детальному описанию идеального города Сфорцинда, названному не без лести по имени Франческо Сфорца. Вскоре после этого Филарете впал в немилость у миланских властей, поскольку критически оценил в своей книге ломбардскую готику.
Любопытно и то, что миланские архитекторы, работавшие над стенами московского Кремля, взяли за основу внешний вид замка Сфорца с характерными башенками его фасада.
А тем временем комиссар, ответственный за укрепительные сооружения герцогства, пристроил к фасаду две круглые угловые башни, что было продиктовано необходимостью защиты против новой артиллерии.
Завершающие и декоративные работы велись и при наследнике Франческо Сфорца. В 1468 году Галеаццо-Мария Сфорца переезжает в замок со своей супругой Боной ди Савойя и её двором. В это время окончательный вид приобретают внутренние дворы, ведётся роспись залов, строится герцогская капелла.
Однако, в 1476 году в результате заговора Галеаццо-Мария умирает. У него остается наследник Джан-Галеаццо-Мария, но поскольку на момент смерти отца мальчик является малолетним, власть временно переходит к вдове герцога. Именно Бона ди Савойя в 1477 году распорядилась выстроить центральную башню замка, откуда бы она могла контролировать всё происходящее при дворе. Башня до сих пор носит её имя.
Однако, даже башня не помогла Боне ди Савойя удержаться у власти. Её отправил в изгнание брат покойного мужа – Лудовико-Мария Сфорца, более известный как Лудовико Моро.
Будучи человеком образованным по меркам своего времени Лудовико Моро покровительствует искусствам и приглашает в Милан уже в тот период прославленных художников Донато Браманте и Леонардо да Винчи. В замке Сфорца да Винчи расписал «пиковый зал», который можно увидеть и сегодня. А ученику Браманте, Бартоломео «Брамантино» Суарди, досталась роспись «сокровищницы» («зала сокровищ»).
Едва начавшись, работы по декорированию замка были прерваны почти сразу. Причин на то было две: в 1497 году умирает во время родов супруга Лудовико Моро Беатриче д-Эсте и в то же время французские войска начинают наступление на Милан. Лудовико Моро готовится отражать атаку. Он приказывает прочистить ров, облицевать камнем равелины, запасает внутри замка провизию и оружие. Но, боясь возможного народного восстания больше чем французов, Лудовико Моро в итоге покидает город, укрывшись при дворе императора Максимилиана I из Габсбургов. После различных перипетий в 1500-м году Лудовико Моро всё же отвоюет Милан, но умрёт во французском плену в 1508 году.
Согласно легенде, среди подземных ходов замка есть тайный тоннель, который пересекает город и ведёт в Церковь Санта-Мария-делле-Грацие. Считается, что проложили его по приказу Лудовико Моро, как путь для побега или чтобы незамеченным добираться до церкви, где находилась могла жены Беатриче д-Эсте, для которой он создал подобие мавзолея.
Также ходит много легенд про «зал сокровищ», который мы уже упоминали. Чтобы попасть в него, нужно пройти через двор Роккетта. Считается, что владельцем сокровищ был Лудовико Моро, который решил использовать зал в качестве сейфа. В этой укрепленной комнате хранились накопления, которые должны были пойти на военный поход с целью подчинить весь север Италии. Можно предположить, что отложено было немало. К сожалению, куда делось сокровище неизвестно, а судить о назначении комнаты стало возможным по затейливой системе защиты от краж. Хотя Лудовико Моро посчитал, что этой системы будет недостаточно и разместил перед входом художественное полотно, чтобы ввести в заблуждение воров.
Сегодня «зал сокровищ» принадлежит Библиотеке тривульциана, по прежнему сохраняя элементы декора, созданные при Лудовико Моро. В том числе сохранилось полотно, прикрывавшее вход в сокровищницу. На нём изображен мифический персонаж, но без головы. Это полотно было найдено в 1890-м году, когда Лука Белтрами только-только начал реставрационные работы. Более чем за столетие было сделано множество предположений, относительно значения этого полотна. Изначально, авторство работы приписывали Леонардо да Винчи, а персонажа считали Меркурием. Однако, сегодня большинство экспертов склоняется к тому, что автором полотна был Брамантино, а изображённый персонаж – стоглазый Аргус из греческой мифологии.