Случайное знакомство в ресторане;
Что может быть вульгарнее, пошлей?
И вдруг – любовь! Повадки чувства странны.
Пришло некстати. Думаю о ней.
Завязкой начинаются романы,
А мне бы – развязаться поскорей.
Тревожиться о женщине – убого,
Вредит комфорту нежная тревога.
Попробовал отвлечься. Не с руки.
За кисти брался. И опять – напрасно.
На лестницу… И тут же – возвращался,
Летел на телефонные звонки:
Нет, не она!.. То Лизонька, то Ася…
Не шла работа. Мазал. Пустяки.
Ещё недавно – весел и доволен,
И вдруг… случайной женщиною болен?
Так, помнится, и славой не болел,
Известности желал, но лишь отчасти;
Была и слава в ранге прочих дел,
Отнюдь не становясь предметом страсти,
А тут не уберёгся, проглядел…
Иные, полюбив, твердят о счастье
И открывают в этом чувстве свойства,
Из коих признаю лишь беспокойство.
В «Эльбрус» поехал. Вечер просидел
За коньяком. Увы, не появилась.
А на бульваре Пушкин… Нужен мел,
Чтоб улыбнулась бронза?.. Мрак и сырость
Усугубили грусть. Зайти хотел
К знакомой той, что никогда не снилась.
И всё-таки отправился домой:
Вдруг Маша позвонит?.. О, боже мой!
Я в мастерской живу. А мастерская —
В полуподвале. Жидок свет окон.
При лампочке пишу, весь свет ругая.
Зато соседей нет, и – телефон.
Устроился уютно. Вроде рая.
Хотя в быту отсутствует балкон,
Но без балкона жить не так уж скверно,
Поскольку дворик – нечто вроде сквера.
Сквер пересёк. В оконце вижу свет.
По лестнице спустился… Кто же? Колька!
Спит на тахте. Окурки сигарет.
Две чашки из-под кофе и настойка.
Я, было, спать пошёл:
– Привет!
«Привет!
Зашёл проведать. Дожидался стойко.
Ты не столкнулся с нею?»
– Что?
«Как раз
Была здесь дама. Машей назвалась…»
Ждал – не дождался, ждал – и разминулись:
Судьбы обыкновенный произвол.
Я на судьбу до неприличья зол
За выверты, за женскую премудрость,
За то, что я, как пасторальный вол,
Крутую борозду тянул, сутулясь;
На плуге выволакивал рассвет,
А всходы, всходы – будут или нет?
Да и любовь – разыгранная карта,
Опять моя судьба играет мной…
Сорвал сегодня?.. Проиграю завтра,
Приплачивая жизнью остальной.
Судьба, пожалуй, хитроумней свата:
Оженит с горем, породнит с бедой;
Ещё сравню с капризною несушкой,
С рождественским подарком под подушкой…
Мария, киска! Нет, скорее – рысь…
Мне неуютно. В зябком нетерпенье
Намучался. Довольно… Появись!
Ещё нежнее обниму колени,
А поцелуи – за разлуку пени…
Сто!.. Тысяча!.. И повторю на бис!..
Нет, не приходишь… Ну и чёрт с тобою!
Гуляй себе по крыше – хвост трубою!
Забуду и забудусь… Каламбур?
А может, афоризм – из надоевших?
Пускай трубит им славу трубадур,
Предпочитаю афоризмам – женщин,
Красотам риторических фигур —
Изгибы форм, заведомо нежнейших.
А потому, друзья, намерен впредь
Единственно о наслажденье петь.
«Любовь!..» – Шекспир сказал… или гусар?
Не будь её – не знали бы о счастье.
Бедны её успехи и не часты,
Она – скорей проклятие, чем дар.
По нраву ей – пилястры и пиастры,
Печному родствен чувственный угар…
С любовью стоит к женщине явиться,
Сомкнула губки – всё! – и не напиться.
Ручьи боятся жажды как огня;
К пресыщенному льнут… Противоречье?
Упрямой ложью жадный рот калеча,
Нахальным, сытым притворяюсь я,
Хотя порою разрыдаться легче,
Но плачущего кто поймёт меня?
Омочит кто запёкшиеся губы?
Просящие не очень в мире любы.
«Привет!.. Не ждали?»
– Машенька!.. Входи!
С дождя? Промокла? Тапочки скорее!
И в свитер залезай…
«Ты – не один?
Сменила Магдалину – Лорелея?
Ретируюсь…»
– Мария, погоди!
К натурщице ревнуешь?
«Ври – умнее…»
– Сейчас оденется… А ты? Ты – насовсем?
«Нет, завтра мне на службу… Встану в семь».
– И снова ускользнёшь?
«Верней, растаю
Снегурочкой осенней на окне…»
– Утратишь очертания, но мне
Подаришь карандашных линий стаю?
«Рисуй её! Позировать не стану.
Я телом доверяюсь лишь луне…»
– Она сейчас уйдёт.
«Свежо преданье…»
– Ах, Лена! Поскорей же… До свиданья!
«А если я… за Лорелеей вслед?»
– Дождь, вроде бы…
«Уговорил. Останусь.
Притом, что здесь найдётся тёплый плед.
Мне холодно…»
– Пропустим по стакану?
«Ну а фужеров в этом доме нет?
Убогий сервис…»
– Люкс не по карману.
«Я тоже – роскошь!»
– Вряд ли потяну…
Вот разве что в рассрочку… как жену?
Избыток чувств и недостаток снов,
Капризы и сюрпризы карнавала,
Слова – «Я ждал тебя!..», ненужность слов…
Всё это ночь любви в себя вобрала;
А на рассвете был вполне здоров.
И счастлив был! Одно меня смущало:
Уходит Маша, а когда придёт?
Вслепую ждать, вы знаете, не мёд…
– Мария! Ты меня тоске не выдашь?
«Разлука – в прятки детская игра…»
– Мария, ты – мой самый главный выигрыш!
«Льстишь, как чиновник, с раннего утра.
Прости. Целую. Мне уже пора…»
– Я не пущу. Ты от меня не выйдешь.
Вот если только… замуж?
«Не пойду.
Я развелась. Наскучило в аду…»
– Есть предложенье загород поехать.
В деревню, к другу. Знаешь, на пленэр.
Ловить стрижей весёлых по застрехам,
Дышать грозою… К чёрту – пыльный сквер…
Речные ванны, полосканье смехом!
А солнца будет – свыше всяких мер!
И брага четвертями – вместо кваса…
Махнём на выходные?
«Что ж… согласна!»
Наличники – тогда изба избой!
А нет – сарай! Славянское искусство
По деревянным гребешкам резьбой
О старине цветастой бает вкусно:
Простым узором – репа да капуста,
Простой задумкой – сон перед косьбой.
Над речкой ходят избы, ходят через,
Поленницами бойко подбоченясь.
Резные распевают соловьи
Над окнами весенними вдоль тракта,
А в окнах отражаясь, тащит трактор
Гусиным шагом дизели свои;
Идёт – вприсядку!.. Эй, останови!
А дизели хрипят, как Эдди Кантор;
Перешибая трели соловьёв,
Гогочет «чёрный гусь» на сто ладов.
И тащит, тащит, тащит – за собой
Задымленное, городское небо,
И горизонт с архангельской трубой,
И площадные крики: «Зрелищ!.. Хлеба!..»
А над колодцем поникает верба
Служанкою, наложницей, рабой…
Раскрепостился человек, но разве
Природа у насильника не в рабстве?
Теперь, уже на грани катаклизм,
Когда за шкуру собственную страшно,
Слащавый воздвигаем гуманизм
В защиту зверя, птицы и пейзажа.
Сочувствием к животным увлеклись,
И боком вышла им забота наша:
Кастрируем, наваливаем кладь…
Самим бы не пришлось осеменять?
Вконец разбитый, шамкающий газик
Причалил, как амфибия, к плите
Шлакобетонной. Выбрались из грязи.
А дальше – вброд… Дороги ещё те!
Расхваливать деревню – можно сглазить.
Дворов несушки квохчут в тесноте;
И тучный небосвод в крутой распашке
Скрывать не хочет грозные замашки.
И чтоб не затвердела колея,
Не запеклась – к суглинистой мучице
Дольёт небесной серенькой водицы
Не скупо, всклень – по самые края!
И снова месим, и кипит земля,
Громами разбухает, пузырится.
А Маша от усталости – без ног,
Из жижи просит вызволить сапог.
«Андрей на ферме! – похвалилась мать, —
Ну а картины отданы чулану.
Об этом лучше не напоминать.
Боюсь, не растревожили бы рану…
Проголодались?..» Сразу – хлопотать!
Крестьянский стол описывать не стану:
Откушавшему – скучен натюрморт,
Голодному – заглядывает в рот.
Хозяин задержался. Не дождались.
На сеновале разместились мы.
С десяток звёзд в оконце, и – усталость
В стогу пахучей колющейся тьмы.
Уснули без любви. Такую странность
Одобрят вряд ли юные умы.
Естественно… Но в зрелом поколенье
Не чувству мы поддакиваем – лени!
Да и соблазны, кажется, не те,
Уснуть покойно – разве не блаженство?
И, равнодушны к близкой наготе,
Ныряем в сон без промедленья, с места;
Уже любовь относим к суете,
Развратом называем. Даже лестно
Увериться – ничто не мучит нас,
И радуемся, что огонь погас.
Любите! Заклинаю вас – любите!
Покуда силы и покуда есть
Влечение, единственное здесь,
Оно не даст погрязнуть в мелком быте.
Покинет вас?.. А вы его зовите!
И ждите от любви хотя бы весть,
Хотя бы взгляд, хотя бы просто чувство,
Что сердце ваше – всё ещё не пусто.
Но кто не любит – заживо мертвец,
Кто не сумел осилить боль измены,
И как артист спускается со сцены,
Посторонился, прошептав: конец…
Или, сдувая мыло пьяной пены,
Цинично рассуждающий отец
Ворчит в пивной с цезурою одышки:
– Ребёнка сделал… отдохнуть не лишне!
Любовь – не только молодой инстинкт —
Всеобщий к жизни приговор природы.
В её огне смягчили нрав народы,
Закон которых был суров и дик.
Любовь – река. Нас омывают воды,
Мы человечней делаемся в них…
Любовью ополоснутое сердце
Жестокостью не может разгореться.
Живите чувством прежде, чем умом,
Ум вывезет, когда делишки плохи,
Когда зарвётся чувство – вмиг уймём
Ещё на полпути, на полувдохе.
Но, умничая сразу, при истоке,
До устья, очевидно, не дойдём,
А растечёмся лужею стоячей,
В конце концов, себя же одурачив.
Проснулись рано. Разбудил мороз.
Край одеяла превращён дыханьем
В аэродром голубеньких стрекоз.
Укрылся с головой… Пленэр? Купанье?
Мария занялась устройством кос,
За полчаса соорудила зданье.
Покуда я валялся на боку,
Андрей уже работал на току.
Умылись во дворе. Потом поели,
Макая золотистые блины
В растопленное масло. Бодрость в теле,
Как самоощущение струны.
Печь дышит так, что окна запотели.
С медовой необклеенной стены
Смеётся в рамке – щурящийся мальчик,
Андрей Григорьев – и никак иначе.
«Андрюша!.. – взгляд перехватила мать. —
Уж был пострел… Растила – натерпелась.
Втемяшится чего – не удержать…
Учился плохо. Верно, не хотелось?
А в озорстве – и выдумка, и смелость,
Какие только можно пожелать.
За образами прятал папироски.
Рос без отца… Ему б ремень отцовский!
А вырос – будто сглазили, притих.
Задумчив стал, друзей оставил, игры…
Неразговорчив, словно еретик,
Засел, сказать верней, залёг за книги,
Ещё верней – не вылезал из книг.
Он их носил как мученик – вериги,
И, стопу книг прижавши к животу,
Спускался с сеновала поутру.
Соблазн в него вошёл. Смутил лукавый.
Лишён покоя даже по ночам,
Спросонок часто вскакивал, кричал.
А рисовал – драконов семиглавых,
Зелёных, словно вызревшие травы.
Я замечала по его речам,
Что всё земное для Андрюши пусто,
Что искушает мальчика искусство.
А в школе – тройки с горем пополам.
Уроков не готовил и не слушал.
Витал, что в облаках аэроплан,
Воображенью то есть продал душу.
А ежели мечтания нарушу,
Озлится вдруг. Не разрешалось нам
Заглядывать в заветные тетради.
Случалось иногда… Его же ради!
Чего там только не было! Стихи
Бредовые. Я даже помню: „Утки
Озёра гладят, словно утюги…“
А под стихами странные рисунки:
На переезде стрелочник у будки.
Лицо – фонарь. Высокий. Без руки.
Вторая полосата, как шлагбаум…
Понять такое – тратить время даром».