Первая глава

1

Могущество художника, поэта —

Проклятый дар. К чему ни прикоснусь,

Будь то осколок зимнего рассвета

Или цветок – уродливая грусть

Порабощает существо предмета.

С вертлявой канарейкою займусь,

Учу по нотам… А засвищет – грустно.

И стиснул пальцы зябкие – до хруста.

Уменье боги ниспослали мне:

Реальность побеждать воображеньем.

Увы, победа, лестная во сне,

Готова обернуться пораженьем;

Чреваты неуютным пробужденьем

Любые сны… Прекрасные – вдвойне.

Неровен час: проснувшись, обнищаем,

Лишившись драгоценных обещаний.

Обыкновенно наступает день,

Когда, устав от мутных сновидений,

Спешим стряхнуть мечтательную лень

И расширяем круг своих владений

Реальным миром, где любая тень

Роскошней, слаще полуночных бдений;

Всю чертовщину отметаем разом.

Довольно снов. Покончили с экстазом.

Уже не тщимся мир перевернуть.

И не скандалим. Ценим то, что близко.

Просторней разворачиваем грудь,

Освобождая прежний стих от риска,

Чтоб выдохнуть полнее и вдохнуть.

И смущены, что поступали низко,

Поскольку не однажды верность вдовью

Умели грубо распалить любовью.

Пришло прозренье. Сброшен капюшон

Благополучных, милых заблуждений.

Застукали с любовниками жён,

И сразу – перед пропастью сомнений.

Взываем к истине, но моралист – смешон.

Рога на стенке – атрибут семейный.

Все это знают. Мир без дураков.

По праздникам сметаем пыль с рогов.

Растрачен на бессмертие аванс.

Жизнь прожита случайно, вхолостую…

Вдруг ненароком разобидел вас?

Ещё опасней девственность святую

Хоть пальчиком задеть… На этот раз

Я о вещах серьёзных повествую

И – про любовь! Ну а теперь по плану

От болтовни – перехожу к роману.

2

Героя моего зовут Андрей.

Его с рожденья пеленали в ситец.

В деревне рос. Остался верен ей.

Теперь он – деревенский живописец.

ИЗО ведёт сугубо для детей;

Они ещё в постель изволят пи́сать,

А он их учит красками писáть.

Привадил к дому. Недовольна мать.

И то сказать, его уроки странны:

Рассядется по лавкам детвора,

Галдят, макают кисточки в стаканы

И в краску… Клякса – облако, гора!

Малюют сны, неведомые страны…

Урок? Навряд ли… Шутки, смех, игра!

Бывало, упрекну его при встрече.

Молчит, чудак… Оправдываться нечем?

А помнится, завидовал ему

В студенческую пору, в институте:

Его мужицкой смётке и уму,

Напористо стремящемуся сути,

Упрямству… Но особенно тому,

Как он писал – торжественно до жути:

По-бычьи упирался в пол ногами,

Как будто камень громоздил на камень.

А Муза – и легка, и своенравна:

Безумного надеждой усмирит,

Внушит тихоне громовержца право,

Романтика в корявый ввергнет быт,

Над скромником, глядишь, сияет слава,

А гений всеобъемлющий забыт…

Кто понимает, что за баба – Муза,

Не вздорит – ищет брачного союза.

Мне помириться с Музой удалось.

Капризная? Пришлось приноровиться.

Она шептала: «Стань самоубийцей!»

А я кивал, умно скрывая злость.

Она меня вела – и вкривь, и вкось,

То оттолкнёт, то нежно подольстится…

И, лицемерно разыграв ханжу,

С дурашливою Музою дружу.

Андрюха и в искусстве был упорным.

Натягивая нос профессорам,

Подчас казался чистоплюем нам,

И даже проявлял зазнайство, гонор,

Нередко спорил, надрываясь горлом,

Придирчив – до наивности – к словам…

Для Музы человек такой – обуза,

Но от него не уходила Муза.

3

Учась пониже курсом, чем Андрей,

Я подражать ему пытался даже.

Хотя мой колорит повеселей,

Трагическая боль его пейзажей

Аукалась лиричностью моей…

Весной на институтском вернисаже

Он выставился: «Просека. Этюд»,

Где ощущалось, сколь порубщик лют.

Не мастерство, а нравственная сила

Распорядилась этим полотном;

Нет, роща не кричала – голосила,

Расчерчена суровым топором.

Валялись раскоряченные пилы —

Оружие насилья – под кустом,

И чёрные берёзы догнивали,

И в жутком страхе разбегались дали.

Он был не понят. Говорили все,

Что замысел и опыт неудачен,

Рисунком – угловат, по цвету – мрачен,

Да и берёзкам отказал в красе…

А мой хвалили: «Васильки в овсе».

Я первый год учился. Только начал.

Однако, поле расцветив искусно,

Вложил в работу простенькое чувство.

Мясницкий усмотрел во мне талант,

Любовь к природе. Старцы пожурили,

Поскольку третий план был слабоват.

Зато на первом – сухость, нежность пыли,

Колосьев, чуть примятых, аромат…

Профессора такую чушь любили,

Эффекты в стиле импрессионистов,

Чей путь в искусстве светел и неистов.

Андрей споткнулся именно тогда.

Мальков, академическая туша,

Внушал ему, Андрей его не слушал,

Уставившись в окно, на провода…

Мальков – аж покраснел! Малькову – душно!

Потребовалась ректору вода!

На кресло повалился, багровея…

А я – в буфет, и этим спас Андрея.

Но вправду ли новатор был Мане?

Свет раздраконил?.. Велика ли степень

Новаторства в подобной новизне,

Поскольку веком прежде Джон Констебль

Полдневный зной разлил в голубизне;

Фамилии его основа – стебель,

И корень этот разумею так:

Родился пейзажистом – верный знак.

Вы помните?.. Журчащая река.

Июльский день. По лугу свет разбросан.

Прониклись ожиданьем облака,

Вода чудесным серебрится плёсом,

Миг заступил бессчётные века

Ответом – прошлому, грядущему – вопросом…

Большой пейзаж с телегою для сена

Взят на обложку мной – блестит отменно.

4

Кого ведёт единственно любовь,

Кто с ней одною состоит в совете,

К тому приветлив человек любой,

Того ласкает присмиревший ветер.

Но кто, о лучшем грезя, лезет в бой,

Такому счастья нет на этом свете,

Поскольку он всему, что в мире есть,

Свою мечту согласен предпочесть.

В быту, таланте, творчестве и споре —

Андрей был неизменно одинок,

И лишь со мной в случайном разговоре,

Нет, не открыться – высказаться мог.

Так, смалывая камушки в песок,

От века собеседовало море

С береговою линией своей,

Глубин не открывая перед ней.

Он редко разговаривал без смеха,

Расцвеченная шутками канва

Как бы снижала мысль – слова, слова! —

Серьёзное смотрелось как потеха.

Я в глубину его кричал!.. Едва

Мне отвечало собственное эхо…

Без отзвука с неведомой версты —

Как бездну отличить от пустоты?

Но я, как даровитейшая бездарь,

Непобедимо верил, что Андрей

Отнюдь не пуст. Тем более что «бездна»

Для вящей убеждённости моей

То выбросит медузу – интересно,

То нечто – поизящней, почудней,

Что, поместившись целиком в стакане,

Причастно, может быть, глубинной тайне.

Я иногда вышучивал его,

Андрей тогда смотрелся сиротливо

И уходил, как море – в час отлива.

Ещё со мной, но – где-то далеко.

Так уходил из жизни Жан Виго;

Взъерошенного непризнанья грива

Звенит о тех, кто при избытке сил

Под солнцем место славе уступил…

Искусство – вроде чудака Прокруста:

Едва измыслит некий идеал,

Как под сурдинку пыточного хруста

Всех усреднит – кто рослый или мал.

Хотя в ином юнце бушуют чувства,

Какие свод небесный не вмещал,

И громоздит на фресках груды плоти,

Как потрясавший мир – Буонарроти.

Но мне милей скромняга Рафаэль;

Он в смуте против Бога не замешан,

Перед прекрасным сам благоговел,

Его рисунок – гармоничен, взвешен.

Друзей в избытке и врагов имел,

Любимец Муз, а также смертных женщин.

И, помнится, не прекословил зря

Ни Папе, ни вельможам короля.

Творец «Мадонны» – нежность и веселье,

Творец «Давида» – глыбист и суров,

Один кутил, другой узнал похмелье,

Один скрывал, другой срывал покров…

Что выше: Богородицы любовь,

Державный гнев пророка Моисея?

Кто нам нужнее – мать или отец?..

До истины добрались наконец!

5

Дублёнки, шапки – в угол… Мастерская!

Свет верхний – что теплица под стеклом.

Буржуйку прокалили угольком —

Черна, помятый бок, труба кривая…

Григорьев, табуретку предлагая,

Хромую ножку вправил кулаком.

И, целомудренно раздев картину,

Вприглядку отступил на середину.

«Не правда ли, темно и цвет расплывчат?»

– Расплывчат цвет? Юродствуешь, подлец!

Цвет хлёсткий, бьющий – вроде зуботычин;

И снег, под коим – каждому конец…

И – просветленье… Ты, Андрюха, спец!

Ты – гений! Ты!..

«Лесть очевидна. Вычтем.

Я всё-таки порежу этот холст,

Когда в сугробах видится погост.

Поскольку мне обратного хотелось:

Декабрь. Унынье. На исходе год.

Холмов округлость и оцепенелость.

Но под покровом созревает плод.

Покой трусливый – созревает смелость

Рокочущих, неудержимых вод.

Как роженица, тишина томится,

Чтоб новой, лучшей жизнью разродиться».

– Твой замысел, действительно, хорош;

Да и тебе созвучно ожиданье

И сил, до срока скрытых, клокотанье…

Но можно ли такое – и под нож?

«Я своего не выполнил заданья…»

– Андрюха! Ну прошу тебя – не трожь!

Тут чувствуется всё же вдохновенье…

«Не вдохновенье, друг, а неуменье».

– Вот глупости!.. Ты – мастер, а другим

И помышлять заказано об этом.

Ты можешь на холсте исполнить гимн,

И станет стыдно неучам-поэтам.

Умеешь город написать сквозь дым,

Бутыль чернил наполнить чёрным светом…

Ты в двадцать лет писал, как академик!

«А в тридцать – ни заказов нет, ни денег…»

– Тебе занять?

«Не трудно?.. Так займи!»

– Смешно сказать, но я теперь в фаворе.

Пейзаж купили… тот… «Конец зимы»:

Ручей под снегом, вяз на косогоре…

Тут, кажется, четыреста… Возьми!

«Отдам не скоро…»

– Что болтать о вздоре?

Бездарностям сопутствует успех;

Вот почему твой друг счастливей всех!

«Елена как?»

– Она к тебе приедет.

Сказала – через месяц…

«Подождём…»

– Женись на ней!

«Но счастья нет на свете…»

– Так Пушкин говорил, а мы найдём!

«Я – не ищу…»

– А у меня в предмете.

Причём не в одиночку, а вдвоём

С любимою…

«Зато, пока ты ищешь,

Их было, вероятно, больше тыщи?..»

6

Как цедры глянцевитая спираль

Сияет на фламандском натюрморте,

Так лес, где паутину собирал,

Просвечен весь и до весны в ремонте.

Противиться не в силах комарью,

Жиреющему от невинной крови,

Из термоса китайского налью

Заваренный в Москве бразильский кофе.

По брёвнышку не перейти ручья.

Напрасно гнёздам перепись устроил

И древнего урочища устои

Топчу напрасно сапогами я…

Не высмотрев сюжет, вернусь в деревню,

Где за щекой у скотницы орех,

А конюх объясняет бабьей ленью

Чревоугодье и содомский грех.

Там, в камышах озёрной пасторали,

Хозяйки и посконное своё

На длинных бельевых мостках стирали

И за беседой вряд ли забывали

Перемывать соседское бельё.

Всё на виду: обновки и обноски.

Молодки тёрли преусердно так,

Что под обмылком проступали доски

Сквозь мокрый ситец платьев и рубах.

Переполощут горький срам покуда,

На руку деревянно опершись,

Глядишь, помолвка сладится не худо,

Пьянчугу разбранят, замесят жизнь.

И это всё, не разгибая спины,

И это всё, в подолы пряча взгляд:

Обмоют мёртвых, справят именины,

Семью накормят, вырастят ребят.

А мужики, раскуривая трубки

(Все прочие занятья – ерунда),

Косятся на подоткнутые юбки

И баб чихвостят – нету, мол, стыда!

И рассуждают: какова погода,

Каков укос, когда нальётся сад,

Кому и где какая вышла льгота.

Затянутся и снова глаз косят.

А между тем почтенный горожанин,

Природы обстоятельный должник,

До ветру за овраг бежит в пижаме,

Не уяснив – где баня, где нужник?

Забавен мужикам столичный норов.

Неприбранный оглядывая край,

Затянутся, вздохнут:

«Отъелся боров, —

И крикнут вслед: Порты не потеряй!»

Загрузка...