Глава № 3, в которой чиновник из Администрации Президента России, близкий к методологам, готовит политическую элиту России

Большое влияние методологи оказали на Сергея Кириенко, который в 2016 году становится Первым заместителем Руководителя Администрации Президента России и начинает курировать вопросы внутренней политики. Меньше, чем через год после назначения на должность в Кремле, Кириенко заявляет о запуске всероссийского конкурса «Лидеры России», чуть позже появляется отдельный трек «Лидеры России. Политика». Так, за долгое время, в России появляется социальный лифт для молодых и амбициозных молодых людей, которые хотят менять свою страну. В рамках конкурса участники соревнуются и раскрывают профессиональные таланты – то есть по-настоящему конкурируют. Помимо интеллектуальных испытаний, они подвергаются и высоким психофизическим нагрузкам: например, ложатся под едущий на них бронетранспортёр[43], прыгают с парашютом или в воду с семиметровой скалы[44].


Схема № 9: «Структурная схема организационно-технической системы с несколькими конкурирующими фокусами организации, руководства или управления». «Хрестоматия по работам Г. П. Щедровицкого. Путеводитель по основным понятиям и схемам методологии организации, руководства и управления». Стр. 181.


Когда я учился у методологов, мне также приходилось подвергаться похожим психоэмоциональными и физическим испытаниям, о которых будет рассказано в одной из следующих глав. Многочасовые забеги по пересечённой местности: лесам, полям, болотам и балтийскому побережью. Всевозможные военно-тактические игры: «Зарница», пейнтбол и другие. И это не случайное совпадение – между конкурсом подготовки будущих лидеров России, запущенным Сергеем Кириенко, и программой подготовки, в которой я участвовал, есть нечто общее. Это сама технология подготовки управленческих кадров, разработанная методологами.

Сергей Кириенко хорошо знаком с этой технологией. Еще в 1999 году он и Щедровицкий младший занимались формированием «Золотого кадрового резерва России XXI века»[45]. В рамках этой программы участников конкурса отправляли учиться в «Тольяттинскую академию управления» (ТАУ) и первым из испытаний, которым они подвергались, был кросс. Именно эту академию закончили те, кто руководил образовательными программами, в которых позже участвовал я.

Георгий Петрович Щедровицкий еще при жизни говорил о важности воспроизводства деятельности. Процесс воспроизводства предполагает, что недостаточно просто вырастить новое поколение, его необходимо специальным образом обучить и транслировать ему нужную культуру. Именно воспроизводство и является главной задачей всех управленческих конкурсов, запущенных Сергеем Кириенко. И, как уже было сказано, впервые почти за 30 лет в России появляется реально работающий социальный лифт для тех, кто хочет строить политическую карьеру.


Схема № 10: «Воспроизводство деятельности через трансляцию культуры». «Хрестоматия по работам Г. П. Щедровицкого. Путеводитель по основным понятиям и схемам методологии организации, руководства и управления». Стр. 53.


И в теории, благодаря открытой и публичной конкуренции внутри таких конкурсов, победителями становятся самые достойные. Но есть и обратная сторона – победители таких конкурсов не конкурируют по-настоящему: не участвуют в реальных выборах, не ведут публичных предвыборных кампаний, не отстаивают свое мнение на дебатах и не взаимодействуют с реальными избирателями. Это и есть ключевой изъян – в таких конкурсах и программах подготовки могут появиться только исполнители и имитаторы, а не яркие политические и государственные деятели, которые рождаются в условиях реальной борьбы.

Во многом положение Сергея Кириенко изменилось после начала событий в Украине. Тогда появилась информация, что ФСБ и Совет Безопасности начали лоббировать отмену губернаторских выборов, запланированных на сентябрь 2022 года, или хотя бы их перенос[46]. Казалось, что Кириенко, который до этого курировал внутреннюю политику, выборы губернаторов и сферу подготовки кадров, не совсем вписывался в новую повестку. В новых условиях российской власти нужны были «люди других взглядов» – выходцы из силовых структур. Но Кириенко не только сохранил свое место в администрации, но и попал в «ближний круг» Президента России: отстоял необходимость проведения выборов, занялся подготовкой присоединения новых территорий и начал работу над образом будущей России[47].

После начала событий в Украине, была закрыта одна из старейших независимых радиостанций в России, последний независимый от властей политический телеканал, многие популярные интернет-издания и десятки других СМИ. Они были признаны иногентами, некоторые получили статус нежелательных организаций на территории России.

Но даже в отсутствии официальных альтернативных мнений, российская пропаганда стала хуже справляться с поставленной задачей. Спустя полгода после событий в Украине, в России резко снизилась аудитория гостелеканалов[48]. Охваты аудитории у «Первого канала», «России-1» и «НТВ» обвалились на четверть.


Схема № 11: «Схема научного предмета». «Хрестоматия по работам Г. П. Щедровицкого. Путеводитель по основным понятиям и схемам методологии организации, руководства и управления». Стр. 74.


Параллельно падению доверия к государственным СМИ в России стартовали сразу несколько конкурсов, направленных на воспроизводство нового поколения государственных пропагандистов. Например, тогда стартовал форум молодых политологов «Дигория»[49]. Форум был задуман, как возможность для молодых политологов с государственническими установками обратить внимание власти на свои проекты и в перспективе получить предложение о трудоустройстве. В вступительном слове Сергей Кириенко говорил, что участники должны удовлетворить потребности общества в гордости за страну, продолжить работу над консолидацией российского общества и убедить молодых людей, что «кризис – это время возможностей»[50].

Интересно, что в 2008 году, когда я учился у методологов в «Муниципальной школе управления 5И»[51], рассуждая о мировом финансовом кризисе, они интерпретировали происходящее схожим образом: «Использовать кризис как возможность». Но об это немного позже.


Схема № 12: «Использовать кризис как возможность». «Муниципальная школа управления 5И». 2008–2010 гг.


Работа над политическими проектами в рамках форума «Дигория» происходила в «цехах и фабриках», которые курировали близкие к внутриполитическому блоку Администрации Президента России эксперты и технологи. Интересным является и факт, что «организаторы довольно сильно ограничили участников в комментариях СМИ – в подробностях рассказывать о происходящем в «цехах» было строго запрещено. С прессой отказывались общаться даже некоторые руководители направлений»[52].

В качестве второго примера можно привести историко-культурный форум «Истоки», в открытии которого Кириенко также принял участие. В своем рассказе о нем, Сергей Владиленович отмечал следующее: «Мы говорили о фальсификации истории… раньше мы сталкивались с тем, что историю начинали фальсифицировать по прошествию какого-то относительно длительного времени, когда что-то забывается в человеческой памяти, уходят свидетели и очевидцы… и тогда начинается массированная работа в попытке пересмотреть или фальсифицировать историю. А сегодня совсем другая ситуация: мы видим, как попытки фальсификации наступают почти сразу за событиями… Это вызов… С точки зрения системы работы со смыслами, интерпритациями…»[53]. И казалось, что вот еще один социальный лифт, но уже для историков, социологов и гуманитариев в целом. Благодаря конкуренции между «цехами» и «фабриками» работу получат самые профессиональные и компетентные участники. Но проблема этих форумов ровно такая же: в результате таких конкурсов не появится никакой серьёзной политической аналитики или альтернативных мнений. Только политические интерпретаторы, которые вполне смогут покрыть те общественные запросы, которые сегодня наблюдаются в умах российских граждан.

Загрузка...